ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
24 июня 2022 года | Дело № А81-12792/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме июня 2022 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каревой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-5690/2022 ) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.04.2022 по делу № А81-12792/2021, принятоепо заявлению Краткова Виталия Александровича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН 1048900005890, ИНН 8901014300, адрес: 629001, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Губкина, дом 6, А) об оспаривании решения № 3081А об отказе в государственной регистрации юридического лица, об обязании совершить определенные действия,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
установил:
ФИО1 (далее – ФИО1, заявитель) обратился в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – инспекция, заинтересованное лицо), в котором просил: отменить решение № 3081А об отказе в государственной регистрации юридического лица; произвести государственную регистрацию юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Окружная строительная компания» (далее – ООО «ОСК») в квартире, принадлежащей на праве собственности супруге ФИО1 в установленном законом порядке.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.04.2022 по делу № А81-12792/2021 (далее – обжалуемое решение) требования ФИО1 удовлетворены. Решение инспекции № 3081А об отказе в государственной регистрации юридического лица признано недействительным. Суд обязал инспекцию устранить нарушения прав и законных интересов ФИО1. Взысканы с инспекции в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Не соглашаясь с принятым решением, с апелляционной жалобой обратилась инспекция, просила обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование жалобы её заявитель указал, что инспекцией было отказано заявителю в регистрации юридического лица в указываемой квартире, так как согласно протоколу осмотра объекта недвижимости № 11/105 от 02.06.2021 установлено, что квартира № 112 находится на восьмом этаже, нумерация отсутствует, на звонок в дверь квартиры никто не открыл, вывеска с наименованием юридического лица и контактными данными отсутствует, законный представитель юридического лица при проведении осмотра также отсутствовал. Инспекция заключила, что заявитель указал недостоверные сведения об адресе создаваемого юридического лица, без намерения обеспечить в дальнейшем устойчивую связь юридического лица с иными лицами.
Кроме того, инспекция указывает, что в процессе телефонного опроса инспекцией ФИО1 02.06.2021, ФИО1 отказался отвечать на большую часть заданных ему вопросов, касающихся будущей деятельности создаваемого юридического лица, а так же на вопросы о том, получал ли он денежное вознаграждение за регистрацию юридического лица, намеревается ли он фактически осуществлять права и нести обязанности руководителя и учредителя юридического лица. Данное обстоятельство не позволяет исключить вероятность регистрации номинального руководителя данного общества. А также ФИО1 скрыл информацию, о том, что уже является руководителем и единственным учредителем ООО «КРЕМЕНЬ» (ОГРН <***> ИНН <***>) с идентичными видами деятельности и адресом места нахождения общества, которое по состоянию на 05.07.2021 было исключено из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо, имеющее задолженность по налогам и сборам. Также на вопрос, имеется ли задолженность по налогам и сборам в отношении других обществ, где он является руководителем и учредителем, заявитель ответил, что не знает.
По мнению регистрирующего органа, ФИО1 создает юридические лица с целью личного обогащения и образования задолженности по налогам и сборам, а так же с целью получения дохода без исполнения обязанности по уплате налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.
Кроме того, на момент подписания согласия собственника квартиры ФИО2 ему исполнилось 15 лет, в связи с чем данное согласие не может иметь какой-либо юридической силы и расценивается регистрирующим органом как не представленное.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2022 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание по её рассмотрению.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Как усматривается из материалов дела, 31.05.2021 через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Салехард ФИО1 в регистрирующий орган представлено заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме №Р11001, утвержденной Приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ (зарегистрировано за входящим № 3081А от 31.05.2021; далее - заявление), в связи созданием юридического лица ООО »Окружная строительная компания».
Согласно расписке в получении документов к вышеуказанному заявлению заявитель представил следующие документы: заявление по форме №Р11001 на 12 л.; решение единственного учредителя на 1 л.; устав юридического лица на 14 л.; гарантийное письмо на 1 л.; копии паспорта собственников помещения на 2 л.; согласие на регистрацию общества от собственника ФИО3 на 1 л.; согласие на регистрацию общества от собственника ФИО2 1 л.; свидетельство о заключении брака на 1 л.; свидетельство о рождении на 1 л.; выписка из ЕГРН на 4 л.
03.06.2021 по результатам рассмотрения заявления Межрайонной Инспекцией ФНС РФ №1 по ЯНАО принято решение об отказе в государственной регистрации №3081 А.
В качестве основания для отказа инспекция указала подпункт «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ): непредставление заявителем определенных законом о государственной регистрации необходимых для государственной регистрации документов, либо неверное их заполнение (в части указания в заявлении недостоверных сведений об адресе (месте нахождения) создаваемого юридического лица).
