ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-48100/2019-ГК
№ 09АП-48102/2019-ГК
г. Москва Дело № А40-235713/16
октября 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме октября 2019 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратовой Н.И.,
судей Бондарева А.В., Савенкова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зиньковской Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Правительства Москвы, Департамента городского имущества г. Москвы, Общероссийской общественной организации писателей «Литературное сообщество писателей России»
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 июня 2019 года
по делу № А40-235713/16, принятое судьей Дружининой В.Г. (11-2263)
по иску Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к 1) Общероссийской общественной организации писателей «Литературное сообщество писателей России» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
2) Правительству Москвы (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третьи лица: 1) Генеральная прокуратура Российской Федерации; 2) Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве; 3) Администрация муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области; 4) Администрация поселения Внуковское; 5) Департамент городского имущества города Москвы; 6) ФИО1; 7) ФИО2; 8) ФИО3; 9) ФИО4; 10) ФИО5; 11) ФИО6; 12) ФИО7; 13) ФИО8; 14) ФИО9; 15) ФИО10; 16) ФИО11; 17) ФИО12; 18) ФИО13; 19) ФИО14; 20) ФИО15; 21) ФИО16; 22) ФИО17; 23) ФИО18; 24) ФИО19; 25) ФИО20; 26) ФИО21; 27) ФИО22; 28) ФИО23; 29) ФИО24; 30) ФИО25; 31) ФИО26; 32) ФИО27; 33) ФИО28; 34) ФИО29; 35) ФИО30; 36) ФИО31; 37) ФИО32; 38) ФИО33; 39) ФИО34; 40) ФИО35; 41) ФИО36; 42) ФИО37; 43) ФИО38; 44) ФИО39; 45) ФИО40; 46) ФИО41; 47) ФИО42
о признании права собственности на земельный участок и об истребовании из незаконного владения в собственность РФ объектов недвижимости,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: ФИО43 по доверенности от 29.12.2018;
от ответчиков 1- ФИО44 по доверенности от 11.03.2019, ФИО45, ФИО46 по доверенности от 25.03.2019,
2-ФИО48 по доверенности от 16.01.2019;
от третьих лиц:1- ФИО47 по доверенности от 07.08.2018, 5 - ФИО48 по доверенности от 26.12.2018, 7- ФИО2 – лично по паспорту, 23- ФИО18- лично по паспорту,
иные третьи лица не явились, извещены;
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ( далее- АПК РФ), к Общероссийской общественной организации писателей «Литературное сообщество писателей России», Высшему исполнительному органу государственной власти города Москвы – Правительство Москвы (далее – ответчики, Организация и Правительство) о:
- признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0100211:182, площадью 39 972 кв.м.;
- истребовании в собственность Российской Федерации объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Москва, поселение Внуковское, <...>: земельный участок с кадастровым номером 50:21:0100211:182 и площадью 39 972 кв.м.; коттедж № 1 с кадастровым номером 50:21:0100101:977 и общей площадью 575,8 литеры A, Al, а2, а, А2, A3 (квартиры № 1 с кадастровым номером 50:21:0100101:2113 площадью 31.5 кв.м. 1-ый этаж, номера по плану: 1-8; № 2 с кадастровым номером 50:21:0100101:2119 и площадью 126.6 кв.м., подвал, номера по плану: 1-7, 1-ый этаж, номера по плану: 8-14; № 2 - 32 кв.м., 1-ый этаж, номера по плану: 1-8; № 3 с кадастровым номером 50:21:0100101:2115 и площадью 31,9 кв.м, 1-ый этаж, номера по плану: 1-8; № 4 с кадастровым номером 50:21:0100101:2278 и площадью 51,5 кв.м, 2-ой этаж, номера по плану: 1-8; № 5 площадью 64,3 кв.м, 2-ой этаж, номера по плану: 1-9; № 6 площадью 32,5 кв.м, 2-ой этаж, номера по плану: 1-8; № 7 с кадастровым номером 50:21:00110211:408 и площадью 62 кв.м, подвал, номера по плану: 1-5, 1-ый этаж, номера по плану: 6-9; 2-ой этаж, номера по плану: 10-13, 3-ий этаж, номера по плану: 14). Новый инвентарный номер 777:032-8521/А; коттедж № 2 с кадастровым номером 50:21:0010211:280 и общей площадью 479,1 кв.м, литеры Б, Б1, Б2, БЗ, Б4, б, 61, 62, 63 (квартиры: № 7 с площадью 62 кв.м, 1-ый этаж, комнаты: 1-8; № 8 с площадью 92,7 кв.м, цокольный этаж, подвал: 1-2, 1-ый этаж, комнаты: 3-10; № 9 с кадастровым номером 50:21:0010211:410 и площадью 60,6 кв.м, 1-ый этаж, комнаты: 1- 10; № 10 с кадастровым номером 50:21:0010211:411 и площадью 62,5 кв.м, 2-ой этаж, комнаты: 1-8; № 11 с кадастровым номером 50:21:0010211:412 и площадью 140,2 кв.м, 2-ой этаж, комнаты: 1-9, мансардный этаж: 10-11; № 12-61,1 кв.м, 2-ой этаж, комнаты: 1-10); коттедж № 3 общей площадью здания (с лоджиями, балконами, шкафами, коридорами, лестничными клетками и общими помещениями) 652 кв.м, литеры В, В1, В2, ВЗ, в, в1, в2 (квартиры: № 13, № 14, № 15, № 16, № 17 № 18), инвентарный номер: 32-8521/В; квартиры в коттедже № 4 с кадастровым номером 50:21:0100101:1623: № 20 с кадастровым номером 50:21:0010211:415 и площадью 31,3 кв.м, 1-ый этаж, комнаты: 1- 8; №21 с кадастровым номером 50:21:0010211:416 и площадью 100,9 кв.м, 1-ый этаж, комнаты: 1-9; 0 этаж, комнаты: 10-14; № 22 с кадастровым номером 50:21:0010211:417 и площадью 30,9 кв.м, 2-ой этаж, комнаты: 1-8; № 23 площадью 33,9 кв.м, 2-ой этаж, комнаты: 1-8); квартиры в коттедже № 5 с кадастровым номером 50:21:0100101:1623: № 25 с кадастровым номером 50:21:0100101:1714 и площадью 31,5 кв.м, 1-ый этаж, комнаты: 1 -7; № 28 с кадастровым номером 50:21:0100101:1717 и площадью 31,4 кв.м, 2-ой этаж, комнаты: 1-8; 30а площадью 43,8 кв.м, 3-ий этаж, комнаты: 1-4; квартиры в коттедже № 6 с кадастровым номером 50:21:0010211:277 (2-х этажное деревянное здание - спальный корпус): № 31 с кадастровым номером 50:21:0010211:402 и площадью 50,2 кв.м, № 32 с кадастровым номером 50:21:0010211:404 и площадью 27,3 кв.м, № 34, № 35 с кадастровым номером 50:21:0010211:406 и площадью 48,5 кв.м; нежилое здание: биостанция с кадастровым номером 77:17:0100211:6820 и площадью 102,9 кв.м; нежилое здание: тепловой пункт с кадастровым номером 50:21:0100101:1066 и площадью 53 кв.м.
