ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-48/2022 от 25.02.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

04 марта 2022 года

                                                         А46-9532/2021

Резолютивная часть постановления объявлена  25 февраля 2022 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  марта 2022 года .

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,

судей  Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шнайдер Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-48/2022 ) закрытого акционерного общества «Сибирячка» на решение Арбитражного суда Омской области от 06.12.2021 по делу                 № А46-9532/2021 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества «Сибирячка» (ИНН 5504006177, ОГРН 1025500974454) к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (ИНН 5503084944, ОГРН 1045504034840), Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ИНН 7707034952, ОГРН 1027739591010) о признании незаконными действий и обязании, при участии третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области,

при участии в судебном заседании: 

от закрытого акционерного общества «Сибирячка» представителя ФИО1 (по доверенности от 19.04.2021 сроком действия 3 года);

от Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области – ФИО2 (по доверенности от 22.12.2021 № ДВ-390 сроком действия 31.12.2022), ФИО3 (по доверенности от 10.01.2021 № ДВ-9 сроком действия 31.12.2022);

от Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - ФИО3 (по доверенности от 24.12.2021 № ДВ-394 сроком действия 16.12.2022),

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Сибирячка» (далее – ЗАО «Сибирячка», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконными действий Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее – Главное управление МЧС России по Омской области), Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий об отказе в исключении из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны записи о ЗАО «Сибирячка» как о балансодержателе и собственнике в отношении защитного сооружения (бомбоубежища), расположенного по адресу: <...>, об обязании указанных органов исключить из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны запись о ЗАЛО «Сибирячка» как о балансодержателе и собственнике в отношении защитного сооружения (бомбоубежища), расположенного по адресу: <...>.

Решением Арбитражного суда Омской области от 06.12.2021 по делу                                 № А46-9532/2021 (далее - обжалуемое решение) требования ЗАО «Сибирячка» оставлены без удовлетворения.

Не соглашаясь с принятым решением, с апелляционной жалобой обратилось ЗАО «Сибирячка», просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные суду первой инстанции требования.

В обоснование жалобы её заявитель указал, что приказ МЧС России от 15.12.2000 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» не регламентирует порядок внесения сведений в журнал учёта защитных сооружений; общество не является правопреемником указанного в паспорте защитного сооружения от 1986 года ПО «Сибирячка». При приватизации ПО «Сибирячка» никакого защитного сооружения  в собственность АО «Сибирячка» не передавалось, что указано в судебных актах по делу № А46-6629/2011. Кроме того, на месте защитного сооружения в 1991 – 1993 годах было возведено трех-четырехэтажное здание, при строительстве которого ранее возведенное защитное сооружение было фактически разрушено и отсутствовало на момент приватизации. В техническом паспорте здания, возведенного в 1993 году, отсутствует подвал, в котором якобы расположено защитное сооружение. В документации общества договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны от 1997 отсутствует в документации общества. При этом судом было отказано в удовлетворении о назначении по делу почерковедческой экспертизы.

Обществом 17.02.2022 заявлено ходатайство о назначении почерковедческой экспертизы, на разрешение которой ЗАО «Сибирячка» просило поставить следующие вопросы: не выполнена ли подпись от имени ФИО4 (далее - ФИО4) в договоре о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 18.06.1997 № 11 другим лицом? Не выполнена ли подпись от имени ФИО4 в договоре о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 18.06.1997 № 11 с подражанием подлинной подписи ФИО4? Проведение почерковедческой экспертизы поручить федеральному бюджетному учреждению Омская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации; <...>.

В обоснование заявленного ходатайства общество указало, что при предъявлении бывшему генеральному директору АО «Сибирячка», осуществлявшему полномочия генерального директора с 1992 года по 2013 год ФИО4 копии предоставленного договора от 18.06.1997 № 11 последний заявил, что не помнит, чтобы подписывал подобный договор при приватизации и передаче государственного имущества АО «Сибирячка» в комитете по управлению имуществом Омской области. Подпись под договором от 18.06.1997 № 11 от АО «Сибирячка» имеет отличия по написанию и окончанию подписи от его обычных подписей.

25.02.2022 Главное управление МЧС России по Омской области представило отзыв на апелляционную жалобу.

