ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-43895/2022
г. Москва Дело № А40-115843/20
18 августа 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2022 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Вигдорчика Д.Г.,
судей Башлаковой-Николаевой Е.Ю., Шведко О.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Овчаренко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО «АтомЭнергоСбыт»
на определение Арбитражного суда города Москвы от 01.06.2022 по делу № А40- 115843/20, вынесенное судьей Омельченко А.Г.,
об удовлетворении заявления и.о. конкурсного управляющего ФИО1 о привлечении ООО «КонсалтБизнесИнвест» сверх лимитов с 01.03.2022 с оплатой услуг в размере 1 300 000,00 рублей ежемесячно, а также ООО «Консалтинг и Антикризисное управление» сверх лимитов с 01.03.2022 с оплатой услуг в размере 1 600 000,00 рублей ежемесячно,
по делу о несостоятельности (банкротстве) АО «ГУ ЖКХ»,
при участии в судебном заседании:
и.о. к/у ФИО1, лично, паспорт, решение
от АО «АтомЭнергоСбыт»: ФИО2, по дов. от 02.08.2022
Иные лица не явились, извещены.
У С Т А Н О В И Л:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.02.2022 по делу № А40-115843/2020 АО «ГУ ЖКХ» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, исполняющим обязанности конкурсного управляющего утверждена ФИО1, являющаяся членом Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации арбитражных управляющих «РАЗВИТИЕ» (117105, <...>, стр.1-2, комната 36, ИНН <***>, ОГРН <***>). Сообщение № 77033900508 и.о. конкурсного управляющего Должника о признании Должника банкротом опубликовано в газете «КоммерсантЪ» от 19.02.2022 № 31(7232).
В Арбитражный суд города Москвы 05.04.2022 посредством электронной подачи документов поступило ходатайство и.о. конкурсного управляющего ФИО1 о привлечении ООО «КонсалтБизнесИнвест» сверх лимитов с 01.03.2022 с оплатой услуг в размере 1 300 000,00 рублей ежемесячно, а также ООО «Консалтинг и Антикризисное управление» сверх лимитов с 01.03.2022 с оплатой услуг в размере 1 600 000,00 рублей ежемесячно.
Рассмотрев указанное заявление, суд первой инстанции определением от 01.06.2022г. разрешил привлечение ООО «КОНСАЛТБИЗНЕСИНВЕСТ» с оплатой услуг в размере 1.300.000,00 рублей ежемесячно с 01.03.2022. Разрешил привлечение ООО «Консалтинг и Антикризисное управление» с оплатой услуг в размере 1.600.000,00 рублей ежемесячно с 01.03.2022.
Не согласившись с указанным определением, АО «АтомЭнергоСбыт» подана апелляционная жалоба.
В обоснование требований апелляционной жалобы заявитель указывает, что управляющим необоснованна необходимость привлечения лиц при наличии в штате 617 человек; судом не выяснены обстоятельства как изменился объем и перечень услуг.
В судебном заседании представитель АО «АтомЭнергоСбыт» доводы апелляционной жалобы поддержал, указал на незаконность обжалуемого определения.
И.о. к/у ФИО1 относительно доводов апелляционной жалобы возражал.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате и времени рассмотрения в соответствии с ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого определения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого определения суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пункта 1 статьи 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
В силу абзаца 9 пункта 3 статьи 20.7 Закона о банкротстве размер оплаты услуг лиц, привлеченных внешним управляющим или конкурсным управляющим для обеспечения своей деятельности, определяется следующим образом: при балансовой стоимости активов должника более одного миллиарда рублей составляет не более двух миллионов девятисот девяноста пяти тысяч рублей и одной сотой процента размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над одним миллиардом рублей.
В соответствии с бухгалтерским балансом должника на 31.12.2021, балансовая стоимость активов на конец отчетного периода составляла 11 470 198 тысяч (одиннадцать миллиардов четыреста семьдесят миллионов сто девяносто восемь тысяч) рублей 00 копеек.
Таким образом, лимит для оплаты услуг лиц, привлеченных и.о. конкурсным управляющим АО «ГУ ЖКХ» для обеспечения своей деятельности, составляет 3 099 701,98 руб.
За период с 07.02.2022 г. по 28.02.2022 г. арбитражным управляющим осуществлены расходы на оплату услуг привлеченных специалистов на сумму 2 278 571,49 руб., соответственно, по состоянию на 01.03.2022 г. остаток лимита составил 821 130,49 руб.
