ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-4110/2017 от 30.05.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

05 июня 2017 года

                                                         Дело №   А81-2261/2016

Резолютивная часть постановления объявлена  30 мая 2017 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  июня 2017 года .

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Глухих А.Н.,

судей  Веревкина А.В., Еникеевой Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Миковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-4110/2017 ) Администрации муниципального образования поселок Пангоды на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 февраля 2017 года по делу № А81-2261/2016 (судья Максимова О.В.), по иску общества с ограниченной ответственностью «Газпром энерго» (ИНН 77736186950, ОГРН 1027739841370) к Администрации муниципального образования поселок Пангоды (ИНН 8903004297, ОГРН 1068903006677), при участии в деле третьих лиц, Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало- Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017727, ОГРН 1068901005854), общества с ограниченной ответственностью «Пангодинский расчетно-кассовый центр» (ИНН 8903032174, ОГРН 1128903000050), общества с ограниченной ответственностью «Пангодинское жилищно-коммунальное управление» (ИНН 8903029358,ОГРН 1098903000503), общества с ограниченной ответственностью «Гарант-сервис» (ИНН 8903032417, ОГРН 1128903000742) о взыскании 10 848 755 руб. 66 коп.,

при участии в судебном заседании представителя Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало- Ненецкого автономного округа ФИО1 по доверенности № 10 от 14.03.2017 сроком действия на один год;

установил:

общество с ограниченной ответственности «Газпром энерго» (далее – ООО «Газпром энерго», общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с уточненным по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) иском к Администрации муниципального образования п. Пангоды (далее – Администрация, ответчик) о взыскании задолженности по оплате оказанных услуг по теплоснабжению на сумму 9 082 743 руб. 15 коп., по холодному водоснабжению ОДН на сумму 121 723 руб. 97 коп., по горячему водоснабжению ОДН на сумму 398 199 руб. 26 коп. Всего истец просил взыскать с ответчика задолженность в размере 9 602 666 руб. 38 коп.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, ООО «Пангодинский расчетно-кассовый центр», ООО «Пангодинское жилищно-коммунальное управление», ООО «Гарант-сервис».

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.02.2017 исковые требования удовлетворены частично. С Администрации в пользу ООО «Газпром энерго» взыскана задолженность по оплате коммунальных ресурсов (теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение по незаселенному муниципальному жилищному фонду, в том числе ОДН) в размере 5 255 791 руб. 77 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 38 877 руб. Всего в пользу общества взыскано 5 294 668 руб. 77 коп. В остальной части иска отказано.

Возражая против принятого по делу судебного акта в части примененных тарифов, ответчик в апелляционной жалобе просит его изменить взыскать с Администрации задолженности в размере 1 681 243 руб. 75 коп., исчисленном с учетом тарифов, установленных для населения.

В письменном отзыве на жалобу Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Администрация, ООО «Газпром энерго», ООО «Пангодинский расчетно-кассовый центр», ООО «Пангодинское жилищно-коммунальное управление»,  ООО «Гарант-сервис», надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.

С учетом положений части 5 статьи 268 АПК РФ, учитывая, что от лиц, участвующих в деле,  заявлений относительно проверки обжалуемого судебного акта в полном объеме не поступило, суд апелляционной инстанции проверяет обоснованность решения суда первой инстанции по настоящему делу в части примененных при расчете задолженности тарифов (пункт 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 36 от 28.05.2009 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции»).

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителя третьего лица, проверив в порядке, установленном статьями 266, 270 АПК РФ, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, Администрация осуществляет правомочия собственника в отношении жилых помещений, расположенных по адресу Ямало-Ненецкий автономный округ, п. Пангоды:

улица Газодобытчиков, д. 2, кв. 6, 28, д. 4, кв. 16, 20, д. 10, кв. 13, 20, 21, 24, 31,

улица Полярников, д. 3а, кв. 3, 15, 16, 18, 20-22, 27,

улица Звездная, д. 66, кв. 1, 3-4, 13, 14, 22, 25, 26, 30, 31, 43, 44, д. 72, кв. 9,

улица Звездная, д. 74а, кв. 5, 9, 17, 21,

улица Строителей, д. 31, кв. 10, 28, 30, 33,

улица <...>, 15, 18, 21, 25, 27, 29, 33, 34, 49, 50,

улица <...>, 11, 16, 20-22,

улица Полярников, д. 5, кв. 14, 15, 18, 26, 27, 29, 30,

улица Полярников, д. 6, кв. 1, 3-18, 20, 21, 23, 25, 26, 28-31, 33, 34, 36,

улица Полярников, д. 7, кв. 1, 4-6, 8, 9, 11-14, 17-25, 29, 32, 34, 35,

улица Полярников, д. 8, кв. 2, 4, 6, 10, 12, 14, 15, 19, 21-23, 25, 33, 34, 36, 37,

