ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
05 июля 2021 года | Дело № А46-10775/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме июля 2021 года .
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,
судей Сафронова М.М., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Ефремовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер АП-5396/2021 ) Министерства имущественных отношений Омской области,
(регистрационный номер 08АП-5579/2021) Министерства строительства транспорта
и дорожного хозяйства Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 02.04.2021 по делу № А46-10775/2018 (судья Микуцкая А.П.), принятое
по иску акционерного общества «Петербургская сбытовая компания» (ИНН 7841322249, ОГРН 1057812496818) к Министерству имущественных отношений Омской области (ИНН 5503079101, ОГРН 1045504006822), Министерству строительства транспорта и дорожного хозяйства Омской области (ИНН 5503080121, ОГРН 1045504010925) о взыскании 230 628 руб. 20 коп.,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, бюджетного учреждения Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>), фонда развития жилищного строительства Омской области «Жилище» (ИНН <***>, ОГРН <***>); публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» (ИНН <***>, ОГРН <***>), общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Городской сервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>), бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных муниципальных услуг» (5503202108, ОГРН <***>),
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства имущественных отношений Омской области - ФИО1
по доверенности от 11.05.2021;
от акционерного общества «Петербургская сбытовая компания» - ФИО2
по доверенности от 25.12.2020,
установил:
акционерное общество «Петербургская сбытовая компания» (далее - АО «ПСК», истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области c исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Омской области (далее – Минимущество, ответчик)
о взыскании задолженности по оплате электрической энергии, приобретаемой в целях компенсации потерь, за период с января по март 2018 года в сумме 732 233 руб. 65 коп., пени за период с 28.03.2018 по 21.05.2018 в сумме 7 763 руб. 92 коп.
Определением суда от 23.08.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц,
не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и бюджетное учреждение Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» (далее – БУ «АЖС»).
Определением суда от 20.02.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц,
не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены фонд развития жилищного строительства Омской области «Жилище» (далее – Фонд «Жилище»), публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» (далее – ПАО «ФСК ЕЭС»).
Определением суда от 25.07.2019 Омская область в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (впоследствии уточнено наименование ответчика на Министерство строительства транспорта
и дорожного хозяйства Омской области, далее - Минстрой, ответчик) привлечена
к участию в деле в качестве соответчика.
Определением суда от 22.08.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц,
не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Городской сервис» (далее – ООО «УК «Городской сервис»), бюджетное учреждение Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных муниципальных услуг» (далее – БУ ОО «МФЦ»).
В ходе рассмотрения дела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил взыскать с Минимущества задолженность за потери электрической энергии в сетях в объеме 12 112 кВтч за период январь-март 2018 года в сумме 33 191 руб. 75 коп.; взыскать солидарно с Минимущества и Минстроя задолженность за потери электрической энергии в сетях в объеме 72 049 кВтч за период январь-март 2018 года в сумме 197 436 руб. 45 коп.
Уточнённые исковые требования приняты судом первой инстанции
к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Омской области от 02.04.2021 исковые требования удовлетворены частично, с Минимущества в пользу АО «ПСК» взыскана задолженность в сумме 33 191 руб. 75 коп.; с Минстроя в пользу АО «ПСК» взыскана задолженность в сумме 197 436 руб. 45 коп. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчики обратились
с апелляционными жалобами в Восьмой арбитражный апелляционный суд,
в которых просят отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей апелляционной жалобы Минимущество приводит следующие доводы: истцом не приведены доказательства наличия вины Минимущества в превышении норматива; сети электроснабжения с кадастровым номером 55:36:000000:151486 переданы в собственность муниципального образования город Омск Омской области, в связи с чем основания для взыскания задолженности
с Минимущества отсутствуют.
Минстрой в своей апелляционной жалобе заявляет о том, что в силу действующего законодательства потребителя услуг оплачивают потери электрической энергии сверх норматива в случае, если будет доказано, что потери возникли по вине этих потребителей услуг. В рассматриваемом случае истцом не представлено доказательств наличия вины Минстроя в превышении норматива, в связи с чем основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
В материалы апелляционного производства 07.06.2021 поступил отзыв истца,
в котором АО «ПСК» выражает несогласие с позицией подателей жалоб, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционные жалобы ответчиков – без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Минимущества поддержал требования, изложенные в апелляционных жалобах, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве
на апелляционные жалобы, просил оставить решение без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным
и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени
и месте рассмотрения апелляционных жалоб, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу
в отсутствие не явившихся участников арбитражного процесса.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзыва на апелляционные жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
АО «ПСК» является субъектом оптового рынка электрической энергии
и гарантирующим поставщиком электрической энергии, обеспечивающим поставку электроэнергии для потребителей Омской области с 01.03.2014.
