ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42, канцелярия 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
12 мая 2015 года | Дело № А70-11732/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме мая 2015 года .
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Веревкина А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2360/2015) общества с ограниченной ответственностью «Прогресс» на решение Арбитражного суда Тюменской области от 26 января 2015 года по делу № А70-11732/2014 (судья Буравцова М.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску общества с ограниченной ответственностью «Прогресс» (ОГРН <***>; ИНН <***>) к акционерному обществу «СТРАХОВАЯ ГРУППА МСК» (ОГРН <***>; ИНН <***>) о взыскании 16 400 руб. 46 коп.,
представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Прогресс» (далее – ООО «Прогресс», истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к акционерному обществу «СТРАХОВАЯ ГРУППА МСК» (далее – АО «СГ МСК», ответчик) о взыскании 5 900 руб. 46 коп. страхового возмещения, 10 500 руб. расходов на оплату услуг эксперта, 45 000 руб. расходов на оплату услуг представителя.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 26 января 2015 года по делу № А70-11732/2014 в удовлетворении иска отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, истец в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного иска.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что суд проигнорировал факт признания ответчиком нарушения прав истца на получение страхового возмещения. АО «СГ МСК» произвело дополнительную выплату на основании заключения № ЛЕ1017/06 от 17.10.2014, которое явилось результатом проверки и корректировки отчёта от 15.09.2014 № 43-6-АЭ изготовленного обществом с ограниченной ответственностью «АЛЛ-Консалтинг» (далее – ООО «АЛЛ-Консалтинг»). Расходы истца на проведение оценки и оплату услуг представителя понесены ООО «Прогресс» вследствие ненадлежащего исполнения страховщиком обязательства по страховой выплате.
Стороны спора, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о месте и времени рассмотрения жалобы, явку своих представителей в заседание апелляционного суда не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 22.01.2013 в результате дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП) получил повреждения автомобиль ВАЗ 21124 государственный регистрационный номер <***>, принадлежащий ФИО1, имеющей выданный ответчиком полис ОСАГО ВВВ 0609495787.
Согласно заключению № ЛЕ 1017/06 от 17.10.2014 (л.д. 98), составленному ЗАО «АК24», стоимость ремонта указанного автомобиля определена в размере 8 029 руб. 79 коп. с учетом износа запасных частей.
АО «СГ МСК» произведена выплата страхового возмещения по указанному выше страховому случаю в размере 8 029 руб. 79 коп.
11.09.2014 ФИО1 (принципал) и ООО «Прогресс» (агент) заключен агентский договор № 105/14Т-А (л.д. 15), по условиям которого принципал поручил агенту организовать и оплатить оценку рыночной стоимости восстановительного ремонта автомобиля ВАЗ 21124 государственный регистрационный номер <***>, получившего повреждения в результате ДТП 22.01.2013.
12.09.2014 ООО «Прогресс» (заказчик) и ООО «АЛЛ-Консалтинг» (исполнитель) заключен договор № 16/14Т-О (л.д. 17-18), в соответствии с которым исполнитель обязался произвести работу по определению стоимости восстановительного ремонта транспортного средства.
Согласно подготовленному ООО «АЛЛ-Консалтинг» отчету № 43-6-АЭ от 15.09.2014 (л.д. 20-56), рыночная стоимость ущерба от повреждения автомобиля ВАЗ 21124 государственный регистрационный номер <***>, без учета износа заменяемых деталей составляет 15 720 руб., с учетом износа деталей – 13 681 руб. 79 коп.
15.09.2014 ФИО1 и ООО «Прогресс» подписан отчет об исполнении агентского договора.
ФИО1 (цедент) и ООО «Прогресс» (цессионарий) заключен договор № 105/14-Т-Ц от 15.09.2014 (л.д. 12), на основании которого цедент передал цессионарию право требования невыплаченного страхового возмещения, а также возмещения расходов на проведение независимой экспертизы в размере 10 500 руб., обязанность выплатить которые возникла у АО «СГ МСК» вследствие причинения повреждений автомобилю ВАЗ 21124 государственный регистрационный номер <***>, 22.01.2013 в результате ДТП.
ООО «Прогресс» направило в адрес АО «СГ МСК» претензию (л.д. 61) с требованием возмещения ущерба в сумме 19 136 руб. 19 коп.
Поскольку претензия истца оставлена АО «СГ МСК» без исполнения, ООО «Прогресс» обратилось в суд с настоящим иском.
