ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-17208/14 от 02.06.2014 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 09АП-17208/2014-ГК

г. Москва Дело № А40-123691/13

03 июня 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2014 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2014 г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи: Седова С.П.,

Судей: Лящевского И.С., Юрковой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мосесовой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Министерства финансов Российской Федерации

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.03.2014

по делу № А40-123691/13, принятое судьей Стрельниковым Е.В. (шифр судьи 169-277),

по иску Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Трамвайно-троллейбусное управление»

(ОГРН <***>, 680023, <...>)

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации

(ОГРН <***>, 109097, <...>)

третье лицо: Министерство социальной защиты населения по Хабаровскому краю

(ОГРН <***>, 680000, <...>)

о взыскании убытков,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 по доверенности от 17.12.2013;

от ответчика: ФИО2 по доверенности № 01-10-08/121 от 21.08.2013;

от третьего лица: не явился, извещен,

У С Т А Н О В И Л:

МУП города Хабаровска «Трамвайно-троллейбусное управление» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованиями о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытков в размере 330.714.479 руб. 36 коп. за счет казны Российской Федерации.

Судом в порядке ч. 1 ст. 49 АПК РФ удовлетворено письменное ходатайство истца об уменьшении исковых требований до суммы убытков в размере 108.173.729 руб. 36 коп.

Исковые требования мотивированы тем, что истец понес убытки в виде неполученных доходов от провозной платы, которые истец бы получил при обычных условиях гражданского оборота, при отсутствии льгот отдельных категорий граждан при осуществлении перевозок.

Министерство социальной защиты населения по Хабаровскому краю участвует в деле в качестве третьего лица.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 марта 2014 года исковые требования были удовлетворены.

Не согласившись с решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, отказать в удовлетворении исковых требований, так как истцом неправильно произведен расчет убытков. Так не учтены результаты натурных обследований о количестве поездок, совершаемы льготными пассажирами, не применены положения постановления Росстата от 19.01.2007 № 9.

В отзыве на жалобу истец указывает, что вынесенное решение законно и обоснованно, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, нормы материального права применены правильно.

В судебном заседании апелляционного суда истец возражал против доводов жалобы, просил оставить решение без изменения, ответчик поддержал доводы жалобы.

Третье лицо, которое в соответствии со ст. 123 АПК РФ было надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, представителя в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие на основании ст. 156 АПК РФ.

Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, считает, что основания для отмены решения Арбитражного суда города Москвы отсутствуют.

Апелляционный суд исходит из следующих обстоятельств и норм права.

Истец является коммерческой организацией, осуществляющей пассажирские перевозки общественным городским и пригородным автомобильным транспортом в г.Хабаровске.

Согласно Федеральному закону от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» оказание мер социальной поддержки производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. Обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с региональным и федеральным регистрами.

В 2011 году истец во исполнение Постановления губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 № 122 «Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края» осуществлял перевозку пассажиров на городских и пригородных автобусных маршрутах города Хабаровска, оказывая льготные услуги пассажирских перевозок гражданам, включенным в федеральный регистр льготников.

Согласно п. 5 ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2005г. отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.

Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Указанный правовой механизм реализован Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, предоставившими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также другими нормативно-правовыми актами равные меры социальной поддержки федеральным и региональным льготникам в виде льготного (бесплатного) проезда на общественном транспорте (трамвай, троллейбус, автобус) в городском и пригородном сообщении.

Во исполнение Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ в городе Хабаровск Постановлением губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 № 122 «Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края» обеспечила льготников равной мерой социальной поддержки по проезду на общественном транспорте в виде права проезда по социальному проездному билету, имеющему меньшую стоимость, чем обычный проездной билет (не льготный).

Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Поэтому Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.

Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 23.06.2009г. №2992/09, право бесплатного проезда на городском, пригородном транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении социально незащищенных граждан. При этом финансирование равной доступности услуг общественного транспорта для федеральных льготников должно осуществляться Российской Федерацией.

Указанное толкование соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, содержащейся в постановлениях от 25.01.2011 № 9621/10, от 25.07.2011 № 5481/11, от 17.11.2011 № 7452/10, согласно которой при определении публично-правового образования, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот, учитываются сведения федерального и регионального регистра льготников; финансирование льготы для льготников федерального регистра является расходным обязательством Российской Федерации; расходы предприятия по перевозке граждан, отнесенных к региональному регистру, возмещаются за счет средств субъекта Российской Федерации, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование льгот.

Согласно ст. 15 и п. 5 ст. 790 ГК РФ в их применении и толковании, данном Пленумом ВАС РФ в пункте 16 постановления № 23 от 22.06.2006 и Президиумом ВАС РФ в постановлениях от 23.04.2007 № 1476/07, от 05.02.2008 № 12479/07, от 05.02.2008 № 16069/07, от 23.06.2009 № 2992/09, от 25.01.2011 № 9621/10, от 26.04.2011 № 17828/10, от 25.07.2011 №5481/11, от 17.11.2011 №7452/10, от 06.12.2011 № 12757/10, от 06.12.2011 № 7116/10, от 06.12.2011 № 6497/10, от 15.12.2011 № 5428/11, организация, предоставившая во исполнение законов или иных нормативных правовых актов товары (работы, услуги) по льготным ценам или бесплатно имеет право на возмещение из соответствующего бюджета своих расходов (убытков) в размере неполученной с потребителей провозной платы, которая является для транспортной организации реальным ущербом.

Поскольку в данном случае, истцом оказаны услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, суд приходит к выводу о правомерности требований истца о взыскании понесенных им расходов в сумме 108.173.729 руб. 36 коп. с Российской Федерации в лице Министерства Финансов России за счет средств казны Российской Федерации.

