ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-18030/2012-АК
г. Москва Дело № А40-37843/12-139-354
08 августа 2012 года
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2012 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей:
Мухина С.М., Попова В.И.
при ведении протокола
помощником судьи Мальцевым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №3 апелляционную жалобу ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.05.2012 по делу № А40-37843/12-139-354, судьи Корогодова И.В.
по заявлению ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" (ОГРН <***>, 129110, Москва, Олимпийский пр-кт., д.5, стр.1)
к УФАС России по Москве (ОГРН <***>, 119017, Москва, Пыжевский пер, д. 6)
третье лицо: ООО «НДК» (ОГРН <***>, 117393, Москва, ул.Профсоюзная, д.56)
о признании недействительным решения и предписания от 19.12.2011 по делу №178,
при участии:
от заявителя:
ФИО1 по дов. от 01.01.2012 №12/54;
от ответчика:
ФИО2 по дов. от 10.01.2012 №3-6;
от 3-го лица:
не явился, извещен;
У С Т А Н О В И Л :
решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.05.2012 отказано в удовлетворении требований ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" (далее – заявитель, Общество) о признании незаконными решения и предписания № 178 Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве (УФАС по Москве, ответчик) от 19.12.2011 о нарушении законодательства о рекламе.
При этом суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого решения требованиям Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», наличия соответствующих полномочий антимонопольного органа, а также отсутствия нарушения законных прав и интересов Общества, что в силу ст. 198 АПК РФ исключает возможность удовлетворения заявленных требований при рассмотрении спора по существу.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, извещенного о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителей заявителя и ответчика, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, согласно информации, представленной в адрес Московского УФАС России ООО «ЛУКОИЛ-Центрнефтепродукт», купоны с приглашением принять участие в акции кофейной компании SQUESITO распространялись на автозаправочных станциях г. Москвы ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» на основании - договора от 15.07.2011 между ООО «НДК» и ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» о проведении совместной рекламной акции.
Ответчиком в указанной рекламе установлены признаки нарушения п. 2 ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», выразившиеся в отсутствии в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, источника информации об организаторе акции кофейной компании SQUESITO, о правилах ее проведения, количестве призов или выигрышей по результатам данной акции, сроках, месте и порядке их получения.
Антимонопольным органом вынесено решение от 19.12.2011 по делу № 3-9-139/77-11 о признании распространяемой ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" рекламы ненадлежащей, нарушающей п. 2 ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Заявителю выдано предписание от 19.12.2012 № 178 о прекращении нарушения закона.
Полагая, что названное решение и предписание являются незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту 1.1 договора от 15.07.2011 ООО «НДК» и ООО «ЛУКОИЛ-Центрнефтепродукт» обязуются провести совместную рекламную акцию: при приобретении в розницу на автозаправочных станциях ООО «ЛУКОИЛ-Центрнефтепродукт» горюче-смазочных материалов на сумму 1000 рублей и более (по цене розничной реализации с учетом всех налогов) покупателю предоставляется вместе с чеком купон акции. При каждой последующей покупке горюче-смазочных материалов на автозаправочных станциях ООО «ЛУКОИЛ-Центрнефтепродукт» на сумму 1000 рублей и более, оператор автозаправочной станции ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт», при предъявлении покупателем купона акции, ставит один штамп (печать). Купон с 5 (пятью) штампами (печатями) дает право на участие в бесплатной дегустации кофе торговой марки «Squesito» и получение в подарок кофемашины торговой марки «Squesito», предоставляемой ООО «НДК». Правила проведения акции и порядок получения призов участниками данной акции размещается на сайте ООО «НДК» в период с 01.08.2011 по 01.10.2011.
Согласно пункту 1.2 договора от 15.07.2011 сроки проведения рекламной акции: с 01.08.2011 по 01.10.2011. Организатором рекламной акции является ООО «НДК», которая также является рекламодателем в отношении своих товаров: кофемашины торговой марки «Squesito». (п. 1.4 договора от 15.07.2011).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования — это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
По результатам рассмотрения дела, ответчиком установлен факт распространения ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» на автозаправочных станциях г. Москвы ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» рекламы «В период с 01.08.2011 по 01.10.2011 кофейная компания SQUESITO дарит Вам кофейный мастер-класс у Вас дома и капсульную кофе-машину*!; 1. Заправляйся на 1000 руб. и более" на АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» в г. Москве; 2. Сохрани 5 кассовых чеков; 3. Собери 5 печатей SQUESITO; 4. Договориться об удобном -времени и месте доставки кофе-машины, а также проведении кофейного мастер-класса Вы можете, позвонив по телефону <***>; 5. А также, зарегистрируйся на сайте www.squesito.ru и получи кофейный аксессуар от компании Squesito!; * Количество кофе-машин ограничено», сообщающую о проведении стимулирующего мероприятия (акции) ООО «НДК», условием участия в которой являлось приобретение в розницу на автозаправочных станциях ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» горюче-смазочных материалов. Объектом рекламирования данной рекламы является мероприятие — стимулирующее мероприятие ООО «НДК».
