ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-954/19 от 14.03.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

20 марта 2019 года

                                                     Дело № А75-18087/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2019 года.

Постановление изготовлено в полном объеме марта 2019 года .

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лотова А.Н.,

судей Грязниковой А.С., Сидоренко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бака М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-954/2019) Федерального государственного унитарного предприятии «Почта России» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.12.2018 по делу № А75-18087/2018 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало- Ненецкому автономному округу о привлечении Федерального государственного унитарного предприятии «Почта России» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – заявитель, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятии «Почта России» (далее – заинтересованное лицо, предприятие, ФГУП «Почта России») к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.12.2018 по делу № А75-18087/2018 ФГУП «Почта России» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, предприятию назначено наказание в виде штрафа в сумме 30 000 руб.

Возражая против принятого по делу решения, предприятие в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы ее податель указывает, что фактически в действиях предприятия содержится одно административное правонарушение (один факт), состоящий их нескольких однородных деяний, и к ответственности предприятие за эти деяния привлечено в рамках дела № А40-232540/18-146-1870, тогда как повторное привлечение ФГУП «Почта России» к ответственности недопустимо.

В письменном отзыве на жалобу административный орган просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.

Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что Управлением на основании приказов от 15.08.2018 № 142-нд, от 03.10.2018 № 167-нд, от 20.09.2018 № 159-нд в период с 17.09.2018 по 21.09.2018 проведена плановая выездная проверка в отношении ФГУП «Почта России» на территории деятельности Сургутского почтамта. Результаты проверки отражены в акте проверки от 26.10.2018 № А-72/3/142-нд/160.

1. Проверкой установлено, что 19.09.2018 в ОПС 628418 внутри объекта почтовой связи, на видном и доступном для пользователей услугами почтовой связи месте, отсутствовала действующая лицензия на оказание услуг почтовой связи от 11.04.2018 № 162571 (в наличии имелась копия недействующей на момент проверки лицензии от 11.04.2013 № 108074). Зафиксировано также отсутствие Правил оказания услуг почтовой связи (ПОУПС) (в наличии имелись неактуальные ПОУПС, без изменений, внесенных приказом Минкомсвязи России от 13.02.2018 № 61 и вступивших в силу 09.04.2018).

2. Проверкой установлено нарушение сроков хранения неврученных почтовых отправлений, а именно:

- в ОПС 628404 на дату 18.09.2018 нарушены сроки хранения – 11 посылок (срок хранения 15 дней со дня, следующего за поступлением в ОПС) № 10175326165652 вх. 42 от 01.09.2018, № 14089026121732 вх. 1106 от 31.08.2018, № 17097726063792 вх. 886 от 28.08.2018, № 17097726170728 вх. 1066 от 31.08.2018, № 45310326053158 вх. 13 от 01.09.2018, № 64625089049993 вх. 402 от 29.08.2018, № 12932326827847 вх. 21 от 01.09.2018, № 12512419038215 вх. 8 от 01.09.2018, № 14084126855839 вх. 808 от 27.08.2018, № 30801226513685 вх. 1034 от 30.08.2018, № 30801026579300 вх. 1058 от 31.08.2018; 8 писем с объявленной ценностью (срок хранения 30 дней со дня, следующего за поступлением в ОПС): № 2841322270494 вх. 357 от 16.08.2018; № 62841426270840 вх. 358 от 16.08.2018, № 62008523194 56 вх. 365 от 16.08.2018, № 11517222016666 вх. 384 от 17.08.2018, № 18869212337736 вх. 386 от 17.08.2018, № 11528026112003 вх. 391 от 17.08.2018, № 62099224170040 вх. 385 от 17.08.2018, № 62200024007256 вх. 359 от 16.08.2018 (с отметкой «В» – возврат по обратному адресу, не получено отправителем, по истечении срока хранения в ОПС не передано в число невостребованных почтовых отправлений); простая письменная корреспонденция, не полученная адресатами, по истечении срока хранения не передана в число невостребованных почтовых отправлений. В ОПС обнаружено 100 простых писем, поступивших 10.08.2018, 13.08.2018, 14.08.2018.

