ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-70136/2018
г. Москва Дело № А40-172862/18
февраля 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2019 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей: | ФИО1, Л.А. Москвиной, |
при ведении протокола | секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.10.2018 по делу № А40-172862/18 (92-2007), принятое судьей И.Н. Уточкиным,
по заявлению Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края
к Министерство финансов РФ,
третьи лица: 1) Управление Федерального казначейства по Красноярскому краю,
2) Федеральное Казначейство,
о признании недействительным решения,
при участии:
от истца: | не явился, извещен; |
от ответчика: | ФИО2 по дов. от 21.06.2017; |
от третьих лиц: | 1-2) не явились, извещены; |
У С Т А Н О В И Л:
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края (заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным приказа Министерства финансов Российской Федерации от 19.04.2018 № 282 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета» в размере 278 286,99 руб.
Решением от 25.10.2018 Арбитражный суд города Москвы в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается, что судом не дана надлежащая оценка обстоятельствам, имеющим значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и неправильно применены нормы материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям изложенным в отзыве, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать.
Представители заявителя и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в АПК РФ», рассмотрел дело в отсутствие заявителя и третьих лиц.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителя ответчика, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Красноярскому краю на основании приказов Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю от 16.01.2018 № 11 «О проведении внеплановой выездной проверки Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края» и от 25.01.2018 № 16 «О внесении изменений в приказ УФК по Красноярскому краю от 16.01.2018 № 11 в соответствии с утвержденной программой, проведена внеплановая выездная проверка.
Управлением Федерального казначейства по Красноярскому краю по результатам внеплановой выездной проверки подтверждения фактов нарушений условий софинансирования субсидий из федерального бюджета, выявленных по результатам инвентаризации исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), софинансирование которых осуществлялось из федерального бюджета в 2015-2016 годах, а именно не обеспечено условие софинансирования за счет средств бюджета Красноярского края, что повлекло перерасход средств федерального бюджета.
Нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) (статья 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Федеральным казначейством с учетом вышеуказанных норм бюджетного законодательства было направлено в Минфин России уведомление от 15.03.2018 № 07-04-04/09-4135 о применении к Правительству Красноярского края (Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края) бюджетных мер принуждения, в котором указана сумма бюджетного нарушения 278 286 рублей 99 копеек.
Пунктом 2.1 Соглашения установлен размер субсидии из федерального бюджета (28 180 500 рублей) и объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Красноярского края (местных бюджетах) на исполнение расходных обязательств Красноярского края по Соглашению № МТ-53/17 (11 664 600 рублей).
В соответствии с пунктом 8 Правил № 350 уровень финансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен ниже 5 процентов и выше 95% расходного обязательства.
Согласно пояснениям начальника отдела бюджетного планирования и консолидированной отчетности ФИО3 расчетный уровень софинансирования расходных обязательств Красноярского края в 2015 году составил 76%.
Объем поступившего из федерального бюджета финансирования согласно Приложению № 1 к Соглашению составил 39 845 100 рублей, в том числе: 28 180 500 рублей - объем финансирования за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета; 11 664 600 рублей - объем финансирования за счет средств бюджета Красноярского края и местных бюджетов Красноярского края.
При этом фактические расходы средств составили в общей сумме 39 451 623 рубля 20 копеек, в том числе: 28 180 500 рублей - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета; 11 271 123 рубля 20 копеек - за счет средств бюджета Красноярского края.
При общем объеме фактически использованных средств в размере 39 451 623 рублей 20 копеек субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 27 902 213 рублей 01 копейки (39 451 623,20 х 28 180 500,00/39 845 100,00).
Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 278 286 рублей 99 копеек (28 180 500,00 - 27 902 213,01).
Сроки выполнения обязательств Красноярского края по финансированию расходного обязательства определены пунктом 2.4.2. Соглашения № МТ-53/17 в соответствии с которым условием предоставления и расходования субсидии является наличие в бюджете Красноярского края на 2015 год бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства Красноярского края, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме не менее установленного пунктом 2.4.2 Соглашения № МТ-53/17 (т.е. не менее 11 664 600 рублей).
