ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
01 июля 2019 года | Дело № А70-20183/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме июля 2019 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-5823/2019 ) Тюменского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта на решение Арбитражного суда Тюменской области от 02.04.2019 по делу № А70-20183/2018 (судья Бадрызлова М.М.), принятое по заявлению Региональной общественной организации Федерация легкой и сверхлегкой авиации Ямало-Ненецкого автономного округа «Крылья Арктики» к Тюменскому межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта о признании незаконным решения от 27.11.2018, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Министерства транспорта Российской Федерации,
при участии в судебном заседании представителей:
от Тюменского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта – ФИО1 по доверенности от 05.06.2019 № Д-6/01-ТМТУ сроком действия до 31.12.2019;
от Региональной общественной организации Федерация легкой и сверхлегкой авиации Ямало-Ненецкого автономного округа «Крылья Арктики» – ФИО2 по доверенности от 10.06.2019 сроком действия по 31.12.2019;
в отсутствие представителя Министерства транспорта Российской Федерации, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
установил:
Региональная общественная организация Федерация легкой и сверхлегкой авиации Ямало-Ненецкого автономного округа «Крылья Арктики» (далее – заявитель, РОО ФЛСЛА ЯНАО «Крылья Арктики», организация) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Тюменскому межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (далее – заинтересованное лицо, Тюменское МТУ Росавиации, административный орган) о признании незаконным решения от 27.11.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство транспорта Российской Федерации (далее – третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 02.04.2019 по делу № А70-20183/2018 заявление удовлетворено. Признано незаконным решение от 27.11.2018, вынесенное Тюменским МТУ Росавиации. На административный орган возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов организации путем внесения соответствующих изменений в сертификат эксплуатанта от 19.04.2016 № АР-09-16-018 в соответствии с заявлением о сертификации от 20.11.2018. С Тюменского МТУ Росавиации в пользу РОО ФЛСЛА ЯНАО «Крылья Арктики» взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Не соглашаясь с принятым по делу решением, заинтересованное лицо в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы Тюменское МТУ Росавиации заявляет о том, что законодательством разграничивается авиация общего назначения и авиация, предназначенная для коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, и правовой режим таковой. ФАП-249, по утверждению административного органа, подлежат применению в отношении сертификации деятельности лиц, выполняющих авиационные работы. Из жалобы следует наличие предусмотренного пунктом 11 ФАП-249 и пунктом 63 приказа Минтранса России от 13.03.2013 № 86 основания для отказа в предоставлении государственной услуги по внесению изменений в сертификат. Требования заявителя оцениваются подателем апелляционной жалобы как прямое противоречие пункту 3 статьи 21 Воздушного кодекса Российской Федерации. Кроме того, податель жалобы указывает, что право заявителя не нарушено оспариваемым решением.
В жалобе административным органом заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Федерального агентства воздушного транспорта.
В письменном отзыве на жалобу РОО ФЛСЛА ЯНАО «Крылья Арктики» просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем Тюменского МТУ Росавиации поддержаны доводы поданной жалобы. Представитель организации высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу заинтересованного лица.
Учитывая то обстоятельство, что заинтересованным лицом в настоящем деле выступает территориальный орган Федерального агентства воздушного транспорта, суд апелляционной инстанции оставляет без рассмотрения приведенной в жалобе административного органа ходатайство.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что РОО ФЛСА «Крылья Арктики» получен сертификат эксплуатанта от 19.04.2016 № АР-09-16-018 для осуществления деятельности в соответствии с определенными уставом целями.
Решением Тюменского МТУ Росавиации от 12.11.2018 № 10 действие сертификата эксплуатанта временно приостановлено в связи с удовлетворением заявления организации в части исключения из него сведений о воздушных судах. Основанием приостановления действия сертификата послужило отсутствие у эксплуатанта в собственности или ином праве воздушных судов, заявленных к использованию, что не соответствует пункту 16 Федеральных авиационные правил «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы» (далее – ФАП), утвержденных приказом Минтранса России от 23.12.2009 № 249.