Определением суда от 27.02.2019 прекращено производство по делу в части требования о виндикации квартиры 27 в коттедже № 5, зарегистрированной на праве собственности за ФИО49.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.06.2019 года по делу № А40-235713/16 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчики и Департамент городского имущества г. Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы поддержал доводы своей апелляционной жалобы, по изложенным в ней основаниям, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, заявляет о пропуске срока исковой давности.
Представитель Общероссийской общественной организации писателей «Литературное сообщество писателей России» поддерживает доводы апелляционной жалобы, по изложенным в ней основаниям, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель истца против удовлетворения апелляционных жалоб возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения. Пояснил, что Общероссийская общественная организация писателей «Литературное сообщество писателей России» по уставным документам не является правопреемником Литературного Фонда РСФСР, а также срок исковой давности не истек, так как он подлежит исчислению с 13.01.2014.
Представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации против удовлетворения апелляционных жалоб также возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица, явившиеся в судебное заседание- ФИО2 и ФИО18 возражали против удовлетворения апелляционных жалоб , в связи с чем просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Апелляционные жалобы рассматривается в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб представителей иных третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном ст.ст. 266,268 АПК РФ не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Исполнительного Комитета Московского городского Совета депутатов трудящихся от 31.10.1949 № 59/16 Литературному фонду СССР разрешено построить стационарный пионер-лагерь на разделенном земельном участке в районе ст. Внуково Московско-Киевской железной дороги.
Исполнительным комитетом Кунцевского районного, городского Совета депутатов трудящихся выдан акт от 14.06.1957 № 468 на право пользования землей Детскому саду № 257 Литературного фонда СССР, согласно которому в постоянное пользование отведено 8,47 га земли.
В соответствии с письмом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 28.02.1977 № Гор-4-642, учитывая специфику писательского труда, Госгражданстрой разрешает Союзу писателей СССР разработку индивидуального проекта коттеджа на 12-14 человек для строительства на территории Дома творчества писателей «Внуково» в пос. Абабурово, Ленинского района Московской области.
Распоряжением Исполнительного Комитета Московского городского Совета депутатов трудящихся от 20.09.1977 № 1807-р разрешено Союзу писателей СССР строительство пяти двухэтажных коттеджей взамен сносимых на территории существующего дома творчества Литературного фонда Союза писателей СССР в пос. Абабурово, Ленинского района Московской области.
Управлением государственного архитектурно-строительного контроля г. Москвы выдано разрешение от 24.12.1981 № 02929 на производство подготовительных и основных строительно-монтажных работ Правлению Союза писателей СССР на строительство пяти двухэтажных коттеджей взамен сносимых. Согласно акту приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством (реконструкцией) объекта от 29.12.1981 Литфондом СССР предъявлено к приемке в эксплуатацию законченные строительством пять коттеджей, находящиеся по адресу пос. Абабурово, Ленинского района Московской области (Московская область, Ленинский район, пос. Абабурово, ул. Некрасова – почтовый адрес), которые приняты в эксплуатацию с общей оценкой хорошо.
В соответствии с разделительным актом передачи организаций, предприятий, новостроек и подготавливаемых к строительству объектов от Литературного фонда СССР созданному Литературному фонду РСФСР от 24.01.1989 Литературный фонд СССР передает, а Литературный фонд РСФСР принимает, в том числе Дом творчества писателей в пос. Внуково.
Постановлением Главы Администрации Ленинского района Московской области от 28.04.1994 № 1019 «О перерегистрации земельного участка Дома творчества писателей «Внуково» земельный участок Литературного фонда РФ площадью 8,47 га в районе д. Внуково перерегистрирован под размещение объектов Дома творчества писателей «Внуково», государственный акт от 14.06.1957 № 468 признан утратившим силу.
Литературному фонду РФ выдан государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей МО-21 № 050-683, согласно которому Литературному фонду РФ предоставляется в бессрочное (постоянное) пользование 8,47 гектаров земель в границах, указанных на чертеже, для размещения объектов Дома творчества писателей «Внуково».
Постановлением Главы Ленинского района Московской области от 31.10.1997 № 2730 «Об изъятии земельного участка из земель Литфонда РФ и передаче его в ведение администрации Внуковского сельского округа» изъят земельный участок площадью 3,2 га из земель Литературного фонда РФ (Дом творчества писателей «Внуково»).
Постановлением Главы Администрации Внуковского сельского округа Ленинского района Московской области от 20.03.1998 № 57 земельный участок площадью 3 100 кв.м, расположенный по адресу пос. Внуково Ленинского района Московской области, ул. Некрасова, передан в собственность гражданину ФИО50 согласно договору от 23.07.1997 № 2-2 с Литературным фондом России.
Распоряжением Администрации Ленинского района Московской области от 09.12.2005 № 4058-р/о «О преобразовании земельного участка и утверждении проекта границ земельного участка Организации было переоформлено право постоянного бессрочного пользования земельным участком в 8,47 га на участки - 3,9972 га за Литературным фондом РФ,
- 3,2 га в ведение Администрации Внуковского сельского округа;
-1,2728 га в собственность физическим лицам, в связи с отказом Литературного фонда РФ от 4,4728 га.
Согласно кадастровым паспортам земельного участка от 14.04.2011 № МО11/ЗВ/1-130972 и от 27.07.2016 № 77/501/16-853317 земельный участок с кадастровым номером 50:21:0100211:182, площадью 39 972 кв.м, расположен по адресу Московская обл., Ленинский р-н, <...> уч. № 28, участок поставлен на кадастровый учет 30.08.2005, относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения объектов ОООП «Литературный фонд России».
В графе правообладатель указана ОООП «Литературный фонд России», вид права – постоянное бессрочное пользование, документ – Государственный акт на право собственности на землю № 050-683, акт от 28.04.1994 № 725.
Постановлением Главы Администрации Ленинского района Московской области от 02.12.1994 № 2911 «О перерегистрации права собственности на строения» Ленинскому бюро технической инвентаризации поручено провести перерегистрацию права собственности на строения ДТП «Внуково» за Литфондом России и выдать регистрационные удостоверения на эти строения.