В зоне деятельности АО «ПСК» располагаются объекты электросетевого хозяйства, посредством которых электроэнергией снабжаются многоквартирные жилые дома, детский сад, котельная и иные объекты, возведенные в квартале «Б» жилищного комплекса «Московка-2» в Ленинском АО г. Омска.
Как указывает истец, решением Арбитражного суда Омской области
от 30.01.2017 по делу № А46-14543/2016 признано право собственности Омской области на часть электрических сетей в квартале «Б» жилищного комплекса «Московка-2».
Кроме того, по утверждению истца, БУ «АЖС» и Фондом «Жилище» за счет денежных средств субъекта Российской Федерации – Омской области при строительстве многоквартирных домов также были построены инженерные сети, в том числе: энергоснабжения. Права на указанные объекты не оформлены и ни за кем
не зарегистрированы. Истец полагает, что в силу норм ГК РФ право собственности
на вновь созданные объекты возникло у Омской области.
В период с января по март 2018 года АО «ПСК» осуществило поставку электрической энергии конечным потребителям (юридическим и физическим лицам), запитанным от объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности Омской области.
Объем фактических потерь в сетях ответчиков, определен истцом в виде разницы между объемом электрической энергии, переданной из сетей ПАО «ФСК ЕЭС» (РУ-10 кВ ПС «Московка» ф. 1020, ф. 1026, № прибор учета 0812101705,
№ прибор учета 082101790) за минусом электроэнергии переданной в сети иных владельцев сетей и потребителей.
Претензией от 26.04.2018 № 070-19/1335/85 АО «ПСК» просило Минимущество Омской области оплатить потери за январь-март 2018 года в объеме 272 813 кВтч
на сумму 732 233 руб. 65 коп.
Указанная претензия получена ответчиком, однако оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение обязательств по оплате, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Впоследствии, с учетом заключения эксперта, АО «ПСК» уточнило исковые требования, просило взыскать с Омской области в лице Минимущества потери электрической энергии в сетях, права на которые зарегистрированы за Омской областью, в объеме 12 112 кВтч за период январь-март 2018 года и солидарно
с Омской области в лице Минимущества и Минстроя потери в объеме 72 049 кВтч за тот же период в сетях, права на которые ни за кем не зарегистрированы.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришёл
к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в части, с чем выразили несогласие ответчики.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции
в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии
с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой и передачей электрической энергии на розничном рынке, регулируются главой 30 ГК РФ, Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения № 442), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861).
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию,
а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей
и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Законодательство об электроэнергетике обязывает поставщиков электроэнергии (гарантирующих поставщиков, энергосбытовые и энергоснабжающие организации) обеспечить потребителей необходимыми им объемами электроэнергии, сетевые организации - оказать услуги по передаче этой электроэнергии, а потребителей - оплатить полученную электроэнергию и услуги, связанные с процессом энергоснабжения. Баланс интересов сторон достигается такой организацией взаиморасчетов, при которой поставщик электроэнергии получает полную оплату поставленной на розничной рынок электроэнергии, сетевая организация - оплату услуг по передаче электроэнергии, а потребитель получает качественный энергоресурс
и своевременно оплачивает фактически принятый им объем электроэнергии и услуги, связанные с процессом энергоснабжения.
В силу технологических особенностей процесса транспортировки электрической энергии ее часть расходуется при передаче по электрическим сетям, не доходя до конечных потребителей, в связи с чем не оплачивается последними и относится
к потерям. В этой связи в пункте 4 статьи 26 и пункте 3 статьи 32 Закона об электроэнергетике, пункте 4 Основных положений № 442 определены лица, обязанные оплачивать величину потерь электроэнергии, не учтенную в ценах на электрическую энергию. К ним отнесены сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики. Этими лицами оплачивается электроэнергия, потерянная в сетях, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании.
Так, в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 26 Закона
об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец электросетевого хозяйства обязаны в установленном порядке по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
В силу пункта 3 статьи 32 Закона об электроэнергетике величина потерь электрической энергии, не учтенная в ценах на электрическую энергию, оплачивается сетевыми организациями, в сетях которых они возникли, в установленном правилами оптового и (или) розничных рынков порядке. При этом сетевые организации обязаны заключить в соответствии с указанными правилами договоры купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь в пределах не учтенной в ценах
на электрическую энергию величины.
Размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной
в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии,
и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации (пункт 50 Правил № 861).
Согласно пункту 129 Основных положений № 442 иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности). При этом определение объема фактических потерь электрической энергии, возникших
в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, осуществляется в порядке, установленном разделом X настоящего документа для сетевых организаций.
Пунктом 130 Основных положений № 442 предусмотрено, что при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику,
в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
Таким образом, по смыслу приведенных норм права отсутствие у владельца электросетевого хозяйства статуса сетевой организации, равно как и отсутствие заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь не освобождает его от обязанности возмещать стоимость потерь электроэнергии, возникших в его сетях при транзите электрической энергии.
Как указано выше, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 30.01.2017 по делу № А46-14543/2016, признано право собственности Омской области, в том числе на электрические сети протяженностью
19 659 м, расположенные по адресу: Омская обл., г. Омск, Ленинский АО,
ул. Архиепископа Сильвестра, д. 21 от подстанции «Московка» до жилого дома
№ 8 по ул. И.Мишина, котельной, насосной.
Согласно кадастровому паспорту, техническому паспорту на линии электропередач, техническому плану сооружения (том 2), в состав указанных сетей входят: 2 кабельные линии 10 кВт от ПС «Московка» 220/110/10кВ до РП 334;
2 кабельные линии 10 кВт от РП 334 до БКТП котельной, 2 кабельные линии 10 кВт
от РП 334 до БКТ 25, кабельные линии от БКТП 25 до дома № 8 по ул.Мишина,
2 кабельные линии от РП 334 до ВРУ насосной станции.
По утверждению истца, остальные объекты построены БУ «АЖС» и Фондом «Жилище», учредителями которых являются Минимущество и Минстрой, за счет денежных средств субъекта Российской Федерации – Омской области. Права
на указанные объекты не оформлены и ни за кем не зарегистрированы, в связи с чем истец полагает, что в силу норм ГК РФ право собственности на созданные объекты возникло у Омской области.
Указом Губернатора Омской области от 04.08.2003 № 139 утверждено Положение о порядке государственной поддержки граждан в строительстве, достройке, реконструкции и приобретении жилья в Омской области.
В силу пункта 3 организация работ по реализации Положения возлагается
на БУ «АЖС».
Постановлением Администрации города Омска от 10.12.2010 № 1221-п утвержден проект планировки территории, расположенной в границах: Сибирский проспект – перспективная дорога в поселок Светлый – улица Валентины Бисяриной
в ЛАО города Омска.
Согласно указанному постановлению, источником электроснабжения существующих и проектируемых объектов является ПС 220/110/10 кВ «Московка». Для электроснабжения проектируемого жилого района в проекте предусмотрено строительство двух РП 10 кВ, совмещенных с ТП 10/0,4 кВ с двумя трансформаторами мощностью 1 000 кВА; строительство двух проходных ТП 10/0,4 кВ с кабельными вводами с трансформаторами мощностью 1 000 кВА.
Постановлением Правительства Омской области от 24.03.2011 № 43-п утверждена долгосрочная целевая программа Омской области «Развитие жилищного строительства на территории Омской области (2011 – 2015 годы)».
Указанная программа, в том числе предусматривает (Раздел 7 «Перечень мероприятий») строительство многоквартирных жилых домов квартал «Б»
на территории жилищного комплекса «Московка-2» г. Омск.
Финансирование программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Общие объемы финансирования отражены в разделе 5 программы.
За период с 2011 года по 2019 год из областного бюджета перечислялись денежные средства в связи со строительством объектов капитального строительства жилого комплекса в ЛАО г. Омска «Московка-2» (квартал «Б»).
Денежные средства во исполнение постановления Правительства Омской области от 24.03.2011 № 43-п перечислялись главным распорядителям до 2013 года
– Министерству экономики Омской области, а затем Минстрою Омской области.
Согласно реестрам платежных поручений за период с 01.01.2012 по 31.12.2019, получателями денежных средств являлись БУ «АЖС» и Фонд «Жилище», в том числе
с назначением платежа: бюджетные инвестиции на строительство МКД № 8 жилой квартал «Б» на территории жилого комплекса «Московка-2»; субсидия в виде имущественного взноса Фонд «Жилище».
Таким образом, указанными выше документами подтверждается, что строительство жилищного комплекса «Московка-2» в ЛАО г. Омска велось в рамках долгосрочной целевой программы за счет средств бюджета Омской области.
Перечень конкретных мероприятий (за исключением строительства многоквартирных жилых домов квартал «Б» на территории жилищного комплекса «Московка-2» г. Омск), на реализацию которых, подлежат направлению денежные средства в рамках программы, не установлен.
