ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-34585/2011 от 23.01.2012 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной Сторожки, 12,

адрес веб-сайта: http://9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№09АП-34585/2011-АК

город Москва № А40-72652/11-154-597

27.01.2012

Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2012

Постановление в полном объеме изготовлено 27.01.2012

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Румянцева П.В.,

судей:

Лепихина Д.Е., ФИО1,

при ведении протокола

помощником судьи Мальцевым А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №12 апелляционную жалобу

Министерства сельского хозяйства Российской Федерации

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.2011 г.

по делу № А40-72652/11-154-597, принятое судьей А.В. Полукаровым,

по заявлению Министерства управления финансами Самарской области (ОГРН <***>, 443006, <...>)

к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (107139, <...>)

третье лицо: Министерство финансов Российской Федерации (107097, Москва, Ильинка, д. 9)

о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия.

при участии:

от заявителя:

ФИО2 по дов. от 27.12.2011 №447;

от ответчика:

ФИО3 по дов. от 27.12.2011 №14-7/222;

от 3-го лица:

не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

Министерство управления финансами Самарской области (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (далее – ответчик) с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в неосуществлении сбора документов, подтверждающих признание судом незаключенным договора поручительства от 05.05.1999 № 2-42/725, подписанного Администрацией Самарской области с Министерством сельского хозяйства РФ, не направлении в федеральный орган исполнительной власти - Министерство финансов Российской Федерации представления на списание с учета задолженности Самарской области по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом по договору поручительства от 05.05.1999 № 2-42/725 с приложением подтверждающих документов и обязании ответчика совершить указанные действия.

Решением от 25.10.2011 арбитражный суд удовлетворил заявленные требования полностью.

Не согласившись с принятым решением, ответчикобратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение в связи с нарушением норм материального права. Указывает, что суд не принял во внимание числящуюся за Самарской областью задолженность в размере 26, 26 млн. рублей как задолженность за гуманитарную помощь, поставленную в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.1999 № 130 «О поставках и порядке реализации сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, поступающих в 1999 году в соответствии с соглашениями с Правительством США и Европейским Союзом». Полагает, что списание задолженности Самарской области за поставленное продовольствие без согласия Европейской комиссии будет являться нарушением международных соглашений, что следует из письма Министерства финансов Российской Федерации от 21.04.2008 № 09-05-05/03-20, в связи с чем спорная задолженность не может рассматриваться как задолженность субъектов РФ перед федеральным бюджетом, подлежащая списанию в соответствии с Порядком списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.08.2007 № 68н. Ссылается на отсутствие в деле доказательств того, что задолженность, рассмотренная в рамках дела № А40-10118/01-37-142 и спорная задолженность тождественны. Считает, что заявитель пропустил 3-х месячный срок, установленный ст. 198 АПК РФ. С учетом отсутствия отказа заявителю ответчиком в направлении документов на списание задолженности, отсутствует факт незаконного бездействия.

Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Стороныв судебном заседании поддержали свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее в полном объеме.

3-е лицо - Министерство финансов Российской Федерации в заседание не явилось, извещено надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в связи с чем суд апелляционной инстанции с учетом мнения сторон, полагает возможным рассмотреть дело без его участия на основании ст. 123, 156 АПК РФ.

Рассмотрев дело в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, апелляционный суд не находи оснований для отмены или изменения принятого судебного акта в связи со следующим.

Из материалов дела усматривается, что приказом Минфина России от 02.08.2007 № 68н утвержден Порядок списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Порядка списания с учета задолженности указанный Порядок наряду с иными положениями, устанавливает правила и условия списания и учета задолженности субъектов Российской Федерации по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом (Российской Федерацией) в случае прекращения обязательства по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

Администрация Самарской области, действовавшая от имени Самарской области, подписала с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ (в настоящее время - Министерство сельского хозяйства РФ; далее - Минсельхоз России) договор поручительства от 05.05.1999 № 2-42/725, обеспечивавший исполнение обязательств уполномоченными организациями Администрации Самарской области, являвшимися покупателями сельскохозяйственных товаров, предоставляемых в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.1999 № 130 (одной из таких организаций являлось ЗАО «ТМК «Лидер»).

В соответствии с п. 5 Порядка списания учета и задолженности, федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), агент Правительства Российской Федерации или иной орган (организация), осуществляющий функции по учету и/или взысканию (возврату) задолженности, при возникновении обстоятельств, указанных в пунктах 3, 9, 10 данного Порядка, осуществляет сбор подтверждающих данные обстоятельства документов и направляет в федеральный орган исполнительной власти, которому законом предоставлено право требования от имени Российской Федерации возврата задолженности (Минфин России), представление на списание задолженности с учета или на восстановление задолженности в учете с приложением подтверждающих документов.

В пункте 3 Порядка списания с учета задолженности перечислены основания, при наличии одного из которых, подлежит списанию в учете задолженность по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом (Российской Федерацией).

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, правомерно исходил из следующего.

Требование об осуществлении поставок продовольствия в субъекты Российской Федерации под гарантии субъектов Российской Федерации закреплено в пункте 5 постановления Правительства РФ от 05.02.1999 № 130.

Организация ЗАО «ТМК «Лидер» свои обязательства по осуществлению оплаты за товар, поставленный в рамках исполнения постановления Правительства РФ от 05.02.1999 № 130, в полном объеме не исполнила.

