ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
22 августа 2019 года | Дело № А75-7824/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме августа 2019 года .
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9580/2019) Администрации города Сургута на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.05.2019 по делу № А75-7824/2019 (судья Истомина Л.С.), принятое по заявлению Администрации города Сургута к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1, о признании незаконными действий,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
администрация города Сургута (далее – заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением о признании незаконными действий государственного регистратора прав Межмуниципального отдела по городу Нижневартовск и городу Мегион Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – заинтересованное лицо, Управление, Управление Росреестра по ХМАО – Югре) ФИО2 (далее – должностное лицо) по отказув государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:10:0000000:4771, выраженных в уведомлении от 11.03.2019 № КУВД-001/2018-5755837/4. В качестве способа устранения прав и законных интересов администрация просила суд возложить на должностное лицо обязанность осуществить государственную регистрацию перехода права в отношении земельного участка с кадастровым номером 86:10:0000000:4771 на основании договора купли-продажи земельного участка от 28.07.2017 № 3098.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО1 (далее – третье лицо, ФИО1).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21.05.2019 по делу № А75-7824/2019 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, администрация в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает на несогласия с выводом суда первой инстанции о несоответствии заявления и представленного пакета документов требованиям законодательства о государственной регистрации прав.
В поступившем в суд апелляционной инстанции ходатайстве Управление просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. От Управления Росреестра по ХМАО – Югре поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ заявление удовлетворено, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что между администрацией (продавец) и ФИО1 (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка от 28.07.2017 № 3098, в соответствии с условиями которого продавец обязуется передать в собственность, а покупатель принять и оплатить по цене и на условиях договора земельный участок площадью 1 000 кв. м с кадастровым номером 86:10:0000000:4771, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, в районе ПКС «Крылья Сургута», участок № 147. Разрешенное использование: для дачного строительства и ведения дачного хозяйства (пункты 1.1 – 1.2 договора).
29.10.2018 администрация обратилась в Управление Росреестра по ХМАО – Югре с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка.
14.11.2018 уведомлением № КУВД-001/2018-5755837/1 государственный регистратор прав приостановил государственную регистрацию прав на данный земельный участок до 14.03.2019 на основании пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ, Закон о государственной регистрации).
16.01.2018 администрацией подано заявление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав до 16.07.2019.
Уведомлением от 06.02.2019 № КУВД-001/2018-5755837/2 государственный регистратор прав приостановил государственную регистрацию прав до 16.07.2019.
22.02.2019 администрация обратилась в Управление с заявлением о возобновлении ранее приостановленного по заявлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации.
Уведомлением от 11.03.2019 № КУВД-001/2018-5755837/4 администрации отказано в государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета на основании статьи 27 Федерального закона № 218-ФЗ с указанием на неустранение нарушения требований пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации.
Считая уведомление не основанным на законе, администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, что послужило основанием подачи администрацией жалобы в суд апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН, регламентированы Федеральным законом № 218-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно пунктам 3, 5, 6 статьи 1 поименованного Федерального закона государственной регистрацией прав на недвижимое имущество является юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).Согласно пункту 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 2 статьи 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации (пункт 1 статьи 551 ГК РФ).
Порядок государственной регистрации прав устанавливается Федеральным законом № 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Согласно части 1 статьи 14 указанного Федерального закона государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 3 статьи 15 Закона о государственной регистрации предусматривается, что государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению:
1) лица, право которого на объект недвижимости возникает (за исключением возникновения прав на созданный или образованный объект недвижимости) или прекращается, - при государственной регистрации возникновения или прекращения соответствующего права;
2) правообладателя объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта недвижимости, - при государственной регистрации ограничения или обременения, прекращения ограничения или обременения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
3) сторон договора – при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
4) правообладателя объекта недвижимости – при подтверждении права на учтенный в Едином государственном реестре недвижимости объект недвижимости, возникшего до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» либо возникшего в силу федерального закона;
5) нотариуса или его работника, уполномоченного в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1, при государственной регистрации права на объект недвижимости, возникшего на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, либо по заявлению любой стороны нотариально удостоверенной сделки;
6) иного лица в установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 19 Федерального закона № 218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН (часть 1 статьи 21 Федерального закона № 218-ФЗ).
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав определяются положениями статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ).
Оспариваемое уведомление от 11.03.2019 № КУВД-001/2018-5755837/4 содержит в качестве правового обоснования ссылки на пункты 5, 7 части 1 статьи 26 поименованного выше Федерального закона.
Государственная регистрация прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации).
Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 920 (приложение № 1) утверждена форма заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Пункт 7 указанной выше формы предусматривает внесение сведений о правообладателе. В данный пункт формы подлежат внесению сведения о соответствующем физическом или юридическом лице, право которого возникло и регистрируется. Примененный подход соответствует разъяснениям, отраженным в письме Минэкономразвития России от 27.04.2017 № Д23и-2422.
Из материалов настоящего дела усматривается, что в пункте 7 заявления, поданного администрацией 29.10.2018 (л.д. 40), в качестве правообладателя указано муниципальное образование городской округ город Сургут. Так, администрацией инициирован процесс государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции усматривается факт заключения между администрацией и третьим лицом договора купли-продажи земельного участка от 28.07.2017 № 3098, на основании которого ФИО1 выступила покупателем земельного участка с кадастровым номером 86:10:0000000:4771, а администрация – продавцом (л.д. 11-14).
Таким образом, администрацией в Управление Росреестра по ХМАО – Югре подано заявление о регистрации права собственности за муниципальным образованием, тогда как из представленных документов, пояснений лиц, участвующих в деле, и пункта 14 заявления от 29.10.2018 («Примечание») следуют намерения государственной регистрации права за ФИО1 Следовательно, представленные заявителем документы, свидетельствующие о переходе права собственности на земельный участок не к муниципальному образованию, а к иному субъекту, противоречат содержанию поданного администрацией заявления.
Приведение в установленной форме заявления о государственной регистрации права неверных сведений является нарушением требований к форме и содержанию заявления о государственной регистрации права.
Доказательства устранения администрацией выявленных заинтересованным лицом обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации, в материалы дела не представлены.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Федерального закона № 218-ФЗ).
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для несогласия с выводами суда первой инстанции. Оставив без удовлетворения требования администрации, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается, поскольку администрация на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от обязанности по уплате государственной пошлины освобождена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Администрации города Сургута оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21.05.2019 по делу № А75-7824/2019 – без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной
в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий | А.Н. Лотов | |
Судьи | Е.П. Кливер О.Ю. Рыжиков |