Следовательно,бюджетныеассигнованиянаисполнениерасходного обязательства по Соглашению № МТ-53/17 были направлены из бюджета Красноярского края в 2015 году в меньшем объеме, чем это было предусмотрено пунктом 2.4.2 Соглашения № МТ-53/17 (11 271 123 рубля 20 копеек вместо 11 664 600 рублей 00 копеек).
Из этого следует, что Правительством Красноярского края (Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края) было нарушено условие предоставления и расходования субсидии из федерального бюджета, предусмотренное пункта 2 Приложения № 1 к Соглашению № МТ-53/17, что образует состав бюджетного нарушения, предусмотренного ст. 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Федеральным казначейством в соответствии с пунктом 5 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации было направлено в Минфин России уведомление от 15.03.2018 № 07-04-04/09-4135 о применении к Правительству Красноярского края бюджетных мер принуждения.
В свою очередь, Минфином России издан приказ от 19.04.2018 № 282 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета».
Приказом от 19.04.2018 № 282 Федеральному казначейству предписано исполнить в 2018 году бюджетную меру принуждения в отношении Правительства Красноярского края (Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края) путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Красноярского края, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Красноярского края, в сумме 278 286 рубль 99 копейки, рассчитанной по состоянию на 15.03.2018, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет.
Посчитав оспариваемый приказ незаконным, Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2014 № 350 утверждена федеральная целевая программа Российской Федерации «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» (далее -ФЦП).
Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 512-п утверждена государственная программа Красноярского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов» (далее - Программа № 512-п).
Целью программы № 512-п являлось обеспечение охраны окружающей среды, экологической и радиационной безопасности населения Красноярского края, безопасностигидротехническихсооружений и сохранениебиологического разнообразия на территории Красноярского края.
Одним из государственных заказчиков ФЦП является Федеральное агентство водных ресурсов, (паспорт ФЦП).
Ответственным исполнителем государственной программы № 512-п является Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края (паспорт Программы № 512-п).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2015 № 1572-р утверждено распределение субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйственных гидротехнических сооружений, а также на ликвидацию бесхозяйных сооружений Красноярскому краю предусмотрена субсидия в размере 66 938 000,00 рублей.
В целях установления порядка и условий предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы бюджетам субъектов, утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов (далее - Правила № 350).
Субсидия предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ по защите от негативного воздействия вод (строительство, реконструкция объектов инженерной защиты и берегоукрепительных сооружений) и по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (капитальный ремонт и ликвидация бесхозяйных гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а так же капитальный ремонт и ликвидация бесхозяйных гидротехнических сооружений) (подпункты «б» и «в» пункта 3 Приложения № 11 к Правилам № 350).
Субсидия предоставляется Федеральным агентством водных ресурсов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (определенных сводной бюджетной росписью федерального бюджета), и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Федерального агентства водных ресурсов как получателя средств федерального бюджета (пункт 10 Приложения № 11 к Правилам № 350).
Условиями предоставления субсидии являются: а) наличие утвержденной государственной программы, предусматривающей реализацию мероприятий; б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии; в) заключение соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила № 999).
Вместе с тем Правила № 999 являются общими при распределении и предоставлении всех видов субсидии, определяемых их целевым назначением (пункты 3 и 4 Правил № 999).
При этом положения Правил № 999 необходимо учитывать при оценке действий государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по эффективному (неэффективному) использованию средств субсидий, предоставленных из федерального бюджета).
Правила № 999 предусматривают, в том числе порядок предоставления субсидий насофинансированиекапитальныхвложений в объектыгосударственной собственности субъектов Российской Федерации, и в этой связи также должны приниматься во внимание (пункт 6 Правил № 999).
Пунктом 22 Правил № 999 предусмотрено применение мер бюджетного принуждения, установленных бюджетным законодательством в случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения субъектом Российской Федерации условий ее предоставления.
В соответствии с абзацем четвертым статьи 23 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Следовательно, условия Правил №№ 350 и 999 обязательны для всех, в том числе для участников межбюджетных отношений, связанных с предоставлением субсидий из федерального бюджета.
