ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-14391/2012 от 19.06.2012 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№09АП-14391/2012, №09АП-16787/2012, №09АП-15963/2012,

г. Москва

26.06.2012

№ А40-18640/12-21-177

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2012 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.

судей:

ФИО1, Лепихина Д.Е.,

при ведении протокола

помощником судьи О.С. Русаковой

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы

ТУ Росимущества в городе Москве, Компании «БЛЮМ КАПИТАЛ ЛИМИТЕД», ОАО «Центрреставрация»

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.04.2012 г.

по делу № А40-18640/12-21-177, принятое судьей Каменской О.В.,

по заявлению Компании «БЛЮМ КАПИТАЛ ЛИМИТЕД» (Company Bloom Capital Limited) (Британские Виргинские Острова, Рон-Таун, Тортола, п/я 146, Трайден Чемберс)

к Межрайонной ИФНС России № 46 по г. Москве (ОГРН <***>, 125373, Москва, Подоходный пр-д, д. 3, стр. 2)

третьи лица: 1)ТУ Росимущества в городе Москве (107139, Москва, ФИО2 пер., д. 3, корп. Б)

2) ОАО «Центрреставрация» (9109544, Москва, ул. Школьная, д. 23)

о признании незаконным решения

при участии:

от заявителя:

не явился, извещен;

от ответчика:

ФИО3 по доверенности от 21.09.2011 № 07-17/09032;

от третьих лиц:

1) ФИО4 по доверенности от 09.09.2011 № Д-762

2) ФИО5 по доверенности от 05.03.2012 № 2-д

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд г. Москвы обратилась Компании «БЛЮМ КАПИТАЛ ЛИМИТЕД» к МИФНС России № 46 по г. Москве о признании недействительными решений Межрайонной ИФНС России № 46 по городу Москве от 27.12.2011г. о прекращении деятельности Федерального государственного унитарного предприятия «Центрреставрация» в связи с реорганизацией в форме преобразования в Открытое акционерное общество «Центрреставрация», от 27.12.2011 г. о государственной регистрации Открытого акционерного общества «Центрреставрация», созданного путем реорганизации, и обязании Межрайонной ИФНС России № 46 по городу Москве внести в ЕГРЮЛ новые записи о недействительности регистрационных записей с номером 9117747650242 от 27.12.2011г., с номером 5117746064497 от 27.12.2011г.

В качестве третьих лиц привлечены - ТУ Росимущества в г. Москве, ОАО «Центрреставрация».

Решением суда от 17.04.2012 г. признаны недействительными Решения Межрайонной ИФНС России № 46 по городу Москве от 27.12.2011г. о прекращении деятельности Федерального государственного унитарного предприятия «Центрреставрация» в связи с реорганизацией в форме преобразования в Открытое акционерное общество «Центрреставрация», о государственной регистрации Открытого акционерного общества «Центрреставрация», созданного путем реорганизации. Суд обязал Межрайонную ИФНС России № 46 по городу Москве в течении 30 дней со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в форме внесения в ЕГРЮЛ новых записей о недействительности регистрационных записей с номером 9117747650242 от 27.12.2011г., с номером 5117746064497 от 27.12.2011г. Взыскано с Межрайонной ИФНС России № 46 по городу Москве в пользу Компании «БЛЮМ КАПИТАЛ ЛИМИТЕД» 4 000 руб. расходов по госпошлине. Заявителю возвращена излишне уплаченная государственная пошлина уплаченная по квитанциям СБ РФ от 10.01.2012г. в сумме 6 000 руб. При этом суд исходил из того, что поскольку заявитель не представил в регистрирующий орган доказательств надлежащего уведомления кредиторов о принятом решении о реорганизации, регистрирующий орган не обоснованно вынес решение о государственной регистрации юридического лица.

С решением суда не согласились заявитель - Компания «БЛЮМ КАПИТАЛ ЛИМИТЕД» и третьи лица - ТУ Росимущества в г. Москве, ОАО «Центрреставрация» и обратились с апелляционными жалобами.

Заявитель просит изменить решение суда в части срока в течение которого МИ ФНС России № 46 должна устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в форме внесения в ЕГРЮЛ новых записей о недействительности регистрационных записей с номером 9117747650242 от 27.12.2011г., с номером 5117746064497 от 27.12.2011г. с 30 дней до 5 дней. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что максимальный срок для государственной регистрации, установленный статьей 8 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» составляет 5 рабочих дней, что значительно меньше срока, установленного арбитражным судом для устранения допущенных нарушений.