Пунктом 16 ФАП-249 к сертификационным требованиям отнесено обязательное наличие у эксплуатанта воздушных судов на праве собственности, на условиях аренды или ином законном основании, оборудованных для выполнения заявленных видов работ и имеющих сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам), обеспечивающих поддержание летной годности, выполнение правил подготовки и выполнения полетов воздушных судов.
Для восстановления действия сертификата эксплуатанту требовалось направить в адрес Тюменского МТУ Росавиации заявление на внесение изменений в сертификат эксплуатанта с указанием сведений об используемых воздушных судах, а также о пилотах, выполняющих авиационные работы на указанных судах.
Сопроводительным письмом от 20.11.2018 № 77 организацией в адрес Тюменского МТУ Росавиации направлено заявление о внесении изменений в сертификат эксплуатанта, согласно которому внесение изменений требовалось в часть 3 путем указания следующих воздушных судов: Л-42М «Синяя птица» RA-1733G; Л-42М «Стерх» RA-1817G; Л-42М «Стерх-1» RA-1948G; A-22CBRA-0318A; в части 4 указанию подлежали частные пилоты ФИО3; ФИО4; ФИО5; ФИО6; в части 6 и 8 указанию подлежали данные по страхованию членов экипажа воздушного судна и данные по страхованию ответственности воздушного судна.
Решением Тюменского МТУ Росавиации от 27.11.2018, являющегося приложением к письму от 27.11.2018 № Исх/ГУ/АР/-1212-04 ТМТУ, во внесении изменений отказано, в связи с чем действие сертификата эксплуатанта не возобновлено.
Считая решение не основанным на законе, РОО ФЛСЛА ЯНАО «Крылья Арктики» обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования организации удовлетворены судом первой инстанции, что послужило основанием обращения Тюменского МТУ Росавиациии в апелляционный суд с настоящей жалобой.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Согласно оспариваемому решению использование единственного экземпляра воздушного судна авиации общего назначения для выполнения авиационных работ в рамках положений главы XVI «Авиационные работы» ВК РФ законодательством не предусмотрено, а также не предусмотрено и выполнение авиационных работ с использованием ЕЭВС авиационным персоналом гражданской авиации, имеющим свидетельство частного пилота (пилота-любителя).
Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации регламентированы Воздушным кодексом Российской Федерации (далее – ВК РФ).
В силу статьи 20 ВК РФ авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную.
Согласно положениям статьи 21 ВК РФ авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.
Авиация, используемая в целях осуществления функций государства и обеспечения решения указанных в настоящем пункте задач, относится к государственной авиации. Государственная авиация, используемая для решения задач в области обороны Российской Федерации Вооруженными Силами Российской Федерации, привлекаемыми в этих целях другими войсками, воинскими формированиями и органами, относится к государственной военной авиации (статья 22 Кодекса).
Авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации (статья 23 ВК РФ).
Пунктом 1 статьи 61 ВК РФ предусматривается, что под авиационным предприятием надлежит понимать юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.
Эксплуатантом признается гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами.
На основании взаимосвязанных положений пунктов 1 и 3 статьи 61 ВК РФ эксплуатация авиационным предприятием воздушного судна в целях, определенных для гражданской авиации, включая выполнение авиационных работ, возможна только при наличии у предприятия сертификата (свидетельства) эксплуатанта.
По смыслу статьи 21 ВК РФ гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.
Если эксплуатант использует свои воздушные суда для коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, следовательно, таковой относится к коммерческой гражданской авиации. В свою очередь, если эксплуатант использует те же воздушные суда для иных целей, следовательно, он относится к гражданской авиации общего назначения.
Эксплуатант вправе самостоятельно определить, к какому конкретно виду гражданской авиации относится его деятельность. Изложенное следует из заявки на сертификацию единичного экземпляра воздушного судна (ЕЭВС), Приложения № 3 к Федеральным авиационным правилам № 118 «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения», утвержденным приказом Минтранса России от 17.04.2003 № 118 (далее ФАП-118).
