ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-9359/2012 от 21.06.2012 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-9359/2012

г. Москва Дело № А40-108901/11-149-719

27 июня 2012 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2012 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,

судей Е.В. Пронниковой, А.Р. Хвощенко,

при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Яцевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Пром РЭС" г. Владимир

на решение Арбитражного суда г. Москвы от «27» февраля 2012г. по делу №А40-108901/11-149-719 судьи Кузина М.М.

по заявлению ООО "Пром РЭС" (ОГРН 1033301804370, 600033, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Мещерская, д. 4)

к Федеральной службе по тарифам России,

третье лицо: Департамент цен и тарифов Администрации Владимирской области,

о признании незаконными действий

при участии:

от заявителя:

Антонов Н.Е. по дов. от 01.04.2012, Галайда С.В. по дов. от 01.04.2012

от ответчика:

Михеев И.Р. по дов. от 10.05.2012

от третьего лица:

не явился, извещен;

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Пром РЭС» (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Федеральной службы по тарифам (ФСТ России, ответчик), выразившихся в исключении ООО «Пром РЭС» из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) на 2011 год, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 30.12.2010 №499-э/4 и обязании включить ООО «Пром РЭС» в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) на 2011 год, утвержденный приказом Федеральной службы по тарифам от 30.12.2010 №499-э/4.

Решением от 27.02.2012 Арбитражного суда г. Москвы в удовлетворении заявленных ООО «Пром РЭС» требований отказано в полном объеме. Суд основывался на том, что действия ФСТ России соответствуют требованиям Федерального закона 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Не согласившись с принятым по делу решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что ООО «Пром РЭС» не является организацией, обязанной отчитываться по форме № 46-ЭЭ (передача), утвержденной Постановлением Росстата от 23.03.2007 № 29, следовательно, исключение ответчиком общества из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) на 2011 год по мотиву не предоставления названной формы отчетности необоснованно.

Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в отзыве, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать. Указал, что заявитель является сетевой организацией в пределах территории Владимирской области, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием электросетевого хозяйства, следовательно, обязан представлять данные по формам федерального государственного статистического наблюдения в адреса и сроки, установленные Постановлением Росстата от 23.03.2007 № 29.

Представитель третьего лица - Департамента цен и тарифов Администрации Владимирской области, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено судом в порядке ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьего лица.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанных мнений представителей сторон, считает обжалуемый акт подлежащим отмене, основываясь на следующем.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела ООО «ПромРЭС» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электроэнергии. Тариф на услуги по передаче электроэнергии устанавливается Департаментом цен и тарифов Администрации Владимирской области.

Постановлением Департамента цен и тарифов Администрации Владимирской области от 21.12.2010 № 48/12 установлены с 01.01.2011 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Владимирской области.

Тариф на услуги по передаче электрической энергии по сетям сетевой организации имеет две составляющие: ставка за содержание электрических сетей и ставка на оплату технологического расхода (потерь).

Постановлением от 21.12.2010 № 48/12 для ООО «Пром РЭС» установлен следующий тариф: ставка за содержание электрических сетей в размере 109491,90 руб./МВт. мес. и ставка на оплату технологического расхода (потерь) в размере 0,00 руб./МВт. ч.

Согласно Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (утв. Приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2) при расчете индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии используются потери электрической энергии в сети, учтенные в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности).

Согласно п.64 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» величина потерь электрической энергии в электрических сетях, входящая в состав платы за услуги по передаче, определяется в соответствии с действующим законодательством, исходя из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности).

ООО «Пром РЭС» были представлены предложения по технологическому расходу электроэнергии (мощности) - потерям в электрических сетях на 2011 год 31.03.2010 в Департамент цен и тарифов Администрации Владимирской области. Нормативные технологические потери электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям ООО«Пром РЭС», представленные в предложении по технологическому расходу электроэнергии (мощности) - потерям в электрических сетях на 2011 год утверждены Приказом Минэнерго России от 07.10.2008 № 113.

Департамент цен и тарифов Администрации Владимирской области в срок до 15.06.2010 направил в ФСТ России по системе ЕИАС предложения по технологическому расходу электроэнергии (мощности) - потерям в электрических сетях ООО «Пром РЭС» (форма 3.1.), а также сводные предложения региона по технологическому расходу электроэнергии (мощности) - потерям в электрических сетях (форма 3.1. свод.).

Из письма ФСТ России от 06.07.2011 № ЕП-5386/13, направленного в ООО «Пром РЭС» по запросу от 18.05.2011 № 17, следует, что приказом ФСТ России от 30.12.2010 №499-э/4 утвержден сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) на 2011 год по Владимирской области. При этом технологический расход электрической энергии (потери) в электрических сетях ООО«Пром РЭС» не включен в сводный прогнозный баланс ввиду не предоставления ООО «Пром РЭС» сведений об отпуске (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми организациями, установленных формой Федерального статистического наблюдения № 46-ЭЭ (передача), утвержденной Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 23.03.2007 № 29.