Судом первой инстанции установлено, что с учетом заключенных дополнительных соглашений между АО «ГУ ЖКХ» в лице и.о. конкурсного управляющего ФИО1 и ООО «КонсалтБизнесИнвест», а также АО «ГУ ЖКХ» в лице и.о. конкурсного управляющего ФИО1 и ООО «Консалтинг и Антикризисное управление» от 06.03.2022 г. об изменении порядка оплаты услуг за период с 09.03.2022 г. по 31.03.2022 г., лимит расходов на оплату привлеченных специалистов на момент обращения с рассматриваемым ходатайством исчерпан, но не превышен.
АО «ГУ ЖКХ» определено Распоряжением Правительства Российской Федерации единственным исполнителем государственных контрактов на поставку и передачу тепловой энергии, оказание услуг водоснабжения и водоотведения, обслуживание казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры для нужд Минобороны России. В соответствии с условиями Госконтрактов с 31 марта 2017 года АО «ГУ ЖКХ» прекратило обслуживание коммунальных объектов Минобороны России.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности должника является деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности (84.22), а также открыто 29 дополнительных видов.
В процедуре конкурсного производства АО «ГУ ЖКХ» хозяйственную деятельность не приостанавливало и продолжает её осуществлять, является субъектом естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры на территории Мурманской области (Приказ Федеральной антимонопольной службы от 12.02.2019 № 159/19 «О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении хозяйствующего субъекта в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль»).
К АО «ГУ ЖКХ» применяются специальные нормы о банкротстве субъектов естественной монополии параграфа 6 главы IX Закона о банкротстве.
ТП Водоканал АО «ГУ ЖКХ» является единственной гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения и оказывает услуги на территории Мурманской области.
Осуществление хозяйственной деятельности в процедуре банкротства обусловлено, в первую очередь, публичным интересом, связанным с необходимостью сохранения статуса объектов для удовлетворения общественных потребностей.
Имущество должника – субъекта естественной монополии, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), в условиях естественной монополии отчуждается в особом порядке с возложением на покупателей обязанности надлежащим образом содержать и использовать объекты в соответствии с их целевым назначением, а также исполнять иные устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательства (статья 201 Закона о банкротстве).
Одной из задач конкурсного управляющего в процедуре банкротства должника –
субъекта естественной монополии является обеспечение сохранения единого производственно-технологического комплекса в соответствии с его целевым назначением и его последующая реализация в соответствии с таковым.
Таким образом, на арбитражного управляющего АО «ГУ ЖКХ» возлагаются обязанности действовать и как руководитель действующего предприятия, субъекта естественной монополии, что вносит определенную специфику, так и осуществлять обязанности, возложенные на конкурсного управляющего Законом о банкротстве.
Согласно бухгалтерской отчетности по состоянию на 31.12.2021 г. балансовая стоимость активов должника составила 11 470 198 тысяч рублей, в том числе: 142 616 тысяч рублей — основные средства, 1 924 279 тысяч рублей — запасы, 4 706 649 тысяч рублей — дебиторская задолженность, 4 618 249 тысяч рублей – резерв по сомнительным долгам, 1 743 609 тысяч рублей — денежные средства и денежные эквиваленты, 2 478 тысяч рублей — прочие оборотные активы.
По результатам проведенных мероприятиях по выявлению имущества должника, на основании данных, предоставленных регистрирующими и контролирующими органами, АО «ГУ ЖКХ» принадлежит: 47 автотранспортных средств, 88 объектов недвижимости, 9 опасных производственных объектов, 166 146 товарно-материальных ценностей (в т.ч. ГСМ), 4 328 товарно-материальных ценностей для нужд офиса (расходные материалы), 5 177 единиц спецодежды, спецоснастки в эксплуатации, 197 232 единицы имущества, ранее переданных на ответственное хранение, 237 168 топлива, переданного на ответственное хранение, 618 064 химреагентов, переданных на ответственное хранение.
Имущество, переданное на ответственное хранение, находится в 51 субъекте Российской Федерации, расположенное в 1600 местах хранения, в том числе в районах Крайнего Севера, отдаленных районах Сибири и Дальнего Востока, в том числе на территориях ведомственных учреждений Минобороны РФ. что в свою очередь осложняет проведение управляющим ряда мероприятий, подлежащих осуществлению в процедуре конкурсного производства.