Абзацем вторым пункта 1.3. Методических рекомендаций по организации сертификации эксплуатантов, выполняющих авиационные работы, направленных Росавиацией подведомственным учреждениям письмом от 03.08.2010 № 4.01-317, предусмотрено, что одно и то же воздушное судно может использоваться для выполнения коммерческих воздушных перевозок, авиационных работ и полетов в целях авиации общего назначения. Эксплуатант, имеющий воздушные суда, может оформить одновременно три сертификата эксплуатанта: сертификат на авиаперевозки, сертификат на авиаработы и, при необходимости, сертификат авиации общего назначения. Во всех трех сертификатах могут быть включены одни и те же воздушные суда, если они имеют соответствующие технические возможности и не имеют ограничений, наложенных ВК РФ.
В силу положений статьи 36 ВК РФ гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности. Сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа или акта оценки на соответствие воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям. Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности, выданный на основании акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается. Порядок выдачи сертификата летной годности устанавливается федеральными авиационными правилами.
Единичный экземпляр воздушного судна (ЕЭВС), имеющий сертификат летной годности, выданный на основании акта оценки воздушного судна, не имеет запрета на выполнение авиационных работ (пункт 1 статьи 36 ВК РФ).
Порядок допуска к полетам ЕЭВС регламентируется ФАП-118. В соответствии с Приложением № 3 к ФАП-118 (заявка на сертификацию единичного экземпляра воздушного судна авиации общего назначения) заявитель (будущий эксплуатант) в заявке на сертификацию ЕЭВС определяет назначение воздушного судна, например: учебно-тренировочное, для полетов в целях авиации общего назначения (АОН) в личных целях, или для выполнения авиаработ.
В соответствии с заявкой на сертификацию и производится оценка соответствия ЕЭВС техническим требованиям, указанному заявителем назначению ВС и условиям его эксплуатации. Если в заявке на сертификацию указано в графе «Назначение ВС» – авиаработы, подлежит осуществлению оценка соответствия характеристик воздушного судна для безопасного производства заявленных видов авиационных работ.
Воздушное законодательство не дает легального определения воздушному судну авиации общего назначения. Любое воздушное судно, имеющее сертификат летной годности, может быть использовано как в личных, так и в коммерческих целях с соблюдением технических ограничений, изложенных в сертификате летной годности и ограничений, наложенных ВК РФ.
Материалы дела свидетельствуют о том, что, что РОО ФЛСЛА «Крылья Арктики» является юридическим лицом (общественной организацией).
В силу пункта 2.1. Устава РОО ФЛСЛА ЯНАО «Крылья Арктики» целями создания организации являются: организация, пропаганда и содействие развитию дельтапланерного, легкой авиации-мото (дельталетного), парапланерного спорта, авиационных многоборий легкой авиации, авиатуризма, а также содействие развитию и пропаганде новых видов спорта, видов соревнований общественного полезного досуга с использованием легких летательных аппаратов; развитие самодеятельного технического творчества, содействие разработке, производству и сертификации легкой авиационной техники и организации системы деятельности в этой области; участие в учебно-летной работе, в подготовке и сертификации специалистов легкой авиации; участие в применении легкой авиации в отраслях экономики и на государственной службе; содействие научно-практическим изысканиям и исследованиям, работе по нормированию и сертификации в легкой авиации; работа по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию молодежи, детей и юношей, привлечение их к видам спорта легкой и сверхлегкой авиации и другой авиационной деятельности, распространение авиационных знаний и организация досуга; повышение массовости легкой авиации, участие в расширении количества и географии клубов и других организаций легкой и сверхлегкой авиации; зашита прав и интересов спортсменов, тренеров, судей, пилотов, техников легкой и сверхлегкой авиации и других специалистов легкой авиации, забота о ветеранах; содействие укреплению мира, развитию международного сотрудничества и других видов гуманитарной деятельности средствами авиации общего назначения, спорта и самодеятельного технического творчества.
Из материалов дела усматривается, что организация является эксплуатантом воздушных судов.
