ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-36598/2011
г. Москва Дело № А40-62438/11-122-417
11 марта 2012 года
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2012 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи
Якутова Э.В.
судей:
Бекетовой И.В.
Каменецкого Д.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале № 15 апелляционную жалобу Федеральной антимонопольной службы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.12.2011 по делу № А40-62438/11-122-417 судьи Ананьиной Е.А.
по заявлению ФГУП «Почта России» (ОГРН <***>, 131000, <...>)
к Федеральной антимонопольной службе
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: ФИО1 по дов. от 27.07.2011
от ответчика: ФИО2 по дов. от 01.11.2011, ФИО3 по дов. от 02.11.2011
У С Т А Н О В И Л:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.12.2011 было изменено постановление Федеральной антимонопольной службы России (далее – ФАС России) от 16.05.2011 по делу об административном правонарушении № 1 14.32/42-11, в части, касающейся наложения на ФГУП «Почта России» (далее – Почта России) наказания в виде административного штрафа в размере 3 600 354 руб.; ФГУП «Почта России» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 363 672,09 руб.
ФАС России не согласилась с решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой считает, что решение суда вынесено при неправильном применении норм материального права.
Просит отменить решение и отказать ФГУП «Почта России» в заявленных требованиях в полном объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу «Почта России» считает решение законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с действующим законодательством и с учетом имеющихся материалов дела.
Просит решение суда оставить в силе, а апелляционную жалобу ФАС России – без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ФАС России доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Указал на то, что у «Почты России» имелась возможность не заключать и не участвовать в соглашении, ограничивающем конкуренцию на рынке платежей физических лиц г. Одинцово.
Пояснил, что ФГУП «Почта России», действительно, добровольно прекратило нарушение антимонопольного законодательства, однако, в рамках рассмотрения дела не признало нарушение антимонопольного законодательства и не оказывало ФАС России помощи в проведении расследования.
В связи с этим полагает, что добровольное устранение ФГУП «Почта России» нарушений антимонопольного законодательства не может быть признано обстоятельством, уменьшающим размер базового штрафа, налагаемого на ФГУП «Почта России».
Представитель ФГУП «Почта России» поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать, изложил свои доводы.
Пояснил, что ФГУП «Почта России» в ходе производства по делу добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства, в связи с чем суд правомерно уменьшил сумму штрафа до минимального размера, в пределах, установленных ст.14.32 КоАП РФ.
Указал на то, что ФГУП «Почта России» привлечено к административной ответственности за заключение соглашений о приеме платежей от физических лиц в г. Одинцово в пользу МУП «УЖХ», СЭУ ОАО «Трансинжстрой» и ОАО «Одинцовский Водоканал».
Отметил, что ФАС России штраф был исчислен исходя из выручки ФГУП «Почта России» по приему всех коммунальных платежей в г. Одинцово за 2009 год.
В то же время, как полагает ФГУП «Почта России», исходя из оснований привлечения к административной ответственности, размер штрафа должен исчисляться от суммы выручки за 2009 год, полученных в ходе реализации этих соглашений.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит изменению на основании п.3 ч.1 ст.270 АПК РФ исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 02.05.2007 ФГУП «Почта России» были заключены договоры о приеме платежей физических лиц на расчетные счета ресурсоснабжающих организаций – поставщиков ЖКУ:
с МУП «Информационно-расчетный центр» и МУП «Управление жилищного хозяйства» от 02.05.2007 № 1-У-П;
с МУП «Информационно-расчетный центр» и ОАО «Одинцовский Водоканал» от 02.05.2007 № 1-В-П;
с МУП «Информационно-расчетный центр» и ОАО «Одинцовская теплосеть» от 02.05.2007 № 1-Т-П;
с МУП «Информационно-расчетный центр» и СЭУ ОАО «Трансинжстрой» от 02.05.2007 № 2-Т-П.
По результатам рассмотрения дела № 1 11/177-09 ФАС России решением от 13.08.2010 признала, что действия Сбербанка России ОАО, МКБ «Одинбанк», ФГУП «Почта России», МУП «Информационно-расчетный центр», МУП «Управление жилищного хозяйства», ОАО «Одинцовская теплосеть», ОАО СЭУ «Трансинжстрои» и ОАО «Одинцовский водоканал», выразившиеся в заключении договоров, которые привели к ограничению конкуренции, являются нарушением ч.2 ст.11 Закона о защите конкуренции.