улица Полярников, д. 9, кв. 11, 14, 26, 30, 34, д. 10, кв. 12, 16, 19, 21, 30, 32,

улица Полярников, д. 17, квартиры 5, 6, 26, 37,

улица Ленина, д. 29, кв.5, д. 51, кв. 82, 95,

ж/к «Дсу-26», <...>, д. 25,

в/г «Таежный», д. 620, квартиры 1-5, 7, 8, 10, 11,

улица Энергетиков, д. 26, кв. 5, д. 31, кв. 3б, 6а, 13а, 19а, 23,

улица Энергетиков, д. 32, кв. 6, 9а, 11, 16а, 20, 23, 24, д. 38, кв. 4.

Право муниципальной собственности на перечисленные жилые помещения подтверждается представленными в дело выписками из Единого государственного реестра прав от 20.04.2016.

Как указал истец при обращении в суд, в период с мая 2013 года по март 2016 года ООО «Газпром энерго» поставляло в перечисленные жилые помещения коммунальные ресурсы, а именно - тепловую энергию, холодную и горячую воду для общедомовых нужд. При этом договорные отношения по поставке коммунальных ресурсов сторонами оформлены не были.

Указав на неисполнение Администрацией обязанностей по оплате полученных коммунальных ресурсов, ООО «Газпром энерго» обратилось в суд с настоящим иском.

В статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.

В силу пункта 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Принадлежность спорных жилых помещений ответчиком не оспаривается.

Согласно пункту 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Таким образом, на ответчика как на собственника спорных помещений на протяжении спорного периода возлагается обязанность по оплате поставленных коммунальных ресурсов истцом в незаселенный жилой фонд.

Возникшие между сторонами фактические правоотношения получили верную квалификацию суда первой инстанции, в связи с чем при рассмотрении настоящего дела применению подлежат нормы параграфа 6 главы 30 ГК РФ (энергоснабжение).

Согласно пункту 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ в рамках отношений энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно статьям 309 - 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Как указал при обращении в суд истец, у ответчика имеется задолженность по оплате тепловой энергии, а также услуг водоснабжения и водоотведения, предоставленных в указанные выше незаселенные жилые помещения.

С учетом уточнений по расчету истца задолженность ответчика за коммунальные услуги за период с 01.05.2013 по 31.03.2016 составила 9 602 666 руб., из которых 9 082 743 руб. 15 коп. – плата за теплоснабжение, 121 723 руб. 97 коп. – плата за холодное водоснабжение (ОДН), 398 199 руб. 26 коп. – плата за горячее водоснабжение (ОДН).

При рассмотрении требований ООО «Газпром энерго» судом первой инстанции из суммы задолженности исключен долг за период с 01.01.2014 по 07.04.2015 ввиду оплаты его ООО «Пангодинский расчетно-кассовый центр» на основании договора № 59-08/1263/13-Д/БС от 15.12.2013. В указанной части выводы суда первой инстанции не оспариваются, в связи с чем проверке не подлежат.

Спорными являются периоды с 01.05.2013 по 31.12.2013 и с 07.04.2015 по 31.03.2016.

Спор между сторонами возник в отношении примененных тарифов на энергоресурсы.

Под тарифами в сфере теплоснабжения  понимается система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (статья 2 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ)).

Тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию (статья 8 Федерального закона № 190-ФЗ).

Согласно части 6 статьи 13 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ) оплата горячей, питьевой и (или) технической воды по договору водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду (горячее водоснабжение), питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) техническую воду.

В силу пункта 6 статьи 14 Федерального закона № 416-ФЗ оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение.

В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей. Таким образом, подлежащий применению тариф зависит не от объекта, а от субъекта, вносящего плату за коммунальные услуги и потребляющего эти услуги. При этом, согласно пункту 1 Правил № 354 данные Правила самостоятельно не регламентируют вопросы применения тарифов, а содержат отсылочные нормы к законодательству о государственном регулировании тарифов.

Таким образом, цены на коммунальные услуги по тепло-, водоснабжению и водоотведению подлежат государственному регулированию в соответствии с положениями законодательства и в рамках полномочий органов государственной власти, к чьей компетенции такое регулирование отнесено.