Не согласившись с указанными действиями ФСТ России, общество обратилось в арбитражный суд.

Изложенные фактические обстоятельства сторонами не оспариваются.

Нормой ч.2 ст.24 Федерального закона «Об электроэнергетике» установлено, что Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов формирует сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации с выделением объема поставок электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Согласно п. 5.3.5. Положения о Федеральной службе по тарифам (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332) ФСТ России формирует сводный прогнозный (плановый) баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации и субъектам оптового рынка с выделением объема поставок электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей.

В соответствии с п. 16 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации») порядокформирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности), а также внесения в него изменений и уточнений определяется Федеральной службой по тарифам.

Таким образом, оспариваемое действие совершено ФСТ России в рамках возложенных на нее полномочий.

Согласно ч. 3 ст. 24 Федерального закона «Об электроэнергетике» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимают участие в формировании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.

В соответствии с нормой ч. 2 ст. 21 Федерального закона «Об электроэнергетике» Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти осуществляют утверждение перечня предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, формы и порядка ее предоставления.

В рамках данной нормы Министерством энергетики Российской Федерации утвержден Перечень предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, форм и порядка ее предоставления (утв. Приказом Минэнерго от 07.08.2008 № 20, зарегистрирован в Минюсте РФ 05.09.2008 № 12232). Данный перечень не содержит требования о предоставлении данных по формам федерального государственного статистического наблюдения № 46-ЭЭ.

Во исполнение требования нормы ч. 2 ст. 24 Федерального закона «Об электроэнергетике» Приказом Федеральной службы по тарифам России от 10.06.2009 №125-э/1 (зарегистрирован в Минюсте РФ 24.07.2009 № 14403) утвержден Порядок формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации» (Порядок формирования сводного прогнозного баланса).

Согласно п. 6-7 Порядка формирования сводного прогнозного баланса основой для формирования сводного прогнозного баланса являются предложения, разрабатываемые, в том числе сетевыми организациями, оказывающими услуги по передаче электрической энергии (мощности), в части объемов электрической энергии (мощности) для компенсации потерь и величин присоединенной и заявленной мощности потребителей услуг сетевых организаций; при формировании сводного прогнозного баланса в целом по Единой энергетической системе России учитывается и отражается прогнозный расход электрической энергии (мощности) на ее передачу в электрических сетях (объем электрической энергии (мощности) для компенсации потерь) по каждой сетевой организации.

Пунктом 3 Порядка формирования сводного прогнозного баланса установлено, что сводный прогнозный баланс формируется согласно графику прохождения документов (приложение 1). В соответствии с графиком прохождения документов для утверждения сводного прогнозного баланса органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации по мере принятия решений в рамках проводимых в Федеральной службе по тарифам совещаний по согласованию предельных уровней тарифов, но не позднее 15 июня предшествующего года, должны представить в Федеральную службу по тарифам, а также субъектам ОРЭМ и поставщикам электрической энергии (мощности) предложения по технологическому расходу электроэнергии (мощности) - потерям в электрических сетях определенные сетевой организации (форма 3.1).

Как усматривается из содержания приказа ФСТ России от 10.06.2009 № 125-э/1, данный нормативный акт не возлагает на сетевые организации обязанность предоставлять данные по формам федерального государственного статистического наблюдения № 46-ЭЭ при формировании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности).

Исходя из требований указанных норм и правил, с учетом установленных обстоятельств дела суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ООО «Пром РЭС» были выполнены необходимые действия и представлены предусмотренные документы для включения общества в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности).

Суд первой инстанции пришел к выводу, что ООО «ПромРЭС» обязано, согласно п.2 постановления Федеральной службы государственной статистики от 23.03.2007 № 29, представлять данные по формам федерального государственного статистического наблюдения № 46-ЭЭ в адреса и сроки, установленные указанным постановлением.

Вместе с тем, судом не установлены и не учтены следующие имеющие значение для дела обстоятельства.

Из содержания постановления Федеральной службы государственной статистики от 23.03.2007 № 29 следует, что утвержденные формы федерального государственного статистического наблюдения предназначены для организации статистического наблюдения за деятельностью организаций в сфере электроэнергетики и теплоэнергетики.

Правила статистического наблюдения определены Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

В соответствии с нормой ст. 6 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» федеральное статистическое наблюдение в зависимости от способа проведения может быть сплошным (проводится в отношении всех субъектов (объектов) изучаемой совокупности (переписи) и выборочным (проводится в отношении отдельных субъектов (объектов) изучаемой совокупности на основе представительной (репрезентативной) выборки, полно и адекватно отражающей свойства изучаемой совокупности).

Согласно ответу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области от 13.06.2012 исх. № 06-01-39/1-269 отбор базовых организаций обрабатывающих производств и производства, передачи и распределения электроэнергии производится по методологии Росстата. Организация ООО «Пром РЭС» не вошла в список базовых организаций. В связи с чем, данные федерального статистического наблюдения по формам № 46-ЭЭ (полезный отпуск) и № 46-ЭЭ (передача) в адрес Владимирстата ООО «Пром РЭС» не представляет.

