ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-5173/14 от 13.03.2014 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной Сторожки, 12,

адрес веб-сайта: http://9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-5173/2014-АК

г. Москва

14.03.2014 Дело № А40-151042/13

Резолютивная часть постановления объявлена 13.03.2014

Постановление в полном объеме изготовлено 14.03.2014

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Румянцева П.В.,

судей: Кольцовой Н.Н., Мухина С.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "ЗМ Россия"

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.12.2013 по делу № А40-151042/13, принятое судьей Лапшиной В.В. (94-1375)

по заявлению ЗАО "ЗМ Россия" (ОГРН 1027700133988, 121614, Москва, ул. рылатская, д.17, к. 3)

к Смоленской таможне (214027, Смоленск, ул. Лавочкина, д. 105)

о признании незаконным и отмене постановления

при участии:

от заявителя:

не явился, извещен;

от ответчика:

не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда г.Москвы от 27.12.2013, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении заявления ЗАО "ЗМ Россия" о признании незаконным и отмене постановления Смоленской таможни по делу об административном правонарушении от 19.09.2013 № 10113000-870/2012 о привлечении к административной ответственности ЗАО «ЗМ РОССИЯ» по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.

В обоснование принятого решения суд указал на наличие события правонарушения, наличие вины лица, привлекаемого к ответственности, отсутствие со стороны административного органа процессуальных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.

Заявитель не согласился с решением суда первой инстанции и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и удовлетворить заявленные требования. Считает, что оспариваемое постановление является необоснованным и принятым без учета обстоятельств, исключающих производство по настоящему делу об административном правонарушении.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу по имеющимся в деле доказательствам без их участия в соответствии со ст.ст.123, 156 АПК РФ.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.

Как следует из материалов дела, 21.02.2012 ЗАО «ЗМ Россия», подав через таможенного представителя в электронном виде на Стабнинский таможенный пост Смоленской таможни декларацию на товары (далее – ДТ) № 10113100/210212/0005353, предъявило к перемещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, среди прочего, товар, часть из которого представляет собой - «полнолицевую маску со сменными фильтрами защиты органов дыхания серии 6000 малая, ОКП 256820, арт. 70070843449, модель № 6700, изготовитель «ЗМ США», код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ЕТН ВЭД ТС) – 9020 00 000 0.

Товар поступил на таможенную территорию Таможенного союза в соответствии с внешнеторговым договором (контрактом) от 20.06.1997 № RU/11502704/100175, заключенным между ЗАО «ЗМ Россия» и фирмой «ЗМ Германия ГмбХ».

В рамках камеральной таможенной проверки, проведенной Смоленской таможней после выпуска товаров установлено, что товар, предъявленный к таможенному оформлению по ДТ № 10113100/210212/0005353, в соответствии с кодом ЕТН ВЭД ТС и наименованием соотносится с товарами, указанными в поз. 1.1.4.1. раздела 1 категории 1 и поз.7.1.1.раздела 5 категории 7 Списка товаров, технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 05.05.2004 № 580, действовавшего 20.03.2012, и с аналогичными позициями Списка товаров, технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2011 № 1661.

В соответствии с выводами, изложенными в заключении независимой идентификационной экспертизы товара (технологии) в целях экспортного контроля от 24.08.2012 № 021/1900-12 вышеуказанный товар попадает под действие Списков, в связи с чем, ввоз данного товара «полнолицевые маски со сменными фильтрами для защиты органов дыхания серии 6000 малая, модели №6700» в Российскую Федерацию допускается лишь на основании лицензии, выдаваемой Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (далее - ФСТЭК) России.

При помещении товара под таможенную процедуру выпуска внутреннего потребления по ДТ № 10113100/210212/0005353, лицензия ФСТЭК России на указанный товар таможенному органу не представлялась, что подтверждается письмом ЗАО «ЗМ Россия» от 29.11.2012, в котором данное общество признает, что в период с 28.11.2011 по 02.10.2012 лицензия ФСТЭК необходимая для ввоза на таможенную территорию Таможенного союза - ТС) товара - «полнолицевая маска со сменными фильтрами для защиты дыхания серии 6000 малая, ОКП 256820, арт. 70070843449, модель № изготовитель «ЗМ США», код ЕТН ВЭД ТС - 9020000000», у названного общества отсутствовала.