Вместе с тем функционирование многоквартирных жилых домов и объектов социальной инфраструктуры невозможно обеспечить без их подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе к сетям электроснабжения, в связи
с чем судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что спорные объекты электросетевого хозяйства построены БУ «АЖС» и Фондом «Жилище» за счет средств бюджета Омской области при застройке жилищного комплекса «Московка-2».
Как указывают Минимущество и Минстрой в отзывах на иск, БУ «АЖС»
в рамках реализации долгосрочной целевой программы Омской области «Развитие жилищного строительства на территории Омской области (2011 - 2015)» вело застройку жилищного комплекса «Московка-2» в Ленинском административном округе города Омска. В ходе комплексной застройки жилищного комплекса «Московка 2»
в Ленинском административном округе г. Омска БУ «АЖС» и Фондом «Жилище» построены сети инженерной инфраструктуры, обеспечивающие объекты указанного жилищного комплекса энергетическими ресурсами.
Письмом от 02.03.2018 № 194 Фонд «Жилище» направило в адрес министра строительства и ЖКК Омской области сведения об инженерной инфраструктуре
в квартале «Б» жилого комплекса «Московка-2», построенной Фондом и БУ «АЖС»,
в том числе электроснабжения на балансе БУ «АЖС»:
- РП-334. Распределительный пункт 10 кВ, совмещенный с трансформаторной подстанцией 2х1000 кВА;
- ТП-25. Блочная комплексная трансформаторная подстанция типа 2БКТП-1000 кВА ЕС;
- ТП-27. Блочная комплексная трансформаторная подстанция типа 2БКТП-1000 кВА ЕС;
- ТП-28. Блочная комплексная трансформаторная подстанция типа 2БКТП-1000 кВА ЕС;
- ТП котельной. Блочная комплексная трансформаторная подстанция типа 2БКТП-1000 кВА ЕС;
- внутриплощадочные сети электроснабжения 10кВ в квартале «Б» ЖК «Московка-2» в ЛАО г. Омска от РП-334 до ТП-28 2 АПвП 3(1х185);
- внутриплощадочные сети электроснабжения 10кВ в квартале «Б» ЖК «Московка-2» в ЛАО г. Омска от ТП-28 до ТП-27 2ААБ2Лу 3х185;
- ЖК «Московка-2» в ЛАО <...> «Б» № 11 кабельные линии 0,4 кВ от ТП-28 12 АПвБбШв (4х150);
- ЖК «Московка-2» в ЛАО <...> «Б» № 13 кабельные линии 0,4 кВ от ТП-28 2 АВБбШв (4х240);
- ЖК «Московка-2» в ЛАО <...> «Б» № 14 кабельные линии 0,4 кВ от ТП-27 2 АВБбШв (4х240);
- ЖК «Московка-2» в ЛАО <...> «Б» № 1 кабельные линии 0,4 кВ от ТП-25 6 АПвБбШв (4х185);
на балансе Фонда «Жилище»:
- ТП-26. Блочная комплексная трансформаторная подстанция типа 2БКТП-1000 кВА ЕС;
- внутриплощадочные сети электроснабжения 10кВ в квартале «Б» ЖК «Московка-2» в ЛАО г. Омска от ТП-25 до ТП-26 2 ААБ2Лу 3х185;
- многоэтажный жилой дом № 3. Кабель силовой с алюминиевыми жилами ААБл-10 сечением 4*240 мм2. Участки: от ТП-26 до ВРУ1 две линии по 80 м. Кабель силовой с алюминиевыми жилами ААБл-10 сечением 4*185 мм2. Участки: от ТП-26 до ВРУ1 две линии по 145 м.;
- детский сад на 235 мест. Кабельная линия 4АПвБбШв-1 (4х120) от ТП-28 до ВРУ,
- многоэтажный жилой дом № 4. Кабельные линии 0,4 кВ от ТП-28 2 АВБбШв (4х240);
- многоэтажный жилой дом № 6. Кабельные линии 0,4 кВ от ТП-28 4 АВБбШв (4х185);
- многоэтажный жилой дом № 7. Кабельные линии 0,4 кВ от РП-334 2 АПвБбШв (4х185)-60, 2 АПвБбШв (4х240)-115, 2 АПвБбШв (4х240)-175;
- многоэтажный жилой дом № 9. Кабельные линии 0,4 кВ от ТП-28 4 АвБбШв (4х185).