Судом первой инстанции отклонен довод АО «АтомЭнергоСбыт» о том, что в штате должника находится достаточное количество сотрудников, которым может быть поручен функционал, для которого привлекаются специалисты, в силу следующих обстоятельств.
И.о. конкурсного управляющего подтверждает, что штатным расписанием АО «ГУ ЖКХ» установлено 617 штатных единиц. При этом отмечает, что до введения процедуры банкротства АО «ГУ ЖКХ» предыдущий руководитель считал целесообразным для осуществления текущей хозяйственной деятельности иметь штат сотрудников в большем размере: по состоянию на 31.01.2019 г. количество сотрудников составило 1 228 чел., на 31.01.2020 г. – 935 чел., на 31.01.2021 г. – 680 чел.
При этом, по состоянию на дату введения конкурсного производства штат сотрудников АО «ГУ ЖКХ» составил 525 человек, что также является подтверждением того, что имеющимся штатом сотрудников невозможно выполнять как мероприятия в рамках текущей хозяйственной деятельности, так и мероприятия, проведение которых обусловлено открытием в отношении должника конкурсного производства.
АО «АтомЭнергоСбыт» в качестве доказательства завышенной стоимости услуг со стороны ООО «Консалтинг и Антикризисное управление» представило коммерческое предложение от ООО «Налоговый Консалтинг и Оценка», согласно которому стоимость оказания услуг, являющихся предметом договора возмездного оказания услуг от 07.02.2022 г. с ООО «Консалтинг и Антикризисное управление», составит 1 000 000,00 руб.
Однако суд критически отнесся к коммерческому предложению ООО «Налоговый Консалтинг и оценка», так как кредитором не подтверждена необходимая квалификация сотрудников организации, а также не представляется возможным установить исходя из какого объёма работы сформирована стоимость услуг в размере 1 000 000,00 руб. ежемесячно. Запрос АО «АтомЭнергоСбыт» в материалы дела не представлен.
Таким образом, коммерческое предложение ООО «Налоговый Консалтинг и Оценка» не соответствует критерию объективности.
Стоимость услуг ООО «Консалтинг и антикризисное управление» в размере 1 600 000,00 руб. соответствует критерию рыночности, учитывая имеющиеся в материалах дела предложения иных организаций.
По состоянию на 31.12.2021 г. общее количество контрагентов (дебиторов и кредиторов) составляет около 5000.
По состоянию на 20.05.2022 г. в реестр требований кредиторов АО «ГУ ЖКХ» включено 344 кредитора на общую сумму 34 828 267 830,31 руб., назначено рассмотрение 169 заявлений о включении в реестр требований кредиторов.
В процедуре конкурсного производства по состоянию на текущую дату рассмотрено 110 требований кредиторов о включении в реестр требований кредиторов АО «ГУ ЖКХ».
Кроме того, организована работа по взысканию дебиторской задолженности, размер которой согласно бухгалтерскому балансу по состоянию на 31.12.2021 г. составляет 4 706 649 000,00 руб., насчитывается 92 дебитора, находящиеся в процедурах банкротства. В отношении данной категории дебиторов подлежит осуществлению особая трудозатратная и систематическая работа, в том числе отслеживание движения процедуры, обращение с заявлением о включении задолженности в реестр, направление запросов о предоставлении информации, ознакомление с материалами, подготовленными арбитражным управляющим в рамках процедуры и т.д.
Указанная работа требует помимо временного ресурса так же и специальных знаний в области законодательства о банкротстве.
Институт несостоятельности (банкротства) регламентирует широкую группу финансово-правовых и общественных отношений.
Гражданско-правовое регулирование деятельности арбитражного управляющего характеризуются сложностью и многоаспектностью, направлено на обеспечение баланса частных и публичных интересов различных субъектов.
Процедуры рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) в арбитражных судах обладают серьезной спецификой, обуславливающейся разнородными материальными и процессуальными нормами, содержащимися в АПК РФ и Законом о банкротстве, а также наличием существенного объема разъяснений высших судебных инстанций.
У привлеченных специалистов есть необходимость в постоянном нахождении на территории региона с местом нахождения суда, рассматривающего дело о банкротстве и центрального офиса должника, с целью надлежащего оказания услуг, предусмотренных действующими договорами.
Судом также установлено, что юридическое управление АО «ГУ ЖКХ» (штатные сотрудники) включает 15 сотрудников, из них 2 сотрудника находятся в декретном отпуске.
