ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-12331/20 от 10.12.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

15 декабря 2020 года

                                                          Дело № А81-5000/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.

Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2020 года .

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лотова А.Н.,

судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12331/2020) Департамента агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.09.2020 по делу № А81-5000/2020 (судья Садретинова Н.М.) по иску Администрации муниципального образования Шурышкарский район (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Департаменту агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным предписания от 22.05.2020 № 2201-15/3057 в части,

при участии в судебном заседании представителей:

от Администрации муниципального образования Шурышкарский район – ФИО1 по доверенности от 06.04.2020 № 010-15/20 сроком действия по 06.04.2021;

в отсутствие представителя Департамента агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,

установил:

Администрация муниципального образования Шурышкарский район (далее – администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Департаменту агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – департамент, заинтересованное лицо) об оспаривании предписания от 22.05.2020 № 2201-15/3057 в части пункта 5.

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.09.2020 по делу № А81-5000/2020 требования администрации удовлетворены. Предписание заинтересованного лица от 22.05.2020 № 2201-15/3057 признано недействительным в части пункта 5, предусматривающего принятие мер по возврату в окружной бюджет автономного округа бюджетных средств в размере 22 931 645 руб. 23 коп.

Возражая против принятого по делу решения, заинтересованное лицо просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы ее податель указывает, что судом первой инстанции не дана правовая оценка нарушению порядка заключения соглашения и неправомерного возмещения затрат и не установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела. Так, в абзаце третьем пункта 2.11 Порядка предоставления государственной поддержки производителям хлеба, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.12.2014 № 1110-П, установлено, что в соглашении предусматривается срок действия соглашения и период вступления в действие, а именно – с первого числа месяца, следующего после даты заключения соглашения. Финансовые средства, перечисленные с 09.01.2019 по 31.01.2019 ООО «Горки», ИП ФИО2, ИП ФИО3 и с 03.06.2019 по 30.06.2019 ИП ФИО4, выплачены неправомерно.

В письменном отзыве на жалобу администрация просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя департамента.

В заседании суда апелляционной инстанции представителем администрации поддержана позиция, раскрытая в письменном отзыве на жалобу заинтересованного лица.

Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав заявителя и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Из материалов дела следует, что в период с 19.01.2020 по 19.02.2020 на основании приказа департамента агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.01.2020 № 13-ОД «О проведении проверки целевого использования средств окружного бюджета, предоставленных муниципальному образованию Шурышкарский район на осуществление отдельных государственных полномочий по государственной поддержке производителей хлеба» уполномоченным должностным лицом департамента агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа проведена проверка целевого использования средств окружного бюджета, предоставленных муниципальному образованию Шурышкарский район на осуществление отдельных государственных полномочий по государственной поддержке производителей хлеба.

В результате проверки установлены следующие нарушения.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 2.4 Порядка предоставления государственной поддержки производителям хлеба на территории муниципального образования Шурышкарский район, утвержденного постановлением Администрации муниципального образования Шурышкарский район от 05.07.2018 № 593-а (далее –Порядок), у производителя хлеба должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В нарушение установленного требования уполномоченным органом муниципального образования не были направлены запросы в Федеральную налоговую службу и в Фонд социального страхования о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.

В рамках проверки запрошены вышеуказанные сведения и была выявлена задолженность по уплате налогов, на дату подачи заявления на получение государственной поддержки в форме субсидирования производителям хлеба части затрат, связанных с производством хлеба у следующих получателей: ООО «Перекресток», МСП «Мужевское», ООО «Юган», ИП ФИО5

В связи с наличием задолженности соглашения между получателями субсидии и Муниципальным образованием, по мнению департамента, заключены неправомерно. Общая сумма неправомерно перечисленных средств составляет 22 206 045 руб. 23 коп., из них: ООО «Перекресток» – 93 119 руб. 14 коп.; МСП «Мужевское» – 6 527 253 руб. 77 коп.; ООО «Юган» – 13 999 185 руб. 32 коп.; ИП ФИО5 – 1 586 487 руб.

В соответствии с пунктом 2.10 Порядка администрацией муниципального образования заключены соглашения с производителями хлеба. В соглашении предусматривается срок действия соглашения и период вступления в действие, а именно – с первого числа месяца, следующего после даты заключения соглашения.