Письмом от 27.03.2018 № ИСХ-18/МСЖК-4959 Минстрой указал на наличие на балансе БУ «АЖС» и Фонда «Жилище» на затратах объектов инженерной инфраструктуры (в приложении к письму поименованы указанные выше объекты), обеспечивающих работу объектов жилой и социальной инфраструктуры микрорайона «Московка-2», не введенных в эксплуатацию, право собственности Омской области
на которые не зарегистрировано.
Кроме того, письмом от 22.01.2021 № 4, адресованным Минстрою, БУ «АЖС» сообщает, что Фондом «Жилище» осуществлялось строительство сетей: КЛ-0,4 кВ
от БКТП-27, от БКТП-28, от РП-334 до ВРУ жилых домов по ул. Светловская, дома №№ 2, 4, 6, 10, 12, 14.
01.01.2013 между ПАО «ФСК» и БУ «АЖС» подписан акт № 1 разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности.
Согласно названному акту электроустановки ФСК – ПС 220 кВ Московка, потребителя – РП-334; границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон установлены: ф. 1020 и ф. 1026 в КРУ 10 кВ ПС «Московка».
Между ПАО «ФСК ЕС» и АО «ПСК» 29.07.2011 заключен договор № 522/П оказания услуг по передаче электроэнергии. Дополнительным соглашением
от 13.05.2015 № 8 Приложение № 1 «Реестр обслуживаемых ЭСО потребителей» изложен в новой редакции, оформлены договорные отношения по передаче электроэнергии, в том числе в интересах БУ «АЖС» по точкам присоединения к ПС 220 кВ Московка ф. 1020, 1026 со сроком действия с 01.01.2014 (пункт 109 перечня).
01.07.2015 БУ «АЖС» выдало Фонду «Жилище» технические условия № 646/02 на присоединение к электрическим сетям посредством перераспределения максимальной мощности, которыми согласовывает точки присоединения энергопринимающих устройств заявителя (жилые дома №№ 2 – 10, № 12, детский сад, наружное освещение) от существующих БКТП (ТП-25, ТП-28, ТП-27) и РП-334, а также проектируемой БКТП (ТП-26).
Истцом представлены акты разграничения границ балансовой принадлежности электрических сетей, электроустановок и эксплуатационной ответственности сторон,
в том числе: от 04.03.2016 № 1, от 29.04.2016 № 2, от 04.04.2016 № 3, от 21.10.2019
№ 1, от 29.12.2015 № 1, от 03.11.2016 № 1, от 16.11.2015 б/н, от 05.11.2014 б/н.
Указанные акты подписаны между БУ «АЖС», Фондом «Жилище» и третьим лицами, такими как – ООО «ХК «СТМ-Омск», ООО «ЖУК», ООО «ЖКО «Московка», ООО ИПК «Жилстрой» и т.д.
В данных актах указаны объекты, принадлежащие БУ «АЖС» и Фонду «Жилище», а именно: РП-334, КЛ-10 кВ от РП-334 до БКТП-25, БКТП-25, КЛ-10кВ
от БКТП-25 до ТП-26, ТП-26, КЛ-0,4 кВ от ТП-26 до ВРУ ж/д, КЛ-10кВ от РП-334
до ТП-28, ТП-28, КЛ-0,4 кВ от ТП-28 до ВРУ ж/д, строящиеся БКТП №№ 27, 28,
ТП-25, ВЛ 0,4 кВ от БКТП-25 до ШС, ШС и отходящие линии до ж/д, кабель от БКТП-25 до ТП-26 (ввод 1, ввод 2).
Кроме того, Сибирским управлением Ростехнадзора в материалы дела представлены акты осмотра электроустановок и разрешения на допуск электроустановок в эксплуатацию от 03.09.2015, от 24.12.2014, от 12.02.2016,
от 18.12.2018.
Указанные акты и разрешения выданы БУ «АЖС» и Фонду «Жилище»
в отношении:
- КЛ-0,4кВ от БКТП-27 до ВРУ ж/д ул. Светловская, 14 (4АВБбШв 4*240, L= 105м);
- КЛ-0,4кВ от БКТП-28 до ВРУ ж/д ул. Светловская, 10, (4АВБбШв 4*150, L= 50м);
- КЛ-0,4кВ от БКТП-28 до ВРУ ж/д ул. Светловская, 12 (АВБбШв 4*240, L= 200м);
- КЛ-0,4кВ от БКТП-28 до ВРУ-0,4кВ ж/д ул. Светловская, 4 (АВБбШв 4*150, L= 150м);
- КЛ-0,4кВ от БКТП-28 до ВРУ-0,4кВ ж/д ул. Светловская, 6 (АВБбШв 4*185, L= 575м);
- КЛ-0,4кВ отРП-334 до ВРУ-0,4кВ ж/д ул. Светловская, 2 (2АПВбШв (4*185); L=60м), (4*240), L= 115м; (4*240), L= 175м.
