ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-14624/20 от 17.03.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

24 марта 2021 года

                                                       Дело №   А75-8742/2020

Резолютивная часть постановления объявлена  17 марта 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме  марта 2021 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Краецкой Е.Б.

судей  Воронова Т.А., Грязниковой А.С.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зинченко Ю.О.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14624/2020) департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на решение от 09.11.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по делу № А75-8742/2020 (судья Голубева Е.А.), принятое по иску муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» к департаменту недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о расторжении договора, при участии третьих лиц - Администрации города Сургута, муниципального бюджетного учреждения «Управление лесопаркового хозяйства и экологической безопасности» города Сургута, Думы города Сургута, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, муниципального казенного учреждения «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса»,

при участии в судебном заседании представителя от муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» - ФИО1 (по доверенности от 11.01.2021),

установил:

муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства» (далее – истец,  МКУ «УКС») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с исковым заявлением к департаменту недропользования  и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – ответчик, Департамент) о расторжении договора постоянного (бессрочного) пользования лесного участка от 20.06.2014 № 0235/14-12-ДА.

К участию в деле в качестве  третьих  лиц,  не заявляющих самостоятельных  требований относительно спора привлечены - Администрация города Сургута (далее - Администрация); муниципальное бюджетное учреждение «Управление лесопаркового хозяйства и экологической безопасности» города Сургута (далее – Учреждение), Дума города Сургута; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Управление Росреестра); муниципальное казенное учреждение «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса» (далее – МКУ «ДДТиЖКК»).

Решением от 09.11.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился
с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение от 09.11.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что генеральный план муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры утвержден в нарушение действующего законодательства, следовательно, перевод земель из одной категории в другую категорию не произведен и нет оснований для расторжения договора постоянного (бессрочного) пользования лесного участка от 20.06.2014 № 0235/14-12-ДА. Кроме того, ответчик указывает на то, что согласно схемам расположения земельных участков с кадастровыми номерами 86:10:0101000:6944, 86:10:0101132:1735, 86:10:0101132:1734 и 86:03:0030402:2907, выписок из государственного лесного реестра данные участки находятся на землях лесного фонда.

МКУ «УКС» представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
от 09.11.2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

От Думы города Сургута также поступил отзыв на апелляционную жалобу,
в котором просит решение от 09.11.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Ответчик, третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей неявившихся лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании представитель  МКУ «УКС» поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

20.06.2014 между Департаментом (уполномоченный орган) и МКУ «УКС» (пользователь) заключен договор постоянного (бессрочного) пользования лесного участка № 0235/14-12-ДЛ (т.д.1 л.д. 21-33). Согласно пункту 1.1 договора уполномоченный орган, действующий в соответствии со статьями 9, 45, 71 и 83 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации и на основании приказа департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.06.2014           № 679-3 обязуется предоставить в постоянное (бессрочное) пользование, а пользователь принимает лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 1.2 настоящего договора.

В силу пункта 1.2 договора лесной участок площадью 5,8 га, кадастровый номер (номер лесного участка в лесном реестре 86/08/012/2014-06/00704), предоставляемый в постоянное (бессрочное) пользование по настоящему договору, имеет местоположение: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, муниципальное образование Сургутский район. В соответствии с материалами лесоустройства местоположение лесного участка определено границами: территориальный отдел - Сургутское лесничество, Сургутское участковое лесничество, кварталы № 382,403 - эксплуатационные леса. Категория земель - земли лесного фонда.

Согласно пункту 1.4. договора с учетом приложения № 3, участок площадью %.8 га предоставлен для использования в целях: строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, а именно: «Объездная автомобильная дорога к дачным кооперативам «Черемушки», «Север-1», «Север-2»  в обход гидротехнических сооружений ГРЭС-1 и ГРЭС-2».

Как указывает истец, после заключения договора решением Думы города Сургута от 12.12.2014 № 635-V ДГ «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования городской округ город Сургут» (далее – решение Думы от 12.12.2014 № 635-V ДГ) внесены изменения в генеральный план муниципального образования городской округ город Сургут, в результате которого земельные участки с кадастровыми номерами 86:10:0101000:6944, 86:10:0101132:1735, 86:10:0101132:1734 и 86:03:0030402:2907 перешли в состав муниципального образования городской округ город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, относятся к категории земель - земли населенных пунктов, а земельный участок с кадастровым номером 86:10:0000000:21310 имеет вид разрешенного использования: под городские леса.

Указанные обстоятельства подтверждены в отзыве Думы города Сургута
и в отзыве Администрации.