Отказ в удовлетворении иска послужил причиной подачи ООО «Прогресс» апелляционной жалобы, при рассмотрении которой суд апелляционной учел следующее.
Возмещение причиненного вреда осуществляется по правилам, установленным статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
В силу частей 1, 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Убытками признаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (часть 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 931 ГК РФ в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.
Согласно правилам части 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившем вред.
Частью 1 статьи 1079 ГК РФ на граждан, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств), возложена обязанность возместить вред, причиненный источником повышенной опасности.
Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие и размер понесенных убытков, противоправный характер действий ответчика, а также причинную связь между возникшими убытками и виновными действиями ответчика.
Факт наступления страхового случая подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком. Как следует из искового заявления и апелляционной жалобы, ООО «Прогресс» несогласно с размером страхового возмещения.
Согласно части 4 статьи 931 ГК РФ, статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон № 40-ФЗ) в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.
На основании частей 2, 3 статьи 12 Закона № 40-ФЗ при причинении вреда имуществу потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан представить поврежденное имущество или его остатки страховщику для осмотра и (или) организации независимой экспертизы (оценки) в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков. Страховщик обязан осмотреть поврежденное имущество и (или) организовать его независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня соответствующего обращения потерпевшего, если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона № 40-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.09.2014, если после проведенного страховщиком осмотра поврежденного имущества страховщик и потерпевший не достигли согласия о размере страховой выплаты, страховщик обязан организовать независимую экспертизу (оценку), а потерпевший – предоставить поврежденное имущество для проведения независимой экспертизы (оценки). Если страховщик не осмотрел поврежденное имущество и (или) не организовал его независимую экспертизу (оценку) в установленный пунктом 3 настоящей статьи срок, потерпевший вправе обратиться самостоятельно за такой экспертизой (оценкой), не представляя поврежденное имущество страховщику для осмотра.
Аналогичная норма содержится в части 13 статьи 12 Закона № 40-ФЗ в редакции, действующей после 01.09.2014.
Однако истцом установленный данной нормой порядок не соблюден, поскольку после проведения страховщиком осмотра и экспертизы и до проведения оценки автомобиля самостоятельно, истец не уведомил ответчика о несогласии с размером страховой выплаты, не обратился с требованием о проведении независимой экспертизы (оценки), в то время как право потерпевшего обратиться за проведением независимой экспертизы (оценки) самостоятельно, не представляя поврежденное имущество страховщику для осмотра обусловлено исключительно уклонением страховщика от организации независимой экспертизы.
Согласно части 7 статьи 12 Закона № 40-ФЗ, действовавшей на момент спорных правоотношений, в целях выяснения обстоятельств наступления страхового случая, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его ремонта проводится независимая техническая экспертиза транспортного средства.Правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства, требования к экспертам-техникам, в том числе условия и порядок их профессиональной аттестации и ведения государственного реестра экспертов-техников, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 238 от 24.04.2003 (далее – Правила № 238).
Правила № 238 были разработаны во исполнение статьи 12 Закона № 40-ФЗ и действовали на момент возникновения спорных правоотношений (утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2014 № 1017).
Пунктом 2 Правил № 238 предусмотрено, что целью проведения независимой технической экспертизы транспортного средства (далее экспертиза) является установление обстоятельств, влияющих на выплату страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства: наличие и характер технических повреждений транспортного средства; причины возникновения технических повреждений транспортного средства; технология, объем и стоимость ремонта транспортного средства.
В соответствии с пунктом 5 Правил № 238 для проведения экспертизы привлекается эксперт-техник или экспертная организация. Экспертом-техником признается физическое лицо, прошедшее профессиональную аттестацию на соответствие установленным требованиям и внесенное в государственный реестр экспертов-техников (государственный реестр).
Порядок проведения профессиональной аттестации (в том числе требования к эксперту-технику) устанавливается совместно федеральными органами исполнительной власти, на которые возложено государственное регулирование в области транспорта, в области юстиции, в области внутренних дел и в области трудовых отношений.
Условия и порядок профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к экспертам-техникам, утверждены Приказом Минтранса России № 124, Минюста России № 315, Министерства внутренних дел России № 817, Минздравсоцразвития России № 714 от 17.10.2006.