Также БУ «АЖС» представило в материалы дела информацию бухгалтерского учета по сетевым объектам, а именно: сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства за 2018 – 2020 годы.
В данных сведениях указана сметная стоимость объектов законченных строительством, введенных в эксплуатацию, не прошедших государственную регистрацию, в том числе сетей электроснабжения Московка, квартал «Б».
Таким образом, из совокупности представленных в материалы дела доказательств следует, что спорные объекты электросетевого хозяйства, права
на которые признаны за Омской областью и права, на которые не зарегистрированы, построены БУ «АЖС» и Фондом «Жилище» за счет средств бюджета Омской области при застройке жилищного комплекса «Московка-2», соответственно, являются собственностью Омской области.
Разумность стороны гражданско-правового договора при его заключении
и исполнении означает проявление этой стороной заботливости о собственных интересах, рациональность ее поведения, исходя из личного опыта данной стороны, той ситуации, в которой она находится, существа правового регулирования заключенной ею сделки, сложившейся практики взаимодействия таких же участников гражданского оборота при сходных обстоятельствах.
Минимущества и Минстрой, как уполномоченные органы, в том числе обеспечивающие управление и распоряжение имуществом Омской области, обязаны были действовать со всей своей заботливостью в отношении государственных интересов, предпринять действия по оформлению в собственность всего имущества, построенного подведомственными учреждениями, на бюджетные средства.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», следует, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Кроме того, применение норм права не должно приводить к неосновательному обогащению одной стороны обязательства за счет другой его стороны, даже если формальное содержание нормы при ее грамматическом толковании ведет к такому результату.
Согласно правовой позиции, неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации, суды при рассмотрении дела обязаны исследовать по существу его фактические обстоятельства и не должны ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы; иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.
Применительно к рассматриваемому спору, несмотря на то, что права на часть объектов документально не оформлены и ни за кем не зарегистрированы, указанное обстоятельство не является основанием для освобождения собственника объектов
– Омскую область от несения расходов и затрат в отношении этих объектов.
Ввиду того, что между сторонами имеется спор относительно величины (объема) потерь, возникших в спорный период, судом первой инстанции назначалось проведение судебной экспертизы, проведение которой поручалось эксперту
ООО «ОмЭнергоАудит» ФИО3
Согласно дополнительному заключению эксперта, поступившему в материалы дела 19.08.2020, фактические потери в сетях в период с января по март 2018 года составили 84 990 кВтч, в том числе:
- в январе 2018 года - 33 185 кВтч;
- в феврале 2018 года - 7 171 кВтч;
- в марте 2018 года - 58 976 кВтч.
Объем нормативных потерь в рассматриваемых экспертом объектах электросетевого хозяйства (указаны в определениях суда от 30.10.2019 и от 24.07.2020) составил 69 482 кВтч, соответственно, сверхнормативные потери составляют 15 508 кВтч.
В дополнительном заключении экспертом также произведено распределение нормативных и сверхнормативных потерь между Минимущества, Минстроем, БУ ОО «МФЦ» и ООО «УК «Городской сервис» (поскольку на балансе МФЦ и ООО «УК «Городской сервис» также имеются сети в жилом комплексе «Московка-2»).
В результате расчетов фактические потери (включающиеся в себя нормативные и сверхнормативные потери) в период с января по март 2018 года составили:
- в сетях, права на которые признаны за Омской областью – 12 112,4 кВтч;
- в объектах, права на которые не оформлены – 72 048,9 кВтч.
Исходя из данных расчетов истец уточнил размер исковых требований, просил взыскать с Минимущества 33 191 руб. 75 коп. задолженности за потери электрической энергии в сетях в объеме 12 112 кВтч за период январь-март 2018 года; солидарно
с Минимущества и Минстроя 197 436 руб. 45 коп. задолженности за потери электрической энергии в сетях в объеме 72 049 кВтч за период январь-март 2018 года.
Возражая против удовлетворения исковых требований, в отзыве на иск
и апелляционной жалобе ответчики указывают, что согласно пункту 52 Правил
№ 861 потребители услуг, за исключением производителей электрической энергии, обязаны оплачивать в составе тарифа за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери, возникающие при передаче электрической энергии по сети сетевой организацией, с которой соответствующими лицами заключен договор.