В нарушение пункта 2.10 Порядка, соглашения с производителями хлеба заключены с нарушением срока действия, что повлекло незаконное возмещение расходов, связанных с производством хлеба за январь и июнь 2019 года на общую сумму 725 600 руб., а именно – ООО «Горки» – 373 500 руб.; ИП ФИО2 – 146 000 руб.; ИП ФИО3 – 155 500 руб.; ИП ФИО4 – 50 600 руб.

В соответствии с пунктом 2.11 Порядка производители хлеба ежемесячно предоставляют в уполномоченный орган муниципального образования:

- расчет суммы субсидии на компенсацию части затрат, связанных с производством хлеба с приложением заверенных копий первичных учетных документов.

- расчет доходов и расходов по производству хлеба.

В нарушении пункта 2.10 Порядка заверенные копии первичных документов в уполномоченном органе муниципального образования отсутствуют.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 26.03.2020.

22.05.2020 Главе Муниципального образования Шурышкарский район выдано предписание, в соответствии с которым предписано рассмотреть акт проверки, принять меры по устранению причин и условий выявленных недостатков и нарушений, а также по недопущению данных недостатков и нарушений в дальнейшей работе; при заключении соглашений с производителями хлеба соблюдать период вступления в действие соглашения, определенного Порядком; не допускать принятие решений о предоставлении государственной поддержки производителям хлеба, при наличии оснований для отказа в ее предоставлении, предусмотренных Порядком; обеспечить контроль за соблюдением производителями хлеба целей и условий предоставления государственной поддержки, путем проведения обязательных выездных проверок, предусмотренных Порядком; принять меры по возврату в окружной бюджет автономного округа бюджетных средств в размере 22 931 645 руб. 23 коп., о принятых мерах уведомить департамент; провести проверку по фактам, выявленным в ходе проверки нарушений, по результатам которой привлечь к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения. О результатах рассмотрения настоящего предписания и принятых мерах надлежало проинформировать департамент в течение десяти дней со дня его получения.

Администрация, частично не согласившись с выданным предписанием, обратилась в арбитражный суд с заявлением, в котором просила признать недействительным предписание от 22.05.2020 № 2201-15/3057 в части обязания возвратить в окружной бюджет автономного округа бюджетные средства в размере 22 931 645 руб. 23 коп.

Судом первой инстанции заявление удовлетворено, с чем заинтересованное лицо не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.

Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии со статьей 38 БК РФ в основу исполнения денежных средств заложен принцип адресного и целевого их расходования, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Пунктом 1 статьи 158 БК РФ предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств в числе прочего обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц – производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887 утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг (далее – Общие требования № 887).

Пунктом 2 Общих требований № 887 установлено, что нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий, принимаемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены законом (решением) о соответствующем бюджете бюджетной системы Российской Федерации, содержат, в том числе условия и порядок предоставления субсидий; требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.

В случаях если порядок контроля не содержит методы и формы проведения главным распорядителем бюджетных средств контрольных действий в отношении получателей субсидий (грантов), то главный распорядитель бюджетных средств самостоятельно определяет их исходя из необходимости реализации полномочий, закрепленных статьей 158 БК РФ.

Контрольные действия могут быть реализованы главным распорядителем бюджетных средств как камерально, то есть путем рассмотрения представленных получателем субсидии (гранта) отчетов о расходах, финансовым обеспечением которых является субсидия (грант), отчетов о достижении показателей эффективности (результативности) представления средств субсидии (гранта) (в случае их установления), так и путем проведения главным распорядителем бюджетных средств выездных контрольных действий в целях фактического подтверждения соблюдения получателями субсидий (грантов) условий, целей и порядка предоставления этих субсидий (грантов), а также достижения показателей результативности использования указанных средств. Указанный разъяснения даны в письме Министерства финансов Российской Федерации от 28.10.2019 № 02-02-08/82595.

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа принят Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.10.2006 № 47-ЗАО «О государственной поддержке производителей хлеба в Ямало-Ненецком автономном округе и наделении органов местного самоуправления отдельным государственным полномочием Ямало-Ненецкого автономного округа по поддержке производителей хлеба», который направлен на обеспечение стабильной деятельности производителей хлеба и удовлетворение потребности населения сельских населенных пунктов Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – автономный округ) в хлебе по доступной цене. Государственная поддержка производителей хлеба осуществляется в том числе в форме субсидирования производителям хлеба части затрат, связанных с производством хлеба (статья 2 Закона ЯНАО № 47-ЗАО).