После таможенного оформления по ДТ № 10113100/210212/0005353, ФСТЭК России 03 декабря 2012 г. выдала ЗАО «ЗМ лицензию № Л6432455051929 на аналогичную продукцию, ввозимую по внешнеторговому контракту от 20.06.1997 № RU/11502704/100175 (данная выдана взамен аннулированной лицензии от 02.10.2012 №Л643245051586). Из информации, представленной в таможенный орган Научно- методическим центром по экспортному контролю ФГУП «Гостехстрой» следует, что результаты идентификационной экспертизы от 24.08.2012 № 021/1900-12 на рассмотренную в них продукцию могут быть распространены и на ранее действующий Указ Президента Российской Федерации от 05.05.2004 № 580 от 23.11.2012 №ЭК/212.

Согласно информации, представленной письмом ФСТЭК России от 12 № 240/55/2752, лицензия ФСТЭК России для ввоза товара на таможенную территорию ТС - «полнолицевая маска со сменными фильтрами для органов дыхания серии 6000 малая, ОКП 256820, арт. 70070843449, № 6700, изготовитель «ЗМ США», код ЕТН ВЭД ТС - 9020000000, только в октября 2012 года, действует с даты ее выдачи и не применяется на товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза (в Российскую Федерацию).

Вышеизложенные обстоятельства несоблюдения ЗАО «ЗМ Россия» установленных международными договорами государств - членов ТС, решениями ТС и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов ТС, запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ТС или в Российскую Федерацию, послужили основанием для вынесения Смоленской таможней в отношении ЗАО «ЗМ Россия» определения о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.

По результатам проведенного административного расследования в отношении ЗАО «ЗМ Россия» составлен протокол об административном правонарушении по ст. 16.3 КоАП РФ.

Смоленской таможней в лице заместителя начальника Панфилова Ю.Г. в отношении ЗАО «ЗМ Россия» 19.09.2013 вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.

Порядок привлечения заявителя к административной ответственности, в частности, положения 25.1, 28.2, 28.4, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюдены. Существенных и неустранимых нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10, не установлено. Постановление вынесено в срок, установленный ст.4.5 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 16.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения является порядок соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Объективную сторону правонарушения составляют несоблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ и (или) вывоз товаров с таможенной территории РФ.

При разграничении административных правонарушений, ответственность за которые установлена частью 3 статьи 16.2 и статьей 16.3 КоАП РФ, следует исходить из того, что по части 1 и части 2 статьи 16.3 КоАП РФ действие подлежит квалификации в том случае, когда несоблюдение указанных запретов и ограничений не связано с заявлением таможенному органу при декларировании недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах (п.31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов; контролируемые товары и технологии - сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов.

Статьей 19 Федерального закона РФ от 18.07.1999 N 183-ФЗ установлено, что внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий (в том числе прав на них) иностранным лицам, ввоз отдельных видов контролируемых товаров и технологий на таможенную территорию Российской Федерации в случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности государства или выполнения международных обязательств Российской Федерации, подлежат лицензированию. Номенклатура контролируемых товаров и технологий, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации подлежит лицензированию, устанавливается Правительством Российской Федерации на основании списков (перечней), указанных в статье 6 Закона об экспортном контроле.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона об экспортном контроле списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 05.05.2004 № 580, действовавшим до 20.03.2012, утвержден Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль. Аналогичный список, утвержден Указом Президента РФ от 17.12.2011 №1661, действующим с 20.03.2012.

Пунктом 1.1.4.1 категории 1 раздела 1 указанного Списка к товарам, подлежащим экспортному контролю, отнесены противогазы, коробки противогазов с фильтрами и оборудование для их обеззараживания, разработанные либо модифицированные для защиты от любого их ниже приведенных поражающих факторов, а также специально разработанные для них компоненты: а) бактериологических (биологических) агентов или токсинов, которые могут быть использованы в военных целях; радиоактивных материалов, которые могут быть использованы в военных целях; в) токсических химикатов, используемых в химическом оружии; г) химических средств для борьбы с массовыми беспорядками.