Профессиональная аттестация экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, проводится с целью подтверждения квалификационных навыков и знаний кандидата в эксперты-техники для осуществления работ по независимой технической экспертизе транспортных средств и включения в государственный реестр экспертов-техников в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минюста России № 155 от 30.07.2003 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра экспертов-техников».
Профессиональная аттестация экспертов указанной категории осуществляется Межведомственной аттестационной комиссией.
Кроме того, в момент возникновения спорных правоотношений порядок ведения государственного реестра экспертов-техников был регламентирован приказами Минюста России № 155 от 30.06.2003 «Об утверждении Порядка ведения государственного реестра экспертов-техников» и № 335 от 31.12.2003 «Об утверждении формы свидетельства о включении в государственный реестр экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств».
Согласно требованиям пунктов 1-5 Порядка ведения государственного реестра экспертов-техников, утвержденного Приказом Минюста России № 155 от 30.07.2003, ведение государственного реестра экспертов-техников предполагает внесение сведений об эксперте-технике – физическом лице, имеющем необходимый уровень профессиональной подготовки и прошедшем профессиональную аттестацию на соответствие установленным требованиям, а также обеспечение изъятия из Реестра сведений об экспертах-техниках при их исключении. Эксперту-технику, сведения о котором включаются в Реестр, присваивается регистрационный номер, соответствующий порядковому номеру в Реестре, и выдается свидетельство установленного Минюстом России образца о его включении в Реестр.
Управление судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации формирует и ведет Реестр в прошитых журналах строгой отчетности, обеспечивает учет изменений и дополнений на бумажных и электронных носителях.
Реестр содержит открытые информационные ресурсы. Данные об экспертах-техниках, включенных в Реестр, публикуются в установленном порядке и размещаются в одном из разделов Интернет-сайта Минюста России, его территориальных органов и актуализируются ежеквартально.
Приказы Минюста России № 155 от 30.07.2003 и № 335 от 31.12.2003 утратили силу в связи с изданием Приказа Минюста России № 8 от 06.02.2013 «Об утверждении Порядка ведения государственного реестра экспертов-техников», который в настоящее время предъявляет соответствующие требования к информации, содержащейся в государственном реестре об экспертах-техниках.
Таким образом, федеральными нормативными правовыми актами установлены обязательные требования к лицу, осуществляющему деятельность по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства: эксперт-техник обязан пройти профессиональное обучение и быть включенным в государственный реестр; проводить экспертизу в соответствии с нормативными, методическими и другими документами, утвержденными совместно федеральными органами исполнительной власти, на которые возложено государственное регулирование в области транспорта, в области юстиции, в области внутренних дел.
Оценивая представленное истцом в качестве доказательства размера заявленной суммы ущерба отчет ООО «АЛЛ-Консалтинг» № 43-6-АЭ от 15.09.2014, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данный отчет не является допустимым доказательством.
Указанный отчёт составлен оценщиком ФИО2. Доказательств включения ФИО2 в государственный реестр экспертов-техников, истец не представил.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что при обращении в суд с настоящим иском ООО «Прогресс» в нарушение правил статьи 65 АПК РФ не представило доказательств производства ремонта повреждённого транспортного средства на сумму, превышающую размер выплаченного ответчиком страхового возмещения.
Поскольку допустимые доказательства, свидетельствующие о том, что стоимость восстановительного ремонта транспортного средства превышает размер выплаченного ответчиком страхового возмещения, ООО «Прогресс» в дело не представлены, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований истца о взыскании с АО «СГ МСК» 5 900 руб. 46 коп. страхового возмещения.
Поскольку отчет № 43-6-АЭ, затраты на изготовление которого истец просил взыскать с ответчика, является недостоверным доказательством и не оценивался при рассмотрении данного спора, соответствующие расходы ООО «Прогресс» не подлежат взысканию с ответчика.
Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в том числе расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей) (статья 106 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Из смысла указанной нормы права следует, что в основу распределения судебных расходов положен принцип возмещения их правой стороне за счет неправой.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований, судебные расходы правомерно отнесены на истца.
Доводы, приведенные ООО «Прогресс» в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции и отклоняются как основанные на ошибочном толковании закона. Обстоятельства, которыми апеллянт обосновывает заявленные им требования, не опровергают выводов суда первой инстанции по настоящему делу.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба истца – без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 26 января 2015 года по делу № А70-11732/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья | А. В. Веревкин |