Третье лицо - ОАО «Центрреставрация» просит отменить решение суда и отказать в удовлетворения заявления. В обоснование своих требований третье лицо ссылается на то, что подача заявления о государственной регистрации ОАО «Центрреставрация», созданного в результате реорганизации ФГУП «Центрреставрация», до истечения тридцатидневого срока, установленного для предъявления требований кредиторами, не являлось препятствием для государственной регистрации.

Третье лицо – ТУ Росимущества просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления. В обоснование своих требований третье лицо ссылается на то, что при принятии решения судом не учтены нормы Закона о приватизации и изданных на их основе нормативных актов.

Ответчик поддерживает доводы апелляционных жалоб третьих лиц и просит отменить решение суда, в удовлетворении требований отказать.

Представитель заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.

Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ).

Как следует из материалов дела на основании Решений Межрайонной ИФНС России № 46 по городу Москве от 27.12.2011г. внесены регистрационные записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности Федерального государственного унитарного предприятия «Центрреставрация» в связи с реорганизацией в форме преобразования в Открытое акционерное общество «Центрреставрация», о государственной регистрации Открытого акционерного общества «Центрреставрация», созданного путем реорганизации с номерами 9117747650242 от 27.12.2011г., 5117746064497 от 27.12.2011г.

Заявитель, в обоснование доводов, ссылается на то, что заявитель является кредитором ФГУП «Центрреставрация» с размером денежного требования в сумме 712 000 000 руб., возникшего в связи с неисполнением вексельного обязательства, что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.09.2011 г. по делу № А40-40625/11-111-353. Заявитель указывает на то, что регистрирующий орган в нарушение требований закона, внося запись о прекращении деятельности ФГУП «Центрреставрация», не учел срок уведомления кредиторов предприятия (тридцать дней с даты публикации – п.7 ст. 29 Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»), что лишило возможности заявителя в установленный срок реализовать свои права как кредитора реорганизуемого юридического лица).

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Из материалов дела следует, что в соответствии с Распоряжением ТУ Росимущества в городе Москве от 30.09.2011г. № 1318 «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «Центрреставрация», изданного в соответствии с Прогнозным планом (Программой) приватизации федерального имущества на 2011 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 2102-р, приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27 апреля 2011 г. № 143, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05 марта 2009 г. № 67, документов, представленных федеральным государственным унитарным предприятием «Центрреставрация», и аудиторского заключения ООО «РСМ Топ-Аудит» от 14 февраля 2011 г. № ЕЛ-206 произведена приватизация федерального государственного унитарного предприятия «Центрреставрация», (Российская Федерация, 109544, <...>) путем преобразования в открытое акционерное общество «Центрреставрация» с уставным капиталом 4 311 000 руб., состоящим из 4 311 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1 000 рублей каждая.

Согласно указанного Распоряжения, утверждены: состав подлежащего приватизации имущественного комплекса согласно приложению № 1; перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса, согласно приложению № 2; расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов предприятия согласно приложению № 3; перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия согласно приложению № 4; утвержден Устав Открытого акционерного общества «Центрреставрация».

Распоряжение явилось основанием для подачи в МИ ФНС России № 46 по городу Москве пакета документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования из федерального государственного унитарного предприятия «Центрреставрация» в открытое акционерное общество «Центрреставрация». В инспекцию поданы следующие документы: заявление формы Р 12001; устав Открытого акционерного общества «Центрреставрация», утвержденного Распоряжением ТУ Росимущества в городе Москве от 30.09.2011г. № 1318 «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «Центрреставрация», текст Распоряжения ТУ Росимущества в городе Москве от 30.09.2011г. № 1318 «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «Центрреставрация» с Приложениями, передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП, утвержденный Заместителем Руководителя ТУ ФАУГИ в городе Москве от 12.12.2011г. с Приложениями, передаточный акт объектов (в том числе исключительных прав) не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП, утвержденный Заместителем Руководителя ТУ ФАУГИ в городе Москве от 12.12.2011г., Приказ ФАУГИ от 27.04.2011г. № 143 «О приватизации федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2011 год; квитанция об оплате госпошлины 4 000 руб.; копия объявления о предстоящей реорганизации в журнале "Вестник государственной регистрации" от 26.10.2011 N 42, от 30.11.2011г. № 47 о размещении повторного сообщения, письма ФАУГИ от 11.10.2011г. № ЭА-11/31041 о согласовании проекта решения об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «Центрреставрация», от 13.12.2011г. № 22-05/19469 с информацией о возможности предъявления требований кредиторов по адресу – 109544 <...> доказательством рассылки данного письма в адрес ЗАО «АИСТ», ООО «ЖилСтройСервис», доказательство полномочий лица при подписании заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в отношении федерального государственного унитарного предприятия «Центрреставрация».

