ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
21 марта 2016 года
Дело № А81-4506/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2016 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кудриной Е.Н.
судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бойченко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-687/2016) Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.11.2015 года по делу № А81-4506/2015 (судья Кустов А.В.) по иску Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Администрации муниципального образования город Салехард (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании денежных средств в общем размере 727 500 руб.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом, извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
установил:
Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Департамент, истец) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования город Салехард (далее – Администрация, ответчик) о взыскании денежных средств в общем размере 727 500 руб.
Департамент полагает, что средства окружного бюджета, направленные на реализацию мероприятия «Приобретение евроконтейнеров с учетом раздельного сбора отходов» в сумме 727 500 руб., подлежат возврату в окружной бюджет, в связи с тем, что контракт №286/126 от 13.09.2012 на поставку евроконтейнеров с учетом раздельного сбора отходов расторгнут по решению суда.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 ноября 2015 года по делу № А81-4506/2015 в удовлетворении исковых требований Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа отказано.
Возражая против принятого судом первой инстанции решения от 24.11.2015, Департамент обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы ссылается на то, что контракт №286/126 от 13.09.2012 на поставку евроконтейнеров с учетом раздельного сбора отходов расторгнут, евроконтейнеры в количестве 100 единиц не приобретены, следовательно, мероприятие Программы, предусмотренное Соглашением, не исполнено, средства окружного бюджета, направленные на реализацию мероприятия «Приобретение евроконтейнеров с учетом раздельного сбора отходов» в сумме 727 500, подлежат возврату в окружной бюджет. Как указывает истец, 11.08.2015 в адрес Администрации была направлена претензия исх. №2701-15/2077 с требованием возврата в окружной бюджет денежных средств, которая получена ответчиком 12.08.2015, что подтверждается штампом Администрации города Салехард; в ответе на претензию Администрация сообщила, что возврат денежных средств в размере 727 500 руб. будет произведен незамедлительно после поступления средств от ООО «Юг-Строй» в соответствии с решением Арбитражного суда автономного округа от 11.08.2014 №А81-1129/2014; до настоящего времени средства в окружной бюджет не возвращены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счёл возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 31.05.2012 между Департаментом и Администрацией заключено Соглашение № 157-А о выполнении мероприятий окружной долгосрочной целевой программы «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности ЯНАО на 2012-2016 годы» (далее - Программа) за счет средств окружного бюджета, передаваемых бюджету муниципального образования город Салехард в форме межбюджетных субсидий в 2012 году (далее – Соглашение № 157-А).
Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует в части финансирования до 31.12.2012, а в части исполнения сторонами иных обязательств - до полного их выполнения.
Перечень мероприятий Программы и объем межбюджетных субсидий, предусмотренных в окружном бюджете для финансирования мероприятий Программы в 2012 году, является приложением № 1 к Соглашению (далее - Перечень мероприятий).
Согласно пункту 1.3. Соглашения № 157-А государственный заказчик предоставляет муниципальному образованию межбюджетные субсидии в объеме, указанном в пункте 1.2. Соглашения, в порядке, определенном в постановлении Правительства Ямало-Нененецкого автономного округа от 27.01.2011 № 25-П «О разработке, утверждении и реализации окружных долгосрочных целевых программ».
Так, в соответствии с подпунктом 1.1.2. пункта 1 Перечня мероприятий для реализации пилотного проекта «Чистый город», предусматривалось приобретение евроконтейнеров с учетом раздельного сбора отходов в количестве 100 единиц, утвержденный объем финансирования из окружного бюджета 1940,0 тыс. рублей.(97%)
Согласно пункту 1.1.2 Перечня мероприятий муниципальной целевой программы и объем средств, предусмотренных в бюджете города Салехард для финансирования ее мероприятий, приложение № 2 к Соглашению, утвержденный объем финансирования из бюджета города Салехард 60,0 тыс. рублей.(3%).
В ходе реализации данного мероприятия Администрацией муниципального образования город Салехард в лице Муниципального казенного учреждения «Салехардская дирекция единого заказчика» был заключен контракт от 13.09.2012 №286/12Б на поставку евроконтейнеров с учетом раздельного сбора отходов (далее - контракт).
В соответствии с контрактом Администрация муниципального образования город Салехард намеревалась приобрести 100 единиц евроконтейнеров с учетом раздельного сбора отходов на сумму 750 000 руб.