Кроме того, в указанных постановлениях Президиума ВАС РФ содержится правовая позиция о возможности использования расчетного способа определения размера убытков, исходя из конкретных обстоятельств дела ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества.

Определение размера убытков расчетным способом в данном деле является обоснованным, соответствующим правовой позиции ВАС РФ и обстоятельствам дела.

Право бесплатного проезда на городском и пригородном транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Исключив Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ соответствующие нормы из Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», законодатель не предусмотрел соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства.

Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации. Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, произведена обществом в интересах Российской Федерации как публично-правового образования. Поскольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2006 № 238-ФЗ. Согласно установленным для общества тарифам на перевозку компенсация ему расходов, исходя из цены указанных льготных билетов не приводит к полному возмещению понесенных им расходов. Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию установленных федеральным законодательством льгот, предъявленные обществом расходы являются реальным ущербом и в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации возлагаются на Российскую Федерацию.

Вопреки доводам жалобы, расчёт убытков истца составлен в соответствии с требованиями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Федерального арбитражного суда Московского округа.

В Постановлении от 13 марта 2013 года по аналогичному делу № А40-10367/12-32-95 по иску автобусного предприятия Хабаровского края (истец по настоящему делу также является автобусным предприятием Хабаровского края) Федеральный арбитражный суд Московского округа указал, что при расчёте расходов транспортной организации необходимо учитывать долю транспортной работы истца в общем объеме перевозок пассажиров льготных категорий, в том числе включенных в федеральный регистр.

Суд кассационной инстанции предписал руководствоваться разъяснениями, содержащимися в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2012 г. № 2508/11 и от 20 марта 2012 г. № 4677/11, согласно которым расходы транспортного предприятия рассчитываются исходя из количества граждан льготной категории, отнесенных к федеральному регистру, воспользовавшихся проездными социальными билетами, и из этого количества определяется доля транспортной организации в перевозке, а полученная величина умножается на разницу между стоимостью обычного и льготного проездных билетов.

Указанное соответствует пунктам 56, 68 Порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения, утверждённого Постановлением Росстата от 19.01.2007г. №9, в которых указано, что доходы между отдельными пассажирскими предприятиями (автобусными, троллейбусными и трамвайными) распределяются территориальным органом исполнительной власти (или уполномоченным на это лицом), выполняющим функцию заказчика по организации перевозок пассажиров, пропорционально выполненной работе на линии.

Процентное распределение денежных средств в пользу истца составляло в 2011 году 40,5%.

На основании вышеизложенного МУП «ХТТУ» представило новый расчёт убытков на сумму 108.173.729 руб.36 коп.

Расчёт основан на следующих показателях: количество единых социальных проездных билетов, выданных льготникам федерального регистра в городе Хабаровске в течение 2011 года; доля истца в перевозке; стоимость проездного билета на транспорт истца (согласно Постановлению Администрации города Хабаровска от 31.12.2010г. № 4175 «О тарифах на пассажирском транспорте общего пользования города Хабаровска); сумма компенсации, приходящаяся на ЕСПБ, приобретённые льготниками федерального регистра.

При этом контррасчёты ответчика не отвечают требованиям относимости и допустимости доказательств.

Федеральная служба государственной статистики обоснованно указывает в пункте 55 Порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения № 3-автотранс «Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта», № 65-автотранс «Сведения о продукции автомобильного транспорта», № 1-автотранс «Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта», утверждённого Постановлением Росстата от 19.01.2007 № 9, что определённое экспертно среднее количество поездок не может быть использовано для финансовых расчетов. Оно используется статистическими органами только для оценки и динамики изменения в сопоставимых условиях общего объёма перевозок пассажиров.

Постановление Правительства Хабаровского края от 22.05.2012 года № 163-пр «О краевой целевой программе «Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2013-2015 годы» также не является допустимым доказательством.

Согласно статье 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.

При этом, как следует из статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Постановление Правительства Хабаровского края от 22.05.2012 года № 163-пр «О краевой целевой программе «Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2013-2015 годы» не содержит результатов натурных обследованиях пассажиропотоков.

Упоминаемые в нём «опросы» не отвечают требованиям федеральных законов от 29.11.2007г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно Положению о Федеральной службе государственной статистики, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008г. № 420, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации осуществляются Росстатом и его территориальными органами.

Согласно статье 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения относятся к полномочиям органов местного самоуправления.

Как указано в пункте 53 Порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения № 3-автотранс «Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта», № 65-автотранс «Сведения о продукции автомобильного транспорта», № 1-автотранс «Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта», утвержденного Постановлением Росстата от 19.01.2007г. № 9, количество поездок по ЕСПБ устанавливается органами местного самоуправления на основании результатов проведенных натурных обследований, согласованных с органами государственной статистики. Отсутствуют сведения о том насколько репрезентативными являются результаты указанных выше опросов.

При таких условиях расчёт, основанный непосредственно на провозной плате, а именно - тарифе на месячный проездной билет, который по объёму предоставляемых услуг аналогичен социальному проездному билету, является законным и обоснованным.

Расчёт, представленный истцом совместно с заявлением об уменьшении размера исковых требований, отвечает масштабу хозяйственной деятельности предприятия и полностью соответствует требованиям сложившейся судебной практики.

При указанных обстоятельствах исковые требования являются обоснованными и правильно удовлетворены судом первой инстанции в полном размере.

Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы сторон и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.

Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 АПК РФ, главой 25.3 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.03.2014 по делу № А40-123691/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации – без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья: С.П. Седов

Судьи: И.С. Лящевский

Н.В. Юркова