ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-149/19 от 26.03.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

01 апреля 2019 года

                                                   Дело № А70-16291/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2019 года.

Постановление изготовлено в полном объеме апреля 2019 года .

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лотова А.Н.,

судей Грязниковой А.С., Сидоренко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-149/2019) общества с ограниченной ответственностью «Тантал» на решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.12.2018 по делу № А70-16291/2018 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тантал» к акционерному обществу «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации», государственному казенному учреждению Тюменской области «Центр хранения учетно-технической документации», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании незаконными бездействий и обязании совершить действия,

при участии в судебном заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «Тантал» – руководитель ФИО1 (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации, полномочия подтверждены протоколом от 24.08.2014);

в отсутствие представителя акционерного общества «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации», государственного казенного учреждения Тюменской области «Центр хранения учетно-технической документации», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Тантал» (далее – ООО »Тантал», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с уточненным по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее – АПК РФ) заявлением к акционерному обществу «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации» (далее – АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в лице Тюменского отделения Приуральского филиала, которое заключается в непередаче и в отказе передать в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее – Управление Росреестра по Тюменской области) сведений о регистрации муниципальным учреждением «Бюро технической инвентаризации и регистрации» (БТИ) г. Тюмени прав единоличной (частной) и долевой собственности ЗАО «Тантал» на нежилые помещения по адресу: <...>, зарегистрированных на основании договора купли-продажи от 30.01.1996 и договора купли-продажи от 10.10.1996, с целью внесения указанных сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), что выразилось в письменном отказе Тюменского отделения Приуральского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 10.07.2018 № 02/459 выполнить соответствующие действия;

к государственному казенному учреждению Тюменской области «Центр хранения учетно-технической документации» (далее – ГКУ ТО «Центр хранения учетно-технической документации», заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия государственного казенного учреждения Тюменской области «Центр хранения учетно-технической документации», которое заключается в непередаче и в отказе передать в Управление Росреестра по Тюменской области сведений о регистрации муниципальным учреждением «Бюро технической инвентаризации и регистрации» (БТИ) г. Тюмени прав единоличной (частной) и долевой собственности ЗАО «Тантал» на нежилые помещения по адресу: <...>, зарегистрированных на основании договора купли-продажи от 30.01.1996 и договора купли-продажи от 10.10.1996, с целью внесения указанных сведений в ЕГРН, что выразилось в письменном отказе ГКУ ТО «Центр хранения учетно-технической документации» от 16.07.2018 № 4277 выполнить соответствующие действия;

к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра», заинтересованное лицо) в лице филиала по Тюменской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении в Государственный кадастр недвижимости сведений о правообладателе и о правоустанавливающих документах на пять нежилых помещений ООО «Тантал» при постановке их на кадастровый учет в 2016 году, что было обнаружено в ходе судебного разбирательства по настоящему делу;

к Управлению Росреестра по Тюменской области (далее также – заинтересованное лицо) об обязании внести в ЕГРН сведения о регистрации права частной собственности ЗАО «Тантал» на нежилое помещение площадью 102 кв. м, расположенное по адресу: <...>, на основании договора купли-продажи от 30.01.1996; права частной собственности ЗАО «Тантал» на нежилое помещение площадью 100 кв. м, расположенное по адресу: <...>, на основании договора купли-продажи от 10.10.1996; об обязании внести в ЕГРН сведения о правообладателе и о правоустанавливающих документах на нежилые помещения с кадастровыми номерами 72:23:0219004:4770, 72:23:0219004:4769, 72:23:0219004:4768, 72:23:0219004:4767, 72:22:0219004:4766.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 07.12.2018, принятым по делу № А70-16291/2018, в удовлетворении заявления отказано.

Не соглашаясь с принятым по делу решением, ООО «Тантал» в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы ее податель заявляет о том, что фактически судом первой инстанции отказано в защите прав и охраняемых законом интересов общества. По мнению заявителя, судом первой инстанции не дана надлежащая оценка представленным в дело доказательствам и приведенным ООО «Тантал» доводам, в связи с чем не установлены доподлинно фактические обстоятельства возникновения у общества права на перечисленные выше объекты недвижимого имущества и правовые последствия бездействия заинтересованных лиц.