В указанном решении налоговый орган отразил, что согласно протоколу осмотра объекта недвижимости №11/105, проведенного 02.06.2021 по адресу, указанному в заявлении: ЯНАО, <...>, находится девятиэтажное жилое здание, квартира №112 находится на восьмом этаже, нумерация отсутствует, на звонок в дверь квартиры никто не открыл, вывеска с наименованием юридического лица и контактными данными отсутствует, законный представитель юридического лица при проведении осмотра также отсутствовал.
По телефону, указанному в заявлении, заявитель юридического лица отказался отвечать на вопросы сотрудника регистрирующего органа для подтверждения сведений, указанных в заявлении и будущей деятельности общества.
Не согласившись с решением налогового органа, ФИО1 обратился в адрес вышестоящего налогового органа с жалобой.
Решением Управления ФНС РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу от 12.07.2021 года №11-г/р жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения.
Полагая, что отказ в государственной регистрации юридического лица является незаконным, ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
По результатам рассмотрения заявления ФИО1 принято решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.04.2022А81-12792/2021, являющееся предметом апелляционного обжалования.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регламентированы Законом № 129-ФЗ.
В соответствии со статьей 2 Закона № 129-ФЗ и пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, государственную регистрацию юридических лиц.
Статьей 4 Закона № 129-ФЗ предусматривается, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах.
Внесение исправлений в сведения, включенные в записи государственных реестров на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Ведение государственных реестров на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственных реестров с иными федеральными информационными системами и сетями.
Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 2 статьи 8 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Пунктом 2 статьи 54 ГК РФ установлено, что место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4, подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица включаются в единый государственный реестр юридических лиц, являющийся федеральным информационным ресурсом. Формирование записей государственного реестра о месте нахождения юридического лица осуществляется согласно статье 12, пункту 1 статьи 14, пункту 1 статьи 17 Закона № 129-ФЗ, в частности, на основании соответствующего заявления о государственной регистрации, в котором наряду с иными сведениями указывается адрес юридического лица.
В соответствии с правилами статей 17, 23 Закона № 129-ФЗ основанием для государственной регистрации юридического лица является надлежащим образом поданное заявление, содержащее всю необходимую достоверную информацию.
Предусмотренная Законом № 129-ФЗ процедура (модель) государственной регистрации юридических лиц в Российской Федерации носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
В части 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ приведен исчерпывающий перечень случаев, в которых допускается отказ в государственной регистрации.
Если представленные для государственной регистрации сведения о местонахождении юридического лица указаны без намерения использовать его для осуществления связи с ним, и регистрирующий орган на момент совершения регистрационных действия располагает соответствующими доказательствами этого, он вправе на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ отказать в совершении регистрационных действий, надлежащим образом мотивировав отказ имеющимися у него доказательствами недостоверности представленных на регистрацию сведений.
Из материалов дела следует, что, обращаясь в инспекцию с заявлением о регистрации юридического лица, ФИО1 представил следующие документы: заявление по форме №Р11001 на 12 л.; решение единственного учредителя на 1 л.; устав юридического лица на 14 л.; гарантийное письмо на 1 л.; копии паспорта собственников помещения на 2 л.; согласие на регистрацию общества от собственника ФИО3 на 1 л.; согласие на регистрацию общества от собственника ФИО2 1 л.; свидетельство о заключении брака на 1 л.; - свидетельство о рождении на 1 л.; выписка из ЕГРН на 4 л.
Таким образом, заявителем представлен определенный Законом № 129-ФЗ перечень документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица.
Между тем, отказывая в регистрации юридического лица, инспекция указала на непредставление заявителем определенных законом о государственной регистрации необходимых для государственной регистрации документов (в части указания в заявлении недостоверных сведений об адресе (месте нахождения) создаваемого юридического лица). В подтверждение изложенного инспекция ссылается на протокол осмотра объекта недвижимости №11/105 от 02.06.2021, по адресу, указанному в заявлении: ЯНАО, <...>.
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта «р» пункта 1 статьи 23 Закона вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
Следовательно, если представленные для государственной регистрации сведения о местонахождении юридического лица указаны без намерения использовать его для осуществления связи с ним, и регистрирующий орган на момент совершения регистрационных действий располагает соответствующими доказательствами этого, он вправе на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ отказать в совершении регистрационных действий, надлежащим образом мотивировав отказ имеющимися у него доказательствами недостоверности представленных на регистрацию сведений.
Утверждение о недостоверности сведений о местонахождении юридического лица инспекцией мотивировано тем, что по адресу, указанному в заявлении: ЯНАО, <...>, находится девятиэтажное жилое здание; квартира №112 находится на восьмом этаже, нумерация отсутствует, на звонок в дверь квартиры никто не открыл, вывеска с наименованием юридического лица и контактными данными отсутствует, законный представитель юридического лица при проведении осмотра так же отсутствовал.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции отмечает, что указываемый заявителем предполагаемый адрес юридического лица установлен, существует и массовым адресом регистрации юридический лиц не является (таких доказательств материалы дела не содержат).