В целях реализации мероприятий ФЦП между Федеральным агентством водных ресурсов (далее - Росводресурсы) и Правительством Красноярского края заключено Соглашение от 15.08.2015 № МТ-53/17 о предоставлении в 2015 году из федерального бюджета субсидии бюджету Красноярского края на софинансирование мероприятий региональных (муниципальных) целевых программ в области использования и охраны водных объектов в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» по направлению «Защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений» (капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, капитальный ремонт и ликвидация бесхозяйных гидротехнических сооружений) (далее - Соглашение № МТ-53/17) и дополнительное соглашение от 19.11.2015 № 1.
Предметом Соглашения № МТ-53/17 является предоставление Росводресурами в 2015 году бюджету Красноярского края субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской федерации на софинансирование мероприятий региональных (муниципальных) целевых программ в области использования и охраны водных объектов в рамках реализации ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 № 350.
В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения № МТ-53/17 объем софинансирования расходов за счет субсидии из федерального бюджета составляет 66 938 000 рублей.
При этом средства субсидии за счет средств федерального бюджета на капитальный ремонт гидротехнических сооружений в сумме 66 938 000 рублей предусмотрены бюджету Красноярского края на 2015 год Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2015 № 1572-р и доведены Красноярскому краю уведомлением по расчетам между бюджетами по бюджетным трансфертам ф.0504817 от 09.09.2015 № 000008/19/2865016.
В соответствии с пунктом 2.2. Соглашения № МТ-53/17 одним из условий предоставления и расходования субсидии являются наличие бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Красноярского края на исполнение расходного обязательства Субъекта, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета по реализации региональной программы с учетом установленного уровня софинансирования за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 2.6 Соглашения № МТ-53/17 перечисление Росводресурами субсидии осуществляется в соответствии с графиком перечисления в 2015 году субсидии из федерального бюджета бюджету Красноярского края по направлению «Защитаотнегативноговоздействиявод и обеспечениебезопасности гидротехнических сооружений» (капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, капитальный ремонт и ликвидация бесхозяйных гидротехнических сооружений) (приложение № 3 к Соглашению).
Финансирование мероприятий за счет средств, предусмотренных в бюджете Субъекта российской Федерации и прочих источников, осуществляется в соответствии с графиком финансирования в 2015 году (приложение № 4 к Соглашению).
В Законе Красноярского края от 01.12.2014 № 7-2877 «Об краевом бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» (подписаным Губернатором Красноярского края 15.12.2014) отражено софинансирование по Соглашению № МТ-53/17 за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации по мероприятию «Капитальный ремонт защитной дамбы на р. Енисей шт Шушенское Шушенского района» в сумме 28 180 500,00 рублей. (Объем поступившего из федерального бюджета финансирования составил 66 938 000 рублей).
Пунктами 3.1.1. и 3.1.3. Соглашения Федеральное агентство водных ресурсов обязуется довести до Красноярского края лимиты бюджетных обязательств на текущий финансовый год и предоставить Красноярскому краю субсидию при условии выполнения им условий, предусмотренных Соглашением.
Красноярский край в свою очередь обязуется: направить средства бюджета Субъекта Российской Федерации (местных бюджетов) в объеме 27 672 600,0 рублей и прочих источников в объеме 0 (ноль) рублей на финансирование мероприятий (объектов) согласно приложению № 1 к Соглашению с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением № 1; (пункт 3.3.4. Соглашения с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением № 1); обеспечить исполнение графика финансирования согласно приложению № 4 к Соглашению.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Соглашения (пункт 5.1 Соглашения).
В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения Субъектом Российской Федерации условий ее предоставления к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 5.4 Соглашения.)
При этом с учетом изложенных пунктов Соглашения № МТ-53/17 заявителю при заключении Соглашения было известно об условиях предоставления и расходования субсидии из федерального бюджета, а также о мерах, подлежащих применению в соответствии с бюджетным законодательством за нарушение указанных условий Соглашения, однако нарушения указанных условий были допущены заявителем.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договоромилисоглашениемобязанностипублично-правовогообразования (РоссийскойФедерации,субъектаРоссийскойФедерации,муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета; бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
В соответствии с пунктами 1,2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации; принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
УказанныерасходныеобязательствасубъектаРоссийскойФедерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходныхобязательствповыполнениюполномочийоргановместного самоуправления по вопросам местного значения.
