ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-22003/2012
г. Москва Дело № А40-43372/12-72-278
22 августа 2012 года
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2012 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Каменецкого Д.В.,
судей:
Якутова Э.В., Бекетовой И.В.,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от «20» июня 2012г. по делу №А40-43372/12-72-278, принятое судьей О.Ю. Немовой,
по заявлению ООО "НИКОН КОММЕРС" (ОГРН <***>, 125368, <...>)
к Шереметьевской таможне
о признании незаконными действий
при участии:
от заявителя:
не явился, извещен;
от ответчика:
ФИО1 по дов. от 25.05.2012, ФИО2 по дов. от 08.06.2012
У С Т А Н О В И Л:
ООО «НИКОН КОММЕРС» (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Шереметьевской таможни (таможенный орган, ответчик), выразившихся в отказе обществу в возврате излишне уплаченных сумм НДС по ДТ №№ 10005024/181111/0024309, 10005024/211111/024423, 10005024/251111/0024873, 10005024/281111/0025031 в размере 85 137,25 руб., а также об обязании Шереметьевской таможни в 5-дневный срок с даты вступления решения в законную силу возвратить ООО «НИКОМ КОММЕРС» излишне уплаченные суммы НДС по ДТ №№ 10005024/181111/0024309, 10005024/211111/024423, 10005024/251111/0024873, 10005024/281111/0025031 в размере 85 137,25 руб.
Решением от 20.06.2012 Арбитражный суд города Москвы удовлетворил заявленные обществом требования, мотивировав свои выводы тем, что отказ в возврате излишне уплаченных сумм НДС по вышеуказанным ДТ является незаконным, поскольку ввезенные заявителем товары, в соответствии с п. 2 ст. 150 НК РФ налогообложению не подлежат.
Не согласившись с принятым решением, Шереметьевская таможня обратилась с апелляционной жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
Представитель таможенного органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ООО «НИКОН КОММЕРС», надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заявителя.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителя ответчика, полагает необходимым оставить обжалуемый акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО «НИКОН КОММЕРС» в зоне деятельности Шереметьевской таможни ФТС России ввезла на территорию Российской Федерации сырье для производства линз для коррекции зрения, а именно «линзы для очков фотохромные» (код ОКП 94 8500) и «линзы для очков прогрессивные с покрытием-фильтром» (код ОКП 94 8700)), которое по ТД №10005024/181111/0024309, ТД № 10005024/211111/024423, ТД №10005024/251111/0024873, ТД № 10005024/281111/0025031 оформлено в таможенном отношении.
При этом по указанным выше ТД ООО «НИКОН КОММЕРС» была уплачена
сумма налога на добавленную стоимость в общем размере 85137,25 руб., а именно:
- по ТД № 10005024/181111/0024309 в сумме 46422,36 руб. (платежное поручение от 17.11.2011 № 351);
- по ТД № 10005024/211111/024423 в сумме 10500 руб. и 25085,56 руб. (платежное поручение от 25.10.2011 № 334, от 17.11.2011 № 351);
- по ТД № 10005024/251111/0024873 в сумме 1759,84 руб. (платежное поручение от 14.11.2011 № 338);
- по ТД № 10005024/281111/0025031 в сумме 1369,49 руб. (платежное поручение от 17.11.2011 №351).
13.12.2011 ООО «НИКОН КОММЕРС» обратилось Шереметьевскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм НДС (исх. № 40-бух от 13.12.2011).
13.01.2012 письмом Шереметьевской таможни № 19-21/00470 в возврате излишне уплаченных сумм НДС ООО «НИКОМ КОММЕРС» отказано.
В обосновании своего отказа Шереметьевская таможня указала, что товары, заявленные ООО «НИКОН КОММЕРС» в ТД №№ 10005024/181111/0024309, 10005024/211111/024423, 10005024/251111/0024873, 10005024/281111/0025031 под порядковыми номерами 3, представляют собой «линзы для очков фотохромные» (код ОКП 94 8500) и «линзы для очков прогрессивные с покрытием-фильтром» (код ОКП 94 8700), которые помимо коррекции зрения обладают также функцией пониженного светопропускания (защиты от солнечного света), в связи с чем, исходя из положений ч. 1 ст. 75 ТК ТС, ч. 2 ст. 77 ТК ТС, ч. 2 ст. 74 ТК ТС, пп. 2 ст. 150 НК РФ, пп 1 п. 2 ст. 149 НК РФ и Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2001 № 240 к ним не может применяться налоговая льгота в виде освобождения от уплаты НДС.