ФИО1 представлены: выписка из ЕГРНП на спорное помещение, согласно которому квартира принадлежит ФИО3 (3/5 доли в праве собственности) и ФИО2 (2/5 доли в праве собственности) и письма этих собственников, гарантирующих и согласовывающих заявителю предоставление спорного помещения для нахождения в нем ООО «Окружная строительная компания». ФИО1 зарегистрирован по адресу, указанному в заявлении от 31.05.2021 №3081А, в квартире, принадлежащей на праве собственности его супруге, что подтверждается копиями свидетельства о регистрации права собственности, регистрации брака, наличием произведенной Отделом УФМС автономного округа отметки о регистрации, а также гарантийным письмом собственников помещения.
Доводы жалобы о том, что на момент подписания согласия собственника квартиры ФИО2 ему исполнилось 15 лет, в связи с чем данное согласие не может иметь какой-либо юридической силы и расценивается регистрирующим органом как не представленное, отклоняются с учётом следующего.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» разъяснено, что, учитывая, что адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего и исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (пункт 2 статьи 54 ГК РФ), и может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.), регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации.
В то же время регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие; согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Таким образом, юридическое лицо может быть зарегистрировано по месту жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
При этом Закон № 129-ФЗ не содержит прямой нормы, обязывающей заявителя представить согласие всех сособственников такового жилого помещения.
Так как адресом регистрации постоянно действующего исполнительного органа заявителя, указанным в заявлении от 31.05.2021, является квартира, в которой он зарегистрирован, регистрация принадлежащей ему организации по такому адресу является объективно необходимой для осуществления им предпринимательской деятельности и не противоречит требованиям действующего законодательства.
Кроме того, в решении инспекции об отказе в регистрации указано то, что по адресу, указанному заявителем отсутствует вывеска с наименованием юридического лица.
Вместе с тем обязанность по размещению вывески возникает у юридического лица с момента государственной регистрации. Так, в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Также следует отметить, что сам по себе однократный выход инспекции по адресу квартиры (предполагаемого местоположения юридического лица) и отсутствие представителей юридического лица по указанному адресу не свидетельствует об отсутствии намерения юридического лица осуществлять деятельность по обозначаемому адресу, поскольку, как минимум, юридическое лицо в настоящий момент не осуществляет деятельность в отсутствие факта регистрации.
Иные основания для отказа в регистрации юридического лица, в том числе обозначенные в решении Управления ФНС РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу от 12.07.2021 года №11-г/р, такие как предположения о том, что ФИО1 создает юридические лица с целью личного обогащения и образования задолженности по налогам и сборам, а так же с целью получения дохода без исполнения обязанности по уплате налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.
Апелляционный суд отмечает, что в рамках дела не оспаривается в виде отдельного ненормативного акта - решение Управления ФНС РФ по ЯНАО от 12.07.2021 №11-г/р, принятого по жалобе ФИО1 на решение регистрирующего органа №3081А от 03.06.2021, которое фактически содержит новые основания для отказа в регистрации ООО «Окружная строительная компания».
Между тем в силу пункта 2 статьи 23 Закона № 129-ФЗ решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.
Таким образом, регистрирующий орган обязан указать все причины, послужившие основанием для отказа в государственной регистрации с обязательной ссылкой на конкретный подпункт пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ.
Единственным основанием для отказа в регистрации юридического лица инспекция в своем решении указала непредставление заявителем определенных законом о государственной регистрации необходимых для государственной регистрации документов (в части указания в заявлении недостоверных сведений об адресе (месте нахождения) создаваемого юридического лица. Изложенное материалами дела опровергнуто, заявителем представлен полный комплект документов для целей регистрации.
Иные перечисленные инспекцией основания для отказа в осуществлении регистрации юридического лица не отражены в оспариваемом отказе, впервые озвучены в решении Управления ФНС РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу от 12.07.2021 года №11-г/р и в ходе рассмотрения дела по существу в нарушение пункта 2 статьи 23 Закона № 129-ФЗ, в связи с чем вопрос об их обоснованности не входит в предмет настоящего спора, фактически сводящийся к проверке одного факта - непредставления заявителем определенных законом о государственной регистрации необходимых для государственной регистрации документов (в части указания в заявлении недостоверных сведений об адресе (месте нахождения) создаваемого юридического лица.
Таким образом, оспариваемое решение инспекции является незаконным.
Избранный судом способ устранения нарушенного права в виде возложения на МИФНС обязанности устранить нарушения прав и законных интересов ФИО1 не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.04.2022А81-12792/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.
Председательствующий | О.Ю. Рыжиков | |
Судьи | Н.Е. Иванова А.Н. Лотов |