Порядок проведения сертификации, сертификационные требования к эксплуатанту и основания отказа в выдаче сертификата установлены Федеральными авиационными правилами «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации», утвержденными Приказом Минтранса России от 23.12.2009 № 29 (ФАП-249).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче сертификата эксплуатанта приведен в пункте 11 Раздела II ФАП-249, к которым относятся следующие: недостоверность содержащихся в заявлении эксплуатанта данных, несоответствие содержащихся в заявлении эксплуатанта данных требованиям пунктов 4, 5 ФАП-249.
Пункт 4 Раздела II ФАП-249 раскрывает перечень данных, которые заявитель обязан указать в заявлении на получение сертификата.
Судом апелляционной инстанции усматривается, что все перечисленные в пункте 4 данные в заявлении РОО ФЛСЛА ЯНАО «Крылья Арктики» от 20.11.2018 о внесении изменений в сертификат эксплуатанта, выполняющего авиационные работы, приведены. Сведения, отраженные в заявлении от 20.11.2018, достоверны, и обратное не следует из материалов дела. Указанное не оспаривается подателем апелляционной жалобы.
Пункт 5 Раздела II ФАП-249 содержит перечень документов, заверенные копии которых эксплуатант обязан приложить к своему заявлению. Среди прочих документов пункт 5 ФАП-249 указывает на сертификаты летной годности (удостоверений о годности к полетам) воздушных судов, которые планируется использовать для выполнения авиационных работ.
Следовательно, ФАП-249 также не содержит ограничений по применению ЕЭВС, имеющих сертификат летной годности, выданный на основании акта оценки конкретного воздушного судна, в производстве авиационных работ.
19.04.2016 заинтересованное лицо выдало заявителю сертификат эксплуатанта № АР-09-16-018 в соответствии с ВК РФ, указаниями Федерального агентства Росавиации и разъяснениями Департамента государственной политики Минтранса России. Законность сертификата не оспорена в установленном порядке.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации выступает Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России). Полномочия Минтранса России установлены Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 395.
Минтранс России уполномочен самостоятельно принимать федеральные авиационные правила (пункт 5.2.53.8 Положения о Министерстве транспорта), устанавливающие порядок сертификации пилотируемых гражданских воздушных судов (абзацы двадцать первый и двадцать четвертый пункта 5.2.53.8), требования к летной годности (абзац двадцать шестой пункта 5.2.53.8) и форму сертификата летной годности воздушного судна (абзац двадцать девятый пункта 5.2.53.8), а также форму и порядок получения сертификата эксплуатанта (абзац семнадцатый пункта 5.2.53.8).
Пунктом 2 указанного Положения предусматривается, что Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации). В состав Минтранса России входит структурное подразделение – Департамент государственной политики в области гражданской авиации (далее – Департамент), которое обеспечивает деятельность Министерства по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации. Полномочия Департамента отражены в Положении о Департаменте государственной политики в области гражданской авиации, утвержденном Приказом Минтранса России от 04.05.2018 № 174.
Согласно данному Положению (пункты 1.1, 3.1.15, 3.1.19, 3.1.76, 3.1.86, 3.1.89) Департамент осуществляет разработку и анализ применения законодательных и иных нормативных правовых актов в области гражданской авиации, разрабатывает проекты нормативных правовых актов в области гражданской авиации, включая федеральные авиационные правила, устанавливающие: правила выполнения авиационных работ; требования к летной годности гражданских воздушных судов; форму сертификата летной годности, выдаваемого на воздушное судно, и порядок его оформления; требования и порядок обязательной сертификации для гражданских воздушных судов; разрабатывает акты ненормативного характера по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Минтранса РФ, осуществляет рассмотрение обращений, заявлений и жалоб по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента; представляет разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
Следовательно, Минтранс России и его структурное подразделение (указанный выше Департамент) уполномочены действующим законодательством давать официальные разъяснения порядка и особенностей применения ФАП.
