ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-3731/19 от 13.05.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

16 мая 2019 года

                                                  Дело № А46-22620/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2019 года.

Постановление изготовлено в полном объеме мая 2019 года .

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лотова А.Н.,

судей Грязниковой А.С., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3731/2019) Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 15.02.2019 по делу № А46-22620/2018 (судья Савинов А.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Усачевой Аллы Григорьевны (ИНН 550300253569, ОГРН 304550331500059) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524) с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», о признании незаконным решения, изложенного в уведомлении № КУВД-001/2018- 2972154/6 от 23.11.2018, об обязании совершить действия,

при участии в судебном заседании представителей:

от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области – Терехова Е.В. по доверенности от 09.01.2019 № 10 сроком действия по 31.12.2019;

от индивидуального предпринимателя Усачевой Аллы Григорьевны – Есионова К.А. по доверенности от 14.09.2018 № 55АА1937812 сроком действия 3 года;

в отсутствие представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», надлежащим образом извещенного о времени и мечте рассмотрения апелляционной жалобы,

установил:

индивидуальный предприниматель Усачева Алла Григорьевна (далее – ИП Усачева А.Г., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – Управление Росреестра по Омской области, Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения, изложенного в уведомлении от 23.11.2018 № КУВД-001/2018-2972154/6, об обязании совершить действия.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра», третье лицо).

Решением Арбитражного суда Омской области от 15.02.2019, принятым по делу № А46-22620/2018, требования ИП Усачевой А.Г. удовлетворены. Признано незаконным решение Управления об отказе изменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав на объект недвижимости с кадастровым номером 55:36:040105:10606, расположенный по адресу: Омская область, г. Омск, ул.4-я Челюскинцев, д. 35, изложенное в уведомлении от 23.11.2018 № КУВД-001/2018-2972154/6. На Управление Росреестра по Омской области возложена обязанность внести изменения в основные характеристики объекта недвижимости с кадастровым номером 55:36:040105:10606, расположенного по адресу: Омская область, г. Омск, ул.4-я Челюскинцев, д. 35, по заявлению Усачевой А.Г. № КУВД-001/2018-2972154 от 10.08.2018. С Управления в пользу предпринимателя взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 300 руб.

Не соглашаясь с принятым по делу решением, заинтересованное лицо в апелляционной жалобе просит его отменить.

В обоснование жалобы ее податель указывает, что по сведениям ЕГРН объект с кадастровым номером 55:36:040105:10606 является зданием и возможность его перевода в нежилое помещение законодательством не предусмотрена. Кроме того, отмечает, что если для строительства, реконструкции объекта требуется разработка проектной документации, получение соответствующего разрешения на строительство, реконструкцию и последующий ввод в эксплуатацию, технические план объекта должен быть подготовлен кадастровым инженером на основании таких документов. Согласно утверждениям подателя жалобы разрешение на ввод в эксплуатацию спорного объекта после реконструкции не поступало, разрешения на реконструкцию и на ввод в эксплуатацию не выдавались. Принимая оспариваемое решение, заинтересованное лицо, как следует из жалобы, руководствовалось положениями градостроительного законодательства и Ведомственных строительных норм «ВСН 61-89 (р). Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования», утвержденных приказом Госкомархитектуры от 26.12.1989 № 250.

В письменном отзыве на жалобу предприниматель просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

ФГБУ «ФКП Росреестра», надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счёл возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя третьего лица.

В заседании суда апелляционной инстанции представителем Управления поддержаны доводы жалобы. Представитель предпринимателя высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу.

Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что ИП Усачевой А.Г. на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом, площадью 520,2 кв. м, кадастровый номер 55:36:040105:10606, количество этажей: 2, в том числе подземных 0, назначение: жилое, расположенный по адресу: Омская область, г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, д. 35 (далее – жилой дом), о чем в ЕГРН 09.08.2017 сделана запись регистрации права № 55:36:040105:10606-55/001/2017-1, что подтверждается выпиской ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10.12.2018 № КУВИ-001/2018-15074819.

Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 55:36:040105:10268, площадью 447 кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – магазины товаров первой необходимости, бани, расположенном по адресу: Омская область, г. Омск, Центральный административный округ, ул. 4-я Челюскинцев угол ул. Ершова, д. 35/52, который также принадлежит на праве собственности заявителю (запись регистрации права от 05.04.2016 № 55-55/001-55/101/002/2016-11457/1), что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10.12.2018 № КУВИ-001/2018-15074677.

На основании распоряжения администрации Центрального административного округа города Омска от 01.08.2018 № 1096 произведен перевод жилого помещения (жилого дома) с кадастровым номером 55:36:040105:10606 в нежилое. В целях обеспечения возможности использования жилого дома как нежилого здания выполнена перепланировка и переустройство в соответствии с разработанной ООО «Симплекс» документацией «Проект перепланировки и перевода из жилого в нежилой фонд дома, расположенного ул. 4-я Челюскинцев, д. 35 в Центральном АО г. Омска», шифр проекта 2017-001/34-АР.

После выполненных работ по перепланировке и переустройству согласно акту приемки в эксплуатацию от 03.08.2018 № 549 объект принят в эксплуатацию.

10.08.2018 ИП Усачева А.Г. обратилась в Управление с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 55:36:040105:10606 в связи с изменением его назначения, приложив к указанному заявлению поименованное распоряжение от 01.08.2018 № 1096 и акт приемки в эксплуатацию от 03.08.2018 № 549.

23.08.2018 Управлением осуществление действий по изменению основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав приостановлено сроком до 23.11.2018 на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о государственной регистрации недвижимости, Федеральный закон № 218-ФЗ) в связи с тем, что заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, а именно – технический план и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

18.09.2018 заявитель представил в Управление Росреестра по Омской области технический план здания, подготовленный 18.09.2018 в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о планировке и назначении здания с кадастровым номером 55:36:040105:10606, к которому приложены распоряжение администрации Центрального административного округа города Омска от 01.08.2018 № 1096, акт приемки в эксплуатацию от 03.08.2018 № 549, а также Проект перепланировки и перевода из жилого в нежилой фонд дома, расположенного по ул. 4-я Челюскинцев, д. 35 в Центральном АО г. Омска», шифр проекта 2017-001/34-АР, разработанный ООО «Симплекс».

Согласно уведомлению от 03.10.2018 № КУВД-001/2018-2972154/2 Управления причины, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, не устранены, осуществление действий по изменению основных характеристик объекта недвижимости приостановлено.

Решение Управления от 23.08.2018 № КУВД-001/2018-2972154/1 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета обжаловано заявителем в апелляционную комиссию. Апелляционной комиссией решение признано обоснованным (решение апелляционной комиссии от 05.10.2018 № 123).

09.11.2018 заявителем одновременно с заявлением о предоставлении дополнительных документов в Управление Росреестра по Омской области представлен технический план от 08.11.2018, к которому приложена проектная документация «Проект перепланировки и переустройства индивидуального жилого дома под нежилое здание по адресу: 4-я Челюскинцев, д. 35 в Центральном административном округе г. Омска», шифр 22-ПП-10.2018-АР, выполненная ООО «Архитектор», а также заключение по результатам обследования технического состояния несущих конструкций здания по ул. 4-я Челюскинцев, 35, шифр 25.10.2018-ТО, выполненное ООО «СтройКон».

В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Омской области от 15.11.2018 № КУВД-001/2018-2972154/5 причины, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, не устранены, в связи с чем осуществление действий по изменению основных характеристик объекта недвижимости вновь приостановлено.

23.11.2018 Управлением принято решение об отказе изменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации (уведомление от 23.11.2018 № КУВД-001/2018-2972154/6).

Заявив о том, что решение, изложенное в уведомлении № КУВД-001/2018-2972154/6, является незаконным, поскольку не соответствует Федеральному закону № 218-ФЗ, Жилищному кодексу Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее – ГрК РФ) и нарушает права и законные интересы ИП Усачевой А.Г. в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился с настоящими требованиями в суд.

Заявление ИП Усачевой А.Г. удовлетворено судом первой инстанции, что явилось поводом для обращения Управления в суд апелляционной инстанции с настоящей жалобой.

Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН, регламентированы Федеральным законом № 218-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества в силу положений Закона о государственной регистрации недвижимости понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости).