На земельном участке с кадастровым номером 50:21:0100211:182 расположены объекты недвижимого имущества, в том числе:
1)коттедж № 1 общей площадью 575,8 кв.м, правообладателем указан Литературный фонд России на основании регистрационного удостоверения № 12353;
2) коттедж № 2 общей площадью 479,1 кв.м, правообладателем указан Литературный фонд России на основании регистрационного удостоверения № 12354;
3) коттедж № 3 общей площадью 652,0 кв.м, правообладателем указан Литературный фонд России на основании регистрационного удостоверения № 12355;
4) коттедж № 4, общей площадью 649,9 кв.м, правообладателем указан Литературный фонд России на основании регистрационного удостоверения № 12358;
5) коттедж № 5, общей площадью 708,3 кв.м, правообладателем указан Литературный фонд России на основании регистрационного удостоверения № 12359;
6) коттедж № 6 – 2- х этажное деревянное здание – спальный корпус; биостанция, общей площадью 102,9 кв.м; тепловой пункт, общей площадью 53,0 кв.м, что подтверждается соответствующими техническими паспортами здания Ленинского филиала ГУП МО «МОБТИ», а также кадастровыми паспортами помещений.
Согласно справке Ленинского филиала ГУП МО «МОБТИ» от 28.07.2016 № 29.01-13/1670-6 адресом спорных объектов является г. Москва, поселение Внуковское, <...>.
В соответствии с уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 25.07.2016 № 77/100/179/2016-5691 зарегистрированные права на земельный участок с кадастровым номером 50:21:0100211:182 отсутствуют.
В соответствии с Постановлением Политбюро ЦК ВКП (б) от 23.04.1932 «О перестройке литературно-художественных организаций» в 1934 году на Первом съезде писателей СССР был создан Союз писателей СССР.
Согласно уставу в редакции 1971 года, Союз писателей СССР — «добровольная общественная творческая организация, объединяющая профессиональных литераторов Советского Союза, участвующих своим творчеством в борьбе за построение коммунизма, за социальный прогресс, за мир и дружбу между народами».
Являясь общественной организацией, Союз писателей СССР был включен в систему Госплана, Госснаба, Государственного финансирования и управления, формально оставаясь при этом общественной организацией.
Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 28.07.1934 № 1788 при Союзе советских писателей СССР образована особая организация помощи работникам литературы под наименованием «Литературный фонд Союза ССР», основной задачей которого было содействие членам Союза советских писателей СССР путем улучшения их культурно-бытового обслуживания и материального положения, а также оказание помощи растущим писательским кадрам путем создания для них необходимых материально-бытовых условий.
Руководство деятельностью Литературного фонда Союза ССР осуществляется правлением его, которое назначается правлением Союза советских писателей СССР (п. 3 Постановления от 28.07.1934 № 1788). Литературный фонд Союза ССР пользуется правами юридического лица (п. 5 Постановления от 28.07.1934 № 1788).
Недвижимое имущество Союза писателей СССР и Литературного фонда СССР создавалось за счет государства путем прямого и косвенного финансирования, а также предоставлением зданий и земли на условиях безвозмездного и бессрочного пользования.
Порядок создания и финансирования материальной базы Союза писателей СССР и Литературного фонда СССР определялся Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 28.07.1934 № 1788 «О Литературном фонде Союза ССР» и Постановлением Совета Министров РСФСР от 22.03.1988 № 96 «Об образовании Литературного фонда РСФСР и Всероссийского бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей РСФСР».
Также государство безвозмездно предоставляло Союзу писателей СССР и Литературному фонду СССР в бессрочное пользование землю и средства на строительство дач.
Пунктом 27 Устава Союза писателей СССР предусмотрено, что Союз писателей СССР в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 17.11.1935 освобождается от государственных и местных налогов, сборов и пошлин, местный налог не взимается со зрелищ, вечеров и спектаклей, устраиваемых Союзом писателей СССР.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 22.03.1988 № 96 «Об образовании Литературного фонда РСФСР и Всероссийского бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей РСФСР» также установлено, что средства Литературного фонда РСФСР образуются из вступительных и членских взносов членов Литературного фонда РСФСР; из отчислений, производимых Литературным фондом СССР пропорционально количеству членов Литературного фонда СССР по РСФСР, от доходов издательств, театрально-зрелищных, производственных и книготорговых предприятий; из амортизационных отчислений подведомственных предприятий и организаций; из отчислений от прибыли издательства «Советский писатель» на капитальное строительство, капитальный ремонт, приобретение оборудования и инвентаря; увеличена численность работников аппарата управления и фонд заработной платы за счет резерва Совета Министров РСФСР; увеличены ассигнования на наем служебных автомобилей; Госплану РСФСР и Госснабу РСФСР поручено предусматривать в проектах годовых планов выделение лимитов капитальных вложений и необходимых материально-технических ресурсов; Мосгорисполкому поручено обеспечить выделение помещения для размещения аппарата правления.
Постановлением Секретариата Союза писателей СССР от 12.09.1988 (протокол № 34-а) образован при Союзе писателей РСФСР Литературный фонд РСФСР, деятельность которого направляется секретариатом правления Союза писателей РСФСР и Литературным фондом СССР на основании Устава Литературного фонда СССР и Положения о Литературном фонде РСФСР.
В соответствии с разделительным актом передачи организаций, предприятий, новостроек и подготавливаемых к строительству объектов от Литературного фонда СССР созданному Литературному фонду РСФСР от 24.01.1989, утвержденным Постановлением секретариата правления Союза писателей СССР от 24.01.1989, протокол № 2, Литературный фонд СССР передает, а Литературный фонд РСФСР принимает, в том числе Дом творчества писателей в пос. Внуково.
Факт государственного финансирования строительства коттеджей на территории Дома творчества писателей «Внуково» подтверждается титулом переходящей стройки – строительство Дома творчества во Внуково, согласно которому мощность, основные фонды, капитальные вложения, строительно-монтажные работы утверждены Директором Литературного фонда СССР и Секретарем Правления Союза писателей СССР, Постановлением Секретариата Союза писателей СССР от 04.05.1990 (протокол № 11), которым утвержден согласованный с Госпланом СССР объем капитальных вложений Союза писателей СССР на 1990 год в размере 11 500 тыс. рублей (резерв 661,64 тыс. рублей), в том числе объем строительно-монтажных работ 8 450,0 тыс. рублей (резерв 616,49 тыс. рублей), из которых распределить по организациям Союза писателей СССР, в том числе Литературному фонду СССР – 5 624,86 тыс. рублей, в том числе объем строительно-монтажных работ – 4 422,57 тыс. рублей, предусмотрены безлимитные капитальные вложения Литературному фонду СССР – 717,56 тыс. рублей, Литературному фонду РСФСР – 3 960,0 тыс. рублей, определены источники финансирования капитальных вложений Литературного фонда СССР – 6 342,42 тыс. рублей за счет собственных средств Союза писателей СССР, Литературного фонда РСФСР – 3 960,0 тыс. рублей за счет средств Союза писателей СССР.
