ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-16140/2014-АК
г. Москва
02.06.2014
Дело № А40-161009/13
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Мухина С.М., Марковой Т.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Юго-Запад транснефтепродукт"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.03.2014 по делу № А40-161009/13, принятое судьей Немовой О.Ю. (72-1289)
по заявлению ОАО "Юго-Запад транснефтепродукт" (ОГРН <***>, 443034, Самара, ул. Л. Толстого, 75)
к Управлению (надзорной деятельности) Центрального регионального центра МЧС России (121352, Москва, ул. Давыдковская, 7а)
третье лицо: ГУ МЧС России по Самарской области (443100, Самара, ул. Галактионовская, 193)
о признании недействительным предписания
при участии:
от заявителя:
ФИО1 по доверенности № 63 АА 0910434 от 28.10.2011;
от ответчика:
ФИО2 по доверенности № 872 от 13.09.2013;
ФИО3 по доверенности № 01 от 15.01.2014;
от третьего лица:
не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ОАО "Юго-Запад транснефтепродукт" с заявлением об оспаривании Предписания Управления надзорной деятельности Центрального регионального центра МЧС России от 08.08.2013г. № 15- ГО «По устранению нарушений обязательных требований в области гражданской обороны».
В качестве третьего лица привлечено ГУ МЧС России по Самарской области.
Решением суда от 04.03.2014 в удовлетворении требований отказано. При этом суд исходил их того, что поскольку совокупность условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ, в данном случае отсутствует, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
С решением суда не согласился заявитель - ОАО "Юго-Запад транснефтепродукт" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, требование о признании незаконным предписания удовлетворить. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что предписание не отвечает критерию исполнимости.
Ответчик возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. Ответчиком представлены письменные пояснения.
Представитель третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела на основании распоряжения заместителя начальника регионального центра (по надзорной деятельности) – начальника управления (надзорной деятельности) Центрального регионального центра МЧС России от 15.07.2013 г. № 32 проведена плановая выездная проверка наливного пункта «Брянск» производственного отделения» филиала Юго-Западного открытого акционерного общества трубопроводного транспорта нефтепродуктов.
По результатам проверки вынесено предписание № 15-ГО от 08.08.2013 г. по устранению нарушений обязательных требований в области гражданской обороны. В предписании указано на нарушение со стороны ОАО «Юго - Запад транснефтепродукт» пунктов 114, 118 Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) утвержденного Приказом МЧС России от 16.02.2012г. № 70 ДСП, а также на нарушение ст.ст. 2, 9 ФЗ-№ 28 от 12.02.1998; п.п. 2, 5 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 804 от 26.11.2007; п.п. 2, 5, 6 Положения, утвержденного приказом МЧС России № 687 от 14.11.2008.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (ст. 9 Закона N 28-ФЗ).
Согласно пункту 2 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 (далее - Положение N 804), подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне (пункт 3 Положения N 804).
Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, разрабатываемым и утверждаемым Министерством (пункт 4 Положения N 804).
Пунктом 5 Положения N 804 предусмотрено, что ведение гражданской обороны осуществляется: в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях -на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 14.11.2008 года N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (далее - Положение N 687) подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых и перспективных планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - План основных мероприятий) муниципального образования (организации) (пункт 3 Положения N 687).
План основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 Положения N 687).
Ведение гражданской обороны на муниципальном уровне и в организациях заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и осуществляется на основании планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований и планов гражданской обороны организаций (пункт 5 Положения N 687).
Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) утвержден Приказом МЧС России от 16.02.2012г. № 70 ДСП (зарегистрирован в Минюсте России 27 марта 2012 г. № 23622), согласно пункту 114 которого план гражданской обороны организации, структурные подразделения и объекты которой территориально размещены на территориях двух или более субъектов Российской Федерации, разрабатывается по аналогии с планом гражданской обороны федерального органа исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 118 Порядка Планы гражданской обороны федерального органа исполнительной власти согласовываются с Главным управлением МЧС России по городу Москве и МЧС России.
Доводы заявителя о том, что предписание неисполнимо, поскольку План гражданской обороны согласованный с Главным управлением МЧС по Самарской области, отвечает требованиям, установленным действующим законодательством, и отсутствуют основания для согласования с Главным управлением МЧС России по городу Москве и МЧС России являются необоснованными по следующим основаниям.
Заявителем не оспаривается, что объекты ОАО «Юго-запад транснефтепродукт» территориально размещены на территориях девяти субъектов Российской Федерации и на территории двух федеральных округов.
Таким образом, принимая во внимание, указанные обстоятельства, план гражданской обороны разрабатывается по аналогии с планом гражданской обороны федерального органа исполнительной власти и утверждается соответственно с Главным управлением МЧС России по городу Москве и МЧС России в соответствии с Порядком разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) утвержденным Приказом МЧС России от 16.02.2012г. № 70 ДСП, разработанным в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации».
С учетом изложенного, отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемое Предписание Управления надзорной деятельности Центрального регионального центра МЧС России от 08.08.2013г. № 15-ГО «По устранению нарушений обязательных требований в области гражданской обороны», которым заявителю предписано согласовать соответствующий план гражданской обороны с Главным управлением МЧС России по городу Москве и МЧС России, действующему законодательству не противоречит и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.03.2014 по делу № А40-161009/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: Н.Н. Кольцова
Судьи: Т.Т. Маркова
С.М. Мухин