Финансирование расходов на реализацию настоящего Закона осуществляется за счет средств окружного бюджета в соответствии с законом автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период (статья 4 Закона ЯНАО № 47-ЗАО).

Статьями 5 и 6 Закона № 47-3АО Шурышкарскому району передано отдельное государственное полномочие автономного округа по государственной поддержке производителей хлеба в форме субсидирования производителям хлеба части затрат, связанных с производством хлеба.

В соответствии с частью второй статьи 8 Закона № 47-ЗАО органы местного самоуправления при осуществлении государственного полномочия обязаны, в том числе заключать с производителями хлеба соглашения, предусматривающие субсидирование части затрат, связанных с производством хлеба; за счет субвенций из окружного бюджета осуществлять перечисление субсидий производителям хлеба; обеспечивать целевое и эффективное использование материальных ресурсов и финансовых средств, предоставленных на осуществление государственного полномочия; представлять документы и информацию, связанную с осуществлением государственного полномочия, в исполнительный орган государственной власти автономного округа, уполномоченный на реализацию мер государственной поддержки производителей хлеба; исполнять письменные предписания уполномоченных исполнительных органов государственной власти автономного округа по устранению выявленных нарушений требований федеральных законов и законов автономного округа по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления государственного полномочия.

Финансовое обеспечение государственного полномочия осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из окружного бюджета, в объеме, устанавливаемом законом автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Финансовые средства на осуществление государственного полномочия носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (статья 10 Закона ЯНАО № 47-ЗАО).

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственного полномочия в той мере, в какой это полномочие обеспечено переданными им материальными ресурсами и финансовыми средствами. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственного полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа (статья 13 Закона ЯНАО № 47-ЗАО).

Исполнительным органом государственной власти автономного округа, уполномоченным на реализацию мер государственной поддержки производителей хлеба, является Департамент агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа.

Департамент в соответствии пунктом 2.1.61 Положения о департаменте агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.12.2012 № 1030-П, осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя средств окружного бюджета, предусмотренных на содержание и реализацию возложенных функций.

В соответствии с Приложением № 15 «Ведомственная структура расходов окружного бюджета на 2019 год» Закона «Об окружном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» от 21.11.2018 № 81-ЗАО департаменту как главному распорядителю бюджетных средств выделены бюджетные ассигнования по государственной поддержке производителей хлеба в форме субсидирования производителям хлеба части затрат, связанных с производством хлеба (код бюджетной классификации 882 04 12 18 5 02 61700 810).

Во исполнение Закона № 47-ЗАО постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.12.2014 № 1110-П утвержден порядок предоставления государственной поддержки производителям хлеба.

В соответствии с пунктом 1.5.1 Порядка, департамент осуществляет методическое обеспечение, координацию деятельности и контроль за осуществлением отдельного государственного полномочия автономного округа, переданного органам местного самоуправления.

На основании пункта 2.5 Порядка, субсидия предоставляется каждому обратившемуся в уполномоченный орган муниципального образования (далее – уполномоченный орган) производителю хлеба в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств, полученных уполномоченным органом в виде субвенций из окружного бюджета, при условии соблюдения производителем хлеба нескольких требований на день подачи заявления, в том числе – у производителя хлеба должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом «в» пункта 2.4 Порядка предоставления государственной поддержки производителям хлеба на территории муниципального образования Шурышкарский район, утвержденного постановлением Администрации муниципального образования Шурышкарский район от 05.07.2018 № 593-а, предусмотрено аналогичное требование, а именно – у производителя хлеба на день подачи заявления, должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 2.22 Порядка уполномоченный орган несет ответственность и осуществляет контроль за целевым использованием производителями хлеба окружных бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа.

В соответствии с п. 2.9 Порядка основаниями для отказа предоставления заявителю государственной поддержки в форме субсидирования части затрат, связанных с производством хлеба, являются: несоответствие требованиям, установленным пунктами 1.1, 2.5 настоящего Порядка; непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 2.6 настоящего Порядка; неполное представление сведений в документах, предусмотренных пунктом 2.6 настоящего Порядка; представление недостоверных сведений в документах, предусмотренных пунктом 2.6 настоящего Порядка.

Судом первой инстанции признано не соответствующим закону возложение департаментом на муниципальное образование Шурышкарский район обязанности возвратить в бюджет автономного округа средства в размере 22 931 645 руб. 23 коп., выделенные на выплату субсидии производителям хлеба.

Статьями 28, 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, требование о безвозвратности субсидии не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий. При этом нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).