Указанные документы подтверждают, что земельный участок для строительства коттеджей Союзу писателей СССР и Литературному фонду СССР выделялся государством, денежные средства выделялись на основании нормативных актов СНК СССР и Совета Министров СССР.
По результатам рассмотрения обращения писателей от февраля 2013 года относительно проблем, связанных с имуществом бывших Союза писателей СССР и Литературного фонда СССР, оказавшихся незаконно у третьих лиц, Президентом Российской Федерации дано поручение от 03.07.2013 № Пр-1447 о признании права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, право собственности на которое неправомерно зарегистрировано за третьими лицами, в том числе расположенное по адресу г. Москва, поселение Внуковское, <...> (Дом творчества писателей «Внуково»).
Как указал истец, Общероссийской общественной организацией писателей «Литературное сообщество писателей России» проданы частным лицам котельная, 2-х этажное кирпичное здание-склад, 2-х этажный кирпичный жилой дом для сотрудников Дома творчества, 1-этажная хозяйственная пристройка, творческие мастерские в коттедже № 5, № 4, творческая мастерская в 2-х этажном деревянном доме – спальном корпусе, снесены жилой дом-изолятор, 1-этажное деревянное здание-столовая, 1- этажное здание-сторожка, в собственность физических лиц передан земельный участок площадью 1,6854га, в собственность ООО «Стар Трейдинг Инжиниринг» 13 земельных участков площадью 1 1799га, в пользовании ОООП «Литературный фонд России» находится земельный участок площадью 3,9972га, получено разрешение на снос 2 сторожек и столовой.
В то же время ОООП «Литературное сообщество писателей России», созданная 12.09.1991, не является правопреемником Литературного фонда СССР, в том числе его структурного подразделения, не обладает его правами и обязанностями, ей не выделялась часть государственной собственности, предоставленной Литературному фонду РСФСР от 22.03.1988, разделительного баланса не утверждалось, решение о реорганизации учрежденного государством общественного объединения и отчуждении государственного имущества учредителем Союза писателей СССР и Литературного фонда СССР – Правительством СССР не принималось.
В связи с прекращением существования СССР прекратили существование и созданные ради решения политических задач Союз писателей СССР и Литературный фонд СССР и его структурные подразделения.
В вязи с данными обстоятельствами, истец пришел к выводу, что имущество Литературного фонда РСФСР является исключительно федеральной собственностью, поскольку недвижимое имущество Союза писателей СССР и Литфонда СССР создавалось за счет государства путем прямого и косвенного финансирования, а также предоставлением зданий и земли на условиях безвозмездного и бессрочного пользования.
Земельный участок для строительства коттеджей предоставлен Союзу писателей СССР и Литфонду СССР, финансирование строительства Дома творчества осуществлялось в соответствии с утвержденным Госпланом СССР и Госснабом СССР планом капитальных вложений, Литфонду СССР выделялись бюджетные ассигнования, в том числе Литфонда РСФСР.
Создание объектов недвижимости СП СССР и Литфонда СССР, в том числе Литературного фонда РСФСР предусмотрено постановлениями СНК СССР, Совета Министров СССР, Совета Министров РСФСР.
Как указано истцом в исковом заявлении, Российская Федерация является правопреемником имущества ликвидированных Союза писателей СССР, Литфонда СССР и его структурного подразделения – Литфонда РСФСР от 22.03.1988., в силу следующего.
На момент ликвидации общественных организаций – Союза писателей СССР и Литературного фонда СССР, согласно действовавшим Конституции РСФСР, ГК РСФСР, Закона «О собственности в РСФСР», нормативно-правовых актов Правительства РСФСР, учитывая, что в связи с прекращением существования СССР прекратили существование и государственные органы СССР, право собственности на имущество данных организаций возникло у РСФСР в силу закона.
Таким образом, имущество ликвидированной общественной организации – Литературного фонда СССР с его структурными подразделениями перешло к Российской Федерации.
В то же время, ОООП «Литературное сообщество писателей России» является незаконным правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:21:0100211:182 и, расположенных на нем объектов недвижимости, поскольку в предусмотренном законом порядке она не приобретала право на спорные объекты, это право возникло по порочным основаниям, в связи с чем в Арбитражный суд г. Москвы был заявлен настоящий иск.
Суд первой инстанции, установив, что Организация не является правопреемником общественной организации – Литературного фонда СССР, а имущество, в том числе и земельный участок, на котором расположены коттеджи, было создано, передано и находилось во владении Литературного фонда СССР на праве безвозмездного и бессрочного пользования, и после ликвидации Фонда перешло в государственную собственность в силу закона, в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, поскольку имущество Литературного фонда СССР, финансирование которого осуществлялось из государственного бюджета СССР, относится исключительно к федеральной собственности.
Причем право федеральной собственности на спорные объекты, основанное на Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, в установленном законодательством порядке не прекращалось, спорные объекты в собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования не передавались, в связи с чем у Администрации Ленинского района Московской области отсутствовали правовые основания для распоряжения спорными объектами недвижимости путем их передачи ответчику, в связи с чем удовлетворил исковые требования в полном объеме.
По мнению судебной коллегии, данные выводы суда первой инстанции являются верными и обоснованными.
Так, в соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
При рассмотрении иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения ответчика должны быть установлены следующие обстоятельства: наличие права собственности истца на истребуемое индивидуально-определенное имущество, нахождение имущества во владении ответчика, незаконность владения ответчиком названным имуществом, отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемой вещи.
Лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика
Согласно п. 1 ст. 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
При этом возмездность приобретения сама по себе не свидетельствует о добросовестности приобретателя (п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ №10/22)).
В соответствии с п. 39 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ №10/22 по смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
В силу ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктом 1 ст. 214 ГК РФ предусмотрено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (п. 5 ст. 214 ГК РФ).
Статьей 4 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие первой части Гражданской кодекса Российской Федерации» установлено, что впредь до принятия федерального закона о порядке разграничения объектов федеральной собственности, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности на территории Российской Федерации действует порядок, установленный Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1.
Согласно п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в приложении 1 к названному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с п. 2 раздела 2 приложения № 1 к Постановлению № 3020-1 к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности, отнесено имущество учреждений, финансирование которых осуществлялось из соответствующего бюджета Российской Федерации или СССР.
Учитывая, что у ОООП «Литературное сообщество писателей России» не возникло право на осуществление правомочий собственника в отношении имущества ликвидированного Литературного фонда СССР, правопреемником которого ответчик не является, то суд первой инстанции пришел к верному выводу, что спорное имущество принадлежит на праве собственности Российской Федерации в силу прямого указания закона.
Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав, в том числе эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации.
Согласно ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований 16 (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В силу положений ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые, возникло при разграничении государственной собственности на землю и которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ предусмотрено, что к земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 № 576 «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю» регламентированы вопросы распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю. При этом пунктом «б» части второй указанного Постановления Министерству имущественных отношений Российской Федерации вменялось осуществлять от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в случае предоставления земельных участков органу государственной власти Российской Федерации (его территориальному органу), а также государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти Российской Федерации. В отношении данных земельных участков органы местного самоуправления вправе были осуществлять распорядительные действия от имени Российской Федерации и только с согласия Министерства имущественных отношении Российской Федерации.
Между тем, согласие уполномоченных собственником органов федеральной исполнительной власти Администрацией получено не было, в связи с чем Постановление Главы Ленинского района Московской области от 31.10.1997 № 2730 «Об изъятии земельного участка из земель Литфонда РФ и передаче его в ведение администрации Внуковского сельского округа» и Распоряжение Администрации Ленинского района Московской области от 09.12.2005 № 4058-р/о «О преобразовании земельного участка и утверждении проекта границ земельного участка ОООП «Литфонд России» не могут рассматриваться в качестве правоустанавливающих документов на спорный земельный участок.
ОООП «Литературное сообщество писателей России», обращаясь в суд апелляционной инстанции, указывает, что постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 не распространяется на имущество общественных организаций, и неприменимо к настоящему спору.
Судебная коллегия, рассмотрев данный довод, приходит к выводу, что он подлежит отклонению в силу следующих причин.
В соответствии с п. 2 разд. 2 приложения № 1 к постановлению ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 имущество учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР, относится исключительно к федеральной собственности как имущество, необходимое для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач.
Устав СП СССР в первоначальной редакции ставит генеральной целью создание произведений высокого художественного значения, насыщенных героической борьбой международного пролетариата, пафосом победы социализма, отражающих великую мудрость и героизм коммунистической партии; создание произведений, достойных великой эпохи социализма.
Устав СП СССР в редакции 1971 предусматривал участие литераторов своим творчеством в борьбе за построение коммунизма, за социальный прогресс, за мир и дружбу между народами.
СП СССР, исходя из источников его финансирования относилось к учреждению, финансирование которого в силу своего политического и идеологического значения, направленного на решение общероссийских задач, осуществлялось из государственного бюджета СССР.
Материалами дела подтверждено и судом первой инстанции установлено создание спорного недвижимого имущества за счет прямого и косвенного государственного финансирования.
Порядок передачи имущества, относящегося к основным средствам, в том числе общественных организаций предусмотрен постановлениями СНК СССР от 15.02.1936 № 254, 05.05.1940 № 667, постановлением СМ СССР от 16.10.1979 № 940.
Наделение законодателем общественных организаций правом на собственность не означает, что имущество, созданное за счет государства, должно быть передано в собственность общественных организаций безвозмездно.
В случае строительства общественной организацией объектов недвижимости за счет собственных средств право собственности на такой объект возникает при передаче такого объекта государству безвозмездно для передачи его общественной организации в собственность. Однако таких доказательств безвозмездной передачи государству и оплаты Союзом писателей СССР и ЛФ СССР строений Дома творчества «Внуково» в материалах дела не имеется.
Поскольку созданное за счет государственного финансирования спорное недвижимое имущество в собственность СП СССР с его Литературным фондом СССР не передавалось, государство не утратило на него право собственности, в связи с чем на момент разграничения государственной собственности оно являлось собственностью публично-правового образования, на которую распространяется постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1.
СП СССР в силу своего политического и идеологического значения был включен в систему Госплана, Госснаба, государственного финансирования и управления. Финансирование осуществлялось через Госплан, Госбанк, Минфин, а также напрямую через Правительство. По типу и характеру финансирования СП СССР и его Литературный фонд СССР были отнесены к государственным учреждениям, по статусу - к министерствам и ведомствам Правительства СССР. Данное обстоятельство также установлено судебными актами по делам № А40-131220/2014, № А40-173545/2012, № А40-118565/2010, № А40-235708/2016.
В силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В частности, в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 09.12.2016 по делу № А40-131220/2014 указано, что имущество, как Союза писателей СССР, так и его структурного подразделения Литературного фонда СССР, полностью подпадает под действие п. 2 раздела 2 приложения № 1 к постановлению ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 как имущество учреждения, финансировавшегося из государственного бюджета СССР.
Довод ОООП «Литературное сообщество писателей России» о том, что она является законным правообладателем спорного имуществ в силу прямого правопреемства Литературного фонда СССР, рассмотрен судебной коллегий и признан подлежащим отклонению в силу следующих причин.
В силу пункта 1 статьи 129 ГК РФ объекты гражданских прав (в том числе имущественные права) могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (реорганизация юридического лица).
Частью 1 статьи 48 АПК РФ предусмотрено, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Из содержания названной ч. 1 ст. 48 АПК РФ следует, что необходимым условием процессуального правопреемства является замена стороны в материальном правоотношении, то есть процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет замену правопреемником процессуального статуса правопредшественника.
В силу п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. В связи с прекращением существования СССР прекратили существование и созданные ради решения политических задач Союз писателей СССР и Литературный фонд СССР с его структурными подразделениями.
На конференции писателей – членов Литфонда, состоявшейся 10–11 января 1992 г., принято решение о ликвидации фонда и назначении его правопреемника – Международного Литературного фонда. Принятое на Конференции 10–11 января 1992 г. решение о ликвидации Литфонда СССР полностью исключает саму возможность решения вопроса о правопреемстве, поскольку по законам РСФСР, равно как и Российской Федерации, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства другим лицам.
Распоряжением Минюста России от 06.08.1992 № 231/16-3-23 аннулированы Устав и Свидетельство о регистрации Устава Литфонда СССР от 26.12.1991 и исключена из Государственного реестра Уставов (положений) общественных Объединений, зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ, запись о Литфонде СССР под регистровым номером 515.
В соответствии со ст. 37 ГК РСФСР от 11.06.1964, действовавшего на момент ликвидации Литературного фонда СССР, юридическое лицо прекращается путем ликвидации или реорганизации (слияния, разделения или присоединения).
При слиянии и разделении юридических лиц имущество (права и обязанности) переходит к вновь возникшим юридическим лицам.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу его имущество (права и обязанности) переходит к этому последнему.
Имущество переходит в день подписания передаточного баланса, если иное не предусмотрено законом или постановлением о реорганизации.
Из буквального толкования Постановления Конференции представителей писательских организаций следует, что Литературный фонд СССР ликвидируется, то есть прекращается без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Сведения о реорганизации Литературного фонда СССР и о форме такой реорганизации (слияние, разделение или присоединение) в Постановлении Конференции отсутствуют. Передаточного баланса, подписанного Литературным фондом СССР и ОООП «Литературное сообщество писателей России» ответчиком не представлено.