Вместе с тем, расходное обязательство, возникающее при выполнении работы по мероприятию «Капитальный ремонт защитной дамбы на р. Енисей с. Казанцево Шушенского района» (далее - Мероприятие - I) в соответствии с условиями соглашения № МТ-53/17 является расходным обязательством субъекта Российской Федерации -Красноярского края.
Государственным заказчиком данного мероприятия является Администрация Шушенского района.
При этом Российская Федерация осуществляет софинансирование данного расходного обязательства путем предоставления субсидии бюджету Красноярского края (пункт 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, а так же путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Следовательно, при капитальном ремонте объекта государственной собственности получатель субсидии должен был обеспечить уровень софинансирования, то есть процентного соотношения средств федерального и регионального бюджета, установленного Приложением № 1 к Соглашению, а именно: из федерального бюджета 28 180 500 рублей, из регионального бюджета и местных бюджетов 11664,6 рублей.
Вместе с тем, как показала проверка (стр.7 акта проверки от 26.01.2018), кассовое исполнение в рамках Соглашения № МТ-53/17 составило 39 451 623,20 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 28 180 500 рублей, за счет средств бюджета Красноярского края и за счет средств местного бюджета 11 271 123,2 рублей, что не соответствует объему финансирования, предусмотренному Соглашением.
При таких обстоятельствах УФК по Красноярскому краю пришло к правомерному выводу о совершении Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в 2016 г. бюджетного нарушения, выразившегося в несоблюдении условий предоставления и расходования субсидии из федерального бюджета на финансирование мероприятий в рамках федеральной целевой программы Российской Федерации «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах».
За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Соглашения № МТ-53/17 Стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (пункт 5.1 Соглашения № МТ-53/17).
В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения Субъектом Российской Федерации условий ее предоставления к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 5.4 Соглашения № МТ-53/17).
Бюджетные нарушения, допущенные Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края, зафиксированы УФК по Красноярскому краю в акте выездной проверки от 26.01.2018.
Понятие бюджетного нарушения, а так же основания применения бюджетной меры принуждения закреплены в статьях 306.1 и 306.2 Бюджетного кодекса российской Федерации (далее - БК РФ).
Пунктом 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно пункту 5 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.
В соответствии со статьями 306.2 и 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 Кодекса, на основании уведомлений о применениибюджетныхмерпринужденияоргановгосударственного (муниципального) финансового контроля.
При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса. Бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения уведомления.
В соответствии с пунктом 10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329, Минфин России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кроме прочего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, валютной, банковской деятельности, издает приказы, имеющие как нормативный характер, так и ненормативный характер.
Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения устанавливается финансовым органом (пункт 4 статьи 306.2 БК РФ). Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.08.2014 № 74н утвержден Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств).
Пунктом 2 Порядка № 74н предусмотрено, что бюджетные меры принуждения подлежат применению Федеральным казначейством или Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с решением Министерства финансов Российской Федерации о применении бюджетных мер принуждения, принятым на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения Счетной палаты Российской Федерации, направленного председателем Счетной палаты Российской Федерации, или уведомления о применении бюджетных мер принуждения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, направленного руководителем Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в течение 30 календарных дней после получения Министерством финансов Российской Федерации уведомления.
Бюджетныеассигнованиянаисполнениерасходного обязательства по Соглашению № МТ-53/17 были направлены из бюджета Красноярского края в 2015 году в меньшем объеме, чем это было предусмотрено пунктом 2.4.2 Соглашения № МТ-53/17 (11 271 123 рубля 20 копеек вместо 11 664 600 рублей 00 копеек).