В производстве юридического управления АО «ГУ ЖКХ» находится 145 дел о
взыскании дебиторской задолженности, 17 дел о взыскании кредиторской задолженности, 2 трудовых спора, 4 дела административного судопроизводства. Обеспечено представительство интересов АО «ГУ ЖКХ» в рамках уголовного дела №971827.
Помимо вышеуказанных направлений деятельности, значительный временной и кадровый ресурс требуется для работы с исполнительными документами.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, арбитражный управляющий, как и юридическое управление должника, ввиду высокой нагрузки не имеют реальной возможности своими силами выполнять работу, для осуществления которой привлекаются специалисты ООО «КонсалтБизнесИнвест».
Судом установлено, что между АО «ГУ ЖКХ» в лице и.о. конкурсного управляющего ФИО1 и ООО «КонсалтБизнесИнвест» заключен договор возмездного оказания юридических услуг и представительства от 07.02.2022 г.
При этом объем мероприятий, подлежащих осуществлению арбитражным управляющим в процедуре конкурсного производства значительно выше, чем в процедуре наблюдения.
Довод о том, что требования кредиторов уже рассмотрены арбитражным судом в существенном объеме не подтверждает снижения объемов оказываемых услуг, поскольку в процедуре конкурсного производства кредиторы могут предъявлять свои требования к должнику в любой момент в ходе процедуры конкурсного производства.
Объем оказанных услуг в период конкурсного производства за период с 07.02.2022г. по 28.02.2022 г. в рамках действующего договора подтвержден актом выполненных работ.
Стоимость услуг ООО «КонсалтБизнесИнвест» в размере 1 300 000,00 руб. соответствует критерию рыночности, учитывая имеющиеся в материалах дела предложения иных организаций.
В материалы дела и.о. конкурсного управляющего АО «ГУ ЖКХ» представлены доказательства того, что размер оплаты услуг ООО «КонсалтБизнесИнвест» и ООО «Консалтинг и Антикризисное управление» является обоснованным, анализ предложений и сравнение их со стоимостью услуг привлеченных организаций показал, что их привлечение является экономически выгодным и целесообразным.
Доказательств того, что стоимость оплаты услуг привлеченных лиц, заявленная и.о. конкурсного управляющего является завышенной, в материалы дела не представлено.
Таким образом, привлечение специалистов для организации работ по комплексному оказанию юридических услуг и услуг представительства, а также по комплексному текущему техническому обеспечению проведения мероприятий конкурсного производства АО «ГУ ЖКХ» обусловлено колоссальным объемом работы, подлежащей выполнению арбитражным управляющим, невозможностью выполнения им самостоятельно тех функций, для которых привлекались специалисты, а также невозможностью осуществления этих функций штатом сотрудников ввиду существенного объема работы и необходимости для выполнения таких функции соответствующего уровня специальных познаний,отсутствующих у рядовых сотрудников и имеющихся у привлеченных специалистов.
Таким образом, исходя из объема предстоящей и фактически выполненной работы ООО «КонсалтБизнесИнвест» и ООО «Консалтинг и Антикризисное управление», учитывая направленность привлечения указанных специалистов на достижение целей конкурсного производства, суд считает объем работ подтвержденным, а размер оплаты – обоснованным.
В судебном заседании АО «АтомЭнергоСбыт» указало, что конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд после заключения договора с привлеченными специалистами, что не соответствует требованиям статьи 20.3 Закона о банкротстве. Указанный довод суд признает несостоятельным, поскольку исходя из телеологического толкования нормы статьи 20.3 Закона о банкротстве заключению договора с привлеченными специалистами должно предшествовать вынесение соответствующего определения суда лишь в случае превышения установленных лимитов, в целях предотвращения злоупотреблений.
Как установлено судом, ранее действующие договоры с привлеченными специалистами заключались и оплачивались в пределах лимитов, установленных Законом о банкротстве.