На основании части 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно пункту 7 части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

В силу части 5 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ истребование у заявителя дополнительных документов не допускается, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона о государственной регистрации недвижимости и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом о государственной регистрации недвижимости или иными федеральными законами.

В соответствии с обжалуемым решением, изложенным в уведомлении от 23.11.2018 № КУВД-001/2018-2972154/6, в изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав отказано на основании статьи 27 Закона о государственной регистрации недвижимости в связи с истечением срока приостановления и неустранением причин, препятствующих осуществлению изменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав. При этом Управлением указано, что осуществление действий по государственному кадастровому учету изменений объекта недвижимости было приостановлено по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 7, 10, 49 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ, в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам; имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН о таком объекте (за исключением случая, если вносятся изменения в указанные сведения ЕГРН о таком объекте недвижимости).

В частности, Управлением указано, что с заявлением представлен технический план здания, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о планировке и назначении здания с кадастровым номером 55:36:040105:10606.

Распоряжение администрации Центрального административного округа города Омска от 01.08.2018 № 1096 «О переводе жилого помещения, расположенного по адресу: город Омск, улица 4-я Челюскинцев, дом 35, в нежилое» и акт приемки в эксплуатацию от 03.08.2018 г. № 549 выданы в отношении нежилого помещения и заявление об осуществлении государственного кадастрового учета подано в отношении помещения с кадастровым номером № 55:36:040105:10606.

Между тем, заинтересованным лицом установлено, что согласно сведениям ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером 55:36:040105:10606 представляет собой здание.

По мнению Управления Росреестра по Омской области, действующим законодательством предусмотрена возможность перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение только в отношении помещений, как одного из видов объектов недвижимости. Здание не относится к нежилым помещениям, поскольку нежилое помещение являет собой самостоятельный вид объекта недвижимости, который является частью здания. В связи с указанным с целью эксплуатации здания в качестве нежилого необходимо оформление разрешительных документов на реконструкцию и ввод в эксплуатацию данного здания в порядке, предусмотренном статьями 51, 55 ГрК РФ.

Вместе с тем, по справедливому замечанию суда первой инстанции, в поименованных выше распоряжении и акте приемки в эксплуатацию приведены сведения, позволяющие идентифицировать объект недвижимости, в отношении которого, данные документы приняты, в них указан кадастровый номер объекта недвижимости и указан вид объекта недвижимости – жилой дом.

В свою очередь, технические планы от 18.09.2018 и от 08.11.2018 подготовлены в связи с изменением сведений о планировке и назначении здания с кадастровым номером 55:36:040105:10606, что соответствует сведениям ЕГРН о данном объекте недвижимости.

В силу положений части 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации недвижимости каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в ЕГРН, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав. Кадастровый номер является одним из идентификаторов, используемых при ведении ЕГРН, и в силу части 6 статьи 5 Закона о государственной регистрации недвижимости содержащиеся в ЕГРН кадастровые номера, номера регистрации, реестровые номера границ обязательны для использования в иных государственных информационных ресурсах, а также при межведомственном информационном взаимодействии.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что противоречия между сведениями о спорном объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН о данном объекте, отсутствуют.

Суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с частью 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

При этом частью 1 статьи 16 ЖК РФ к жилым помещениям отнесены жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Частью 2 статьи 16 ЖК РФ дано легальное определение жилого дома, каким в силу поименованной статьи признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Так, учитывая буквальное и системное толкование приведенных норм, суд апелляционной инстанции заключает, что жилой дом наряду с иными предусмотренными жилищным законодательством объектами является зданием, относясь одновременно к одному из видов жилых помещений.

Пунктом 39 статьи 1 ГрК РФ объектом индивидуального жилищного строительства называется отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

При этом понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в ГрК РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства ГрК РФ, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Положения глав 3 и 4 ЖК РФ, определяющие условия и порядок перевода жилого в нежилое помещение и нежилого в жилое помещение, а также переустройства и перепланировки жилого помещения, распространяют свое действие на жилые дома, являющиеся одним из видов жилых помещений. Жилищным законодательством не предусмотрено исключений для осуществления процедуры перевода жилых в нежилые помещения в отношении жилых домов, являющихся одним из видов жилых помещений.