При этом потребители услуг оплачивают потери электрической энергии сверх норматива в случае, если будет доказано, что потери возникли по вине этих потребителей услуг.
Таким образом, по мнению ответчиков, стоимость сверхнормативных потерь
не подлежит взысканию в пользу истца.
Указанные доводы признаются апелляционным судом необоснованными, поскольку согласно заключению эксперта потери в объемах 12 112 кВтч и 72 049 кВтч – это фактические потери; экспертом приводится расчет сверхнормативных потерь
с целью их пропорционального перераспределения между указанными в отчете организациями.
В силу пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец электросетевого хозяйства обязаны в установленном порядке
по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной
в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии,
и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации (пункт 50 Правил № 861).
Расчеты фактических потерь за период с января по март 2018 года в объемах
12 112 кВтч и 72 049 кВтч ответчиками не оспорены (статья 65 АПК РФ).
Как указывалось выше, обязанность сетевых организаций по оплате потерь
в электрических сетях предопределяется принадлежностью этих сетей (статьи 539, 544 ГК РФ, статьи 26, 32 Закона об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 2 Правил № 861 границей балансовой принадлежности признается линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок. Граница балансовой принадлежности указывается в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей
- документе, составленном в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.
01.01.2013 между ПАО «ФСК ЕЭС» и БУ «АЖС» подписан акт № 1 разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности.
Согласно названному акту границы балансовой принадлежности
и эксплуатационной ответственности сторон установлены: ф. 1020 и ф. 1026 в КРУ 10 кВ ПС «Московка».
Соответственно, потери, возникающие в спорных объектах электросетевого хозяйства, не могут быть возложены на ПАО «ФСК ЕЭС».
Между Минимущества и Минстроем также имеется спор относительно определения надлежащих ответчиков по делу.
Как следует из материалов дела, в материалах дела отсутствуют документы
о передаче в спорный период в оперативное управление БУ «АЖС» объектов электросетевого хозяйства.
БУ «АЖС» является бюджетным учреждением, которое осуществляло строительство спорных сетей, эксплуатировало их, без дальнейшего оформления документов по передаче сетей в собственность Омской области.
Согласно статье 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ
«О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии
с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества
и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Недвижимое имущество бюджетного учреждения закрепляется на праве оперативного управления, такое учреждение по закону не может иметь в личной собственности своего недвижимое имущество, в противном случае это противоречило принципам и целям создания такого учреждения. Все что им создано, в результате деятельности такого лица, является собственностью органа, в интересах которого создано такое учреждение.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения
и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования
и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Учреждение не отвечает по обязательствам Омской области.
Поскольку БУ «АЖС» не является законным владельцем сетей, в виду того что, спорные объекты не были переданы в оперативное управление учреждения, постольку оно не может отвечать по обязательствам Омской области по возмещению стоимости потерь, в сетях которые ему не принадлежат.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Минимуществе, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 10.02.2004 № 26, Минимущество является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение единой государственной политики в сферах имущественных и земельных отношений на территории Омской области, управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, в том числе земельными участками, находящимся
в собственности Омской области, за исключением лесных участков, водных объектов, иных природных ресурсов (далее - имущество). Министерство участвует в реализации государственной политики Омской области в жилищной сфере в пределах компетенции, определенной федеральным и областным законодательством.
Также Министерство имущественных отношений Омской области, согласно пункту 10 Положения, выступает в качестве истца и ответчика, третьего лица, заинтересованного лица в судах при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием и распоряжением имуществом.
В настоящем деле рассматривается спор о возмещении расходов, связанных
с использованием имущества, являющегося собственностью Омской области.
Соответственно, потери электрической энергии в сетях, право на которые зарегистрировано за Омской областью, в объеме 12 112 кВтч за период январь-март 2018 года на сумму 33 191 руб. 75 коп. подлежат взысканию с Омской области в лице Минимущества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона Омской области от 06.07.2005
№ 652-ОЗ «Об управлении собственностью Омской области» и пунктом 1.2 устава БУ «АЖС», Минимущество и Минстрой Омской области осуществляют функции учредителя Учреждения в пределах их полномочий. Минстрой Омской области выступает в качестве отраслевого органа БУ «АЖС».
Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, печать со своим наименованием, штампы, бланки. Учреждение имеет право приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункты 1.6, 1.7 устава Учреждения).
Согласно статье 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 5 статьи 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения.
