ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
06 ноября 2019 года | Дело № А75-10099/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме ноября 2019 года .
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Кливера Е.П., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Петровой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12846/2019) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08.08.2019 по делу № А75-10099/2019 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Альфастрахование – ОМС» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об оспаривании уведомления от 10.04.2019 № КУВД-001/2019-3990559/1 о приостановлении государственной регистрации прав,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная клиническая больница»,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью «Альфастрахование - ОМС» – ФИО1 по доверенности от 09.01.2018 № 01/02-38 сроком действия 31.12.2019;
в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная клиническая больница», надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Альфастрахование – ОМС» (далее – ООО «Альфастрахование – ОМС», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Управление Росреестра по ХМАО – Югре, заинтересованное лицо, регистрирующий орган) об оспаривании уведомления от 10.04.2019 № КУВД-001/2019-3990559/1 о приостановлении государственной регистрации прав.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная клиническая больница» (далее –
БУ «Окружная клиническая больница», третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08.08.2019 по делу № А75-10099/2019 заявление удовлетворено. Признано незаконным решение государственного регистратора Управления Росреестра по ХМАО – Югре, изложенное в уведомлении от 10.04.2019 № КУВД-001/2019-3990559/1 о приостановлении государственной регистрации прав в отношении аренды части помещения на основании договора аренды от 12.03.2019 № 17, заключенного между третьим лицом и ООО «Альфастрахование – ОМС». На управление возложена обязанность по устранению допущенного нарушения прав заявителя путем совершения регистрационных действий на основании представленных документов. С регистрирующего органа в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Возражая против принятого по делу решения, Управление Росреестра по ХМАО – Югре в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что согласно пункту 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в договоре аренды подлежат приведению данные, позволяющие индивидуализировать имущество, подлежащее передаче в пользование. Индивидуализация недвижимого имущества как объекта сделки для целей государственной регистрации осуществляется органом регистрации прав в процессе кадастрового учета, в результате чего объект получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других недвижимых вещей (что является не только описанием таких объектов, но и подтверждением факта существования предмета сделки).Согласно доводам жалобы заявителя, приняв обжалуемое решение по делу, суд первой инстанции обязал государственного регистратора повторно рассмотреть заявление и представленные заинтересованным лицом на государственную регистрацию договора аренды недвижимого имущества от 12.03.2019 документы с учетом выводов решения и зарегистрировать договор аренды части помещения без проведения учетно-регистрационного действия в отношении части площадью 3 кв. м части помещения № 3 площадью 711,6 кв. м, тем самым нарушить требования действующего в сфере спорных отношений правового регулирования.
В письменном отзыве на жалобу общество просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Управление Росреестра по ХМАО – Югре и БУ «Окружная клиническая больница», надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. От регистрирующего органа поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ заявление удовлетворено, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем общества поддержана позиция, раскрытая в письменном отзыве на жалобу заявителя.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителя общества, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что по результатам аукциона (протокол от 28.02.2019 № 1) между ООО «Альфастрахование – ОМС» (арендатор) и БУ «Окружная клиническая больница» (арендодатель) заключен договор аренды от 12.03.2019 № 17, в соответствии с условиями которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду часть нежилого помещения (№ 3 на экспликации помещений) общей площадью 3,0 кв. м, расположенного в холле первого этажа здания «Больничный комплекс» лит. А (кадастровый номер 86:12:0101033:74) по адресу: г. Ханты- Мансийск, ул. Калинина, д. 40. Пунктом 1.4 поименованного договора аренды установлен срок его действия, составляющий 5 лет (по 11.03.2024).
12.03.2019 с составлением акта передачи объекта недвижимого имущества обязательства арендодателя исполнены.
Пунктом 2.2.10 договора аренды от 12.03.2019 № 17 обязанность по осуществлению государственной регистрации договора аренды в Управлении Росреестра по ХМАО – Югре возложена на арендатора.
На основании указанного общество обратилось в регистрирующий орган, представив на государственную регистрацию договора аренды следующие документы: договор аренды от 12.03.2019 № 17 (три подлинных экземпляра); доверенность от 05.06.2017 № 3280078 серия 77 АВ (представителю МФЦ представлен оригинал, с которого снята копия, оригинал возвращенпредставителю заявителя); выкопировка из технического паспорта на здание «Больничный комплекс лит А» от 26.06.2012 (копия), устав ООО «Альфастрахование – ОМС» от 16.06.2017 (копия), решение единственного участника общества от 15.06.2017 № 50 (копия), лист записи ЕГРЮЛ от 23.06.17 (копия), решение единственного участника общества от 14.05.2014 № 29 (копия), приказ от 15.05.2014 № 17 (копия), свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН) от 07.05.2013 (копия), решение единственного участника ООО «Альфастрахование – ОМС» от 23.04.2013 № 21 (копия), свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 07.05.2013 (копия), свидетельство о государственной регистрации (ОГРН) от 04.06.2004 (копия), протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды на недвижимое имущество общей площадью 3,0 кв. м от 28.02.2019 № 1 (представителю МФЦ представлен оригинал, с которого снята копия, оригинал возвращен представителю заявителя), распоряжение о согласовании передачи недвижимого имущества в аренду от 18.01.2019 № 13-Р-34 (копия), выписка из ЕГРП от 13.07.2018 (копия), технический паспорт здания (строения) от 26.06.2012 (копия), платежное поручение от 27.03.2019 № 1803 об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию договора аренды (оригинал).