- в ОПС 628406 на дату 17.09.2018 нарушены сроки хранения: посылки № 1509892 185850 вx. 981 от 27.08.2018; отправление 1 класса (срок хранения 15 дней со дня, следующего за поступлением в ОПС) № 19000025307755 вх. 40 от 30.08,2018; 2-х заказных писем , 62848624325648 вх. 7845 от 21.07.2018, № 62841327695254 вх. 5264 от 15.08.2018; 18 простых писем, поступивших в ОПС: 20.04.2018 – 1 шт., 08.05.2018 – 1 шт., 23.05.2018 – 1 шт., 22.06.2018 – 1 шт., 04.07.2018 – 1 шт., 01.08.2018 – 1 шт., 04.08.2018 – 2 шт., 10.08.2018 – 1 шт., 11.08.2018 – 1 шт., 13.08.2018 – 5 шт., 14.08.2018 – 1 шт., 15.08.2018 – 2 шт.;

- в ОПС 628408 на дату 18.09.2018 нарушены сроки хранения: 2 простых писем, поступивших в ОПС 17.08.2018; 18-ти простых мелких пакетов, поступивших 14.05.2018, 17.05.2017, 04.06.2018, 15.06.2018, 26.06.2018, 27.06.2018. 24.07.2018, 28.07.2018, 08.08.2018, 14.08.2018; заказного мелкого пакета № RB335535358RU, вх. МР-3030 от 29.06.2018; почтовое отправление 1 класса № 40000623798511, вх. 11692 от 20.08.2018;

- в ОПС 628412 на дату 18.09.2018 нарушены сроки хранения: посылки № 15098926 12266 вх. 1541 от 27.08.2018 (в наличии заявление адресата, при этом сведения о том, что возможность продления срока хранения предусмотрена в соответствии с договором об оказании услуг почтовой связи, отсутствуют); три отправления 1 класса: № 30802726504869 вх. 736 от 20.08.2018, № 62845820006616 вх. 735 от 20.08.2018, № 62852024058433 вх. 737 от 20.08.2018;

- в ОПС 628415 на дату 19.09.2018 нарушены сроки хранения: 3-х мелких пакета № ZA248723215LV вх. 2025 от 17.08.2018, № ZJ009062798HK вх. 2023 от 17.08.2018; № RK666688785CN вх.1923 от 17.08.2018; два Отправления 1 класса: бандероль 1 класса с объявленной ценностью 63010821209055 вх. 13 от 01.09.2018; письмо 1 класса вх. 21423 от 30.08.2018;

- в ОПС 628418 на дату 19.09.2018 нарушены сроки хранения: 5 мелких пакетов (срок хранения 30 дней со дня, следующего за поступлением в ОПС): № LZ594969903CN вх. 1377 от 15.08.2018, № LZ631883126CN вх. 1452 от 15.08.2018, № UA000143344HK вх. 1180 от 14.08.2018; № ZJ006828210HK вх. 1200 от 14.08.2018; № RB339233582RU вх. 1537 от 15.08.2018; отправление 1 класса № 62842521630171 вх. от 30.07.2018 с отметкой «В» - возврат по обратному адресу, не получено отправителем, по истечении срока хранения в ОПС не передано в число невостребованных почтовых отправлений (срок хранения 15 дней со дня, следующего за поступлением в ОПС);

- в ОПС 628425 на дату 20.09.2018: бандероль 1 класса с объявленной ценностью вх. от 01.09.2018 № 65600226002429.

3. В результате проверки в ОПС обнаружены также дефектные почтовые отправления, не оформленные в соответствии с установленным Порядком оформления и вручения дефектных почтовых отправлений, утвержденным ФГУП «Почта России» № 3.2.2-05/2-нд от 01.02.2011, (отсутствовали акты ф. 51):

- в ОПС 628404: посылка № 64165110002455 с расхождением массы (масса, указанная на упаковке 5,804 кг, фактическая 5,520 кг); посылка № 44603113060523 с поврежденной упаковкой; посылка № 35009022023987 с поврежденной упаковкой;