В примечании к пункту 1.1.4 указано, что настоящий пункт не применяется: а) к персональным радиационным дозиметрам; б) к снаряжению или системам, ограниченным конструктивно или функционально применением в технике безопасности в гражданских областях, таких, как горное дело, работы в карьерах, сельское хозяйство, фармацевтическая и медицинская промышленность, ветеринария, охрана окружающей среды, сбор и утилизация отходов или пищевая промышленность. В технических примечаниях указано, что пункт 1.1.4 включает снаряжение, системы и их компоненты, которые были сертифицированы, либо их работоспособность в отношении обнаружения или защиты от радиоактивных материалов, бактериологических (биологических) агентов или токсинов, которые могут быть использованы в военных целях, токсических химикатов, используемых в химическом оружии, имитирующих продуктов (заменителей) или химических средств для борьбы с массовыми беспорядками была подтверждена испытаниями, проведенными в соответствии с национальными стандартами, или иным способом, даже если такие системы, снаряжение или их компоненты используются в гражданских делах, таких, как горное дело, работы в карьерах, сельское хозяйство, фармацевтическая и медицинская промышленность, ветеринария, охрана окружающей среды, сбор и утилизация отходов или пищевая промышленность.

В соответствии с пунктом 7.1.1 категории 7 раздела 5 Списка товаров и технологий двойного назначения, к таким товарам аналогично отнесены противогазы, коробки противогазов с фильтрами и оборудование для их обеззараживания, разработанные либо модифицированные для защиты от любого их ниже приведенных поражающих факторов, а также специально разработанные для них компоненты: а) бактериологических (биологических) агентов или токсинов, которые могут быть использованы в военных целях; б) радиоактивных материалов, которые могут быть использованы в военных целях; в) токсических химикатов, используемых в химическом оружии; г) химических средств для борьбы с массовыми беспорядками, указанными в пункте 3.3.

Согласно примечанию к пунктам 7.1.1. и 7.1.2 указано, что данные пункты не применяются к снаряжению, удовлетворяющему любому из следующих требований: а) специально разработанному или модифицированному для военного применения; или б) ограниченному конструктивно или функционально применением в технике безопасности в гражданских областях, таких, как горное дел, работы в карьерах, сельское хозяйство, фармацевтическая и медицинская промышленность, ветеринария, охрана окружающей среды, сбор и утилизация отходов или пищевая промышленность.

В соответствии с техническими примечаниями пункты 7.1.1. и 7.1.2 включают снаряжение, системы и их компоненты, которые были сертифицированы, либо их работоспособность в отношении обнаружения или защиты от радиоактивных материалов, бактериологических (биологических) агентов или токсинов, которые могут быть использованы в военных целях, токсических химикатов, используемых в химическом оружии, имитирующих продуктов (заменителей) или химических средств для борьбы с массовыми беспорядками была подтверждена испытаниями, проведенными в соответствии с национальными стандартами, или иным способом, даже если такие системы, снаряжение или их компоненты используются в гражданских делах, таких, как горное дело, работы в карьерах, сельское хозяйство, фармацевтическая и медицинская промышленность, ветеринария, охрана окружающей среды, сбор и утилизация отходов или пищевая промышленность. При этом, в соответствии с Общим примечанием к Списку товаров и технологий, принадлежность конкретного товара или технологии к товарам и технологиям, подлежащим экспортному контролю, определяется соответствием технических характеристик этого товара или технологии техническому описанию, а также регистрационному номеру товара Реферативной службы по химии (CAS) (Chemical Abstracts Service Registry Number), приведенным в графе "Наименование" настоящего Списка. Коды ТН ВЭД, приведенные в настоящем Списке, носят справочный характер. В данном случае, рассматриваемый товар по своему наименованию, модели, артикулу соответствует аналогичному товару, который заключением независимой идентификационной экспертизы товара (технологии) в целях экспортного контроля признан входящим в Список, утвержденный Указом Президента РФ от 17.12.2011 № 1661, а также аналогичным товарам, на которые ФСТЭК России впоследствии ЗАО ЗМ "Россия" выдана лицензия от 02.10.2012 № Л6432455051586.