Считая указанный отказ Шереметьевской таможни незаконным и необоснованным, ООО «НИКОН КОММЕРС» обратился в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Полномочия Шереметьевской таможни на рассмотрение спорного вопроса следуют из п. 5.3.1 Положения «О Федеральной таможенной службе» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 № 459).
В соответствии с ч. 1 ст. 75 Таможенного кодекса Таможенного союза объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
Согласно абз. 2 ч. 4 ст. 76 ТК ТС сумма налогов, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется в соответствии с законодательствомгосударства - члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 ст.150 НК РФ не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса, а также сырья и комплектующих изделий для их производства.
При этом в п.п. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ указано, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2001 № 240, утвержден Перечень линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, в который включены линзы для коррекции зрения.
В Перечень включены линзы для коррекции зрения (код по ОКП 94 8000). В соответствии с разделом «Введение» в ОКП предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования. На первой ступени классификации располагаются классы продукции (XX 000), на второй - подклассы (XX Х000), на третьей - группы (XX XX00), на четвертой - подгруппы (XX XXX0) и на пятой - виды продукции (XX ХХХХ).
В классе продукции «Медицинская техника» (ОКП 94 0000) группа изделий «Линзы для коррекции зрения очковые с пониженным светопропусканием окрашенные в массе» (ОКП 94 8300) является составной частью включенного в Перечень подкласса «Линзы для коррекции зрения» (ОКП 94 8000).
Согласно разделу 31 таможенных деклараций, представленных обществом, ООО«НИКОН КОММЕРС» ввозятся линзы для очков из полимерных материалов для коррекции зрения, обработанные с обеих сторон, трансфокальные (прогрессивные) бесцветные стигматические, астигматические.
В связи с чем, ввозимый обществом товар подпадает под действие льгот, а именно, не облагается налогом на добавленную стоимость.
При этом обществом представлен необходимый комплект документов, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 147 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», подтверждающих наличие у него права на льготы.
Поскольку ввезенный ООО «НИКОН КОММЕРС» товар на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2001 № 240 не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, у заявителя не возникло обязанности уплачивать названный налог уже при ввозе товара на территорию Российской Федерации.
Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Субъектом налоговой льготы, установленной п. 2 ст. 150 НК РФ, является тот налогоплательщик, у которого имеются основания для ее получения и соответствующие документы.
Положения ст. 23 НК РФ во взаимосвязи с нормами п.п. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, с наличием которых законодательство о налогах и сборах связывает право налогоплательщика на налоговую льготу.
Следовательно, налог на добавленную стоимость, уплаченный обществом по таможенным декларациям при ввозе товара на территорию Российской Федерации является излишне уплаченным налогом и подлежит возврату.
Согласно ст. 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В соответствии со ст. 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательствомгосударства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Вопрос возврата (зачета) таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств регулируется Главой 17 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Нормой ч. 1 ст. 147 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно ч. 12 ст. 147 Закона о таможенном регулировании возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности; если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц; в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
В связи с тем, что факт уплаты обществом излишне уплаченных НДС по ДТ №№ 10005024/181111/0024309, 10005024/211111/024423, 10005024/251111/0024873, 10005024/281111/0025031 в размере 85 137,25 руб. подтверждается материалами дела, для возврата указанной суммы ООО «НИКОН КОММЕРС» таможенному органу был представлен полный пакет документов, предусмотренный действующим законодательством, а также исходя из того, что наличие законных оснований для отказа в возврате заявленной к возмещению суммы, в том числе, предусмотренных п. 12 ст. 147 Закона о таможенном регулировании, ответчиком не доказано, суд первой инстанции с учетом требований ч. 2 и п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ пришел к обоснованному доводу, что заявление ООО «НИКОН КОММЕРС подлежит удовлетворению с возложением на ответчика обязанности по возврату спорной суммы НДС.
Доводы Шереметьевской таможни, изложенные в апелляционной жалобе, а также озвученные представителем в судебном заседании были рассмотрены судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции согласен с правовой оценкой названных аргументов таможенного органа. Иные доводы ответчиком в обоснование своей позиции не приведены.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда г.Москвы от «20» июня 2012г. по делу №А40-43372/12-72-278 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: Д.В. Каменецкий
Судьи: Э.В. Якутов
И.В. Бекетова
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.