Порядок передачи имущества, относящегося к основным средствам, в том числе общественных организаций предусмотрен Постановлениями СНК СССР от 15.02.1936 № 254, от 05.05.1940 № 667, Постановлением СМ СССР от 16.10.1979 № 940.
Согласно п. 4 Постановления СНК СССР от 15.02.1936 № 254 «О порядке передачи государственных предприятий, зданий и сооружений» передача предприятий, зданий и сооружений государственными органами кооперативным и общественным организациям производится по постановлениям СНК СССР или советов народных комиссаров союзных республик, по принадлежности, в зависимости от подчиненности участвующего в этой передаче государственного органа.
В соответствии с п. 1 Постановления СНК СССР от 05.05.1940 № 667 «О порядке расчетов между государственными органами и кооперативными (общественными) организациями за передаваемые предприятия, здания и сооружения» передача предприятий, зданий и сооружений государственными органами кооперативным (общественным) организациям и кооперативными (общественными) организациями государственным органам производится за плату по инвентарной оценке (балансовая стоимость за вычетом износа), если постановлениями или распоряжениями СНК СССР или СНК союзных республик не установлен иной порядок расчетов. Не подлежат оплате и принимаются кооперативными организациями от государственных органов безвозмездно предприятия, здания и сооружения, ранее приобретенные кооперативными организациями за счет собственных средств, затем переданные ими государственным организациям безвозмездно на основании соответствующих постановлений Правительства.
В силу п. 8 Положения о порядке передачи предприятий, объединений, организаций, учреждений, зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16.10.1979 № 940, при передаче предприятий, объединений, организаций и учреждений, а также зданий и сооружений государственными органами кооперативным и другим общественным организациям или кооперативными и другими общественными организациями государственным органам все имущество предприятий, объединений, организаций и учреждений, а также отдельные здания и сооружения передаются за плату, если законодательством СССР не установлен иной порядок.
Государственные органы передают кооперативным и другим общественным организациям безвозмездно имущество предприятий, объединений, организаций и учреждений, а также отдельные здания и сооружения, ранее приобретенные кооперативными и другими общественными организациями за счет собственных средств, а затем переданные ими безвозмездно государственным органам.
В соответствии со ст. 94 ГК РСФСР государство являлось единым собственником всего государственного имущества.
Согласно ст. 96 ГК РСФСР порядок передачи зданий, сооружений, оборудования и другого имущества, относящегося к основным средствам государственных организаций, другим государственным организациям, а также колхозам, иным кооперативным и другим общественным организациям определяется законодательством Союза ССР и Постановлениями Совета Министров РСФСР.
Таким образом, законодательство не предусматривает иные основания для отчуждения государственного имущества, чем предусмотрено Постановлениями СНК СССР от 15.02.1936 № 254, от 05.05.1940 № 667, Постановлением Совета Министров СССР от 16.10.1979 № 940.
Наделение законодателем общественных организаций правом на собственность не означает, что имущество, созданное за счет государства, должно быть передано в собственность общественных организаций безвозмездно.
Постановлениями СНК недвижимое имущество Союза писателей СССР и Литературного фонда СССР передавалось в безвозмездное бессрочное пользование, но это однако не означало, что оно передано в их собственность.
Пунктом 7 Положения о порядке передачи предприятий, объединений, организаций, учреждений, зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Совет Министров СССР от 16.10.1979 № 940, установлено, что министерства, государственные комитеты и ведомства республик и исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов передают кооперативным и другим общественным организациям и принимают от них здания и сооружения в порядке, установленном Советом Министров соответствующей союзной республики. В случае строительства общественной организацией объектов недвижимости за счет собственных средств право собственности на такой объект возникает при передаче такого объекта государству безвозмездно для передачи его общественной организации в собственность.
Однако , такие доказательства безвозмездной передачи государству и оплаты Союзом писателей СССР и Литфонду СССР строений Дома творчества писателей «Внуково» в материалы дела не представлены.
Закон о собственности в СССР от 06.03.1990 № 1305-1 относил собственность общественных организаций и других объединений, являющихся юридическими лицами, к коллективной собственности.
Статья 14 Закона СССР от 09.10.1990 № 1708-1 «Об общественных объединениях» предусматривала, что прекращение деятельности общественных объединений может быть произведено, в т.ч. при ликвидации. Ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания либо по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 22 закона.
Имущество общественного объединения, ликвидированного по решению его съезда (конференции) или общего собрания, направляется на цели, предусмотренные его уставом.
Согласно п. 3 ст. 17 Закона о собственности в РСФСР от 24.12.1990 № 443-1, имущество, оставшееся от ликвидации общественного объединения (организации) после расчетов с бюджетом, банками и другими кредиторами, направляется на цели, предусмотренные ее уставом (положением).
В ст. 40 ГК РСФСР также предусмотрено, что имущество, оставшееся после удовлетворения требований всех кредиторов ликвидированной общественной организации, передается вышестоящей общественной организации, а при отсутствии ее – соответствующему государственному органу.
Таким образом, прекращение деятельности организации в связи с ее ликвидацией исключает правопреемство в отношении имущества, прав и обязательств ликвидированных организаций.
При этом обстоятельство отсутствия правопреемства у ОООП «Литературное сообщество писателей России» в отношении Союза писателей СССР и Литфонда СССР также установлено судебными актами по делам № А40-131220/2014, № А40-173545/12, № А40-118565/2010.
Обращаясь в суд апелляционной инстанции с жалобами, заявители указывают, что Арбитражный суд г. Москвы необоснованно отказал в применении срока исковой давности к заявленным требованиям.
Заявители полагают, что срок исковой давности подлежит исчеслению с момента издания Постановления Правительства от 01.06.1992 № 987-р, издания Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.10.1992 № 1978-р, с даты публикации отчета счетной палаты (2012 год), с момента внесения в ЕГРП записей о правах Литературного фонда России и иных лиц на спорное имущество.
Во всех указанных случаях сроки истекли не позднее конца 2015 г., то есть до подачи иска.
Судебная коллегия, рассмотрев данный довод, приходит к выводу о его несостоятельности в силу следующих причин.
В соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии сост. 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Распоряжением от 01.06.1992 № 987-р Правительство РФ согласилось с предложением Госкомимущества России о передаче в его распоряжение имущества Союза писателей СССР, находящегося на территории Российской Федерации. Конкретный перечень данного имущества в указанном распоряжении отсутствует.
