ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
17 марта 2021 года | Дело № А75-7819/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме марта 2021 года .
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Зюкова В.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1593/2021) Администрации города Сургута на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.12.2020 по делу № А75-7819/2020 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению заместителя прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к Администрации города Сургута (ИНН <***>, ОГРН <***>, 628408, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>) о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации города Сургута – представитель ФИО1 по доверенности от 09.08.2019 № 313 сроком действия 3 года,
в отсутствие заместителя прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
заместитель прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением, уточненным в соответствии с правилами статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к администрации города Сургута (далее – заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего порядок организации и осуществления муниципального контроля, за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Сургут, предусмотренного части 2 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 271-ФЗ) и о возложении на администрацию города Сургута обязанности по устранению допущенных нарушений.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.12.2020 по делу № А75-7819/2020 заявление удовлетворено. Признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего порядок осуществления муниципального контроля за организацией и соблюдением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Сургут, предусмотренного частью 2 статьи 23 Федерального закона № 271-ФЗ. На администрацию возложена обязанность по устранению допущенных нарушений.
Возражая против принятого по делу решения, заинтересованное лицо в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что ни законом, ни уставом города такой вид контроля, как муниципальный контроль за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, расположенных на территории муниципальных образований, не предусмотрен и не отнесен к вопросам местного значения. Вследствие этого администрации представляется ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что заинтересованное лицо наделено полномочиями по осуществлению муниципального контроля в указанной сфере правоотношений.
Письменный отзыв на жалобу в суд не поступил.
Прокурор, надлежащим образом извещенный в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем администрации поддержаны доводы поданной жалобы.
Рассмотрев апелляционную жалобу, заслушав заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Сургута проведена проверка исполнения администрацией законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности, законодательства о торговой деятельности.
По результатам проверки установлен факт бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, предусмотренного части 2 статьи 23 Федерального закона № 271-ФЗ, регламентирующего порядок организации и осуществления муниципального контроля, за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Сургут.
По причине непринятия указанного нормативного правового акта прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.
Требования удовлетворены судом первой инстанции, с чем администрация не согласилась, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Согласно статье 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее –
Федеральный закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля урегулированы нормами Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ, Федеральный закон № 294-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 2 поименованного Закона предусматривается, что муниципальным контролем является деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 6 Закона № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов шестого самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся: 1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования; 1.1) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления; 2) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; 3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации, за исключением муниципального контроля, осуществляющего уполномоченными органами местного самоуправления в сельских поселений; 4) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.
В силу пункта 1 Порядка разработки и утверждения административных регламентов осуществления муниципального контроля, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.03.2012 № 85-п, административный регламент осуществления муниципального контроля должен содержать сроки и последовательность административных процедур и административных действий по осуществлению муниципального контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения.
В соответствии со статьей 35 устава городского округа города Сургута администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенном собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий.
Администрация города является органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального контроля в соответствий с федеральным законодательством (часть 1 статьи 35 устава).
В силу положений пункта 15 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения относится, в том числе создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность, регулируются Федеральным законом № 271-ФЗ.
Согласно статье 2 Федерального закона № 271-ФЗ правовое регулирование отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг на розничных рынках, осуществляется настоящим Федеральным законом; другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом № 271-ФЗ определены права и обязанности органов местного самоуправления по организации розничных рынков, а именно: выдача разрешения на право организации рынка (часть 1 статьи 5), приостановление действия разрешения на право организации рынка (часть 2 статьи 9), установление часов работы для предприятий розничной торговли, в рамках которого определяется режим работы рынка (часть 2 статьи 14), определение количества торговых мест на универсальном рынке для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции гражданами – главами крестьянских (фермерских) хозяйств, членами таких хозяйств, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством (часть 2 статьи 15).
Постановлением администрации города Сургута от 12.12.2012 № 9476 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на право организации розничного рынка». Постановлением администрации города Сургута от 18.03.2010 № 1144 определено количество торговых мест на универсальных рынках для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции гражданами – главами крестьянских (фермерских) хозяйств, членами таких хозяйств, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством в размере 10% от общего количества торговых мест на универсальных рынках.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона № 271-ФЗ контроль за соблюдением требований, установленных настоящим Федеральном законом, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
Анализ положений приведенных норм федерального законодательства в совокупности с положениями муниципальных правовых актов, свидетельствует о том, что органы местного самоуправления наделены полномочиями по регулированию деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также по осуществлению муниципального контроля в указанной сфере правоотношений.
Администрацией в нарушение приведенных положений нормативных правовых актов, в том числе правил части 2 статьи 23 Федерального закона № 271-ФЗ, административный регламент осуществления муниципального контроля за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнений работ, оказанию услуг) на розничных рынках, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Сургут, не принят. При этом, по справедливому выводу суда первой инстанции, непринятие указанного правового акта влечет неопределенность требований к организациям и предпринимателям, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности. Изложенное ставит под угрозу состояние правопорядка, что обусловило обращения прокурора в суд с настоящими требованиями.
Положенная в основу решения по делу позиция соответствует сложившейся судебной практике, а именно – определениям Верховного Суда Российской Федерации от 30.07.2018 № 309-КГ18-9977 по делу № А60-34608/2017, от 06.02.2019 № 309-КГ18-24503 по делу № А60-10056/2018.
Как было указано ранее, согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона № 294-ФЗ порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливайся муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В сферу обязанностей администрации входит разработка нормативного правового акта, регламентирующего деятельность администрации города по осуществлению муниципального контроля за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Сургут, предусмотренного Федеральным законом № 271-ФЗ.
Ссылка подателя апелляционной жалобы в обоснование своей позиции на положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» не может быть принята во внимание, поскольку данный нормативный акт не вступил в силу на момент рассмотрения настоящего спора.
Удовлетворив требования заявителя, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, поскольку администрация освобождена от обязанности по уплате государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Администрации города Сургута оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.12.2020 по делу № А75-7819/2020 – без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.
Председательствующий | А.Н. Лотов | |
Судьи | В.А. Зюков Н.А. Шиндлер |