С целью недопущения превышения установленных лимитов, между и.о. конкурсного управляющего АО «ГУ ЖКХ» ФИО1 от 06.03.2022 г. заключены дополнительные соглашения с ООО «КонсалтБизнесИнвест» и ООО «Консалтинг и Антикризисное управление» об изменении порядка оплаты оказанных услуг в рамках действующих договоров, по условиям которых за март 2022 г. производится оплата за период с 01.03.2022 г. по 08.03.2022г. в пределах лимитов, оплата за период оказания услуг с 09.03.2022 г. по 31.03.2022 г. подлежит оплате за счет средств должника в случае удовлетворения ходатайства о привлечении специалистов. Срок действия заключенных договоров – до 30.03.2022.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обращение и.о. конкурсного управляющего АО «ГУ ЖКХ» в суд с рассматриваемым ходатайством предшествует фактическому привлечению специалистов с оплатой услуг сверх лимитов за счет средств должника.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 № 91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве», в силу пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при привлечении привлеченных лиц арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, в том числе привлекать их лишь тогда, когда это является обоснованным, и предусматривать оплату их услуг по обоснованной цене.
При рассмотрении вопроса об обоснованности привлечения привлеченного лица следует учитывать в том числе, направлено ли такое привлечение на достижение целей процедур банкротства и выполнение возложенных на арбитражного управляющего обязанностей, предусмотренных Законом, насколько велик объем работы, подлежащей выполнению арбитражным управляющим (с учетом количества принадлежащего должнику имущества и места его нахождения), возможно ли выполнение арбитражным управляющим самостоятельно тех функций, для которых привлекается привлеченное лицо, необходимы ли для выполнения таких функций специальные познания, имеющиеся у привлеченного лица, или достаточно познаний, имеющихся у управляющего, обладает ли привлеченное лицо необходимой квалификацией. Привлекая привлеченное лицо, арбитражный управляющий обязан в числе прочего учитывать возможность оплаты его услуг за счет имущества должника.
Учитывая специфику деятельности Должника, большой объем документации, получаемой исполняющим обязанности конкурсного управляющего от контролирующих и регистрирующих органов, в том числе, от правоохранительных органов и бывшего руководителя должника, его работников и его кредиторов, включая ответы на запросы исполняющего обязанности конкурсного управляющего, требования кредиторов о включении в реестр требований кредиторов должника, требования кредиторов о погашении задолженности, претензии, запросы, первичную бухгалтерскую документацию, иную почтовую корреспонденцию, и подлежащей анализу и соответствующему реагированию, учитывая объём имущества Должника, места его расположения и хранения и принимая во внимание количество работников должника, количество контрагентов (около 5000), а также мероприятия, реализация которых необходима для выполнения целей процедуры конкурсного производства, в том числе:
•по сохранности имущества Должника;
•по анализу финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности;
•по выявлению имущества Должника;
•по утверждению основного счета Должника и закрытию иных известных счетов в банках;
•по ведению реестра требований кредиторов (по состоянию на текущую дату включен 301 кредитор);
•по предоставлению кредиторам информации из реестра требований кредиторов;
•по сопровождению юридической работы, направленной на защиту интересов Должника, кредиторов и общества;
•по формированию возражений на требования кредиторов Должника;
•по организации работы с дебиторами Должника, находящихся в процедурах несостоятельности (банкротства);
•по проведению сплошной инвентаризации имущества и финансовых обязательств Должника;
•по выявлению и анализу сделок должника на предмет их возможного оспаривания;
•по взысканию дебиторской задолженности;
•по формированию конкурсной массы;
•по продаже имущества Должника на торгах;
•по формированию и закрытию реестра требований, кредиторов;
•по расчету с кредиторами.;
•по проведению заседаний комитета кредиторов;
•по сбору и обработке информации для последующего отражения в отчете о деятельности конкурсного управляющего, в отчете о движении денежных средств, а также по копированию материалов в целях подтверждения сведений, указанных в отчете конкурсного управляющего о своей деятельности, а также в отчете о движении денежных средств;
•иные мероприятия, предусмотренные Законом о банкротстве;
можно сделать вывод о том, что у и.о. конкурсного управляющего отсутствует возможность без привлечения специалистов в разумный срок осуществить их в полном объеме самостоятельно.
Что касается довода заявителя о том, что выполнение части функций можно поручить штатным сотрудникам, состав которых насчитывает 617 человек, суд учитывает пояснения и.о. конкурсного управляющего АО «ГУ ЖКХ».
Так, по состоянию на дату введения конкурсного производства в отношении АО «ГУ ЖКХ» расстановка кадров должника выглядит таким образом:
Центральный офис:
-руководители - 31 чел.;
-инженерно - технический работник - 65 чел.;
-рабочие - 3 чел. ТП «Водоканал»:
-руководители - 13 чел.;
-инженерно - технический работник - 85 чел.;
-рабочие - 348 чел.