Из этого следует, что Правительством Красноярского края (Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края) было нарушено условие предоставления и расходования субсидии из федерального бюджета, предусмотренное пункта 2 Приложения № 1 к Соглашению № МТ-53/17, что образует состав бюджетного нарушения, предусмотренного ст. 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Принцип софинансирования расходов бюджета субъекта Российской Федерации заключается в одновременном расходовании переданных из федерального бюджета средств субсидии и средств бюджета субъекта Российской Федерации в установленной и согласованной между такими средствами пропорции на предусмотренные программные мероприятия (целевое использование), а не в получении экономии средств бюджета субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, нарушение условий софинансирования привело к необоснованной экономии бюджетных средств Красноярского края за счет расходования средств федерального бюджета (субсидии), а также к необоснованному финансированию за счет средств федерального бюджета дефицита бюджета Красноярского края, применительно к терминологии гражданского законодательства - к неосновательному обогащению бюджета Красноярского края за счет средств федерального бюджета.
Ссылка заявителя на обоснованность расходования средств федерального бюджета в связи с достижением значений показателей использования субсидии несостоятельна, поскольку значения показателей результативности предоставления субсидии достигнуты с нарушением условий Соглашения.
Субъектом не соблюдены условия предоставления и расходования субсидии, выделенной из федерального бюджета на реализацию Мероприятий, а именно не обеспечен уровень софинансирования, предусмотренный пунктом 2 Приложения № 1 к Соглашению № МТ-53/17 (за счет средств бюджета Красноярского края и за счет средств местных бюджетов), что повлекло перерасход средств федерального бюджета в общей сумме 278 286 рублей 99 копеек.
Факт перерасхода Субъектом средств федерального бюджета был установлен УФК по Красноярскому краю, которое осуществляет полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере на основании Указа Президента Российской Федерации от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере», Положения о Федеральном казначействе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации Российской Федерации.
Выездная внеплановая проверка проведена на основании приказов Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю от 16.01.2018 № 11 «О проведении внеплановой выездной проверки Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края» и от 25.01.2018 № 16 «О внесении изменений в приказ Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю от 16.01.2018 № 11 в соответствии с утвержденной программой, проведена старшим контролером-ревизором Контрольно-ревизионного отдела в социально-экономической сфере ФИО4 (руководитель проверочной группы), контролера-ревизора контрольно-ревизионного отдела в социально-экономической сфере ФИО5
В ходе контрольных мероприятий, в пределах своих полномочий, УФК по Красноярскому краю был составлен акт выездной проверки от 26.01.2018, с указанием на выявленные нарушения.
Бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 Бюджетного кодекса, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения уведомления.
При осуществлении полномочий Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения, обязательные к рассмотрению Министерством финансов Российской Федерации, содержащие основания для применения предусмотренных Бюджетным кодексом Российской бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.
На основании пункта 5 статьи 306.2 БК РФ при выявлении в ходе проверки (ревизии)бюджетныхнарушенийорганвнутреннегогосударственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1092. (далее - Правила).
Согласно абзацу третьему пункта 71 Правил уведомление о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения, в том числе подготовленное территориальным органом Федерального казначейства, направляется в Министерство финансов Российской Федерации руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства в определенный БК РФ срок.
Под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных мер принуждения (пункт 5 статьи 306.2 БК РФ).
Уведомление о применении бюджетной меры принуждения содержит описание совершенного бюджетного нарушения (бюджетных нарушений). Уведомление о применении бюджетных мер принуждения, в том числе подготовленное территориальным органом Федерального казначейства, направляется в Министерство финансов Российской Федерации руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства в определенный Бюджетный кодексом Российской Федерации срок.
Применение бюджетных мер принуждения осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. (Приказ Минфина России от 11 августа 2014 года № 74н).
Пунктом 2 Порядка № 74н предусмотрено, что бюджетные меры принуждения подлежат применению Федеральным казначейством или Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с решением Министерства финансов Российской Федерации о применении бюджетных мер принуждения, принятым на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения Счетной палаты Российской Федерации, направленного председателем Счетной палаты Российской Федерации, или уведомления о применении бюджетных мер принуждения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, направленного руководителем Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в течение 30 календарных дней после получения Министерством финансов Российской Федерации уведомления.