В письменных отзывах на жалобу общества АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», ГКУ ТО «Центр хранения учетно-технической документации», Управление Росреестра по Тюменской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» просят оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. От ГКУ ТО «Центр хранения учетно-технической документации» поступило заявление о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя указанного заинтересованного лица. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ заявление удовлетворено, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.

В заседании суда апелляционной инстанции представителем ООО «Тантал» поддержаны доводы жалобы.

Рассмотрев апелляционную жалобу, письменные отзывы на нее, заслушав представителя заявителя и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что ООО «Тантал» направлено обращение в АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и ГКУ ТО «Центр хранения учетно-технической документации» с требованием о передаче в Управление Росреестра по Тюменской области сведений о зарегистрированных за ЗАО «Тантал» правах на нежилое здание по адресу: <...>; а также направлено обращение в Управление Росреестра по Тюменской области о внесении в ЕГРН сведений о регистрации прав за ЗАО «Тантал» на нежилое здание по адресу: <...>.

Рассмотрев обращение заявителя, АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» направило в адрес общества ответ от 10.07.2018 № 02/459 об отсутствии возможности предоставить запрашиваемые сведения, поскольку предоставление сведений о данных объектах недвижимого имущества, а также сведений о правообладателях объектов недвижимости, сведений о наличии (отсутствии) прав на недвижимое имущество не осуществляется с 25.04.2017.

Ответом от 16.07.2018 № 4277 ГКУ ТО «Центр хранения учетно-технической документации» отказано в предоставлении сведений в связи с несоблюдением установленного порядка оформления запроса.

Ответом от 01.08.2018 № 01-40-010694/18 Управлением Росреестра по Тюменской области отказано во внесении в ЕГРН сведений о ранее зарегистрированных правах общества на нежилые помещения в связи с несоответствием заявления о государственной регистрации утвержденной форме.

Как указано при обращении в суд заявителем, права общества на спорные объекты были зарегистрированы в установленном порядке, поскольку сведения о принадлежащих ЗАО «Тантал» объектах недвижимости, которые были приобретены последним на основании договоров купли-продажи от 30.01.1996 и от 10.10.1996, не были своевременно включены в Государственный кадастр недвижимости, в связи с чем в настоящее время они подлежат включению в ЕГРН.

Изложенные выше обстоятельства положены ООО «Тантал» в основу заявления, поданного в суд первой инстанции.

Судом первой инстанции в удовлетворении требований общества отказано, с чем последнее не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.

Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).

В соответствии с правилами части 1 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, процессуальное законодательство связывает признание незаконным правового акта, решения, действия (бездействия) с условием нарушения оспариваемым актом прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Согласно статье 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ, Закон о государственной регистрации).

В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.

Частью 7 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества является внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Согласно части 1 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основания осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 2 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости.

Положениями статьи 17 Закона о регистрации недвижимости предусмотрено, что за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с 11алоговым кодексом Российской Федерации.

Форма, порядок и способы представления заявления и прилагаемых к нему документов об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены статьей 18 Закона о регистрации недвижимости.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 69 Закона о регистрации недвижимости права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.

Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в ЕГРН обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено ГК РФ и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости.

Согласно положениям статьи 29 Закона о регистрации недвижимости государственная регистрация прав включает в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Нормами действующего законодательства предусмотрено осуществление государственной регистрации прав, возникших и до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», по заявлению лица с приложением соответствующих документов.

Решение об осуществлении учетно-регистрационных действий, о приостановлении, отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав принимается в каждом отдельном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам проведения правовой экспертизы представленных на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию документов.

Материалы дела не содержат доказательств обращения ООО «Тантал» (либо его правопредшественников) в установленном законом порядке с заявлением об осуществлении учетно-регистрационных действий в установленной законодательством форме, в связи с чем таковые не производились, и соответствующие сведения в ЕГРН не вносились.

В дело представлено письмо от 01.08.2018 № 01-40-010694/18, которым Управление Росреестра по Тюменской области известило ООО «Тантал» о том, что обращение от 09.07.2018 о внесении в ЕГРН сведений о правах заявителя на объект недвижимого имущества по адресу <...>, не соответствует форме, установленной законодательством. В связи с указанным несоответствием внесение указанных выше сведений в ЕГРН не произведено регистрирующим органом.