На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления
в соответствии с указанным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать
и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
То обстоятельство, что Минимущества наряду с Минстроем указано в Уставе Учреждения в качестве органа, осуществляющего функции учредителя, не означает, что Минимущества является главным распорядителем бюджетных средств в отношении Учреждения.
Главный распорядитель средств соответствующего бюджета определяется
по правилам пункта 1 статьи 158 БК РФ, в котором прописаны бюджетные полномочия. Исходя из статьи 158 БК РФ, главный распорядитель бюджетных средств обладает, в том числе бюджетными полномочиями по составлению, утверждению
и ведению бюджетной росписи, распределению бюджетные ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.
Таким образом, для определения главного распорядителя бюджетных средств
в рассматриваемом случае необходимо определить полномочия каждого Министерства осуществляющего функции учредителя учреждения.
Статьей 38.1 БК РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Омской области
от 24.11.2010 № 228-п «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями Омской области» государственное задание формируется для бюджетных и автономных учреждений Омской области, а также казенных учреждений Омской области, определенных в соответствии с решением отраслевого органа исполнительной власти Омской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
Согласно пункту 2 Положения о порядке предоставления из областного бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям Омской области на цели,
не связанные с финансовым обеспечением выполнения ими государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 17.08.2011 № 151-п «О реализации отдельных положений статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» - объем субсидий на иные цели определяется отраслевым органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетных и автономных учреждений Омской области, в соответствии
с бюджетной росписью отраслевого органа в пределах утвержденных ему лимитов.
Главным распорядителем бюджетных средств в отношении БУ «АЖС» является Минстрой Омской области (как отраслевой орган Учреждения), в связи с чем финансирование его деятельности Минимуществом не осуществляется.
Согласно распоряжению Правительства Омской области от 28.11.2012 № 186-р «О создании некоммерческой организации «Фонд развития жилищного строительства Омской области «Жилище» создан Фонд в целях содействия развитию жилищного строительства и формированию рынка доступного жилья на территории Омской области.
Минстрою Омской области как отраслевому органу исполнительной власти Омской области и Минимуществу как органу исполнительной власти Омской области в сфере управления собственностью Омской области от имени Омской области поручено выступить учредителями фонда. Определено, что фонд находится в ведении Минстроя Омской области.
Согласно пункту 2.1 устава Фонда фонд является социально ориентированной некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на содействие
в обеспечении реализации гражданами их конституционного права на жилище.
Фонд является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени осуществлять гражданские права, нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункт 3.2 устава Фонда).
Согласно пункту 3.3 устава Фонда не несет ответственности по обязательствам Учредителя, а учредитель не несет ответственности по обязательствам Фонда.
Учредителем Фонда является Омская область, функции учредителя от имени Омской области осуществляют Минстрой Омской области (отраслевой орган) и Минимущество. Координацию деятельности Фонда осуществляет отраслевой орган.
Согласно разделу 8 устава Фонда источниками формирования средств Фонда являются имущественные взносы Омской области для достижения целей Фонда, обязательные и добровольные платежи участников целевых программ и соглашений, добровольные взносы организации и граждан, доходы, получаемые от реализации финансируемых Фондом проектов, кредиты и займы, доходы, получаемые от использования собственности Фонда, гранты, другие источники, не противоречащие действующему законодательству.
Имущество, переданное Фонду его учредителем, является собственностью Фонда.
Согласно статье 123.18 ГК РФ имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Субсидии в виде имущественного взноса в некоммерческую организацию «Фонд развития жилищного строительства Омской области «Жилище» Минимуществом не предоставлялись, главным распорядителем средств областного бюджета, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на 2018 год, является Минстрой Омской области (постановление Правительства Омской области от 16.07.2018 № 210-п).
Соответственно, именно Минстрой является главным распорядителем бюджетных средств в отношении подведомственных ему БУ «АЖС» и Фонда «Жилище», поскольку их финансирование осуществляется через Минстрой, а не через Минимущества.
Учитывая изложенное, требование истца о взыскании стоимости потерь
в электросетях, построенных Учреждением и Фондом, право собственности Омской области, на которые не зарегистрировано, в объеме 72 049 кВтч подлежит удовлетворению, а денежные средства в размере 197 436 руб. 45 коп. подлежат взысканию с Омской области в лице Минстроя.
Принимая во внимание изложенное, коллегия суда приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
Таким образом, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины
в связи с подачей апелляционных жалоб не рассматривался, поскольку ответчики освобождены от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 02.04.2021 по делу
№ А46-10775/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.
Председательствующий | Д.Г. Рожков | |
Судьи | М.М. Сафронов Н.В. Тетерина |