В отсутствие специализированных правил, регулирующих выдачу сертификатов летной годности ЕЭВС, используемых для выполнения авиационных работ, письма Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России от 18.06.2010 № 01-03-05/1862, от 03.04.2012 № 01-02-05/1154, от 18.10.2018 № 01-563-ПГ следует рассматривать как официальную позицию Минтранса России, официальное толкование федеральных авиационных правил по вопросу о законности сертификации летной годности ЕЭВС, используемых для выполнения авиационных работ, в порядке, предусмотренном ФАП-118. Письмо Минтранса России от 03.04.2012 № 01-02-05/1154, адресованное Федеральному агентству воздушного транспорта, содержит вывод о том, что ограничений на использование ЕЭВС для выполнения авиационных работ воздушным законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Письмом от 17.10.2018 № 01-557-ПГ Минтранс России сообщил председателю правления РОО ФЛСЛА ЯНАО «Крылья Арктики», что воздушным законодательством не устанавливается ограничений на использование ЕЭВС для выполнения авиационных работ. 18.02.2019 Минтранс России направил помощнику генерального прокурора Российской Федерации письмо № АЮ-Д1-30/2294, согласно которому статьей 21 ВК РФ не устанавливается классов или типов воздушных судов, которым разрешены полеты исключительно в целях авиации общего назначения, и определена лишь принадлежность к гражданской авиации.
Требованиями ФАП-118 ЕЭВС допускается к эксплуатации при наличии сертификата летной годности, выданного на основе акта оценки соответствия ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС. Названием и некоторыми положениями ФАП-118 определяется принадлежность ЕЭВС к авиации общего назначения. Пунктом 1 статьи 36 ВК РФ установлено, что гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, а также беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности. Сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды. Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности, выданный на основании указанного акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается.
Кроме того, ВК РФ не содержит определение термина «единичный экземпляр воздушного судна авиации общего назначения». Реестра воздушных судов авиации общего назначения не существует. Регистрация ЕЭВС осуществляется в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации и соответственно де-юре являются гражданскими воздушными судами, допускаемыми к эксплуатации на основании акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды при этом без ограничения целей применения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 114 ВК РФ общие правила выполнения авиационных работ и правила выполнения авиационных работ определенных видов устанавливаются Федеральными авиационными правилами. Между тем, ФАП-249 требований по владению и выполнению авиационных работ сертифицируемым лицом исключительно воздушными судами, имеющими сертификат типа также не устанавливается.
По смыслу статьи 2 ВК РФ положения Кодекса обладают большей юридической силой по отношению к ФАП-118.
Следовательно, действующим на территории Российской Федерации воздушным законодательством не налагается запрет на применение ЕЭВС для целей, отличных от целей авиации общего назначения, в частности – для выполнения авиационных работ.
В части, касающейся допуска лиц, обладающих свидетельствами частных пилотов к выполнению авиационных работ, Минтрансом России указано, что в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 52 ВК РФ требования к специалистам согласно перечням специалистов авиационного персонала устанавливаются федеральными авиационными правилами «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации», утвержденными приказом Минтранса России от 12.09.2008 № 147 (далее – ФАП-147), которыми, равно как и ВК РФ, не предусмотрено ограничений на выполнение полетов в целях производства авиационных работ обладателями свидетельств частного пилота.
Доводы подателя жалобы о том, что решение суда является неисполнимым, поскольку с 19.04.2019 истек сок действия № АР-09-16-018 сертификата эксплуатанта, что исключает возможность внесения в него изменений, судом апелляционной инстанции отклоняется. Решение суда принято 26.03.2019 и не могло при определение способа восстановления нарушенного права учитывать факт последующего истечения срока сертификата эксплуатанта.
При этом, в силу части 1 статьи 324 АП РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
На основании изложенного судом апелляционной инстанции не усматривается ограничений на использование ЕЭВС для выполнения авиационных работ, как и ограничений на выполнение полетов в целях производства авиационных работ обладателями свидетельств частного пилота.
На основании изложенного выводы административного органа, отраженные в оспариваемом решении, не соответствуют действующему правовому регулированию.
Удовлетворив требования организации, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, занятую административным органом на стадии рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции, которой дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте. Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются в связи с освобождением подателя жалобы от обязанности по уплате таковой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Тюменского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от02.04.2019 по делу № А70-20183/2018 – без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.
Председательствующий | Н.А. Шиндлер | |
Судьи | Е.П. Кливер О.Ю. Рыжиков |