На момент издания данного распоряжения спорный земельный участок еще находился во владении Российской Федерации в лице Литфонда СССР, который прекратил свою деятельность лишь в результате издания распоряжения Минюста России от 06.08.1992 № 231/16-3-23, которым аннулированы устав и свидетельство о регистрации Устава Литфонда СССР от 26.12.1991 и исключена из Государственного реестра Уставов (положений) общественных объединений, зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ, запись о Литфонде СССР под регистровым номером 515.
Таким образом, в результате издания распоряжения от 01.06.1992 № 987-р Российская Федерация в лице Госкомимущества России не могла узнать о нарушении ее прав и наличии оснований для истребования имущества из чужого незаконного владения.
Распоряжением от 28.10.1992 № 1978-р Правительство РФ указало на передачу ряда объектов недвижимого имущества Совета писателей СССР, расположенных на территории г. Москвы, во временное владение писательским организациям.
В названном распоряжении отсутствуют указания о передаче кому-либо спорного земельного участка площадью 8,47 га, в связи с чем и с момента издания данного распоряжения истец не мог узнать о каком-либо нарушении прав Российской Федерации, поскольку первым распорядительным актом, свидетельствующим о выбытии спорного имущества из владения истца, является постановление местной Администрации от 28.04.1994 №1019.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу, что срок исковой давности по требованию об истребовании имущества из чужого незаконного владения не может исчисляться с момента издания Распоряжения Правительства РФ от 28.10.1992 № 1978-р.
При этом, суд также принято во внимание, что решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.1993 по делу № К-2/295 удовлетворено требование о признании недействительными распоряжений Правительства РФ от 01.06.1992 № 987-р и от 28.10.1992 № 1978-р, а также Госкомимущества РФ от 28.11.1992 № 957-р.
Вместе с тем, в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 09.12.2016 по делу № А40-131220/2014 со ссылкой на постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.03.1993 по делу № К-2/295 отражено, что наличие у государства права собственности на часть имущества, переданного Союзу писателей СССР, может быть признано в судебном порядке при рассмотрении самостоятельного имущественного иска, что и реализовано истцом в рамках настоящего спора.
Судом дана верная оценка тому обстоятельству, что в материалы дела не представлены документы, подтверждающие, что истец, либо его правопредшественники должны были узнать до направления в их адрес поручения Администрации Президента РФ от 09.01.2014 № А4-25-6 о распорядительных актах Администрации от 28.04.1994 № 1019, от 31.10.1997 № 2730, а также иных актах, на основании которых земельные участки, расположенные в границах земельного участка, предоставленного Литфонду РСФСР, были переданы безвозмездно либо за плату физическим и юридическим лицам, в том числе доказательства их публикации, как и уведомления истца о выборе земельного участка и его предоставлении в порядке, предусмотренном п.п. 4, 5 Постановления Правительства РФ от 07.08.2002 № 576 «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю».
Опубликование в Бюллетене № 7 (175) от 2012 отчета Счетной палатой РФ о результатах контрольного мероприятия «Проверки использования в 2007 - 2010 годах и истекшем периоде 2011 года недвижимого имущества, включая земельные участки, организациями писателей», сами по себе не подтверждают то обстоятельство, что публично-правовое образование в лице Росимущества и его территориального органа с этого момента узнало о нарушении интересов РФ.
Знание других государственных органов о нарушении прав РФ относительно спорных объектов не означает, что РФ в лице уполномоченного органа - Росимущества и территориального органа знало о нарушении прав. Поручение Президента РФ от 03.07.2013 № Пр-1447 об обращении в суд с исками о признании права собственности РФ на недвижимое имущество, неправомерно оформленное при ликвидации Литературного фонда СССР, направленное письмом Администрации Президента РФ от 31.07.2013 № А60-25-1806, не содержит указание на надлежащего ответчика и на выбытие спорных объектов из государственной собственности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права. Между тем, в ЕГРП на спорные объекты отсутствует запись о регистрации права собственности ОООП «Литературное сообщество писателей России».
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Верховного Суда РФ от 27.01.2015 № 72-КГ14-7, действующее гражданское законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо в силу осуществления им профессиональной деятельности или объективных обстоятельств, должно было узнать о таком нарушении права.
С учетом приведенных разъяснений, срок для защиты права собственности Российской Федерации может быть исчислен лишь с момента, когда о таком нарушении узнал или должен был узнать не любой орган государственной власти Российской Федерации (Счетная палата РФ, Министерство внутренних дел РФ, Государственная Дума или Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Росреестр – в результате государственной регистрации права собственности, либо выполняемого им мониторинга земель и пр.), а орган государственной власти, уполномоченный на принятие соответствующих мер по судебной защите права собственности Российской Федерации, в рассматриваемом случае – Росимущество
Таким образом, Арбитражный суд г. Москвы пришел к верному выводу, что о нарушении прав Российской Федерации на спорные объекты Росимущество узнало из письма Администрации Президента РФ от 09.01.2014 № А4-25-6, поступившем в Росимущество 13.01.2014, в котором содержится перечень выбывших из собственности Российский Федерации объектов недвижимости, а также сведения о том, в чью собственность выбыли эти объекты, в связи с чем срок исковой давности не пропущен.
При этом суд дал верную оценку том обстоятельству, что фактически заявление ответчиком о пропуске срока исковой давности является злоупотреблением гражданскими правами.
Спорные объекты предоставлены общественной организации, прекратившей свою деятельность с Литературным фондом СССР в форме ликвидации, без передачи прав и обязанностей правопреемнику.
В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В силу п. 2 данной статьи в случае несоблюдения требований, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в силу п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения; по общему правилу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное; если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (п. 2 ст. 10 ГК РФ).
В абз. 11 п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 № 127 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что отказ в защите права лицу, злоупотребившему правом, означает защиту нарушенных прав лица, в отношении которого допущено злоупотребление. Таким образом, непосредственной целью названной санкции является не наказание лица, злоупотребившего правом, а защита прав лица, потерпевшего от этого злоупотребления. Следовательно, для защиты нарушенных прав потерпевшего суд может не принять доводы лица, злоупотребившего правом, обосновывающие соответствие своих действий по осуществлению принадлежащего ему права формальным требованиям законодательства.
По аналогичным спорам между Росимуществом и общественными организациями (№ А40-131220/2014, № А40-41425/2017, № А56-3379/2017) судами на основании ст. 10 ГК РФ (злоупотребление правом) ответчикам отказано в защите права.
В постановлении Девятого арбитражного апелляционного от 08.09.2016 по делу № А40-131220/2014, оставленном без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 09.12.2016, указано на то, что ссылка ответчика ОООП «Общероссийское литературное сообщество» на истечение срока исковой давности, по сути является злоупотреблением правом (абз. 2 стр. 47-абз. 1 стр. 48).
