ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
29 марта 2021 года | Дело № А70-18989/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме марта 2021 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-2112/2021 ) Северо-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора на решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.01.2021 по делу № А70-18989/2020 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Русавто» (ОГРН 1117232013470, ИНН 7204167201, 626050, Тюменская область, Ярковский район, автодорога трасса Тюмень-Ханты-Мансийск, километр 108, уч. 4, стр. 1-2) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора (ОГРН 1177232020811, ИНН 7203424512, 625016, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Пермякова, д. 44) об оспаривании постановления серии ТюО № 000474/72 по делу об административном правонарушении от 30.10.2020,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «Русавто» ФИО1 по доверенности от 28.05.2020;
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Русавто» (далее – заявитель, ООО «Русавто», общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора (далее – управление, административный орган) об оспаривании постановления серии ТюО № 000474/72 по делу об административном правонарушении от 30.10.2020.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 29.01.2021 по делу № А70-18989/2020 заявленные требования удовлетворены, постановление управления серии ТюО № 000474/72 по делу об административном правонарушении от 30.10.2020 признано незаконным и отменено полностью.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что ООО «Русавто» нарушены требования пункта 92 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 года № 112, согласно которому посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется после идентификации пассажира с целью удостоверения его права на проезд в этом транспортном средстве в соответствии со списком (списками) пассажиров, представленным (представленными) фрахтовщику фрахтователем. В рамках проведения рейдового осмотра не было предъявлено ни одного служебного удостоверения сотрудников АО «ПРОДО Тюменский бройлер», что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.14.2 КоАП РФ.
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель общества возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Управление, надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил, заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
24.09.2020 при проведении государственного контроля по приказу начальника Управления от 26.08.2020 № 5/0163 государственным инспектором ФИО2 по адресу: <...> км Тобольского тракта
проверенотранспортноесредствоПАЗ320302-12 (государственный регистрационный знак АО 823 72), принадлежащее ООО «Русавто», под управлением водителя ФИО3 (водительское удостоверение серия <...>, выдано от 05.12.2019). Водителем предъявлен путевой лист № 4691 от 24.09.2020-25.09.2020, согласно которому перевозка пассажиров осуществлялась по заказу.
Результаты проверки нашли отражение в приказе Управления от 26.08.2020 №5/0163 (л.д.18), акте результата планового (рейдового), осмотра обследования транспортного средства от 24.09.2020 № 312-р (л.д. 20), путевом листе от № 4691 от 24.09.2020-25.09.2020 (л.д. 45), фотоматериалами (л.д. 22-24).
Согласно акту результата планового (рейдового) осмотра, обследования транспортного средства от 24.09.2020 № 312-р (далее – акт рейдового осмотра) заявителю вменены нарушения требований к заполнению путевого листа.
В пункте 6 «Перевозка по заказу» акта рейдового осмотра зафиксировано, что в ходе проверки не предоставлены следующие документы: договор фрахтования или его копия (ответственность за нарушение предусмотрена частью 1 статьи 11.14.2 КоАП РФ), список пассажиров (ответственность за нарушение предусмотрена частью 4 статьи 11.14.2 КоАП РФ) и заказ-наряд (ответственность за нарушение предусмотрена частью 1 статьи 11.14.2 КоАП РФ) (л.д. 21).
Рассмотрев материалы и фотоматериалы дела, акт результата рейдового осмотра, обследования транспортного средства от 24.09.2020 № 312-р, путевой лист от 24.09.2020-25.09.2020 № 4691, государственный инспектор ФИО2 усмотрел в действиях заявителя признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.14.2 КоАП РФ.
В отношении общества государственным инспектором ФИО2 составлен протокол ТюО № 000556/72 об административном правонарушении от 30.10.2020 (л.д 16), на основании которого вынесено постановление ТюО № 000474/72 по делу об административномправонарушенииот30.10.2020, в соответствии с которым ООО «Русавто» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 11.14.2 КоАП РФ (посадка пассажиров в транспортное средство, предоставленное для перевозки пассажиров и багажа по заказу, без предъявления пассажирами документов, удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, или при отсутствии списка пассажиров в случаях, когда предъявление указанных документов или наличие указанного списка пассажиров является обязательным), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Согласно указанному выше ст постановлению у ООО «Русавто» отсутствует список пассажиров при осуществлении перевозок по заказу по договору фрахтования, предусматривающему использование транспортного средства для перевозки определенного круга лиц.
Полагая, что постановление серии ТюО № 00474/72 по делу об административном правонарушении от 30.10.2020 является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
29.01.2021 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договор перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Договор фрахтования является разновидностью договора перевозки.
В соответствии со статьей 787 ГК РФ предусмотрено, что по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
В силу статьи 27 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта№ (далее - Федеральный закон № 259-ФЗ, Устав) перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
Согласно частям 2 и 3 статьи 27 Устава договор фрахтования должен включать в себя: 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе; 2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); 3) маршрут и место подачи транспортного средства; 4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; 5) сроки выполнения перевозки; 6) размер платы за пользование транспортным средством; 7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц). Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, может включать в себя иные не указанные в части 2 настоящей статьи условия.