В судебном заседании 25.02.2022 представитель ЗАО «Сибирячка» просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить; пояснил, что поданное 17.02.2022 ходатайство о назначении по делу почерковедческой экспертизы содержит заявление о фальсификации договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 18.06.1997 № 11.

Представители Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области,надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.

Судом апелляционной инстанции оставлено без рассмотрения ходатайство общества от 17.02.2022 о назначении почерковедческой экспертизы.

Данное ходатайство, содержащее исключительно ссылку на положения статьи 161 АПК РФ, не расценивается как заявление о фальсификации, поскольку данный документ содержит информацию только о наличии сомнений у ФИО4 в подписании договора от 18.06.1997 № 11.

Повторно рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.01.2021 ЗАО «Сибирячка» обратилось в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с заявлением об исключении записи об АО «Сибирячка» как о балансодержателе и собственнике из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны в отношении защитного сооружения (бомбоубежища), расположенного по адресу: <...>.

16.02.2021 Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области в ответ на указанное заявление сообщило ЗАО «Сибирячка» (письмо №ИВ-238-3461) о том, что ЗАО «Сибирячка» числится в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны Главного управления МЧС России по Омской области как балансодержатель защитного сооружения гражданской обороны инв. № 3/22-56, расположенного по адресу: <...> на основании договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны. Законодательством предусмотрены как обязанность балансодержателя по поддержанию в готовности защитного сооружения к приему укрываемых, так и право на снятие защитного сооружения (изменение типа) с учета.

Порядок снятия с учета защитного сооружения регламентирован пунктами 2.5-2.12 приказа МЧС России от 15.12.2000 №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны». Документация на снятие с учета (изменение типа) убежища №3/22-56 в адрес Главного управления не поступала. Иных способов снятия с учета (изменения типа) защитного сооружения действующим законодательством не предусмотрено.

По результатам плановой проверки ЗАО «Сибирячка» в период с 08.10.2019 по 05.11.2019 надзорным органом выявлено нарушение законодательства в области гражданской обороны, а именно: фактически вход в защитное сооружение гражданской обороны снесен, о чем было выдано предписание по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны от 05.11.2019 №10/ГО.

На основании изложенных обстоятельств общество обратилось с заявлением об исключении из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны записи о ЗАО «Сибирячка» как о балансодержателе и собственнике в отношении защитного сооружения (бомбоубежища), расположенного по адресу: <...>, об обязании указанных органов исключить из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны запись о ЗАО «Сибирячка» как о балансодержателе и собственнике в отношении защитного сооружения (бомбоубежища), расположенного по адресу: <...>.

Судом первой инстанции в удовлетворении требований отказано.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявления общества.

Приказом МЧС России от 15.12.2000 № 583 утверждены и введены в действие Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее – Правила).

Согласно пункту 1.2. требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.

Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища (ПРУ) (приложение № 6), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.

В организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ (пункт 1.3 Правил)

Для обслуживания ЗС ГО в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию ЗС ГО. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект ГО в зависимости от их вместимости (пункт 1.4 Правил).

Пунктами 2.1 – 2.4 Правил установлено следующее.

 Учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО, форма которого приведена в приложении № 5.

Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.

Сведения о наличии ЗС ГО представляются в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с устанавливаемым порядком.

Инвентарные номера убежищам и противорадиационным укрытиям присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией ЗС ГО, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации.

Для присвоения инвентарных номеров организации представляют в органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации данные о месте расположения ЗС ГО и копии паспортов сооружений.

С учета снимаются ЗС ГО в следующих случаях:

при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно;

в связи с новым строительством, реконструкцией, техническим переоснащением зданий и сооружений, осуществляемыми по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом в планах технического переоснащения и реконструкции организаций предусматривается восполнение снимаемого с учета фонда ЗС ГО;

при отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»;

при фактическом отсутствии ЗС ГО по учетному адресу. При этом к акту о снятии ЗС ГО с учета прилагаются материалы проведенных проверок (расследований) по факту отсутствия ЗС ГО по учетному адресу.