В связи с тем, что Сбербанк России ОАО, МКБ «Одинбанк», ФГУП «Почта России», МУП «Информационно-расчетный центр», МУП «Управление жилищного хозяйства», ОАО «Одинцовская теплосеть», ОАО СЭУ «Трансинжстрой» и ОАО «Одинцовский водоканал» добровольно устранили нарушения антимонопольного законодательства и его последствий, соответствии с п.1 ч.1 ст. 48 Закона о защите конкуренции дело № 1 11/177-09 было прекращено.
15.04.2011 ФАС России с участием представителя предприятия по доверенности был составлен протокол об административном правонарушении № 1 14.32/42-11, которым ФГУП «Почта России» вменялось совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.32 КоАП РФ, выразившегося в участии в недопустимом в соответствии с антимонопольным законодательством соглашении в период с 02.05.2007 по 01.04.2010.
В ходе проведения административного расследования ФАС России было установлено, что размер выручки ФГУП «Почта России» от реализации услуг по приему платежей физических лиц г. Одинцово Московской области за 2009 год составил 36 367 209,22 руб. (письмо ФГУП «Почта России» от 07.04.2011 № 50.12.14/257).
Постановлением ФАС России от 16.05.2011 по делу об административном правонарушении № 1 14.32/42-11, вынесенным с участием представителя предприятия по доверенности, ФГУП «Почта России» было признано виновным в совершении административного правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.32 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 600 354 руб. (9,90%), что находится в пределах от 0,01 до 0,15 от суммы выручки товара (работ, услуг) за 2009, на рынке которого совершено правонарушение.
Изменяя постановление ФАС России в части размера административного штрафа, суд первой инстанции исходил из отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных ст.4.3 КоАП РФ, а также из того, что правонарушение было устранено в ходе производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом, суд обоснованно указал на то, что в соответствии с п.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
В то же время, ФАС России и судом первой инстанции не учтено следующее.
Частью 1 ст.14.32 КоАП РФ установлено, что заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Согласно письму ФГУП «Почта России» от 07.04.2011 № 50.12.14/257, направленным во исполнение п.3.1 определения ФАС России от 18.03.2011 о возбуждении дела об административном правонарушении № 1 14.32/42-11, размер выручки ФГУП «Почта России» от реализации услуг по приему платежей физических лиц г. Одинцово Московской области за 2009 год составил 36 367 209,22 руб.
Определяя размер административного штрафа, антимонопольный орган в постановлении о привлечении к административной ответственности исходил из указанной суммы как суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.
В то же время, необходимо отметить, что в соответствии с постановлением о привлечении к административной ответственности нарушение норм антимонопольного законодательства было выявлено ФАС России на рынке приема платежей физических лиц за коммунальные услуги, границы которого определены соглашениями о приеме платежей физических лиц на расчетные счета ресурсоснабжающих организаций – поставщиков ЖКУ.
Согласно представленным ФГУП «Почта России» Актам выполненных работ, подписанных сторонами соглашений, выручка от реализации услуг по приему платежей физических лиц г. Одинцово на расчетные счета МУП «Управление жилищного хозяйства», ОАО СЭУ «Трансинжстрой» и ОАО «Одинцовский водоканал» за 2009 год составила 2 757 270,50 руб.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что антимонопольным органом были неправильно определены границы рынка, на котором было совершено административное правонарушение.
Соответственно, ФАС России был неправильно установлен размер выручки от реализации услуг на этом рынке, и исчислен размер административного штрафа.
Обоснованность представленного расчета ФГУП «Почта России» ФАС России документально не опровергнута.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами ФАС России о том, что прекращение действия соглашения в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства не может быть признано обстоятельством, уменьшающим размер базового штрафа, считает необходимым изменить постановление ФАС России в части определения размера административного штрафа и назначить наказание в размере 9,97% от выручки по реализации услуг по приему платежей физических лиц г. Одинцово на расчетные счета МУП «Управление жилищного хозяйства», ОАО СЭУ «Трансинжстрой» и ОАО «Одинцовский водоканал» за 2009 год, что составляет 275 000 руб.
Принимая во внимание вышеизложенное и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.12.2011 по делу № А40-62438/11-122-417 изменить.
Назначить ФГУП «Почта России» административное наказание в виде административного штрафа в размере 275 000 рублей (двести семьдесят пять тысяч) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: Э.В. Якутов
Судьи: И.В. Бекетова
Д.В. Каменецкий
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.