Уведомлением от 10.04.2019 № КУВД-001/2019-3990559/1 управление сообщило заявителю о приостановлении с 10.04.2019 осуществления действий по государственной регистрации договора аренды от 12.03.2019 № 17 в связи с тем, что поименованное в договоре аренды помещение площадью 3,0 кв. м согласно сведениям ЕГРН не учтено (не стоит на кадастровом учете), на основании чего регистрация договора аренды части нежилого помещения сочтена регистрирующим органом невозможной.
Полагая принятое управлением решение не основанным на законе, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Заявление общества удовлетворено судом первой инстанции, что послужило поводом для подачи заинтересованным лицом жалобы в суд апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 2 статьи 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Согласно части 6 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о государственной регистрации, Федеральный закон № 218-ФЗ) государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (подпункт 2 пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества.
С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества. К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (пункт 4 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ).
Законом о государственной регистрации исключается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (пункт 5 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 21 Федерального закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 44 Федерального закона № 218-ФЗ определяются особенности осуществления государственного кадастрового учета части объекта недвижимости и государственной регистрации обременений объекта недвижимости. В силу пункта 5 поименованной статьи если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в ЕГРН, в частности, блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет такой части здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления. В случае передачи в аренду части здания или сооружения государственная регистрация прекращения права на здание или сооружение и снятие таких здания или сооружения с государственного кадастрового учета не осуществляются.
В силу части 12 статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Оспариваемое решение мотивировано ссылкой на положения пункта 5, 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации. Согласно указанным пунктам осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Между тем, по справедливому заключению суда первой инстанции, в настоящем случае обществом в управление представлены все документы и сведения, позволяющие определенно установить, какая именно часть помещения подлежит передаче арендатору: адрес места нахождения объекта недвижимого имущества, этаж объекта, наименование помещения (холл первого этажа здания), часть которого арендуется, площадь, отображенная на экспликации помещения применительно к техническому паспорту на здание, выданному органами технической инвентаризации, графическое изображение границ арендуемой части.
При этом неопределенности или споров относительно имущества, являющегося объектом договора аренды, его границ, площади, иных параметров, между сторонами не имеется. Идентификация спорного объекта в договоре аренды никаких сомнений не вызывает. Перечисленные данные позволяют определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды (статья 607 АПК РФ).
Согласно пункту 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о таких частях недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части здания (помещения); кадастровый учет переданной в пользование части объекта недвижимости является правом, а не обязанностью собственника или иного лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости; кадастровый учет части помещения в целях фиксации ограничения (обременения) вещного права при сохранении права собственности на помещение в целом, равно как учет помещения как части здания, не приводит к появлению нового объекта недвижимости как объекта гражданских прав, даже если соответствующая переданная в пользование часть нежилого помещения или нежилого здания обладает свойствами обособленности и изолированности, описание части объекта недвижимости (помещения, здания) является лишь дополнительной характеристикой данного объекта.
Как следует из пункта 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о части передаваемого в аренду объекта недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части вещи, если имеется подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимости), и из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами. Аналогичная позиция содержится в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2016 № 306-КГ16-17844 и от 16.01.2017 № 306-КГ16-18329, от 20.02.2018 № 307-КГ17-18061.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» разъяснено, что, разрешая споры об оспаривании отказа в государственной регистрации договоров аренды, судам необходимо учитывать, что, по смыслу пунктов 2, 3 статьи 26 и пункта 10 статьи 33 Закона о государственной регистрации, представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов; отсутствие кадастрового паспорта части помещения не может являться безусловным основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды, если имеется подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи), и из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами.
В настоящем случае стороны договора аренды от 12.03.2019 № 17 определили его предмет, а в приложении к договору согласовали графическую часть. Государственная регистрация указанного договора должна быть осуществлена без представления на государственную регистрацию технического плана на часть помещения и постановки этой части на кадастровый учет.
На наличие иных оснований приостановления государственной регистрации заинтересованное лицо не ссылается.
В связи с изложенным у управления отсутствовали правовые основания для приостановления государственной регистрации договора аренды государственного недвижимого имущества от 12.03.2019 № 17.
При таких обстоятельствах законность оспариваемого решения не находит подтверждения. Необоснованное приостановление государственной регистрации нарушает права и интересы сторон сделки, влечет в последующем незаконный отказ в регистрации в случае не устранения заявителем недостатков, указанных регистратором.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд возлагает на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке и сроки.
Учитывая, что государственная регистрация прав приостановлена по основаниям, признанным незаконными, на государственного регистратора возлагается обязанность по совершению регистрационных действий на основании находящихся в распоряжении управления документов.
Доводы апелляционной жалобы Управления Росреестра по ХМАО – Югре не опровергают выводов суда первой инстанции и действия приведенных выше положений Федерального закона № 218-ФЗ.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается, поскольку заинтересованное лицо на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от обязанности по уплате государственной пошлины освобождено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08.08.2019 по делу № А75-10099/2019 – без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной
в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий | А.Н. Лотов | |
Судьи | Е.П. Кливер Н.А. Шиндлер |