При этом, как указано выше, доказательства обращения ООО «Тантал» в уполномоченный орган в предусмотренном законом порядке, подачи заявления с полным пакетом приложений, а также необоснованного отказа Управления Росреестра по Тюменской области в совершении регистрационных действий в дело не представлены, в связи с чем требования общества, предъявленные в рамках настоящего дела к Управлению Росреестра по Тюменской области, удовлетворению не подлежат.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для вывода о допущении АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» незаконного бездействия по ненаправлению в Управление Росреестра по Тюменской области сведений о регистрации прав собственности ЗАО «Тантал» на нежилые помещения.

Как указал заявитель, договоры купли-продажи от 30.01.1996 и от 10.10.1996 были зарегистрированы ранее в МУ «Бюро технической инвентаризации и регистрации», регистрационные записи имеются, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, представленных ООО «Тантал».

На основании распоряжения от 11.05.2001 № 1879 «О ликвидации МУ «Бюро технической инвентаризации и регистрации г. Тюмени» деятельность МУ «Бюро технической инвентаризации и регистрации» прекращена. Правопреемником реорганизованного лица выступило ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости».

С 05.10.2016 деятельность ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» прекращена. Правопреемником реорганизованного лица является АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».

АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» представляет собой юридическое лицо, которое в соответствии с уставными документами осуществляет техническую инвентаризацию, технический учет объектов недвижимости, определение инвентаризационной стоимости и выдачу соответствующих документов. Передача полномочий по хранению, предоставлению сведений по техническим паспортам, оценочной и иной учетно-технической документации, хранившейся в БТИ по состоянию на 01.01.2013, сведений о правообладателях объектов недвижимости, сведений об объектах недвижимости, о наличии (отсутствии) прав на недвижимое имущество не осуществляется заинтересованным лицом с 25.04.2017 в соответствии с требованиями статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». С 28.01.1999 государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется органами Росреестра.

С учетом изложенного основания для квалификации действий АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по направлению ответа от 10.07.2018 № 02/459 как незаконного бездействия отсутствуют.

Судом апелляционной инстанции также признается верной правовая оценка, данная судом первой инстанции доводам заявителя о непередаче АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» сведений в Управление Росреестра по Тюменской области. Материалы дела не содержат доказательств того, что МУ «Бюро технической инвентаризации и регистрации» не были переданы сведения о зарегистрированных правах заявителя, как не представлены доказательства бездействия АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ». При этом суд апелляционной инстанции учитывает и отсутствие достаточных правовых оснований для вывода о том, что сведения, о которых заявляет общество, безусловно попали в органы учета и регистрации. Кроме того, вопреки утверждению заявителя, передача сведений о зарегистрированных правах на учтенные объекты недвижимости АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в органы государственной регистрации действующим правовым регулированием не предусмотрена.

Оценивая на предмет обоснованности требования общества, предъявленные к ГКУ ТО «Центр хранения учетно-технической документации», суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.

ГКУ ТО «Центр хранения учетно-технической документации» осуществляются полномочия по постоянному хранению и использованию технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 01.01.2013 в органах и организациях по государственному и техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) в соответствии с Порядком постоянного хранения и использования технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, предоставления их копий и содержащихся в них сведений, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 27.10.2016 № 468-п «О порядке постоянного хранения и использования технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, предоставления их копий и содержащихся в них сведений» (далее – Порядок № 468-п).

Положениями Порядка № 468-п ООО «Тантал» предоставляется право на обращение с запросом установленной формы с целью получения платной государственной услуги о предоставлении выписки из реестровой книги о праве собственности на объект капитального строительства (до 1998 года) или справки, содержащей сведения о наличии (отсутствии) права собственности на объекты, подтверждающей права ЗАО «Тантал» на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <...>.

Между тем, на ГКУ ТО «Центр хранения учетно-технической документации» Порядком № 468-п не возлагается обязанность по передаче на основании заявления физического или юридического лица сведений о ранее возникших правах в Управление Росреестра по Тюменской области.

В рамках настоящего дела ООО «Тантал» предъявлены требования к ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тюменской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в невнесении в Государственный кадастр недвижимости сведений о правообладателе и о правоустанавливающих документах на пять нежилых помещений ООО «Тантал» при постановке их на кадастровый учет в 2016 году,.