- в ОПС 628406: посылка № 10756420031069 с поврежденной упаковкой, посылка № 34787222002322 с поврежденной упаковкой и расхождением массы (масса на упаковке 5,225 кг, фактическая 5,164 кг); письмо с о/ц № 62800220134642 без указания массы на упаковке; письмо с о/ц № 62841222202403 с расхождением массы (масса, указанная на упаковке 31 г, фактическая 20 г.; письмо 1 класса с о/ц № 45302027019564 с расхождением массы (масса, указанная на упаковке, 0,20 кг, фактическая 0,028 кг) и нарушенной упаковкой – клапан отклеен по всей длине конверта;

- в ОПС 628412: посылка № 62098828927869 с расхождением массы (масса указанная на упаковке 4,700 кг фактическая 4,514 кг) и с доступом к вложению; письмо с объявленной ценностью № 62840813630410 с расхождением массы (масса, указанная на упаковке, 0,047 кг фактическая 0,045 кг), бандероль с объявленной ценностью № 62841327732676 без указания массы на упаковке;

- в ОПС 628415: посылка № 11739327015591 с поврежденной упаковкой; посылка № 35330996005793 с поврежденной упаковкой; бандероль 1 класса с о/ц № 63010821209055 без указания массы на упаковке; письмо с о/ц № 62001227910851 без указания массы на упаковке; 45 писем с о/ц – партионный прием в ОПС 628413 от ООО «Брусника Сургут» без указания массы на упаковке (13 штук от 11.С 2018, в том числе № 62841322329468, 32 штуки от 08.09.2018, в том числе № 62841322326535); письмо с о/ц № 62503926014682 без указания массы на упаковке; письмо с о/ц № 14587126272472 с расхождением массы (масса, указанная на упаковке, 0,02 кг, фактическая 0,018 кг); письмо с о/ц № 80085626064427 с расхождением массы (масса, указанная на упаковке 40 г, фактически 29 г); письмо с о/ц № 62841327750175 с расхождением массы (на упаковке 32 г, фактическая 30 г); письмо с о/ц № 62841520258294 без указания массы на упаковке;

- в ОПС 628425: письмо с о/ц № 62505926001556 с расхождением массы (масса, указанная на упаковке, 0,089 кг, фактическая 0,091 кг); письмо с о/ц № 44092126019954 с расхождением массы (масса, указанная на упаковке 0,430 кг, фактическая 0,040 кг).

4. При проверке выявлены факты нарушения установленного норматива частоты доставки письменной корреспонденции (накладные ф. 16 с приписанными нижеперечисленными почтовыми отправлениями отсутствовали):

- в ОПС 628406 на дату 17.09.2018: письма с объявленной ценностью (без описи, без наложенного платежа) № 62501626000011, № 15531525014828, поступившие в ОПС 13.09.2018, подлежали доставке не позднее 14.09.2018 (пятница), № 12908525077000, поступившее в ОПС 14.09.2018, подлежало доставке не позднее 15.09.2018 (суббота);

- в ОПС 628412 на дату 18.09.2018 отсутствовали поименные накладные ф. 16 или иные документы, подтверждающие факт передачи в доставку письменной корреспонденции с объявленной ценностью без описи вложения, без наложенного платежа: письмо № 62840813630410, поступило в ОПС 23.08.2018, подлежало доставке не позднее 24.08.2018 (пятница), бандероль № 62841327732676, поступила в ОПС 13.09.2018, подлежала доставке не позднее 14.09.2018 (пятница);

- в ОПС 628418 на дату 19.09.2018 - 13 единиц письменной корреспонденции, поступившей в ОПС 17.09.2018 и подлежащей доставке не позднее 18.09.2018: заказное письмо № 62002725165880 вх. 6634 от 17.09.2018; восемь простых писем, простое письмо «Президентское», два простых международных письма, одна международная почтовая карточка.

5. На предмет соблюдения контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции внутриобластного потока проверено 181 единица письменной корреспонденции (писем и бандеролей заказных и с объявленной ценностью), поступившей в ОПС г. Сургута. Из них в контрольные сроки поступило 143 единицы письменной корреспонденции, что составило 79,01% (стр. 73-76 акта проверки).

6. В ходе проведения проверки установлено также, что утвержденный план мероприятий по выполнению требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения ОРМ, согласованный с уполномоченным органом Федеральной службы безопасности, не был предоставлен.