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель — это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с пунктом 2.2.2 договора от 15.07.2011 ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» обязуется предоставлять каждому розничному покупателю, осуществившему покупку горюче-смазочных материалов на сумму 1000 рублей и более (по цене розничной реализации с учетом всех налогов), один купон.
На основании изложенного, ответчик и суд первой инстанции пришли к верному выводу о том, что ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» - рекламораспространитель.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее — стимулирующее мероприятие), должны быть указаны: сроки проведения такого мероприятия; источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Федеральный закон «О рекламе» устанавливает необходимость доведения до сведения потребителей рекламы стимулирующего мероприятия указанных условий и правил участия в таком мероприятии, при этом сроки проведения стимулирующего мероприятия должны быть указаны непосредственно в тексте рекламы, а указание на информацию об организаторе стимулирующего мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения допускается путем указания на источник такой информации. При этом, исходя из диспозиции статьи 9 Федерального закона «О рекламе» реклама стимулирующего мероприятия должна сообщать об источнике каждого из данных условий и правил путем прямого указания на информацию, сообщающуюся данным источником.
Как верно отмечено судом первой инстанции, указанная в рекламе информация о последовательности действий потребителя, необходимых для получения приза, не может быть признана указанием в рекламе стимулирующего мероприятия правил его проведения, так как не содержит всех существенных условий, в том числе, указанных в Договоре № 11 с/1103Л от 15.07.2011. Так, согласно пункту 1 данного Договора Количество купонов акции ограничено. Согласно пункту 2.5 данного Договора ООО «НДК» и ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» вправе привлекать третьих лиц в целях исполнения обязательств по данному Договору.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама — это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.
Доводы ООО «ЛУКОИЛ-Центрнефтепродукт» о том, что информация, обязательная к указанию в рекламе стимулирующего мероприятия согласно статье 9 Федерального закона «О рекламе», указана на рекламно-информационных плакатах, размещаемых на кассах автозаправочных станций ООО «ЛУКОИЛ-Центрнефтепродукт», в которых осуществлялось распространение купонов с приглашением принять участие в акции кофейной компании SQUESITO, рассмотрены судом первой инстанции и им дана правильная правовая оценка.
Согласно части 6, части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных статьей 9 Федерального закона «О рекламе», несет рекламодатель и рекламораспространитель.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях ООО «ЛУКОИЛ-Центрнефтепродукт» нарушения пункта 2 статьи 9 Федерального закона «О рекламе».
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод, что УФАС России по г. Москве правомерно и обоснованно признала распространяемую ООО «ЛУКОИЛ-Центрнефтепродукт» рекламу «В период с 01.08.2011 по 01.10.2011 кофейная компания SQUESITO дарит Вам кофейный мастер-класс у Вас дома и капсульную кофе-машину*!; 1. Заправляйся на 1000 руб. и более на АЗС ООО «ЛУКОИЛ-Центрнефтепродукт» в г. Москве; 2. Сохрани 5 кассовых чеков; 3. Собери 5 печатей SQUESITO; 4. Договориться об удобном времени и месте доставки кофе-машины, а также проведении кофейного мастер-класса Вы можете, позвонив по телефону <***>; 5. А также, зарегистрируйся на сайте www.squesito.ru и получи кофейный аксессуар от компании Squesito!; *Количество кофе-машин ограничено», нарушающей пункт 2 статьи 9 Федерального закона «О рекламе», и предписала ООО «ЛУКОИЛ-Центрнефтепродукт» прекратить допущенное нарушение.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований и не допустил нарушений норм процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.05.2012 по делу № А40-37843/12-139-354 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: Ж.В. Поташова
Судьи: В.И. Попов
С.М. Мухин
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.