В процентном соотношении расстановка кадров АО «ГУ ЖКХ» выглядит таким образом: руководители - 8,07%, инженерно - технические работники - 27,52%, рабочие - 64,4%. Следует учитывать, что имеет место посменный график работы.
Вышеприведенные показатели процентного соотношения сотрудников обуславливает невозможность делегирования на штатных сотрудников тех функций, которые осуществляют привлеченные специалисты в рамках заключенных договоров.
Помимо прочего следует учитывать и то, что введение в отношении АО «ГУ ЖКХ» процедур банкротства повлекло за собой, в том числе и выбытие квалифицированного персонала, а также следует учитывать специфический характер процедуры конкурсного производства, обуславливающий необходимость применения специальных знаний, квалификации и опыта, которые отсутствуют у штатных сотрудников АО «ГУ ЖКХ».
Вышеприведенные обстоятельства обуславливают привлечение ООО «Консалтинг и Антикризисное управление» с целью оказания последними услуг комплексного текущего технического обеспечения проведения мероприятий конкурсного производства, в том числе для организации и контроля процесса проведения сплошной инвентаризации имущества и финансовых обязательств АО «ГУ ЖКХ», участия в организации текущей эксплуатационной деятельности и контроля режима сохранности.
Стоит иметь в виду, что инвентаризация имущества в процедуре конкурсного производства носит специфический характер, имеет особое значение и направлена на осуществление основной цели конкурсного производства, а именно: максимальное погашение задолженности перед кредиторами.
Из смысла ст. ст. 130, 131 Закона о банкротстве, учитывая Постановление Пленума N 35, следует, что инвентаризация имущества должника направлена на выявление фактического наличия имущества у должника для того, чтобы, в первую очередь, кредиторы располагали достаточной информацией о том или ином имуществе должника, которое впоследствии будет включено в конкурсную массу и за счет реализации которого будут удовлетворены требования кредиторов.
Ненадлежащее исполнение обязанности по инвентаризации имущества должника влияет на продолжительность процедуры банкротства, так как реализация имущества должника представляет собой продолжительный процесс, связанный не только с инвентаризацией, но и последующей оценкой имущества, разработкой и утверждением порядка его реализации, проведением торгов.
В связи с чем, для осуществления вышеперечисленных мероприятий надлежащим образом, учитывая специфику должника, необходимо привлечение специалистов, имеющих соответствующую квалификацию, специальные познания и опыт.
Так, специалисты ООО «Консалтинг и Антикризисное управление» владеют необходимой квалификацией и специальными познаниями в сфере сопровождения процедур банкротства. Кроме этого, ООО «Консалтинг и Антикризисное управление» имеет квалификацию организатора торгов по продаже имущества.
Целесообразность привлечения ООО «КонсалтБизнесИнвест» обусловлена большим объемом судебной работы.
По состоянию на 31.12.2021 г. общее количество контрагентов (дебиторов и кредиторов) около - 5000.
По состоянию на 20.05.2022 г. в реестр требований кредиторов АО «ГУ ЖКХ» включено 344 кредитора на общую сумму 34 828 267 830,31 руб.
Кроме того, на 20.05.2022 было назначено рассмотрение вопроса об обоснованности 60 заявлений кредиторов о включении в реестр требований АО «ГУ ЖКХ». По итогам рассмотрения, 2 требования кредитора отложено на 29.07.2022 г., 51 требование - включено в реестр требований кредиторов, 4 требования - прекращено, 1 требование- оставлено без рассмотрения, 1 требование -отказано во включении задолженности полностью.
Арбитражным судом города Москвы по состоянию на дату рассмотрения ходатайства, было назначено рассмотрение 186 заявлений: 03.06.2022 г. назначено 64 требования; 10.06.2022 г. - 56 требований, 29.07.2022 г - 66 требований, 19.08.2022. - 71 требований.
В адрес и.о. конкурсного управляющего и Должника в период конкурсного производства до момента рассмотрения данного ходатайства Арбитражным судом города Москвы поступило 133 требования кредиторов о включении задолженности в реестр требований кредиторов, что подтверждается опубликованными сообщениями на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве в режиме открытого доступа.
В процедуре конкурсного производства по состоянию на дату рассмотрения ходатайства было рассмотрено 110 требований кредиторов о включении в реестр требований кредиторов АО «ГУ ЖКХ» (указанные требования поступили в период процедуры наблюдения и назначены к рассмотрению в процедуре конкурсного производства).