Вместе с тем основанием для направления уведомления от 15.03.2018 № 07-04-04/09-4135 в Минфин России явились выявленные УФК по Красноярскому краю в ходе проверки в Министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края бюджетные нарушения, совершенные органом исполнительной власти Красноярского края, выразившиеся в нарушении условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.
В соответствии с пунктом 10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329, Минфин России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кроме прочего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, валютной, банковской деятельности, издает приказы, имеющие как нормативный характер, так и ненормативный характер.
Следовательно, Минфин России в соответствии с указанными требованиями подготовил приказ от 19.04.2018 № 282 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета».
Данным приказом Минфина России №282 Федеральному казначейству поручалось исполнить в 2018 году бюджетную меру принуждения в отношении Правительства Красноярского края (Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края) путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Красноярского края, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Красноярского края, в сумме 278 286 рублей 99 копеек, рассчитанной по состоянию на 15.03.2018, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет, в соответствии со статьей 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что субсидии из федерального бюджета предоставлены бюджету субъекта Российской Федерации, и ответственность за обеспечение исполнения условий их предоставления возложена на субъект Российской Федерации в рамках рассмотрения уведомления в соответствии с пунктом 3 Порядка Министерством финансов Российской Федерации принято решение о применении именно в отношении Правительства Красноярского края бюджетной меры принуждения, в связи с чем и был издан спорный приказ №282 о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Красноярского края.
В проверяемом периоде заявителем не выполнены условия расходования субсидии, выделенной из федерального бюджета на реализацию Мероприятий.
При этом бюджетные нарушения подтверждаются актом внеплановой выездной проверки от 26.01.2018, проведенной УФК по Красноярскому краю в отношении Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, уведомлением о применении бюджетных мер принуждения от 15.03.2018 № 07-04-04/09-4135, а так же Соглашением № МТ-53/17.
Выездная проверка и оформление акта проверки осуществлены УФК по Красноярского края в пределах предоставленных статьей 269.2 БК РФ полномочий, Уведомление оформлено Федеральным казначейством так же в пределах предоставленных полномочий.
Таким образом, приказ №282 издан Министерством финансов Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий и на основании статей 306.8 и 242 БК РФ, поскольку получателем средств федерального бюджета по Соглашению № МТ- 53/17 Правительством Красноярского края (Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края) не выполнены обязательства по соблюдению условий предоставления межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно, не соблюдено условие софинансирования за счет средств бюджета Красноярского края, что повлекло перерасход средств федерального бюджета.
При этом заявитель не представил доказательств того, что оспариваемым приказом нарушены его права или законные интересы, либо созданы препятствия к осуществлению предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как показала проверка (стр.7 акта проверки от 26.01.2018), кассовое исполнение в рамках Соглашения № МТ-53/17 составило 39 451 623,20 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 28 180 500 рублей, за счет средств бюджета Красноярского края и за счет средств местного бюджета 11 271 123,2 рублей, что не соответствует объему финансирования, предусмотренному Соглашением.
При таких обстоятельствах УФК по Красноярскому краю пришло к правомерному выводу о совершении Министерства экологии и рационального природопользованияКрасноярского края в 2016 г. бюджетного нарушения, выразившегося в несоблюдении условий предоставления и расходования субсидии из федерального бюджета на финансирование мероприятий в рамках федеральной целевой программы Российской Федерации «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах».
За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Соглашения № МТ-53/17 Стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (пункт 5.1 Соглашения № МТ-53/17).
В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения Субъектом Российской Федерации условий ее предоставления к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 5.4 Соглашения № МТ-53/17).
Ссылка заявителя на обоснованность расходования средств федерального бюджета в связи с достижением значений показателей использования субсидии несостоятельна, поскольку значения показателей результативности предоставления субсидии достигнуты с нарушением условий Соглашения.
Субъектом не соблюдены условия предоставления и расходования субсидии, выделенной из федерального бюджета на реализацию Мероприятий, а именно не обеспечен уровень софинансирования, предусмотренный пунктом 2 Приложения № 1 к Соглашению № МТ-53/17 (за счет средств бюджета Красноярского края и за счет средств местных бюджетов), что повлекло перерасход средств федерального бюджета в общей сумме 278 286 рублей 99 копеек.