Согласно части 1 статьи 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно решению Омского городского совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» (далее – Правила землепользования и застройки) земельный участок и находящийся на нем жилой дом, принадлежащие заявителю, располагаются в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки (Ж1-1386). Жилой дом, с учетом изменения его назначения в результате процедуры перевода из жилого помещения в нежилое помещение, полностью соответствует требованиям градостроительного регламента, установленного для территориальной зоны Ж1-1386, предусмотренного Правилами землепользования и застройки. Магазины товаров первой необходимости, бани являются основными видами разрешенного использования для территориальной зоны Ж1-1386. При выполнении работ по перепланировке и переустройству жилого дома в целях его перевода в нежилое помещение предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов, предусмотренные градостроительным регламентом, не превышены.

Распоряжение администрации ЦАО г. Омска от 01.08.2018 № 1096 о переводе жилого помещения (жилого дома) с кадастровым номером 55:36:040105:10606 в нежилое помещение принято уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства, не оспорено в установленном законом порядке. Акт приемки в эксплуатацию от 03.08.2018 № 549 в силу части 9 статьи 23 ЖК РФ подтверждает окончание процедуры перевода помещения и является основанием использования переведенного жилого дома в качестве нежилого объекта.

В жилом доме, принадлежащем заявителю, в связи с его переводом в нежилое помещение были выполнены работы по перепланировке и переустройству для обеспечения возможности его использования в качестве нежилого помещения.

В свою очередь, проект перепланировки и перевода из жилого в нежилой фонд дома, расположенного по ул. 4-я Челюскинцев, д. 35 в Центральном АО г. Омска (архитектурно-строительные решения, шифр 2017-001/34-АР), выполненный ООО «Симплекс», представленный в Управление в составе технического плана от 18.09.2018, дает основания для вывода о том, что в здании поизведены работы по демонтажу существующих перегородок и возведению новых перегородок, монтаж отопительного оборудования на базе имеющихся инженерных сетей, монтаж электрооборудования и осветительных приборов, монтаж пожарной и охранной сигнализации, а также изменение функционального назначения помещений в жилом доме в связи с его переводом в нежилое помещение. Поименованные работы выполнены в соответствии с вышеуказанным проектом, что следует из акта приемки в эксплуатацию от 03.08.2018 № 549.

Согласно положениям статьи 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

 Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

В соответствии с постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее – Правила № 170) перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.

Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.

Правила № 170 применяются в части, не противоречащей ГрК РФ и ЖК РФ.

Материалы дела свидетельствуют о том, что в спорном жилом доме выполнены работы исключительно по изменению конфигурации помещений, установке отопительного оборудования, электрооборудования и осветительных приборов, монтаж пожарной и охранной сигнализации, что соответствует понятиям перепланировки и переустройства жилого помещения, предусмотренным статьей 25 ЖК РФ, а также изменено функциональное назначение помещений в связи с переводом жилого дома в нежилое помещение.

Согласно пункту 14 статьи 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) представляет собой изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В силу статьи 51 ГрК РФ реконструкция осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Пунктом 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается на основании разрешения на строительство и представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка (часть 1 статьи 55 ГрК РФ).

Действующее правовое регулирование спорных правоотношений не предусматривает правила, в соответствии с которым изменение функционального назначения жилого дома (объекта капитального строительства) возможно только в результате реконструкции, равно как не включает запрета на изменение функционального назначения (перевод) жилого помещения (жилого дома), являющегося объектом капитального строительства, в нежилое помещение в соответствии с процедурой, предусмотренной главой 3 ЖК РФ.

В результате перевода жилого помещения (жилого дома), принадлежащего заявителю, в нежилое помещение с выполнением его перепланировки и переустройства, изменения параметров объекта капитального строительства (жилого дома), его частей не произошло (не изменились его высота, количество этажей, площадь и объем). Не были осуществлены его надстройка, перестройка, расширение, а также не были затронуты его несущие строительные конструкции, все работы по перепланировке и переустройству осуществлялись исключительно внутри дома, без вмешательства в его несущие строительные конструкции. Перевод жилого помещения (жилого дома) в нежилое помещение и выполненные в целях обеспечения использования жилого дома как нежилого здания работы по перепланировке и переустройству жилого дома, реконструкцией объекта капитального строительства не являются.