Исходя из условий соглашения о софинансировании муниципальным образованием мероприятий Программы в размере 3% (пункт 2.2.1 Соглашения) сумма денежных средств окружного бюджета с учетом цены Контракта составляет 750 000,00 руб. х 97 % (объем финансирования из окружного бюджета) = 727 500,00 руб.
В соответствии с решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.08.2014 по делу №А81-1129/2014, вступившим в законную силу 12.09.2014 контракт №286/126 от 13.09.2012 на поставку евроконтейнеров с учетом раздельного сбора отходов расторгнут.
Учитывая, что контракт расторгнут, евроконтейнеры с учетом раздельного сбора отходов в количестве 100 единиц не приобретены, следовательно, мероприятие Программы, предусмотренное Соглашением, не исполнено, средства окружного бюджета, направленные на реализацию мероприятия «Приобретение евроконтейнеров с учетом раздельного сбора отходов» в сумме 727 500 руб. подлежат возврату в окружной бюджет.
11.08.2015 в адрес Администрации была направлена претензия исх. №2701-15/2077 с требованием возврата в окружной бюджет денежных средств, которая получена ответчиком 12.08.2015, что подтверждается штампом Администрации города Салехард.
В ответе на претензию Администрация сообщила, что возврат денежных средств в размере 727 500 руб. будет произведен незамедлительно после поступления средств от ООО «Юг-Строй» в соответствии с решением Арбитражного суда автономного округа от 11.08.2014 №А81-1129/2014.
До настоящего времени средства в окружной бюджет не возвращены.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения Департамента в Арбитражный суд о взыскании с Администрации денежных средств в общем размере 727 500 руб.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с изложенными в решении выводами, считает, что иск не подлежит удовлетворению.
Как верно установлено судом первой инстанции, на основании Соглашения № 157-А Департамент предоставил Администрации в рамках реализации пилотного проекта «Чистый город» межбюджетную субсидию для приобретения в том числе, евроконтейнеров с учетом раздельного сбора отходов в количестве 100 единиц.
В ходе реализации данного мероприятия Администрацией муниципального образования город Салехард в лице Муниципального казенного учреждения «Салехардская дирекция единого заказчика» (заказчиком) с ООО «Юг-Строй» (поставщик) был заключен контракт от 13.09.2012 №286/12Б на поставку евроконтейнеров с учетом раздельного сбора отходов.
Стоимость поставки утверждена заключением Департамента экономики ЯНАО о результатах рассмотрения заявки заказчика и составила 750 000 руб. 00 коп., включая налоги, сборы, расходы Поставщика по доставке Товара до пункта передачи товара от поставщика Заказчику (п. 2.1, 2.2 контракта).
Оплата должна была производиться заказчиком безналичным расчетом по фактически выполненной поставке, на основании выставленного счета-фактуры и товарной накладной и акта приема-передачи в течение 30 банковских дней с момента получения товара.
Срок поставки был установлен в пункте 4.1 контракта со дня заключения контракта, окончание - 30 сентября 2012 года.
Пунктом передачи товара является местонахождение МКУ «Салехардская дирекция единого заказчика» по адресу: <...>.
Письмом от 24.10.2012 ответчик гарантировал поставку до 26.11.2012.
МКУ «Салехардская дирекция единого заказчика», с целью предотвращения возврата неосвоенного лимита 28.12.2012 произвел авансирование поставки платежными поручениями №№ 2210,2211.
В связи с неисполнением ООО «Юг-Строй» своих обязательств по поставке товара решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.08.2014 по делу №А81-1129/2014, вступившим в законную силу 12.09.2014 контракт №286/126 от 13.09.2012 на поставку евроконтейнеров с учетом раздельного сбора отходов расторгнут.
Этим же решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа взыскал с ООО «Юг-Строй» в пользу МКУ «Салехардская дирекция единого заказчика» 750 000 руб. 00 коп. предварительной оплаты за поставленный товар, 187 500 руб. 00 коп. неустойки за нарушение срока поставки товара по контракту от 13.09.2012 №286/12б, 73 562 руб. 50 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 29.12.2012 по 06.03.2014 и 23 110 руб.63 коп. расходов по уплате государственной госпошлины. Всего взыскано 1 034 173 руб.13 коп.
При этом, Администрация сообщила Департаменту, что возврат денежных средств в размере 727 500 руб. будет произведен незамедлительно после поступления средств от ООО «Юг-Строй» в соответствии с решением Арбитражного суда автономного округа от 11.08.2014 №А81-1129/2014.