Проект межевания территории для размещения линейного объекта «Объездная автомобильная дорога к дачным кооперативам «Черемушки», «Север-1», «Север-2»
в обход гидротехнических сооружений ГРЭС-1 и ГРЭС-2» утвержден постановлением Администрации № 6283 от 09.09.2015 (т.3, л.д. 61).

По данным публичной кадастровой карты, находящейся в открытом доступе
на официальном сайте федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии (РОСРЕЕСТР), а также выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 23.10.2018 № КУВИ-001/2018-11639186, от 23.10.2018 № КУВИ- 001/2018-11642052, от 23.10.2018 № КУВИ-001/2018-11638961, от 23.10.2018 № КУВИ- 001/2018-11641871, от 23.10.2018 № КУВИ-001/2018-11639650, от 23.10.2018 № КУВИ- 001/2018-11639395 земельные участки с кадастровыми номерами 86:10:0101000:6944, 86:10:0101132:1735, 86:10:0101132:1734 и 86:03:0030402:2907, сформированные в целях размещения линейного объекта «Объездная автомобильная дорога к дачным кооперативам «Черемушки», «Север-1», «Север-2» в обход гидротехнических сооружений ГРЭС-1 и ГРЭС-2», находятся в границах муниципального образования городской округ город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на землях населенных пунктов. Земельный участок с кадастровым номером 86:10:0000000:21310 имеет вид разрешенного использования: под городские леса.

Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты—Мансийского автономного округа - Югры также в своем письме от 07.11.2019 № 31-02-9613 сообщила, что по данным публичной кадастровой карты земельные участки с кадастровыми номерами 86:10:0101000:6944, 86:10:0101132:1735, 86:10:0101132:1734 и 86:03:0030402:2907, сформированные в целях размещения линейного объекта, указанного в договоре, находятся в границах муниципального образования на землях населенного пункта (т.д.1 л.д. 42-43).

Учитывая, что земельный участок для размещения объекта «Объездная автомобильная дорога к дачным кооперативам «Черемушки», «Север-1», «Север-2»
в обход гидротехнических сооружений ГРЭС-1 и ГРЭС-2» не относится к землям лесного фонда, а также приняв во внимание сведения о постановке на кадастровый учет земельных участков под городские леса (01.12.2017) и лесной фонд (13.12.2016) МКУ «УКС» направлено письмо от 17.05.2018 № 43-02-979/18 директору Департамента
с просьбой прекратить право постоянного пользования лесным участком из состава лесного фонда, предоставленным МКУ «УКС» приказом департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры от 09.06.2014 № 679-3
по договору постоянного (бессрочного) пользования лесного участка от 20.06.2014
№ 0235/14-12-ДА, так как утрачен предмет договора, то есть произошло существенное изменение обстоятельств (т.д.1 л.д. 34-35).

Не получив ответ 15.08.2018 МКУ «УКС» в адрес  Департамента направило письма № 43-02- 979/18 от 15.08.2018; № 20895 от 16.08.2018.

20.12.2018 МКУ «УКС» повторно направлено письмо о расторжении договора.

В адрес МКУ «УКС» от Департамента поступила досудебная претензия
от 30.10.2019 о ненадлежащем выполнении лесохозяйственного регламента, проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов согласно договору постоянного (бессрочного) пользования лесного участка от 20.06.2014 № 0235/14-12-ДА
с предложением расторгнуть договор по основаниям, предусмотренным подпунктом
«д» пункта 3.3 и подпунктами «л», «м» пункта 3.4 договора (т.д. 1 л.д. 37-41).

15.11.2019 МКУ «УКС»  направлен ответ № 43-02-3241/9 (т.д.1 л.д. 45-47).

26.11.2019 в адрес МКУ «УКС» поступило письмо № 1663 от Департамента
с требованием осуществить рекультивацию земель и передать участок уполномоченному органу по акту-приема передачи, по форме предусмотренной договором (т.д. 1 л.д. 48-49).

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец, ссылаясь на изменение назначения земельных участков и выхода их из состава земель лесного фонда, считает, что для сторон договора произошло существенное изменение обстоятельств, из которых они исходили при его заключении и которые стороны не могли предвидеть в 2014 году.

Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные
в материалы дела доказательства, пришел к выводу о правомерности заявленных МКУ «УКС» требований, в связи с чем удовлетворил исковые требования.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции
в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

Согласно статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным в пункте 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны.

Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами истца о том, что после заключения договора обстоятельства, из которых стороны исходили при его заключении, существо изменились, поскольку часть земель, переданных ответчиком истцу в пользование была включена в границы муниципального образования и согласно данным Единого государственного реестра недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами 86:10:0101000:6944, 86:10:0101132:1735, 86:10:0101132:1734 и 86:03:0030402:2907, сформированные в целях размещения линейного объекта «Объездная автомобильная дорога к дачным кооперативам «Черемушки», «Север-1», «Север-2» в обход гидротехнических сооружений ГРЭС-1 и ГРЭС-2», находятся в границах муниципального образования городской округ город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на землях населенных пунктов, а земельный участок с кадастровым номером 86:10:0000000:21310 имеет вид разрешенного использования: под городские леса.

На основании статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Из положений статьи 8 ЛК РФ следует, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством

На основании статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 6 ЗК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В статье 11 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон № 172-ФЗ) предусмотрены основания для перевода земель лесного фонда в другую категорию, одним из которых является установление или изменение границы населенного пункта.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ в случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного кадастра недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, если такие документы получены до вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.

В случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими
или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка
к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо
в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи (часть 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ).

Отклоняя довод подателя жалобы, который полагает решение не законным
в связи с тем, что генеральный план муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры утвержден в нарушение действующего законодательства, следовательно, перевод земель из одной категории
в другую категорию не произведен и нет оснований для расторжения договора, суд апелляционной инстанции указывает на следующее.

Решение Думы от 12.12.2014 № 635-V ДГ принято в соответствии со статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в редакции, действовавшей на дату принятия решения. Принятию Решения предшествовало размещение проекта решения в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования с 01.08.2014, проведение процедуры публичных слушаний 20.09.2014, получение  согласований  с  соответствующими  федеральными  и  государственными органами   в   соответствии  со  статьей  25 ГрК РФ, а именно: Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 24.09.2014 № ЮГ-11-32/11385,   Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.11.2014 № ДШ-22061.

Согласно части 1 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом.

На дату принятия Решения от 12.12.2014 № 635-V ДГ действовал порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Минрегиона России от 27.02.2012 № 69 (далее - Порядок).

Согласно пункту 3.7 Порядка глава муниципального образования городского округа в соответствии со статьей 25 ГрК РФ вправе принять решение о направлении согласованного или не согласованного в определенной части проекта документа территориального планирования в представительный орган местного самоуправления или об отклонении такого проекта и направлении его на доработку.

На основании части 3.7 Порядка и части 12 статьи 24 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на дату принятия решения) Администрацией города Сургута был внесен на рассмотрение Думы города проект решения «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования городской округ город Сургут».

В соответствии с частью 13 статьи 24 ГрК РФ представительный орган при рассмотрении проекта решения генерального плана (внесение изменений в него) протокола публичных слушаний по нему и заключения о результатах публичных слушаний по данному проекту вправе принять решение об утверждении генерального плана (внесения изменений в него) или об отклонении и направлении его на доработку в соответствии с указанным протоколом и заключением.

Представленный в Думу города в 2014 году проект решения «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования городской округ город Сургут» соответствовал протоколу публичных слушаний и заключению о результатах публичных слушаний.

Процессуальным законодательством Российской Федерации предусмотрен порядок отмены и признания незаконным нормативных правовых актов. Однако до настоящего времени Решение Думы от 22.12.2014 № 635-V ДГ не оспорено и не признано незаконным в установленном порядке.

Таким образом, судом первой инстанции правомерно отклонен данный довод Департамента.

Ссылка подателя жалобы на выписки из Государственного лесного реестра судом апелляционной инстанции не принимается во внимание, поскольку указанные сведения противоречат сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.

В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Согласно пункту 5 указанной статьи государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Материалами дела подтверждается, что на основании Решения Думы от 12.12.2014 № 635-V ДГ внесены изменения в генеральный план муниципального образования городской округ город Сургут, в результате которого земельные участки с кадастровыми номерами 86:10:0101000:6944, 86:10:0101132:1735, 86:10:0101132:1734 и 86:03:0030402:2907 перешли в состав муниципального образования городской округ город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, относятся к категории земель - земли населенных пунктов, а земельный участок с кадастровым номером 86:10:0000000:21310 имеет вид разрешенного использования: под городские леса.

Соответствующие сведения были внесены в Единый государственный реестр недвижимости в 2014, 2016 и 2017 году, что подтверждается представленными
в материалы дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

При этом Департамент не наделен правами по распоряжению земельными участками, относящимися к категории земель населенных пунктов, что ответчиком
не оспаривается.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел
к выводу о наличии основания для расторжения договора по правилам статьи 451 ГК РФ.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.

При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.

Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Департамент при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платил и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.11.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по делу № А75-8742/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

Е.Б. Краецкая

Судьи

Т.А. Воронов

 А.С. Грязникова