Инспекцией, рассмотрены документы, представленные для государственной регистрации юридического лица - Открытого акционерного общества «Центрреставрация» при государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме преобразования, полученные 20.12.2011г., и приняты решение от 27.12.2011 г. № 496616А -1 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица при реорганизации в форме преобразования - Федерального государственного унитарного предприятия «Центрреставрация» и решение от 27.12.2011 г. № 496616А о государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме преобразования - Открытого акционерного общества «Центрреставрация».

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации) при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления; учредительные документы юридического лица; договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины.

В п.1 ст. 23 Закона о регистрации содержится исчерпывающий перечень оснований, по которым допускается отказ в государственной регистрации.

Заявителем представлены все требуемые документы для государственной регистрации, включая передаточный акт, содержащей положения о правопреемстве по всем обязательствам созданного ОАО «Центрреставрация» в отношении всех известных его кредиторах и их письменном уведомлении о приватизации.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

В ст. 11 Закона «О приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о приватизации) содержится определение состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия.

Согласно п.4.1. ст. 11 Закона о приватизации заявленные кредиторами требования рассматриваются в установленном порядке при определении состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, при этом не требуется согласие кредиторов на перевод их требований на правопреемника унитарного предприятия.

Таким образом, заявленные кредиторами требования в данном случае рассматриваются в установленном порядке при определении состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, однако при этом не требуют согласие кредиторов на перевод их требований на правопреемника унитарного предприятия, следовательно, не извещение кредитора о реорганизации в данном случае не влечет каких - либо последствий в части касающейся государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица при реорганизации в форме преобразования и государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме преобразования в частности, не являлось препятствием для такой государственной регистрации.

Кроме того, состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «Центрреставрация» определяется с учетом данных финансовой отчетности предприятии о кредиторах, установленных при инвентаризации его имущества и обязательств, среди которых заявитель не значился.

При этом решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.09.2011 г. по делу № А40-40625/11-111-353 не вступило в законную силу на момент издания Распоряжения от 30.09.2011 г. № 1318 «Об условиях приватизации ФГУП «Центрреставрация».

В соответствии с п.5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Суд апелляционной инстанции исходит из того, что оспариваемые решения не нарушают прав и законных интересов заявителя как кредитора, поскольку предприятие реорганизовано и ОАО «Центрреставрация» является правопреемником по всем обязательствам ФГУП «Центрреставрация» в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства оспариваемые сторонами.

В соответствии с ч.3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного решение суда подлежит отмене.

В удовлетворении заявления о признании недействительными решений МИФНС России № 46 по г. Москве от 27.12.2011 г. о прекращении деятельности Федерального государственного унитарного предприятия «Центрреставрация» в связи с реорганизацией в форме преобразования в Открытое акционерное общество «Центрреставрация», о государственной регистрации Открытого акционерного общества «Центрреставрация», созданного путем реорганизации и обязании МИФНС России № 46 по г. Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в форме внесения в ЕГРЮЛ новых записей о недействительности регистрационных записей от 27.12.2011 г. № 9117747650242, от 27.12.2011 г. № 5117746064497 следует отказать.

В соответствии со ст. ст. 110, 112 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в размере 4000 руб. и по апелляционной жалобе в размере 1000 руб. относятся на заявителя.

Согласно ст. 104 АПК РФ Компании «БЛЮМ КАПИТАЛ ЛИМИТЕД» подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по заявлению в размере 8 000 рублей и по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей. ОАО «Центрреставрация» подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 2 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.04.2012 г. по делу № А40-18640/12-21-177 отменить.

В удовлетворении заявления о признании недействительными решений МИФНС России № 46 по г. Москве от 27.12.2011 г. о прекращении деятельности Федерального государственного унитарного предприятия «Центрреставрация» в связи с реорганизацией в форме преобразования в Открытое акционерное общество «Центрреставрация», о государственной регистрации Открытого акционерного общества «Центрреставрация», созданного путем реорганизации и обязании МИФНС России № 46 по г. Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в форме внесения в ЕГРЮЛ новых записей о недействительности регистрационных записей от 27.12.2011 г. № 9117747650242, от 27.12.2011 г. № 5117746064497 отказать.

Возвратить Компании «БЛЮМ КАПИТАЛ ЛИМИТЕД» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по заявлению в размере 8 000 рублей.

Возвратить Компании «БЛЮМ КАПИТАЛ ЛИМИТЕД» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей.

Возвратить ОАО «Центрреставрация» из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2 000 рублей.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья: Н.Н. Кольцова

Судьи Д.Е. Лепихин

ФИО1