23.05.2001 по делу А40-10118/01-37-142 состоялось решение Арбитражного суда г. Москвы вступившее в законную силу, согласно которому Минсельхозу России отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме в связи с отсутствием договорных отношений между Минсельхозом России и ЗАО «ТМК «Лидер». В удовлетворении иска к Администрации Самарской области отказано в связи с признанием договора поручительства от 05.05.1999 № 2-42/725 не заключенным в виду отсутствия согласования объема поручительства.

Установленное в судебном порядке отсутствие у Администрации Самарской области как поручителя обязанности нести ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств ЗАО «ТМК «Лидер» по осуществлению оплаты за товар, поставленный в рамках исполнения Постановления Правительства РФ от 05.02.1999 № 130 в силу положений ст. 69 АПК РФ не требует повторного доказывания.

Согласно актам сверки расчетов по состоянию на 1 января 2009 года, на 1 января 2010 года и на 1 января 2011 года по долговым обязательствам субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией, подписываемых между Министерством финансов РФ и министерством управления финансами Самарской области, и содержащих строку «Постановление Правительства РФ от 05.02.1999 № 130 «О поставках и порядке реализации сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, поступающих в 1999 году в соответствии с соглашениями с Правительством Соединенных Штатов Америки и Европейским Союзом» учтена задолженность Самарской области перед федеральным бюджетом в рамках постановления Правительства РФ от 05.12.1999 № 130 в сумме 26 259 114, 05 руб., в связи с чем довод апеллянта о том, что суд первой инстанции не принял во внимание числящуюся за Самарской областью задолженность в размере 26, 26 млн. рублей как задолженность за гуманитарную помощь, поставленную в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.1999 № 130 «О поставках и порядке реализации сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, поступающих в 1999 году в соответствии с соглашениями с Правительством США и Европейским Союзом» отклоняется как не соответствующий имеющимся в деле доказательствам.

При этом апелляционная коллегия учитывает, что в соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 28.12.2010 № 11-16- 16/125 указанные выше акты сверок составляются в целях формирования бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета по главе 092 «Министерство финансов Российской Федерации» в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 13.11.2008 № 128н (с 1 февраля 2011 год указанная Инструкция заменена аналогичной Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2010 № 191н).

Федеральное казначейство, находящееся в ведении Министерства финансов РФ согласно п. 2 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 703, в письме от 20.03.2009 № 42-21-06/32 указало, что годовая отчетность об исполнении консолидированного бюджета Самарской области за 2008 год представлена в полном объеме, в установленные сроки и с соблюдением контрольных соотношений.

Расхождения с Министерством сельского хозяйства РФ в части отражения задолженности Самарской области за гуманитарную помощь, поставленную в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.1999 № 130 на сумму 26 259 114,05 руб. ответчиком не подтверждены, а по отчетным данным Самарской области такая задолженность отсутствует.

Подпунктом г) пункта 3 Порядка предусмотрено, что списанию с учета в соответствии с Порядком подлежит задолженность по обязательствам (сделкам), признанным судом не возникшими (незаключенными).

В связи с указанными обстоятельствами суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что задолженность Самарской области, основанная на договоре поручительства от 05.05.1999 № 2-42/725, признанном незаключенным решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.05.2001 года по делу № А40-10118/01-37-142 подлежит списанию с учета в соответствии с подпунктом г) пункта 3 Порядка.

Министерством управления финансами Самарской области в Минсельхоз России направлено обращение от 29.04.2011 № МФ-13-16/839 в целях реализации положений Порядка, в котором содержалось предложение Минсельхозу России в соответствии с пунктом 5 Порядка на основании подпункта г) пункта 3 Порядка направить в адрес Министерства финансов РФ представление на списание с учета задолженности Самарской области по обязательствам ЗАО «ТМК «Лидер» в рамках постановления Правительства РФ от 05.02.99 № 130 с приложением соответствующих документов.

Согласно уведомлению о вручении заказного письма № 443006340231 указанное обращение Министерства управления финансами Самарской области получено Минсельхозом России 13.05.2011.

Разделом XII Регламента Минсельхоза России, утвержденного приказом Минсельхоза России от 05.02.2008 №31, установлен порядок работы с обращениями граждан и организаций.

Со дня получения обращения заявителя Минсельхозом России - 13.05.2011, на день подачи заявления в суд и на день рассмотрения спора в суде последний не направил в Министерство финансов РФ представление на списание задолженности с учета с приложением подтверждающих документов.

Между тем в соответствии с пунктом 12.18 Регламента Министерства сельского хозяйства РФ по результатам рассмотрения обращения Министерство принимает необходимые меры и направляет ответ в срок до 30 дней с даты регистрации, а так же по просьбе направивших обращения государственных органов уведомляет их о принятых решениях.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судом первой инстанции установлено, что ответ Минсельхоза России о результатах рассмотрения с его стороны обращения Министерства управления финансами Самарской области от 29.04.2011 № МФ-13-16/839 в адрес отправителя не поступал.

Поскольку со дня направления обращения заявителя к ответчику - 29.04.2011 и на день подачи заявления в суд – 05.07.2011 три месяца не истекли, доводы апелляционной жалобы о пропуске заявителем 3-х месячного срока на обращение в суд являются необоснованными.

Ссылка ответчика на то, что задолженность, рассмотренная в рамках дела № А40-10118/01-37-142 и спорная задолженность не тождественны, не основана на доказательствах и в силу того, что рассматриваемый договор поручительства признан незаключенной сделкой, не влекущей возникновения обязательства поручителя перед должником, правового значения не имеет.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.10.2011 по делу № А40-72652/11-154-597 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья: П.В. Румянцев

Судьи: Д.Е. Лепихин

ФИО1