Департамент, обращаясь с настоящим иском, указал в качестве основания заявленных требований пункт 3.3 Соглашения № 157-А, согласно которому неиспользованный в текущем финансовом году остаток межбюджетных трансфертов подлежит возврату в окружной бюджет в установленном порядке.
Однако, межбюджетный трансферт в заявленной сумме был использован в полном объеме в 2012 финансовом году и перечислен ООО «Юг-Строй» в рамках контракта № 286/126 от 13.09.2012 на поставку евроконтейнеров.
Соглашение № 157-А не содержит оснований для возврата межбюджетных трансфертов, за исключением неиспользованной части.
При этом, в пункте 3.1 Соглашения № 157-А установлена ответственность муниципального образования за нецелевое использование средств окружного бюджета.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидия представляет собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В статье 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления субсидий за счет бюджетных средств регламентирован статьей 78 БК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.01.2012 № 22-П утверждена Окружная долгосрочная целевая программа «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012-2016 годы».
Согласно пункту 5 раздела VI Окружной долгосрочной целевой программы «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012-2016 годы», утвержденной Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.01.2012 № 22-П возврату в окружной бюджет подлежат субсидии в случае их нецелевого использования, а также неиспользованные субсидии в течение текущего финансового года. Неиспользованный объем средств муниципальными образованиями при реализации мероприятий Программы учитывается при предоставлении субсидии данным муниципальным образованиям на очередной год планового периода.
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) (пункт 3 статьи 306.4 БК РФ).
Как указывалось ранее, Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.01.2012 № 22-П утверждена Окружная долгосрочная целевая программа «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2016 годы».
В рамках выполнения указанной программы между Департаментом (заказчик) и Администрацией заключено Соглашение № 1 согласно которому заказчик доводит до муниципального образования бюджетные средства в форме межбюджетных субсидий на реализацию мероприятий Программы в 2012 году.
Подпунктом 1.1.2. пункта 1 Перечня мероприятий для реализации пилотного проекта «Чистый город» (приложение № 1 к Соглашению), предусматривалось приобретение евроконтейнеров с учетом раздельного сбора отходов в количестве 100 единица.
В ходе реализации данного мероприятия Администрацией муниципального образования город Салехард в лице Муниципального казенного учреждения «Салехардская дирекция единого заказчика» (заказчиком) с ООО «Юг-Строй» (поставщик) был заключен контракт от 13.09.2012 №286/12Б на поставку евроконтейнеров с учетом раздельного сбора отходов.
При этом, стоимость поставки утверждена заключением Департамента экономики ЯНАО о результатах рассмотрения заявки заказчика и составила 750 000 руб.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному и подтвержденному материалами дела выводу, что выделенные денежные средства окружного бюджета были использованы ответчиком в соответствии с целями, на которые они выделены.
Тот факт, что решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.08.2014 по делу №А81-1129/2014, вступившим в законную силу 12.09.2014 контракт №286/126 от 13.09.2012 расторгнут в связи с существенным нарушением контракта со стороны ООО «Юг-Строй», не влияет на отношения сторон в данном деле.
По правилам статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 8 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон.
Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В нарушение положений статьи 65 АПК РФ Департаментом не представлено доказательств возврата ООО «Юг-Строй» авансированных Администрацией денежных средств.
Таким образом, требования о взыскании с Администрации заявленных денежных средств не подлежит удовлетворению.
Учитывая не установление в Соглашении № 157-А условий возврата межбюджетных трансфертов, факт невозврата ответчику аванса со стороны ООО «Юг-Строй», суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии у Администрации на момент рассмотрения спора правовых оснований для возврата выделенных из окружного бюджета денежных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что, отказав в удовлетворении исковых требований Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, суд первой инстанции принял правомерное решение.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются по основаниям, указанным выше.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при разрешении спора нарушений норм процессуального закона.
Принятое по делу решение суда не подлежит отмене или изменению, апелляционная жалоба истца оставлена без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку истец при подаче апелляционной жалобы не платил государственную пошлину, в силу его освобождения от ее уплаты на основании пункта 1 части 1 статьи 333.37 НК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 ноября 2015 года по делу № А81-4506/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Е.Н. Кудрина
Судьи
Д.Г. Рожков
Ю.М. Солодкевич