Факт перерасхода Субъектом средств федерального бюджета был установлен УФК по Красноярскому краю, которое осуществляет полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере на основании Указа Президента Российской Федерации от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере», Положения о Федеральном казначействе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации Российской Федерации.
В проверяемом периоде заявителем не выполнены условия расходования субсидии, выделенной из федерального бюджета на реализацию Мероприятий.
При этом бюджетные нарушения подтверждаются актом внеплановой выездной проверки от 26.01.2018, проведенной УФК по Красноярскому краю в отношении Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, уведомлением о применении бюджетных мер принуждения от 15.03.2018 № 07-04-04/09-4135, а так же Соглашением № МТ-53/17. Выездная проверка и оформление акта проверки осуществлены УФК по Красноярского края в пределах предоставленных статьей 269.2 БК РФ полномочий, Уведомление оформлено Федеральным казначейством так же в пределах предоставленных полномочий.
Таким образом, приказ № 282 издан Министерством финансов Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий и на основании статей 306.8 и 242 БК РФ, поскольку получателем средств федерального бюджета по Соглашению № МТ-12 53/17 Правительством Красноярского края (Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края) не выполнены обязательствапо соблюдению условий предоставления межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно, не соблюдено условие софинансирования за счет средств бюджета Красноярского края, что повлекло перерасход средств федерального бюджета.
Доводы заявителя о неприменении пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 «О формировании предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации», поскольку изменения внесены 11.12.2017, уже после заключения Соглашения сторонами, считаем несостоятельными и не могут приниматься во внимание исходя из следующего.
Подпункт «а(1)» пункта 10 Правил № 999 утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2017 № 1519, что указывает на распространение его действия только на бюджеты, сформированные с 2018 финансового года, соответственно субсидии, предоставленные из бюджета 2016 года, не подпадают под действие указанных изменений. В то же время положения подпункта «а(1)>> пункта 10 Правил № 999 регулируют не вопрос возврата средств федерального бюджета из бюджетов субъектов Российской Федерации, а установление уровней софинансирования в процентах в соглашениях, заключаемых с 2018 года.
Расчет размера перерасхода средств федерального бюджета выполнен по методике, утвержденной приказом Минфина России от 31.03.2017 № 53н, и основан на математических принципах расчета долей в общем объеме средств.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя о неприменении пункта 3 статьи 132 БК РФ исходя из следующего.
По смыслу эта норма устанавливает, что все условия и цели предоставления и расходования субсидий устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
УФК по Красноярскому краю в акте проверки зафиксировало несоблюдение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно необеспечение уровня софинансирования за счет средств бюджета субъекта, установленных Правилами, которые утверждены Правительством и Соглашением.
Норма пункта 3 статьи 132 БК РФ в данных правоотношениях применена в редакции действующий на момент заключения соглашения.
Таким образом, выводы заявителя о том, что обязательства субъекта Российской Федерации - Красноярского края по Соглашению № МТ-53/17 были исполнены Красноярским краем в полном объеме, необоснованные, противоречат фактическим обстоятельствам.
Предполагаемый размер расходного обязательства, как Российской Федерации, и так и Субъекта Российской Федерации, определяется при заключении Соглашения.
Таким образом, приказ № 282 издан Минфином России обоснованно и направлен на восстановление баланса интересов публично-правового образования - Российский Федерации, за счет перерасхода бюджетных средств которой Красноярский край получил необоснованную экономию средств своего бюджета при снижении общей потребности в бюджетных средствах на осуществление мероприятий государственной программы и в частности, - в средствах федерального бюджета.
Одновременно, Минфин России отмечает, что взысканная сумма средств не превышает размера ранее предоставленной суммы субсидии из федерального бюджета, следовательно, ее взыскание не нарушает права Красноярского края.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае не установлена.
Таким образом, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.10.2018 по делу № А40-172862/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: И.В. Бекетова
Судьи: Л.А. Москвина
ФИО1
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.