В решении Арбитражного суда г. Москвы от 18.03.2019, оставленном без изменения постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2019, и Арбитражного суда Московского округа (рез. часть оглашена 16.09.201) по делу № А40-41425/2017, указано, что в действиях ответчика и лиц, действовавших от его имени или в его интересах, имели место неоднократные недобросовестные действия, как и действия в обход закона с противоправной целью суд отказывает ответчику по правилам ст. 10 ГК РФ в защите зарегистрированного за ним права собственности на спорные здания, установленной абз. 2 п. 2 ст. 199 ГК РФ и не применяет к спорным правоотношениям срок исковой давности, в связи с чем не исследует обстоятельства, указанные ответчиком в качестве начала течения срока исковой давности.
Следовательно, установление судом обстоятельства истечения срока исковой давности не устраняет допущенное ответчиком злоупотребление правом и не делает незаконным и необоснованным неприменение абз. 2 п. 2 ст. 199 ГК РФ.
Довод заявителей жалоб о том, что судом неправильно истолковано и применено определение Конституционного Суда РФ от 12.02.2019 № 266-0 является ошибочным.
В абз. 1 п. 2.2. определения от 12.02.2019 № 266-0 указано, что упомянутые нормативные положения, не содержат неопределенности с точки зрения их соответствия Конституции РФ и не предполагают их произвольного толкования и применения.
Настаивая на признании не соответствующими Конституции РФ абз. 1 п. 1 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1, а также п. 3 раздела Iи п. 2 раздела IIПриложения 1 к данному Постановлению, заявитель фактически выражает несогласие с вынесенными по его делу актами арбитражных судов, в том числе в части правильности толкования и применения оспариваемых нормативных положений, и, по существу, ставит вопрос о принадлежности объектов недвижимого имущества городка писателей «Переделкино» конкретным собственникам.
Между тем Конституционный Суд РФ ранее неоднократно указывал, что в силу полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», он не рассматривает споры о конкретных имущественных правах, в том числе связанные с принадлежностью тех или иных объектов определенным собственникам (постановление от 10.09.1993 № 15-П и определение от 08.10.1999 № 172-0).
Разрешение такого рода споров между публично-правовыми образованиями и иными лицами осуществляется в соответствии с их компетенцией судами, которые, рассматривая соответствующие дела, не могут руководствоваться одним лишь формальным критерием отнесения спорного имущества, созданного до вступления в силу постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991№ 3020-1, к какой-либо из указанных в прилагаемом к названному нормативному акту перечне категории объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, а должны в каждом конкретном случае устанавливать, являлось ли спорное имущество государственной собственностью на момент ее разграничения, исходя из фактических обстоятельств, имеющих значение для решения этого вопроса, и в соответствии с подлежащими применению в данном деле правовыми нормами (в частности, правилами, действовавшими в период создания спорного имущества).
Проверка же законности и обоснованности принятых по делу заявителя правоприменительных решений, в том числе с точки зрения правильности выбора и применения правовых норм с учетом установленных фактических обстоятельств, не входит в компетенцию Конституционного Суда РФ, как она определена ст. 125 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» (абз. 2, 3, 4 п. 2.2 определения КС РФ от 12.02.2019 № 266-0).
Истец, заявив требования о виндикации объектов, созданных за счет государства, исходило из того, что на момент разграничения государственной собственности спорные в деле объекты являлись публичной собственностью, а не собственностью общественных организаций.
Определение Конституционного Суда РФ не содержит разъяснения о том, что недвижимое имущество, находившееся в пользовании у общественных организаций, не является публичной собственностью и к такому имуществу не применяется постановление № 3020-1.
Довод Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы о недоказанности истца права собственности на спорный земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимости также подлежит отклонению в силу следующих причин.
В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Закона № 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ, земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Поскольку расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0100211:182 спорные объекты на основании постановления ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 относятся исключительно к федеральной собственности, земельный участок, занятый зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ, также относится к федеральной собственности.
Также в абз. 2 ст. 7 Закона РФ от 15.04.1993 № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» указано, что земельные участки, которые расположены на территории города Москвы и право собственности Российской Федерации на которые признано федеральными законами или возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности.
Постановления, принятые Администрацией Ленинского района Московской области в отношении недвижимого имущества, право на которое у ОООП «Литературное сообщество писателей России» в порядке правопреемства не возникло, являются незаконными и обоснованно судом не приняты судом во внимание.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
При указанных обстоятельствах Администрация Ленинского района Московской области не имела законных полномочий по предоставлению в бессрочное пользование 1-му ответчику без согласия федерального собственника спорного земельного участка.
Довод Правительства и Департамента городского имущества г. Москвы о том, что Правительство Москвы является ненадлежащим ответчиком был рассмотрен судом первой инстанции и ему дана верная правовая оценка.
Так, Согласно ст. 23 Закона г. Москвы от 28.06.1995 «Устав города Москвы»: - разграничение государственной собственности на федеральную собственность и собственность города Москвы находится в совместном ведении Российской Федерации и города Москвы. Отнесение государственного имущества к собственности города Москвы осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и договором между Российской Федерацией и городом Москвой. Перечень объектов собственности Российской Федерации на территории города Москвы составляется и изменяется совместно Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы на основании Закона Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации», иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации (п. 1);
- разграничение собственности между городом Москвой и муниципальными
образованиями осуществляется в соответствии с настоящим Уставом и законами
города Москвы (п. 4);
- перечень передаваемых в собственность муниципальных образований
объектов, находящихся в собственности города Москвы, определяется законом города
Москвы (п. 5);
- город Москва может передавать часть объектов, находящихся в собственности города Москвы, в управление муниципальным образованиям в порядке и на условиях, установленных законами города Москвы.
Однако судом установлено, что спорное имущество относится к государственной собственности федерального уровня, а также Правительством Москвы и Департаментом городского имущества г. Москвы не доказано, что распоряжение земельным участком с кадастровым номером 50:21:0100211:182, на которое право собственности РФ не зарегистрировано, осуществляет муниципальное образование.
Поскольку спорный земельный участок, расположенный на территории г. Москвы, относится к землям, на которую не разграничена государственная собственность, распоряжение осуществляет непосредственно исполнительный орган субъекта РФ - Правительство Москвы либо подведомственный ему государственный орган - Департамент городского имущества г. Москвы
Кроме того, по аналогичному делу А40-250463/2015 решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.02.2018 удовлетворены требования Росимущества к Правительству Москвы о признании права собственности РФ на 21 земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, поселение Внуковское, пос. ДСК «Мичуринец».
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционные жалобы Правительства Москвы, Департамента городского имущества г. Москвы, Общероссийской общественной организации писателей «Литературное сообщество писателей России» являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 июня 2019 года по делу
№ А40-235713/16 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья Н.И. Панкратова
Судьи: А.В. Бондарев
О.В. Савенков