Таким образом, в результате плановой проверки Управлением были выявлены нарушения требований статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Федеральный закон № 126-ФЗ, Закон о связи); пункта 4 «б»; пункта 6 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных к постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 № 160; пунктов 6 «к», «л»; 2 34; 41, 46 «а», «в» Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234; пунктов 5 и 9 лицензионных требований лицензии на оказание услуг почтовой связи № 162571, согласно которым лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Установив в действиях заинтересованного лица признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, должностное лицо Управления составило в отношении предприятия протокол от 06.11.2018 № АП-72/3/2476 об административном правонарушении.

Указав на изложенные выше обстоятельства, административный орган обратился в суд с настоящим заявлением.

Требования Управления удовлетворены судом первой инстанции, с чем предприятие не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.

Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с положениями статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административным правонарушением является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляет осуществление лицензируемого вида деятельности с нарушением лицензионных условий.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Лицензионными требованиями является совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

На основании части 1 статьи 29 Закона о связи, статьи 17 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Закон о почтовой связи), пункта 20 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87, оказание услуг почтовой связи относится к лицензируемым видам деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 также утвержден перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи (далее – Перечень лицензионных условий).

Пункт 5 раздела XX Перечня лицензионных условий в качестве лицензионного условия осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи определяет оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 46 Закона о связи предусматривается, что оператор связи обязан оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

На основании пункта 5 лицензионных требований, являющихся приложением к лицензии от 11.04.2018 № 162571, лицензиат (заинтересованное лицо) обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 64 Закона о связи операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 № 234 утверждены Правила оказания услуг почтовой связи (далее – Правила № 234).

Порядок оформления и вручения дефектных почтовых отправлений (почтовых отправлений, масса которых не соответствует массе, указанному на нем, или по внешним признакам которых можно предположить недостачу, повреждение либо порчу вложения (повреждение оболочки, перевязи, печати, ленты) устанавливается операторами почтовой связи (пункт 41 Правил № 234).

Согласно Порядку оформления и вручения дефектных почтовых отправлений, утвержденному ФГУП «Почта России» № 3.2.2-05/2-нд от 01.02.2011, под дефектными почтовыми отправлениями понимаются почтовые отправления, поступившие с расхождением фактической массы по отношению к массе, указанной на упаковке почтового отправления или в сопроводительных документах к нему, поврежденной упаковкой, пломбой, нарушенной перевязью (и/или клейкой лентой (скотч) с логотипом объекта почтовой связи, или с логотипом юридического лица), нечитаемой пломбой, а также другими дефектами, которые могут повлечь материальную ответственность ФГУП «Почта России» перед пользователем (пункт 2.3 Порядка).

Дефектными внутренними почтовыми отправлениями считаются отправления, у которых расхождение массы составляет: посылки обыкновенные – 50 г и более; посылки с объявленной ценностью – 50 г и более; письма с объявленной ценностью – 1 г и более; бандероли с объявленной ценностью – 20 г и более; письма 1 класса с объявленной ценностью – 1 г и более; бандероли 1 класса с объявленной ценностью – 20 г и более; МКПО – более 1 кг (пункт 2.3.1 Порядка).

При обнаружении РПО и простых мелких пакетов в дефектном состоянии необходимо составить акт о внешнем состоянии дефектного почтового отправления формы 51-д (приложение № 1). Акт формы 51-д составляется в следующих случаях:

- несоответствие массы внутренних посылок обыкновенных и с объявленной ценностью, МКПО, писем и бандеролей с объявленной ценностью, писем и бандеролей 1 класса с объявленной ценностью, отправлений EMS обыкновенных и с объявленной ценностью с массой, указанной в сопроводительных документах или на упаковке почтовых отправлений (ярлык формы 2, сопроводительный адресный формы 116, бланк «Е-1в»);

- при отсутствии ярлыка формы 2 на посылке, или не указании массы на оболочке, или при наличии исправлений массы в сопроводительных документах или на оболочке отправления;

- при перезаделке дефектных транзитных РПО;

- при несоответствии массы международных посылок обыкновенных, с объявленной ценностью, писем с объявленной ценностью, мелких пакетов (простых, заказных), отправлений EMS массе, указанной в сопроводительных документах или на упаковке почтового отправления (сопроводительный адрес СР 71, таможенная декларация CN 23, бланк Е 1);

- при нарушении упаковки РПО или при получении регистрируемых международных писем, бандеролей, мелких пакетов и посылок со следами вскрытия без соответствующей отметки;

- при нарушении перевязи, пломбы, швов, ленты скотч РПО (пункт 3.1 Порядка).