ФГБУ «ФКП Росреестра» представляет собой учреждение, подведомственное Росреестру. В соответствии с Приказом Росреестра от 18.10.2016 № П/0515 поименованное учреждение наделено полномочиями по ведению ЕГРН в части отдельных сведений, приему заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, заявлений о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, заявлений об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН, о внесении сведений в ЕГРН заинтересованным лицом, о внесении в ЕГРН записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, а также отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости, заявлений о внесении в ЕГРН сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ, и прилагаемых к ним документов, включая выездной прием таких заявлений, в том числе уведомлению в предусмотренном Федеральным законом № 218-ФЗ порядке заявителей и правообладателей о приеме таких заявлений, а также переводу в форму электронного документа или электронного образа документа принятых заявлений и прилагаемых к ним документов при их представлении в орган регистрации прав на бумажном носителе; выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, исправления технической ошибки в записях ЕГРН, при принятии решения о возврате документов без рассмотрения, либо об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в ЕГРН, при прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН (за исключением сведений о содержании правоустанавливающих документов, а также копий документов, помещенных в реестровые дела (тома дел) объектов недвижимости, ведение и хранение которых не осуществляется ФГБУ «ФКП Росреестра» в соответствии с настоящим приказом, а также приему запросов о предоставлении всех видов сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (включая запросы о предоставлении документов и сведений, не хранящихся в ФГБУ), и выдаче документов по результатам рассмотрения таких запросов; осуществлению кадастрового деления территории Российской Федерации на кадастровые районы и кадастровые кварталы.

Как указывает ООО «Тантал», незаконное бездействие допущено ФГБУ «ФКП Росреестра» в форме невнесения сведений о правообладателе и о правоустанавливающих документах на пять нежилых помещений ООО «Тантал» при постановке их на кадастровый учет в 2016 году.

Из материалов дела усматривается, что в ЕГРН сведения об объектах недвижимости с кадастровыми номерами 72:23:0219004:4770, 72:23:0219004:4769, 72:23:0219004:4768, 72:23:0219004:4767, 72:23:0219004:4766 внесены 02.02.2016 на основании заявлений ФИО2 о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости и технических планов помещений, подготовленных кадастровым инженером ФИО2 в связи с образованием помещений.

На момент постановки на государственный кадастровый учет вышеуказанных помещений государственный кадастровый учет объектов недвижимости осуществлялся в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Доказательств поступления в ФГБУ «ФКП Росреестра» документов и сведений, являющихся в силу статьи 22 поименованного выше Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ и Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42, правовым основанием совершения заинтересованным лицом указанных действий, в дело не представлены. Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.

В силу положений части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Из заявления ООО «Тантал» и материалов дела (в том числе – письма от 09.08.2016 № 020515/16 Управления Росреестра по Тюменской области) следует, что заявителю стало известно об отсутствии записи о последнем как о правообладателе в 2016 году. Между тем, о незаконном бездействии со стороны ФГБУ «ФКП Росреестра» в части невнесения сведений о правообладателе и о правоустанавливающих документах обществом заявлено в рамках настоящего дела, возбужденного по заявлению, поступившему в суд 08.10.2018 (28.11.2018 - дата поступления в суд первой инстанции уточненного заявления, включающего настоящие требования к ФГБУ «ФКП Росреестра»).

Статьей 117 АПК РФ предусмотрена возможность восстановления процессуального срока по ходатайству лица, участвующего в деле, в случае признания арбитражным судом причин пропуска уважительными.

Ходатайство о восстановлении срока, предусмотренного частью 4 статьи 98 АПК РФ, обществом не заявлено, в связи с чем срок обращения за судебной защитой в данной части следует считать пропущенным, что также является основанием для отказа в удовлетворении требований ООО «Тантал», предъявленных к ФГБУ «ФКП Росреестра».

Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и сделаны верные выводы по делу с учетом норм действующего законодательства. Оставив без удовлетворения заявление ООО «Тантал», суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

При изложенных обстоятельствах решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.12.2018 по делу № А70-16291/2018 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Ввиду того, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 500 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 АПК РФ, относятся на ее подателя. В связи с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3 000 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тантал» оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.12.2018 по делу № А70-16291/2018 – без изменения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Тантал» из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением № 244 от 18.12.2018.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.

При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной
в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.

Председательствующий

А.Н. Лотов

Судьи

А.С. Грязникова

 О.А. Сидоренко