Вместе с тем, в процедуре конкурсного производства проводятся иные мероприятия, которые подразумевают юридическую деятельность.
Податель апелляционной жалобы указывает на то, что согласно п. 1.1 Договора возмездного оказания юридических услуг и представительства от 07.02.2022 г. с ООО «КонсалтБизнесИнвест» объем услуг является идентичным с прошлым договором с ООО «КонсалтБизнесИнвест» от 01.04.2021 г., что не соответствует действительности. В предмете Договора от 01.04.2021 и Договора от 07.02.2022 г. действительно имеются ряд идентичных услуг, но есть и существенные отличия. Кроме того, предмет договора определяет лишь основные виды работ/услуг, подлежащие осуществлению привлеченными специалистами, а не их объем, и не количественное выражение, как ошибочно полагает заявитель жалобы. Соответственно, исходя только из предмета договора невозможно определить фактический объем оказанных услуг или услуг, которые необходимо оказать в будущем.
Согласно пункту 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностейв деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами.
Следовательно, арбитражный управляющий вправе для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве привлекать лиц, прежде всего, на основании гражданско-правовых договоров, сохранение штатных единиц и заполнение вакансий из их числа в процедуре конкурсного производства допускаются лишь в той мере, в какой это оправданно для целей конкурсного производства, прежде всего сбора и реализации конкурсной массы, расчетов с кредиторами, то есть в исключительных случаях.
Таким образом, право арбитражного управляющего на привлечение специалистов для осуществления своих функций не является обязательным и ограничено требованиями обоснованности, разумности, объемности, квалифицированности.
Таким образом, привлечение специалистов для организации работ по комплексному оказанию юридических услуг и услуг представительства, а также по комплексному текущему техническому обеспечению проведения мероприятий конкурсного производства АО «ГУ ЖКХ» обусловлено объемом работы, подлежащей выполнению арбитражным управляющим, невозможностью выполнения им самостоятельно тех функций, для которых привлекались специалисты, а также невозможностью осуществления этих функций штатом сотрудников ввиду их загруженности и необходимости для выполнения таких функций соответствующего уровня специальных познаний, отсутствующих у рядовых сотрудников и имеющихся у привлеченных специалистов.
Также следует отметить, что в предмет Договора по комплексному текущему техническому обеспечению проведения мероприятий конкурсного производства, открытого в отношении АО «ГУ ЖКХ» с ООО «Консалтинг и Антикризисное управление» входят услуги по обеспечению исполнения функций организатора торгов по продаже имущества. Несмотря на значительное количество имущества, находящегося в собственности Должника, плата за оказание услуг ООО «Консалтинг и Антикризисное управление» установлена ежемесячно и является фиксированной, вне зависимости от объёма выполняемых работ. Расходы на привлечение специалистов по продаже имущества Должника дополнительно взыматься с Должника не будут.
Расходы по договору с ООО «КонсалтБизнесИнвест» и ООО «Консалтинг и Антикризисное управление» не выходят за установленные лимиты.
АО «ГУ ЖКХ» в лице и.о. конкурсного управляющего ФИО1 и ООО «КБИ» заключен Договор №1 возмездного оказания юридических услуг и представительства от 07.02.2022 г.
В соответствии с пунктом 3.1 Договора стоимость услуг составила 1 300 000,00 руб. ежемесячно. Пунктом 4.1 Договора предусмотрен срок действия - по 31.03.2022 г.
АО «ГУ ЖКХ» в лице и.о. конкурсного управляющего ФИО1 и ООО «Консалтинг и антикризисное управление» заключен Договор об оказании услуг по комплексному текущему техническому обеспечению проведения мероприятий конкурсного производства от 07.02.2022 г.
В соответствии с п. 3.1 Договора стоимость услуг составила 1 600 000,00 руб. ежемесячно.
Пунктом 8.1 Договора предусмотрен срок действия - по 31.03.2022 г.
Вопрос об утверждении конкурсного управляющего АО «ГУ ЖКХ» подлежал рассмотрению в судебном заседании 31.03.2022 г., в связи с чем, договоры с привлеченными специалистами для обеспечения исполнения обязанностей, возложенных на конкурсного управляющего в рамках дела № А40-115843/20, заключались сроком именно до 31.03.2022 г. включительно.