Данная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, в частности, юридическим лицам.

Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации

Следовательно, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, подлежит обязательному регулированию нормативными правовыми актами субъектов, регламентирующих предоставление данных субсидий, при строгом соблюдении требований федерального законодательства.

Порядок и условия получения государственной поддержки производителями хлеба, осуществляющими производство хлеба в сельских населенных пунктах Ямало-Ненецкого автономного округа, формы предоставления государственной поддержки, источники финансирования, права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении государственного полномочия, права и обязанности исполнительных органов государственной власти автономного округа при осуществлении органом местного самоуправления государственного полномочия и т.д. определены Законом № 47-ЗАО, Порядком предоставления государственной поддержки производителям хлеба, утвержденным постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.12.2014 № 1110-П. Во исполнение указанных актов органы местного самоуправления принимают свои акты в области рассматриваемых правоотношений.

Закон № 47-ЗАО в свою очередь не содержит норм, устанавливающих санкции за нарушение условий предоставления, порядка использования субсидий производителями хлеба, не содержит норм, предусматривающих возможность возврата производителями хлеба предоставленных субсидий в определенных случаях, как и не содержит норм, предусматривающих возможность возврата органом местного самоуправления предоставленной из бюджета округа субвенции, за счет которой осуществляется финансовое обеспечение государственного полномочия.

В статье 13 поименованного Закона содержатся положения о том, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственного полномочия в той мере, в какой это полномочие обеспечено переданными им материальными ресурсами и финансовыми средствами. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственного полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа. Закон ЯНАО № 47-ЗАО содержит порядок и условия возврата финансовых ресурсов в случае прекращения осуществления органом местного самоуправления государственного полномочия (что не применимо к рассматриваемому случаю).

Порядок, поименованный выше, предусматривает условия, при которых подлежит возврату выделенная производителю хлеба субсидия.

В соответствии с абзацем вторым пункта 2.18 Порядка при осуществлении уполномоченным органом, департаментом и органами государственного (муниципального) финансового контроля автономного округа соблюдения производителем хлеба условий, целей и порядка предоставления субсидий в соответствии с настоящим Порядком неподтвержденная отчетной документацией производителя хлеба сумма субсидии подлежит возврату производителем хлеба в бюджет муниципального образования, далее финансовые средства в полном объеме подлежат перечислению в окружной бюджет.

Возможность возврата субсидии предусмотрена в отношении производителей хлеба. Иных положений относительно возврата производителем хлеба предоставленной субсидии, а также возможность возврата органом местного самоуправления выделенной субвенции указанным Порядком не предусмотрено.

В указанном Порядке в пункте 2.19 предусмотрено, что нарушение уполномоченным органом сроков представления информации и отчетности, несоответствие представленных документов установленным требованиям или непредставление документов является основанием применения мер бюджетного принуждения на приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах по кассовому исполнению бюджетов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В пункте 2.22 Порядка предусмотрено, что уполномоченный орган несет ответственность и осуществляет контроль за целевым использованием производителями хлеба окружных бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа.

Положениями части 3.1 статьи 78 БК РФ предусматривается возможность возврата субсидии именно получателем субсидии в случае нарушения предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении. Указанное согласуется с Порядком №1110-П, в соответствии с абзацем вторым пункта 2.18 которого при осуществлении уполномоченным органом, департаментом и органами государственного (муниципального) финансового контроля автономного округа соблюдения производителем хлеба условий, целей и порядка предоставления субсидий в соответствии с настоящим Порядком неподтвержденная отчетной документацией производителя хлеба сумма субсидии подлежит возврату производителем хлеба в бюджет муниципального образования, далее финансовые средства в полном объеме подлежат перечислению в окружной бюджет.

С учетом изложенного, по справедливому заключению суда первой инстанции, правила части 3.1 статьи 78 БК РФ не могут применяться к органу местного самоуправления, поскольку последние не выступает получателем субсидии.

Из окружного бюджета органу местного самоуправления выделяются субвенции, за счет которых осуществляется финансирование государственного полномочия, выплата субсидии конечным получателям – производителям хлеба, что следует из норм статей 8, 10 Закона ЯНАО № 47-ЗАО.

Согласно части 1 статьи 140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Указанный вид межбюджетного трансферта предоставляется местным бюджетам для обеспечения расходных обязательств муниципальных образований при выполнении государственных полномочий на невозвратной основе.

Бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком:

- нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

- нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию;

- нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета;

- нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов.

Бюджетная мера ответственности, в соответствии с пунктом 1 статьи 306.2 БК РФ, применяется за совершение бюджетного нарушения, предусмотренного главой 30 БК РФ, на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.

Глава 30 БК РФ предусматривает такие виды бюджетных нарушений, как нецелевое использование бюджетных средств (статья 306.4 БК РФ), невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита (статья 306.5 БК РФ), неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом (статья 306.6 БК РФ), нарушение условий предоставления бюджетного кредита (статья 306.7 БК РФ).

По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств. Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (подпункт 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ). Действия, приводящие к направлению бюджетных средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. При этом нецелевым расходованием бюджетных средств считается исключительно направление бюджетных средств на иные, не предусмотренные правовым основанием выдачи этих средств, цели.

Доказательства нецелевого использования заявителем полученных средств в дело не представлены. Соответствующие обстоятельства не подтверждены департаментом. Из материалов проверки не усматривается в действиях заявителя таких нарушений бюджетного законодательства как невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита (статья 306.5 БК РФ), неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом (статья 306.6 БК РФ), нарушение условий предоставления бюджетного кредита (статья 306.7 БК РФ). Иных видов бюджетных нарушений и бюджетных мер принуждения, применяемых за их совершение, БК РФ не предусматривает.

Согласно оспариваемому предписанию основанием для возврата перечисленных средств в размере 22 206 045 руб. 23 коп. является нарушение порядка предоставления субсидий, выразившееся в предоставление субсидий производителям хлеба, которые на дату обращения с заявлением в уполномоченный орган имели задолженность по налоговым платежам.

Между тем ни Закон № 47-ЗАО, ни Порядок не содержат положений, в соответствии с которыми в отношении уполномоченного органа могут быть применены какие-либо меры принуждения за нарушение порядка предоставления субсидий, в том числе возврат финансовых средств (субвенции), за счет которых выплачиваются субсидии.

Материалы дела свидетельствуют также о том, что в соответствии ответом Управления ФНС РФ по ЯНАО от 09.09.2020 исх. № 14-26/11247, поступившим в суд первой инстанции, ООО «Перекресток» (ИНН <***>), ООО «Юган» (ИНН <***>) по состоянию на 24.12.2018 – день обращения в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении субсидии – не имели задолженности по налоговым платежам. Таким образом, в действиях органа местного самоуправления отсутствовало вменяемое департаментом в вину заявителю нарушение условия предоставления субсидии, при котором не предоставляются спорные субсидии (наличие задолженности по налоговым платежам).

По состоянию на 24.12.2018 за МУП МО Шурышкарский район «Мужевское» ИНН <***> числилась задолженность по уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов за 2018 год по сроку уплаты 20.12.2018 в размере 8 931 руб., за ИП ФИО5 ИНН <***> по налогу на доходы физических лиц числилась задолженность по уплате пени в размере 4 788,34 руб., начисленная в связи с несвоевременной уплатой текущих начислений.

Однако, в силу вышеуказанного нормативного регулирования, данное обстоятельство, учитывая использование предоставленных субсидий исключительно на цели, на которые они были выделены, не может являться основаниям для обязания МО Шурышкарский район возвратить в бюджет округа финансовые средства, выделенные на выплату субсидий.

Не усматривается судом апелляционной инстанции указанных выше нарушений бюджетного законодательства и в части второй группы обстоятельств, на которых основаны выводы департамента и требования оспариваемого предписания.

Как установлено при проведении проверки, в нарушение пункта 2.10 Порядка соглашения с производителями хлеба заключены с нарушением срока действия, что повлекло незаконное возмещение расходов, связанных с производством хлеба за январь и июнь 2019 года на общую сумму 725 600 руб.

Доказательства наличия в действиях заявителя признаков перечисленных выше бюджетных нарушений, мерой ответственности за которые служит возврат средств публично-правового режима (бюджета субъекта Российской Федерации), в материалы дела не представлено.

Удовлетворив требования администрации, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.

Процессуальных нарушений, в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являющихся в любом случае основаниями для отмены судебного акта, со стороны суда первой инстанции не усматривается.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не распределяются в связи с освобождением заинтересованного лица от обязанности по уплате государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу Департамента агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.09.2020 по делу № А81-5000/2020 – без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

А.Н. Лотов

Судьи

Н.Е. Иванова

 Н.А. Шиндлер