Названные обстоятельства подтверждают, что заявитель не может представить отчетность по форме № 46-ЭЭ в связи с ее объективным у него отсутствием, так как ООО«Пром РЭС» не является субъектом, обязанным подавать данные федерального статистического наблюдения в официальный орган статистики.

Кроме того, сама обязанность предоставления всеми сетевыми организациями данных федерального статистического наблюдения по форме № 46-ЭЭ не закреплена нормативным правовым актом в установленном порядке.

Согласно норме ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, как усматривается из приведенных норм и требований Федерального закона «Об электроэнергетике», Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, Федеральная служба по тарифам наделена полномочиями по определению порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии, что реализовано ФСТ России путем издания приказа от 10.06.2009 № 125-э/1.

Однако ответчиком вопреки требованию ч. 5 ст. 200 АПК РФ не представлены доказательства наличия установленной нормативным правовым актом либо названным приказом ФСТ России обязанности организаций, представляющих предложения по технологическому расходу электроэнергии (мощности) – потерям в электрических сетях, представлять в числе прочих документов данные по формам федерального государственного статистического наблюдения № 46-ЭЭ, равно как не представлены доказательства наличия норм, ставящих в зависимость от предоставления данных по формам № 46-ЭЭ, включение либо не включение сетевой компании в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности).

Вывод суда первой инстанции, что постановление Федеральной службы государственной статистики от 23.03.2007 № 29 обязывает ООО «Пром РЭС» предоставлять данные федерального статистического наблюдения по формам № 46-ЭЭ, сделан без учета нормы ст. 6 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», а также приказа ФСТ России от 10.06.2009 № 125-э/1.

Вопреки мнению представителя ФСТ России Федеральный план статистических работ (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р) не наделяет Федеральную службу по тарифам полномочиями принимать от юридических лиц и организаций данные федерального статистического наблюдения, а лишь относит ФСТ России к лицам, ведущим работы по формированию официальной статистической информации.

Вместе с тем, как усматривается из ответа ФСТ России заявителю от 06.07.2011 №ЕП-5386/13, причиной не включения технологического расхода электрической энергии (потери) в электрических сетях ООО «Пром РЭС» в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии на 2011 год, послужило не предоставление обществом сведений по форме № 46-ЭЭ за отчетные периоды 2009 – 2010 гг.

При этом, изменения, касающиеся включения в распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р ФСТ России как лица, ведущего работы по формированию официальной статистической информации по отпуску (передаче электроэнергии потребителям (п. 58.3), внесены только 29.07.2010, то есть после подачи сводных предложений регионов по технологическому расходу электроэнергии (мощности) - потерям в электрических сетях (форма 3.1. свод.) в соответствии с графиком (приложение 1 к приказу ФСТ России от 10.06.2009 № 125-э/1). Указаний, что соответствующие полномочия у ФСТ России возникают и в отношении предшествующих периодов, распоряжение не содержит.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает не основанным на законе или ином нормативном акте требование ФСТ России о предоставлении ООО «Пром РЭС» данных федерального статистического наблюдения по формам № 46-ЭЭ и, как следствие, не соответствующими закону или иному нормативному акту действия Федеральной службы по тарифам, выразившиеся в исключении ООО «Пром РЭС» из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) на 2011 год.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Оспариваемые действия ФСТ России привели к тому, что расходы ООО «Пром РЭС» на компенсацию потерь электрической энергии при передаче электроэнергии по сетям потребителям не включены в тариф на содержание электрических сетей в 2011 году.

Таким образом, имеет место нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Учитывая, что в соответствии с п. 12 Порядка формирования сводного прогнозного баланса органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов определяют уровень потребности субъекта Российской Федерации в электрической энергии и мощности на основе прогноза электропотребления с учетом динамики его изменения за предыдущие 3 года, суд апелляционной инстанции полагает необходимым в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя (ч. 5 ст. 201 АПК РФ) обязать ответчика включить ООО "Пром РЭС" в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) на 2011 год.

Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и не применением судом закона подлежащего применению (п. 3,4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), а требования заявителя - удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда г.Москвы от «27» февраля 2012 года по делу №А40-108901/11-149-719 отменить.

Признать незаконными действия Федеральной службы по тарифам, выразившиеся в исключении ООО "Пром РЭС" из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) на 2011 год, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 30.12.2010 №499-э/4.

Обязать включить ООО "Пром РЭС" в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) на 2011 год, утвержденный приказом Федеральной службы по тарифам от 30.12.2010 №499-э/4.

Взыскать с Федеральной службы по тарифам в пользу ООО "Пром РЭС" госпошлину по заявлению в сумме 2000 (две тысячи) рублей и госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья: Д.В. Каменецкий

Судьи: Е.В. Пронникова

А.Р. Хвощенко

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.