В период с 01.01.2013 по 31.12.2013 на территории Ямало-ненецкого автономного округа действовали тарифы, утвержденные приказами департамента цен и тарифов Ямало-Ненецкого автономного округа № 196-т от 26.11.2012 (ред. от 10.07.2013) «Об установлении ООО «Газпром энерго» (Надымский филиал) тарифов на холодную воду и тарифов на горячую воду для расчетов с потребителями поселка Пангоды, поселка Юность, газопромыслового участка УКПГ-7 ВЖК муниципального образования Надымский район на 2013 год» и № 202-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую обществом с ограниченной ответственностью «Газпром энерго» (Надымский филиал) и отпускаемую потребителям поселка Пангоды муниципального образования Надымский район на 2013 год».

В период с 01.01.2015 по 31.12.2015 действовали тарифы, утвержденные приказами Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа № 335-т от 10.12.2014 (ред. от 05.02.2015) «Об установлении ООО «Газпром энерго» (Надымский филиал) тарифов на питьевую воду и тарифов на горячую воду для расчетов с потребителями поселка Пангоды и газопромыслового участка УКПГ-7 ВЖК муниципального образования Надымский район, на 2015 год» и № 333-т (ред. от 05.02.2015) «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую обществом с ограниченной ответственностью «Газпром энерго» (Надымский филиал) и поставляемую потребителям поселка городского типа Пангоды муниципального образования Надымский район, на 2015 год».

В период с 01.01.2016 по 31.12.2016 действовали и применялись тарифы, утвержденные приказами Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа № 219-т от 11.12.2015 (ред. от 29.04.2016) «Об установлении обществу с ограниченной ответственностью «Газпром энерго» (Надымский филиал) тарифов на питьевую воду и тарифов на горячую воду для расчетов с потребителями поселка городского типа Пангоды муниципального образования Надымский район и долгосрочных параметров регулирования тарифов, на 2016 - 2018 годы» и № 217-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую обществом с ограниченной ответственностью «Газпром энерго» (Надымский филиал) и поставляемую потребителям поселка городского типа Пангоды (промзона) муниципального образования Надымский район, и долгосрочных параметров регулирования тарифов, на 2016 - 2018 годы».

Указанные нормативные правовые акты применены истцом при расчете задолженности Администрации.

Возражая против суммы платы за коммунальные ресурсы, ответчик заявил о неверном определении категории потребителя, что, по мнению апеллянта, повлекло необоснованное увеличение суммы долга. Так, истцом применен тариф «иные потребители», тогда как ответчик полагает обоснованным применение тарифа «для населения».

Между тем, указанный довод апелляционной жалобы подлежит отклонению в силу следующего.

Согласно части 14 статьи 10 Федерального закона № 190-ФЗ наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации.

Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций. Федеральным законом № 190-ФЗ полномочия по установлению категорий потребителей, в отношении которых устанавливаются льготные тарифы,  отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации.

Положения части 26 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ предусматривают аналогичные правила установления льгот при оплате водоснабжения и водоотведения.

На протяжении спорного периода на Территории Ямало-Ненецкого автономного округа действовали Законы автономного округа № 136-ЗАО от 25.11.2011 «О компенсации выпадающих доходов организациям коммунального комплекса и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям коммунального комплекса» (до 01.01.2015) и № 107-ЗАО от 01.12.2014 «Об установлении отдельных категорий потребителей коммунальных ресурсов, имеющих право на льготы, компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям и прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе отдельных государственных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям коммунального комплекса» (с 01.01.2015).

Указанными законами органы местного самоуправления, владеющие на праве собственности жилыми помещениями, не были отнесены к льготной категории потребителей.

Учитывая, что перечисленными выше приказами Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, регулирующими тарифы на тепло-, водоснабжение и водоотведение, цены распределены по категориям «Население», «Потребители, имеющие право на льготные тарифы» и «Иные потребители», у истца отсутствовали правовые основания для отнесения ответчика к категориям Населения и Потребителей, имеющих право на льготные тарифы.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, то обстоятельство, что помещения, в отношении которых начислена плата, являются жилыми и не используются в каких-либо производственных целях, не влечет возникновение оснований для применения льготного тарифа, поскольку потребителями коммунальных услуг в данном случае не являются граждане, указанные в Законах Ямало-Ненецкого автономного округа №№ 136-ЗАО и 107-ЗАО.

При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает положенный в основу обжалуемого судебного акта расчет задолженности истца.

В связи с отсутствием в деле доказательств оплаты задолженности за спорный период исковые требования ООО «Газпром энерго» правомерно удовлетворены частично в сумме 5 255 791 руб. 77 коп.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).

Приведенные в апелляционной жалобе доводы не находят подтверждения материалами дела, в связи с чем не принимаются во внимание коллегией.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.

Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения. Апелляционная жалоба Администрации оставлена без удовлетворения.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 февраля 2017 года по делу № А81-2261/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

А.Н. Глухих

Судьи

А.В. Веревкин

Л.И. Еникеева