Кроме того, исходя из положений п. 8 ст. 20.7 Закона о банкротстве, для целей расчета лимитов на оплату услуг привлеченных специалистов балансовая стоимость активов должника определяется на основании данных финансовой (бухгалтерской) отчетности по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
Таким образом, и.о. конкурсного управляющего АО «ГУ ЖКХ» при заключении договоров с привлеченными лицами должен был исходить из бухгалтерской отчетности за 2021 год.
Однако, срок подачи обязательной бухгалтерской отчетности - не позднее 3 месяцев по окончании отчетного года (ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О Бухгалтерском учете»). Иными словами, бухгалтерский баланс за 2021 год представляется в ИФНС не позднее 31 марта следующего за отчетным годом.
АО «ГУ ЖКХ» бухгалтерский баланс за 2021 год был подан 30.03.2022 г. и принят 31.03.2022 г. ИФНС России №14 по г. Москве.
Таким образом, у и.о. конкурсного управляющего АО «ГУ ЖКХ» объективно отсутствовала возможность при заключении договоров с привлеченными специалистами от 07.02.2022 г. руководствоваться бухгалтерским балансом за 2021 год. В связи с чем, и.о. конкурсного управляющего АО «ГУ ЖКХ» брал во внимание промежуточный бухгалтерский баланс за 3 квартал 2021 года.
Исполняющим обязанности конкурсного управляющего АО «ГУ ЖКХ» от 06.03.2022 г. заключены дополнительные соглашения с ООО «КОНСАЛТБИЗНЕСИНВЕСТ» и ООО «Консалтинг и Антикризисное управление» об изменении порядка оплаты оказанных услуг в рамках действующих договоров.
В соответствии с пунктом 1 дополнительных соглашений стороны пришли к согласию, что с 09.03.2022 г. по 31.03.2022 г. изменяется порядок оплаты предоставленных услуг, а именно: оплата за период с 09.03.2022 г. по 31.03.2022 г. будет осуществлена после вступления в законную силу судебного акта по итогам рассмотрения ходатайства и.о. конкурсного управляющего АО «ГУ ЖКХ» ФИО1 о привлечении специалистов для обеспечения исполнения обязанностей, возложенных на конкурсного управляющего в рамках дела № А40-115843/20.
Пунктом 2 дополнительных соглашений предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении ходатайства и.о. конкурсного управляющего АО «ГУ ЖКХ» о привлечении специалистов для обеспечения исполнения обязанностей, возложенных на конкурсного управляющего в рамках дела №А40-115843/20, оплата услуг, оказанных за период с 09.03.2022 г. по 31.03.2022 г., будет осуществлена за счет личных денежных средств ФИО1.
Таким образом, по состоянию на дату рассмотрения данного заявления и.о. конкурсного управляющего АО «ГУ ЖКХ» ФИО1 не допустила превышения установленных лимитов на оплату лиц, привлеченных для обеспечения исполнения обязанностей, возложенных на конкурсного управляющего АО «ГУ ЖКХ».
Кроме того, податель апелляционной жалобы неверно трактует положения, регламентирующие порядок привлечения лиц, привлекаемых для обеспечения исполнения обязанностей, возложенных на конкурсного управляющего в рамках дела о банкротстве, в связи с чем ошибочно полагает, что действиям исполняющего обязанности конкурсного управляющего АО «ГУ ЖКХ» ФИО1 по заключению договоров с привлеченными специалистами, должно было предшествовать обращение в арбитражный суд с соответствующим ходатайством о привлечении сверх лимитов. Иным словами, арбитражный управляющий должен был обратиться в арбитражный суд до 07.02.2022 г., т.е. тогда, когда он в принципе еще не мог знать о возможном превышении лимитов.
В соответствии с п. 6 ст. 20.7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» привлечение лиц арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, за счет имущества должника при превышении размера оплаты таких услуг, определенного в соответствии с настоящей статьей, осуществляется по определению арбитражного суда. Арбитражный суд выносит определение о привлечении указанных в настоящем пункте лиц и об установлении размера оплаты их услуг по ходатайству арбитражного управляющего при. условии, что арбитражным управляющим доказаны обоснованность их привлечения и обоснованность размера оплаты их услуг.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на факты, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены определения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права.
Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266 - 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Определение Арбитражного суда г. Москвы от 01.06.2022 по делу № А40- 115843/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу АО «АтомЭнергоСбыт» - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: Д.Г. Вигдорчик
Судьи: Е.Ю. Башлакова-Николаева
О.И. Шведко
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.