В целях подготовки документации для снятия с учета ЗС ГО (изменения типа ЗС ГО) создается комиссия решением соответствующего должностного лица: руководителем федерального органа исполнительной власти или государственного учреждения, в оперативном управлении или хозяйственном ведении которого они находятся, - в отношении ЗС ГО, находящихся в федеральной собственности, за исключением ЗС ГО, закрепленных за организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; руководителем организации - в отношении ЗС ГО, закрепленных за данными организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения; руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ - в отношении ЗС ГО, находящихся в собственности субъекта РФ или муниципальной собственности, за исключением ЗС ГО, переданных в пользование организациям; руководителем организации - в отношении ЗС ГО, находящихся в собственности этой организации.

В состав комиссии, создаваемой для снятия с учета ЗС ГО (далее - комиссия), включаются по согласованию представители главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, ведущего учет ЗС ГО соответствующего субъекта Российской Федерации, и территориального органа Росимущества по субъекту Российской Федерации, на территории которого находится данное ЗС ГО.

Комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета ЗС ГО (изменению типа ЗС ГО), оценивает готовность ЗС ГО к использованию по назначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета ЗС ГО (приложение № 20 к настоящим Правилам) или акт об изменении типа ЗС ГО (приложение № 23 к настоящим Правилам), или принимает решение об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО (изменении типа данного ЗС ГО): паспорт ЗС ГО; выписка из реестра федерального имущества (собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований); копия свидетельства о государственной регистрации права собственности; техническое заключение о состоянии ЗС ГО по рекомендуемому образцу согласно приложению № 21 (прилагается в случае утраты расчетных защитных свойств, ограждающих и несущих строительных конструкций ЗС ГО); рекомендации по использованию помещения и земельного участка, полученного в результате снятия с учета ЗС ГО (прилагается при снятии с учета ЗС ГО); особое мнение отдельных членов комиссии (при наличии).

До утверждения акты о снятии с учета ЗС ГО (изменении типа ЗС ГО) с прилагаемой документацией направляются на согласование в МЧС России.

Согласованные акты о снятии с учета ЗС ГО утверждаются: для ЗС ГО, находящихся в федеральной собственности, - Росимуществом (территориальным органом Росимущества); для ЗС ГО, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится снимаемое с учета ЗС ГО; для ЗС ГО, находящихся в собственности организации, - руководителем этой организации.

 После утверждения акт о снятии с учета ЗС ГО руководителем, решением которого создана комиссия, направляется: первый экземпляр - в МЧС России (Департамент гражданской обороны и защиты населения МЧС России) через соответствующие главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации; второй экземпляр - в соответствующий орган, утвердивший акт о снятии с учета ЗС ГО; третий экземпляр - в главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации, в котором находится ЗС ГО на учете; четвертый экземпляр - в соответствующий территориальный орган Росимущества; пятый экземпляр - в организацию, в которой ЗС ГО находится на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Департамент гражданской обороны и защиты населения МЧС России осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за снятием с учета ЗС ГО, а территориальные органы МЧС России ведут журналы снятых с учета ЗС ГО в соответствии с приложением № 22. Территориальные органы Росимущества обеспечивают внесение соответствующих изменений в реестр федерального имущества, а органы исполнительной власти субъектов РФ - в реестры собственности субъектов РФ или муниципальных образованиях.

ЗАО «Сибирячка» числится в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны Главного управления МЧС России по Омской области как балансодержатель защитного сооружения гражданской обороны инв.3/22-56, расположенного по адресу: 644024, <...> на основании договора от 26.05.1997 № 11 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.

Доводы жалобы о том, что общество не является владельцем защитного сооружения, не подкреплены доказательствами и противоречат материалам дела.

Защитное сооружение в соответствии с изложенными выше нормами права с учета не было снято, с соответствующим заявлением общество не обращалось; документации в адрес государственного органа о снятии с учета (изменения типа) убежища № 3-22-56 от заявителя не направлялась. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы заявления, основаны на субъективном несогласии с выводами суда и не опровергает правильность применения норм материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Оснований для отмены решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Омской области от 06.12.2021 по делу № А46-9532/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Сибирячка» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

                     Н.Е. Котляров

Судьи

                       О.Ю. Рыжиков

                       Н.А. Шиндлер