Материалами дела подтверждается и подателем жалобы не опровергается факт обнаружения на проверяемом объекте дефектных почтовых отправлений, не получивших оформления в соответствии с требованиями Порядка (в частности, не составлены акты формы 51).

На основании пункта 2 статьи 64 Федерального закона № 126-ФЗ операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

Требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий утверждены приказом Минкомсвязи России от 19.05.2009 № 65 (далее – Требования № 65). Настоящие Требования распространяются на сети и средства связи оператора почтовой связи и реализуются в целях создания уполномоченному государственному органу, осуществляющему проведение оперативно-розыскных мероприятий, условий, необходимых для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Пунктом 2 Требований № 65 предусматривается, что сети почтовой связи, в том числе при их развитии и расширении, а также средства почтовой связи оператора почтовой связи обеспечивают возможность передачи уполномоченному органу а) информации об оказанных услугах почтовой связи; б) информации о пользователях (отправителях и адресатах) услугами почтовой связи; в) почтовых отправлений.

Информация об оказанных услугах почтовой связи и о пользователях услугами почтовой связи передается взаимодействующему подразделению уполномоченного органа по его запросам, в том числе по запросам с пункта управления уполномоченного органа.

В случае оказания услуг почтовой связи, в процессе которых средствами оператора почтовой связи осуществляется дополнительное кодирование передаваемой информации, на пункт управления ОРМ такая информация передается в декодированном виде.

В соответствии с пунктом 13 Требований № 65 реализация настоящих Требований для конкретных сетей и средств почтовой связи оператора почтовой связи осуществляется в соответствии с планом мероприятий по выполнению требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения ОРМ (далее - план мероприятий).

План мероприятий составляется в трех экземплярах. В соответствующих субъектах Российской Федерации оператор почтовой связи по одному экземпляру плана представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере связи, и в уполномоченный орган. В соответствующем субъекте Российской Федерации план мероприятий утверждается руководителями взаимодействующего подразделения уполномоченного органа и оператора почтовой связи.

В плане мероприятий указываются: а) наименование (фирменное наименование) оператора почтовой связи, номер лицензии (лицензий) на осуществление деятельности в области оказания услуг почтовой связи, срок и территория действия лицензии (лицензий) оператора почтовой связи, наименование услуг почтовой связи, оказываемых оператором почтовой связи в соответствии с лицензией (лицензиями); б) срок реализации требований взаимодействующего подразделения уполномоченного органа по передаче в соответствующих субъектах Российской Федерации почтовых отправлений, а также информации об оказанных услугах почтовой связи и пользователях услугами почтовой связи; в) срок реализации требований взаимодействующего подразделения уполномоченного органа к конкретным помещениям, предоставляемым оператором почтовой связи в соответствии с пунктом 8 настоящих Требований; г) порядок получения информации об оказанных услугах почтовой связи, отправленных или полученных почтовых отправлениях, информации о пользователях услугами почтовой связи, о почтовых адресах пользователей услугами почтовой связи и обслуживающих их объектах (оборудовании) почтовой связи, в том числе из баз данных оператора почтовой связи; д) другие мероприятия, необходимые для реализации настоящих Требований.

К плану мероприятий прилагаются: а) копия лицензии (лицензий) на осуществление деятельности по оказанию услуг почтовой связи; б) схема построения сети почтовой связи оператора почтовой связи, описание технологии работы сети и средств почтовой связи, копии документов, регламентирующих порядок упаковки почтовых отправлений и заполнения сопроводительных документов, образцы упаковок почтовых отправлений; в) описание почтовых маршрутов, планов сортировки почтовых отправлений на объекте почтовой связи оператора почтовой связи.