При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров (пункт 4 статьи 27 Устава).
Согласно пункту 89 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 (далее - Правила № 112), перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Федерального закона № 259-ФЗ.
В силу пункта 90 Правил № 112 договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц.
Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 Правил № 112 (пункт 91 Правил № 112).
Пунктом 92 названных Правил предусмотрено, что посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем.
В соответствии с частью 4 статьи 11.14.2 КоАП РФ посадка пассажиров в транспортное средство, предоставленное для перевозки пассажиров и багажа по заказу, без предъявления пассажирами документов, удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, или при отсутствии списка пассажиров в случаях, когда предъявление указанных документов или наличие указанного списка пассажиров является обязательным влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере осуществления перевозок пассажиров и багажа по заказу.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении посадки пассажиров в транспортное средство, предоставленное для перевозки пассажиров и багажа по заказу, без предъявления пассажирами документов, удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве и при отсутствии списка пассажиров в случаях, когда предъявление указанных документов или наличие указанного списка пассажиров является обязательным.
С учетом вышеприведенных правовых норм предъявление документов, удостоверяющих право пассажиров на проезд в транспортном средстве, и наличие списка пассажиров обязательно для посадки пассажиров в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки определенного круга лиц (пункты 90, 91, 92 Правил № 112).
Порядок допуска лиц к посадке в транспортное средство, регламентированный пунктами 91, 92 Правил № 112, не применяется в отношении посадки пассажиров в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки неопределенного круга лиц, поскольку перевозка неопределенного круга лиц, очевидно, не предполагает какого-либо списка пассажиров и предъявления каких-либо документов.
В случае, если договором фрахтования предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается. Исходя из положений пункта 92 Правил наличие списка пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем не является обязательным, поскольку по соглашению сторон договора фрахтования допускается идентификация пассажиров иными способами, в том числе перечисленными в пункте 92 Правил перевозок.
Как усматривается из оспариваемого постановления серии ТюО № 000474/72 по делу об административном правонарушении от 30.10.2020 ООО «Русавто» вменено нарушение статьи 27 Федерального закона № 259-ФЗ, пункта 92 Правил № 112, выразившееся в том, что перевозка пассажиров по заказу осуществлялась без предъявления документов на право проезда в транспортном средстве и (или) списка пассажиров.
Вместе с тем протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановления не содержат фактических данных и ссылок на доказательства, позволяющие сделать достоверный вывод о наличии в действиях общества признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 11.14.2 КоАП РФ, а именно не указаны конкретные пассажиры, у которых отсутствовали посадочные талоны или которые не были включены в список пассажиров; какие конкретно пассажиры не предъявили документы, удостоверяющие право на проезд пассажиров, и какие именно документы не были предъявлены в момент проверки транспортного средства.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, договор фрахтования от 30.12.2019 № 02 07/2019-627 представлен заявителем в ходе рассмотрения протокола об административном правонарушении от 30.10.2020 в 10 часов 30 минут в Управлении.
Согласно договору фрахтования от 30.12.2019 № 02 07/2019-627, заключенному между заявителем и акционерным обществом «ПРОДО Тюменский бройлер» (далее – заказчик, АО «ПРОДО Тюменский бройлер»), заявитель, выступая в качестве перевозчика, обязуется оказать заказчику услуги по перевозке работников заказчика, собственными транспортными средствами перевозчика, управляемыми водителями перевозчика, по графику перевозок (далее – договор).
При этом договор фрахтования от 30.12.2019 № 02 07/2019-627 не содержит условия о необходимости предоставления списков работников.
Исходя из положений пункта 92 Правил перевозок наличие списка пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем не является обязательным, поскольку по соглашению сторон договора фрахтования допускается идентификация пассажиров иными способами, в том числе перечисленными в пункте 92 Правил перевозок.
Как следует из пояснений ответчика, ООО «Руавто» в соответствии с пунктом 92 Правил перевозок осуществляло посадку пассажиров исключительно по предъявлении ими служебного удостоверения.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обществу необоснованно вменено нарушение требований пункта 92 Правил №112.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Исходя из положений статей 2.1, 2.2, 24.1, 26.1 КоАП РФ в рамках административного судопроизводства подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые нормами КоАП РФ или закона субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность этого лица в совершении административного правонарушения.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Отсутствие события и состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Учитывая изложенное оспариваемое постановление серии ТюО № 000474/72 по делу об административном правонарушении от 30.10.2020 правомерно признано судом первой инстанции незаконным и отменено ввиду несоответствия выводов, в нём изложенных, обстоятельствам дела.
Такт образом, удовлетворив заявленное обществом требование, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба управления удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается, поскольку исходя из части 4 статьи 208 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также и апелляционные жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.01.2021 по делу № А70-18989/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.
Председательствующий | О.Ю. Рыжиков | |
Судьи | Н.Е. Иванова Н.А. Шиндлер |