ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-8813/19 от 06.08.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

13 августа 2019 года

                                                     Дело № А75-3678/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2019 года.

Постановление изготовлено в полном объеме августа 2019 года .

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лотова А.Н.,

судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В., 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8813/2019) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.05.2019 по делу № А75-3678/2019 (судья Истомина Л.С.), принятое по заявлению Администрации города Сургута к государственному регистратору прав Дополнительного офиса Межмуниципального отдела по городу Нефтеюганск и городу Пыть-Ях Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ФИО1, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – ФИО2, о признании незаконными действий,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,

установил:

Администрация города Сургута (далее – заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением о признании незаконными действий государственного регистратора прав Дополнительного офиса Межмуниципального отдела по городу Нефтеюганск и городу Пыть-Ях Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ФИО1 (далее – заинтересованное лицо, должностное лицо, государственный регистратор прав) по приостановлению государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:10:0000000:18851, выраженных в уведомлении от 16.11.2018 № КУВД-001/2018/5390304/2. В качестве способа устранения прав и законных интересов администрация просила суд возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Управление Росреестра по ХМАО – Югре, Управление) обязанность произвести государственную регистрацию перехода права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:10:0000000:18851 на основании договора купли-продажи земельного участка от 15.08.2017 № 3141.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по ХМАО – Югре (далее – заинтересованное лицо), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО2 (далее – третье лицо, ФИО2).

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.05.2019 по делу № А75-3678/2019 заявление удовлетворено. Признаны незаконными действия государственного регистратора прав по приостановлению государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:10:0000000:18851, выраженные в уведомлении от 16.11.2018 № КУВД-001/2018/5390304/2. На Управление Росреестра по ХМАО – Югре возложена обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов администрации.

Возражая против принятого по делу решения, Управление в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы ее податель указывает на несоблюдение администрацией порядка подачи и формы заявления, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 940. С указанным обстоятельством заинтересованное лицо связывает наличие оснований для приостановления государственной регистрации.

Письменные отзывы на жалобу в суд не поступили.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. От Управления поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ заявление удовлетворено, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.

Рассмотрев апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что между администрацией (продавец) и ФИО2 (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка от 15.08.2017 № 3141, в соответствии с условиями которого продавец обязуется передать в собственность, а покупатель принять и оплатить по цене и на условиях договора земельный участок площадью 805 кв. м с кадастровым номером 86:10:0000000:18851, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, ДПК «Жемчужина», ул. Зеленая, участок № 3. Разрешенное использование: для дачного строительства и ведения дачного хозяйства (пункты 1.1-1.2 договора).

19.10.2018 администрация обратилась в Управление с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка.

01.11.2018 уведомлением № КУВД-001/2018-5390304/1 государственный регистратор прав приостановил государственную регистрацию прав на данный земельный участок в связи с тем, что предоставленный истцом пакет документов не соответствует требованиям законодательства.

В целях устранения причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, администрация 09.11.2018 дополнительно представила в орган государственной регистрации доверенность от 28.12.2016 № 741.

Уведомлением от 16.11.2018 № КУВД-001/2018-5390304/2 государственный регистратор прав приостановил государственную регистрацию прав до 19.01.2019.

Считая действия должностного лица не основанными на законе, администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.

Требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции, с чем не согласилось Управление Росреестра по ХМАО – Югре, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.

Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН, регламентированы Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Согласно пунктам 3, 5, 6 статьи 1 поименованного Федерального закона государственной регистрацией прав на недвижимое имущество является юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).Согласно пункту 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Согласно пункту 2 статьи 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации (пункт 1 статьи 551 ГК РФ).

Порядок государственной регистрации прав устанавливается Федеральным законом № 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Согласно части 1 статьи 14 указанного Федерального закона государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН (часть 1 статьи 21 Федерального закона № 218-ФЗ).

Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав определяются положениями статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ).

Оспариваемое уведомление от 16.11.2018 № КУВД-001/2018/5390304/2 содержит ссылки на пункты 5, 7 части 1 статьи 26 поименованного выше Федерального закона.

Государственная регистрация прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ.

В рассматриваемом случае государственный регистратор прав пришел к выводу о том, что подано заявление на регистрацию права собственности муниципального образования город Сургут на земельный участок без предоставления необходимых для регистрации права собственности муниципального образования документов в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ; об отсутствии в представленном пакете документов заявления покупателя по договору от 15.08.2017 № 3141 купли-продажи земельного участка ФИО2 о государственной регистрации права собственности.

Из пункта 3 части 3 статьи 15 Федерального закона № 218-ФЗ следует, что государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора – при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Вместе с тем в силу пункта 2 статьи 19 указанного Федерального закона орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона.

Следовательно, заявителем при обращении в регистрирующий орган за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество в случае, если такое право возникло на основании сделки с органом местного самоуправления, выступает орган местного самоуправления. На органе местного самоуправления лежит обязанность направить документы на регистрацию. Представление заявления другой стороны сделки в таком случае не требуется.

В связи с изложенным в качестве основания приостановления регистрации должностным лицом ошибочно признано отсутствие заявления стороны сделки о регистрации права.

Таким образом, действия по приостановлению государственной регистрации прав, выразившиеся в вынесении указанного уведомления обоснованно признаны судом первой инстанции незаконным.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы Управления о несоблюдении администрацией порядка подачи и формы заявления о государственной регистрации права, суд апелляционной инстанции отмечает, что из материалов дела следует, что данные обстоятельства не являлись основанием для приостановления государственной регистрации прав в рассматриваемом случае и не указаны в качестве такового в оспариваемом уведомлении.

Кроме того апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что спорное решение должностного лица нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности по распоряжению собственностью.

При удовлетворении требований администрации судом первой инстанции не установлены основания для возложения на Управление Росреестра по ХМАО – Югре обязанности по осуществлению государственной регистрации перехода права в отношении спорного земельного участка с учетом обстоятельств действий лиц, участвующих в деле, в рамках процедуры государственной регистрации и, в частности, подачи администрацией заявления о приостановлении таковой.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, удовлетворив требования администрации, принял законное и обоснованное решение по делу.

Доводы апелляционной жалобы Управления не опровергают выводов суда первой инстанции и действия приведенных выше положений Федерального закона № 218-ФЗ.

Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.

Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается, поскольку Управление на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от обязанности по уплате государственной пошлины освобождено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.05.2019 по делу № А75-3678/2019 – без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.

При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной
в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда

Председательствующий

А.Н. Лотов

Судьи

Н.Е. Иванова

 О.Ю. Рыжиков