Проверкой установлено, что утвержденный план мероприятий по выполнению требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения ОРМ, согласованный с ФСБ РФ, не имеется у заинтересованного лица по месту проверки.

Указанные выше обстоятельства не опровергаются заинтересованным лицом по существу и находят подтверждение материалами дела.

Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.

Согласно статье 4.5 КоАП Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, –

по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за некоторые виды административных правонарушений, указанные в данной норме, – по истечении одного года, двух, трех или шести лет со дня совершения административного правонарушения (часть 1); при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2); за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения (часть 3).

            Срок давности привлечения к ответственности на основании части 3 статьи 14.1 КоАП РФ составляет 3 месяца. При этом согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ и разъяснениям, приведенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Следовательно, срок давности привлечения к ответственности по указанным выше фактам обнаружения дефектных почтовых отправлений, не оформленных в соответствии с установленным порядком оформления и вручения дефектных почтовых отправлений и отсутствия плана мероприятий по выполнению требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения ОРМ, согласованным с уполномоченным органом Федеральной службы безопасности с учетом длящегося характера правонарушения начинает течь с момента обнаружения таковых. Учитывая, что акт проверки составлен 26.10.2018, иной даты, указывающей на обнаружение приведенных нарушений, материалы дела не содержат, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что срок привлечения к ответственности за данные нарушения лицензионных требований не истек, поскольку датой вынесения обжалуемого судебного акта по делу является 24.12.2018.

В отношении иных эпизодов административного правонарушения, приведенных в протоколе от 06.11.2018 № АП-72/3/2476, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для привлечения предприятия к ответственности в силу следующего.

Выявленные административным органом нарушения, выразившиеся в неразмещении на видном месте в объекте актуальных лицензии и Правил оказания услуг почтовой связи, имели длящийся характер и, согласно акту проверки от 26.10.2018, обнаружены 19.09.2018. Остальные нарушения (нарушение сроков хранения неврученных почтовых отправлений, нарушение норматива частоты доставки письменной корреспонденции, нарушение контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции) представляют собой одномоментные нарушения, срок привлечения к ответственности за которые начинает течь в день, следующий за последним днем установленного нормативного срока исполнения соответствующих обязанностей. С учетом материалов проверки такими датами применительно к перечисленным фактам являются даты 15.09.2018, 16.09.2018, 17.09.2018, 18.09.2018, 19.09.2018 и 20.09.2018. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности, исчисляемый в данном случае с момента совершения правонарушения, истек до момента вынесения судом первой инстанции обжалуемого судебного акта.

Вместе с тем, как указано выше, в дело представлены достаточные доказательства наличия в действиях предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Вина ФГУП «Почта России» выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдений указанных выше норм и правил, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства обратного в материалах административного дела отсутствуют и не были представлены ФГУП «Почта России».

Основания для применения положения статьи 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае отсутствуют, поскольку обстоятельства совершения заявителем административного правонарушения не имеют свойства исключительности, вменяемые противоправные действия нарушают государственные и общественные интересы, не обеспечивают надлежащее оказание услуг почтовой связи.

Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в соответствии с санкцией данной нормы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Приняв во внимание факты неоднократного привлечения ФГУП «Почта России» к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений, суд первой инстанции назначил предприятию наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. в минимальном размере санкции статьи.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица об отсутствии оснований для привлечения предприятия к ответственности ввиду повторности данных мер, суд апелляционной инстанции отмечает, что в рамках дела № А40-232540/2018 основанием привлечения предприятия к ответственности служили иные факты административного правонарушения, допущенные в иной период и на иной территории (иным структурным подразделением ФГУП «Почта России»). Указанное не свидетельствует о повторности привлечения предприятия к ответственности в рамках настоящего дела за одно и то же административное правонарушение.

Удовлетворив заявление Управления о привлечении ФГУП «Почта России» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, суд первой инстанции принял законное решение.

Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.12.2018 по делу № А75-18087/2018 – без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.

При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной
в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.

Председательствующий

А.Н. Лотов

Судьи

А.С. Грязникова

 О.А. Сидоренко