Изложенное подтверждается проектом «Перепланировка и переустройство индивидуального жилого дома под нежилое здание по адресу: 4-я Челюскинцев, д, 35 в Центральном административном округе г. Омска», шифр 22-ПП-10.2018-АР, выполненным ООО «Архитектор», соответствующим проекту перепланировки и перевода из жилого в нежилой фонд дома, расположенного по ул. 4-я Челюскинцев, д. 35 в Центральном АО г. Омска (архитектурно-строительные решения, шифр 2017-001/34-АР), выполненным ООО «Симплекс». Проектные решения в настоящем случае не предусматривают изменений объекта капитального строительства и его частей, затрагивающих конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, превышающих предельные параметры строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

На основании пункта 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство в данном случае с учетом указанных выше обстоятельств не требуется. Аналогичный вывод отражен в заключении по результатам обследования технического состояния несущих конструкций здания по ул. 4-я Челюскинцев, 35, шифр 25Л0.2018-ТО, выполненном ООО «СтройКон».

Ввиду того, что произведенные перепланировка и переустройство жилого дома не затрагивают конструктивные и другие характеристики его надежности и безопасности, не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, на основании пункта 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ, разрешение на строительство в настоящем случае не требуется. Следовательно, не требуется и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Таким образом, обязанность по предоставления указанных документов на предпринимателя возложена быть не может.

В обоснование позиции по делу Управление ссылается не только на категорию реконструкции, предусмотренную пунктом 14 статьи 1 ГрК РФ, но и на понятие реконструкции жилого дома, которое предусмотрено Ведомственными строительными нормами «ВСН 61-89(р). Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования», утвержденными Приказом Госкомархитектуры от 26.12.1989 № 250 (далее – ВСН 61-89(р)).

Как следует из приложения к ВСН 61-89(р)), реконструкцией жилого дома является комплекс строительных и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей жилого дома (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади дома) или его назначения и осуществляемых в целях улучшения условий проживания и приведения эксплуатационных показателей жилого дома к уровню современных требований. При этом, реконструкция жилого дома может включать в себя и изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии обоснований – частичную разборку здания.

Между тем, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.

В силу прямого указания ВСН 61-89(р) таковые распространяются на проектирование реконструкции и капитального ремонта жилых домов высотой до 16 этажей включительно, то есть на многоквартирные жилые дома. Вместе с тем в отношении реконструкции индивидуальных жилых домов действует Свод правил СП 55.13330.2011 «СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные», распространяющий в силу статьи 1 свое действие на вновь строящиеся и реконструируемые отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства). СП 55.13330.2011 не содержит определения реконструкции жилого дома, в связи с чем применению подлежит определение, данное в пункте 14 статьи 1 ГрК РФ.

На основании статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до приведения в соответствие с ГрК РФ законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства и действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства СССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Таким образом, определение реконструкции жилого дома, которое приводится в ВСН 61-89(р) и на которое Управление ссылается в обжалуемом решении, не подлежит применению в настоящем случае как противоречащее ГрК РФ.

На основании изложенного обжалуемое решение Управления следует признать противоречащим закону и нарушающим права ИП Усачевой А.Г. как собственника спорного объекта недвижимости.

С учетом правил части 5 статьи 201 АПК РФ и ввиду того, что отказ Управления в изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации является незаконным, судом первой инстанции в целях восстановления нарушенного права на Управление Росреестра по Омской области возложена обязанность по внесению изменений в основные характеристики здания с кадастровым номером 55:36:040105:10606, расположенного по адресу: Омская область, г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, д. 35, в части назначения здания с «жилого» на «нежилое».

Удовлетворив требования заявителя, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.

Доводов, подтвержденных материалами дела и указывающих на допущенные судом нарушения норм материального или процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.

Принятое по делу решение суда не подлежит отмене или изменению, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей настоящей апелляционной жалобы не распределяются в связи с освобождением Управления от обязанности по уплате государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 15.02.2019 по делу № А46-22620/2018 – без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме только.

Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.

При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной
в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.

Председательствующий

А.Н. Лотов

Судьи

А.С. Грязникова

 Н.А. Шиндлер