ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-14312/14 от 21.05.2014 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 09АП-14312/2014-АК

город Москва

21.05.2014

дело № А40-1149/14

резолютивная часть постановления оглашена 21.05.2014

постановление изготовлено в полном объеме 21.05.2014

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Марковой Т.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Жеренковой Ю.Г., А.С. Жаботинским

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ФГУП «Канал имени Москвы»

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.03.2014

по делу № А40-1149/14, принятое судьей Лапшиной В.В.

по заявлению ФГУП «Канал имени Москвы» (125362, Москва, ул. Водников, д. 1)

к Префектуре ЮВАО г. Москвы (111024, Москва, ул. Авиамоторная, д. 10)

об оспаривании постановления;

при участии:

от заявителя:

ФИО1, по доверенности от 24.12.2013 №412/13

от заинтересованного лица:

не явился, извещен;

установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.03.2014 в удовлетворении заявленных ФГУП «Канал имени Москвы» требований о признании незаконными и отмене постановления Префектуры ЮВАО г. Москвы от 13.12.2013 № 13/11-185 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 2.2 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, отказано.

Предприятие не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.

Представитель заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, Префектура извещена, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в ФГУП «Канал имени Москвы» в период с 01.07.2013 по 12.11.2013, в ходе которой установлено, что на момент проверки 12.11.2013 среднесписочная численного работников Московского района гидротехнических сооружений - филиала ФГУП «Канал имени Москвы», расположенного по адресу: <...>, Москва, составила 224 человека.

Рассчитанная работодателем для трудоустройства инвалидов квота по состоянию на 01.10.2013 составила 4 человека.

В период с 01.07.2013 по 12.11.2013 выделено 1 рабочее место для трудоустройства инвалидов, не трудоустроено в счет квоты 3 инвалида

По мнению прокуратуры предприятием нарушены требования ст. ст. 2 - 4 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест», п. 2.6, 2.7 Положения о квотировании рабочих мест в г. Москве, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП.

Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте 12.11.2013 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 2.2 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях.

13.12.2013 административной комиссией Префектуры ЮВАО г. Москвы по делам об административных правонарушениях вынесено постановление № 13/11-185 о привлечении ФГУП «Канал имени Москвы» к административной ответственности, предусмотренной ст. 2.2 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях.

Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что законные основания для привлечения предприятия к административной ответственности, у административного органа имелись; вина общества в совершении административного правонарушения доказана; установленный порядок привлечения к административной ответственности при производстве по делу об административном правонарушении соблюден; оспариваемое постановление принято до истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Законом о квотировании обеспечиваются права и интересы социально незащищенной группы людей-инвалидов, оказывается содействие в трудоустройстве, производственная адаптация.

Интерес законодателя в определении квот рабочих мест для инвалидов заключается в том, чтобы обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности в реализации трудовых прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» работодателям, осуществляющим деятельность на территории г. Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 % от среднесписочной численности работников.

Согласно ч. 1 ст. 2 названного Закона квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.

Действия, связанные с невыполнением работодателем установленной законодательством г. Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 2.2 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от 30.000 до 50.000 руб.

Обязанность по организации в г. Москве квотируемых рабочих мест возложена ч. 2 ст. 2 данного Закона на работодателя и по существу закрепляется правовой механизм реализации соответствующих положений федеральных законов о занятости и о социальной защите инвалидов, устанавливающих обязанность работодателей квотировать рабочие места для инвалидов.

Работодатель обязан создать рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями, только в этом случае обязанность его по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной.

Требование действующего законодательства принципов правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений (вопросы занятости, защита от безработицы и содействие в трудоустройстве) права работодателя не отменяет, свободу договора не ограничивает и дополнительные обязанности на работодателя по поиску работников-инвалидов для их трудоустройства в рамках выделенной квоты, не возлагает, то есть не следует обязанности работодателя по обязательному поиску и подбору кадров на квотируемые рабочие места для инвалидов и их заполнение вне отсутствия соответствующих обращений инвалидов для трудоустройства и направления их соответствующей службой занятости.

Согласно ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23.10.2003 № 132-ФЗ) работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов; работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 25 Закона о занятости населения в Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 8-ФЗ) установлено, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе: соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации; соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов; трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.

О квотировании рабочих мест на работодателя возложена обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, предусмотрев при необходимости специальное оборудование данных рабочих мест, а также создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Квота считается выполненной, если на все созданные, выделенные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены инвалиды. Трудоустроенными считаются инвалиды, оформившие трудовые отношения с работодателем в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что предприятие обращалось в службу занятости населения г. Москвы с сообщением о том, что в Московском РГС – филиале «Канал имени Москвы» имеется 3 рабочих места уборщика производственных и служебных помещений, для трудоустройства инвалидов.

Из пояснений представителя предприятия следует, что выделено для трудоустройства инвалидов 4 рабочих места, в штате работает 1 сотрудник-инвалид, остальные рабочие места остаются вакантными, поскольку граждане данной категории в ФГУП «Канал имени Москвы» по вопросу трудоустройства не обращались.

Сведений о случаях отказа лицам указанной категории в трудоустройстве в ФГУП «Канал имени Москвы» материалы дела не содержат.

Таким образом, ФГУП «Канал имени Москвы» выполнена возложенная Законом о квотировании рабочих мест обязанность по выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

При этом Законом о квотировании рабочих мест на работодателя не возложена обязанность по поиску работников указанной категории для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты для трудоустройства инвалидов.

Данные обстоятельства, по мнению суда апелляционной инстанции, свидетельствуют об отсутствии вины предприятия в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 2.2 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях.

Руководствуясь ч. 51 ст. 211, ст. ст. 229, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.03.2014 по делу № А40-1149/14 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Префектуры ЮВАО г. Москвы от 13.12.2013 № 13/11-185 о привлечении ФГУП «Канал имени Москвы» о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 2.2 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.

Судья Т.Т. Маркова