При этом письмами ФСТЭК России от 29.11.2012 № 240/55/2621 и от 23.11.2012 № ЭК/211-Т установлено, что лицензия ФСТЭК России для ввоза товаров - полнолицевые маски на таможенную территорию ТС получена обществом только в октябре 2012 года и данная лицензия не распространяется на товары, ранее ввезенные на территорию ТС, поскольку данная лицензия действует только с даты её выдачи. Согласно п. 15 Положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 691, оригинал лицензии на осуществление внешнеэкономических операций, связанных с перемещением контролируемой продукции через таможенную границу ТС, и заверенные владельцем ее копии предоставляются в таможенные органы РФ в установленном порядке.

Положение о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию ТС в" рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров утверждено решением Комиссии ТС от 22.06.2011 № 687.

В соответствии с п. 4 Положения, до перемещения лицензируемых товаров через таможенную границу ТС, оригинал лицензии представляется владельцем лицензии для постановки на контроль в таможенный орган того государства - члена ТС, на территории которого зарегистрирован владелец лицензии, а именно в таможенный орган, в подчинении которого находятся таможенные органы (структурные подразделения), в которых планируется произвести таможенное декларирование всех лицензируемых товаров. Таким образом, лицензия должна быть получена ЗАО «ЗМ Россия» в ФСТЭК России и зарегистрирована в Московской областной таможне до фактического перемещения товара через таможенную границу ТС.

Между тем на момент таможенного декларирования в комплекте документов к ДТ лицензия не представлялась, сведения о лицензии в графе 44 ДТ отсутствовали.

Ссылка заявителя на то, что в техническом описании на маски нет упоминания того, от каких именно токсичных газов, аэрозолей защищают маски, обоснованно признана судом первой инстанции несостоятельной, поскольку в техническом описании продукта говорится о фтороводороде (плавиковая к-та), указанным в списке химикатов, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль согласно Указу Президента РФ от 28.08.2001 № 1082.

Таким образом, как верно установил суд первой инстанции, рассматриваемый товар подпадает под действие Списка товаров и технологий двойного назначения и в соответствии с Федеральным законом «Об экспортном контроле» от 18.07.1999 и Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 691 «Об утверждении Положения о лицензировании внешнеэкономических операций...», на его ввоз необходима лицензия Федеральной службы по техническому и экспортному контролю РФ.

Ввоз товара без получения данной лицензии ФСТЭК России является нарушением действующих запретов и ограничений неэкономического характера.

Впоследствии обществом была получена лицензия на указанный товар, которая в настоящее время предъявляется им при декларировании спорного товара.

В случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат (пункт 16.1 постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

Поскольку у общества ЗАО ЗМ "Россия" имелась возможность для соблюдения запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, постольку им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

У общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч.1 ст.16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя возможности для исполнения обязанности по представлению документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в деле не имеется.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в ч.1 ст.16.3 КоАП РФ.

Доводам заявителя об отсутствии состава вмененного административного правонарушения, отсутствии вины общества в совершении данного правонарушения, судом первой инстанции была дана надлежащая оценка с учетом всех фактических обстоятельств настоящего дела.

Оснований не доверять выводам, сделанным в экспертном заключении, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Ссылка апеллянта на Вассенаарские договоренности, согласно которым утверждены два контрольных списка товаров двойного назначения не опровергает выводы суда первой инстанции о наличии в деянии общества состава вмененного ему административного правонарушения и не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.

Нарушений административным органом требований, предусмотренных КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении, а также порядка рассмотрения жалобы на постановление, являющихся основаниями для признания незаконными оспариваемых актов, не выявлено.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.

Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.12.2013 по делу № А40-151042/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья:

П.В. Румянцев

Судьи:

Н.Н. Кольцова

С.М. Мухин