ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-9910/14 от 21.04.2014 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-9910/2014

г. Москва Дело № А40-154968/2013

28 апреля 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2014 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи

Якутова Э.В.

Судей

Каменецкого Д.В.

Свиридова В.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Муртазалиевым А.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале № 15 апелляционную жалобу ЦМТУ Росстандарта на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.01.2014 по делу № А40-154968/2013 судьи Полукарова А.В. (154-1420)

по заявлению ОАО «Мосэнергосбыт» (ОГРН <***>; 117312, <...>)

к ЦМТУ Росстандарта

о признании незаконным и отмене предписаний

при участии:

от заявителя: ФИО1 по дов. от 02.12.2013;

от ответчика: не явился, извещен,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.01.2014 удовлетворено заявление ОАО «Мосэнергосбыт» (далее – Общество) о признании недействительными предписаний Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – ЦМТУ Росстандарта) от 18.10.2013 № 413/69-ПР и от 18.10.2013 № 413/69-ПР/1.

ЦМТУ Росстандарта не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда целиком и отказать ОАО «Мосэнергосбыт» в удовлетворении заявленного требования.

Указывает на то, что Общество является непосредственным поставщиком электроэнергии для потребителей и на нем лежит обязанность поставлять потребителям электрическую энергию, соответствующую установленным требованиям.

Пояснил, что Общество осуществляет реализацию продукции (электрической энергии), подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия.

Ссылается на преюдициальное значение при рассмотрении данного дела выводов Арбитражного суда Московской области по делу о привлечении Общества к административной ответственности.

В отзыве на апелляционную жалобу Общество считает ее доводы не обоснованными, и не подлежащими удовлетворению.

Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя ЦМТУ Росстандарта, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель Общества поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.

Указал на то, что Общество, являясь энергосбытовой организацией, и не являясь владельцем электросетевого оборудования, не имеет возможности обеспечить сертификацию электрической энергии.

Пояснил, что в соответствии с нормативными актами обязательным условием сертификации является право владения субъектом электроэнергетики на законном основании распределительными сетями и иными объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказываются услуги по передаче электрической энергии.

Полагает, что возложение оспариваемым предписанием на Общество обязанности по обеспечению сертификации электрической энергии в электрических сетях общего назначения незаконно.

Обращает внимание на неисполнимость предписания, поскольку из него не следует четкого указания, какие именно действия надлежит совершить Обществу в рамках разработки программы мероприятий.

Отметил, что деятельность по сертификации электроэнергии является регулируемой деятельностью, и затраты на указанную деятельность заложены в тариф на услуги по передаче электроэнергии, устанавливаемый регулирующими органами для сетевых организаций.

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя Общества, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Региональной энергетической комиссии г. Москвы от 13.07.2012 № 152 «О перечне гарантирующих поставщиков электрической энергии и зонах их деятельности на территории города Москвы», ОАО «Мосэнергосбыт» имеет статус гарантирующего поставщика электрической энергии на территории города Москвы.

Согласно уставным задачам, а также в соответствии с Разделительным балансом ОАО «Мосэнерго» (из которого в 2005 году выделились ОАО «Мосэнергосбыт» и ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» (ОАО «МОЭСК»), у ОАО «Мосэнергосбыт» отсутствует электросетевое оборудование и иное имущество, связанное с передачей электрической энергии по электрическим сетям, которое в полном объеме по Разделительному балансу перешло ОАО «МОЭСК».

Собственником электросетевого оборудования, с помощью которого электрическая энергия поставляется конечным потребителям ОАО «Мосэнергосбыт», является сетевая организация (в данном случае – ОАО «МОЭСК»).

В период с 23.09.2013 по 18.10.2013 должностными лицами административного органа в соответствии с приказом заместителя руководителя ЦМТУ Росстандарта от 11.09.2013 № 413/69-ОБ в связи с поступлением обращения ФИО2, проживающего по адресу: <...>, на ненадлежащее качество электроэнергии в жилых домах по ул. Доватора, была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Обществом обязательных требований и правил обязательной сертификации при выпуске в обращение, реализации, продаже электроэнергии.

В ходе проверки было установлено, что в сопроводительных документах на реализуемую Обществом электрическую энергию отсутствуют сведения о сертификате соответствия на электрическую энергию.

Результаты проверки отражены в Акте от 18.10.2013 № 413/69.

На основании Акта проверки ЦМТУ Росстандарта вынесены предписания №№ 413/69-ПР, 413/69-ПР/1, согласно которым ОАО «Мосэнергосбыт» вменено в обязанность:

- в срок до 18.01.2014 устранить нарушения обязательных требований ГОСТ 13109-97 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах общего назначения», Правил по проведению сертификации в РФ, Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрено подтверждение соответствия в форме принятия декларации о соответствии», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982, Правил проведения сертификации электрооборудования и электрической энергии», утвержденных постановлением Госстандарта РФ от 16.07.1999 № 36, ст.28 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

- разработать Программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и в срок до 31.10.2013 согласовать указанную Программу с Заместителем руководителя ЦМТУ Росстандарта.

Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что исполнение оспариваемых предписаний возможно только с участием собственника (владельца) электрических сетей, которым Общество не является.

При этом, суд правомерно указал на то, что в силу п.п. 2, 15 Правил дискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. Кроме того, сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям.

В соответствии с условиями договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 04.09.2001, заключенного между ОАО «Мосэнергосбыт» (Заказчик) и ОАО «МОЭСК» (Исполнитель) в обязанности Исполнителя входит:

- обеспечение передачи принятой в свою электрическую сеть электроэнергии от точек приема до точек поставки в соответствии с согласованными параметрами надежности и с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств;

- обеспечение качества и иных параметров передаваемой электроэнергии, которые должны соответствовать техническим регламентам и требованиям ГОСТ 13109-97, что должно подтверждаться сертификатом соответствия, выданного Исполнителю уполномоченным органом;

- нести ответственность за отклонение показателей качества электроэнергии сверх величин, установленными обязательными требованиями настоящего договора и законодательства.

В силу Закона об электроэнергетике и Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению, подлежат государственному регулированию.

Согласно п.32 Основ ценообразования расходы на расширение распределительных устройств и установку компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства) в целях обеспечения надежности работы присоединяемых эиергоприиимагощих устройств и ранее присоединенных потребителей, а также расходы па установку па принадлежащих сетевой организации объектах электросетевого хозяйства устройств компенсации и регулирования реактивной мощности и иных устройств, необходимых для поддержания требуемых параметров надежности и качества электрической энергии, включаются в тариф на услуги по передаче электрической энергии на основании утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы сетевой организации.

В структуре тарифа на электрическую энергию ОАО «Мосэнергосбыт» указанные составляющие отсутствуют, так как последнее осуществляет энергосбытовую деятельность (доходом ОАО «Мосэнергосбыт» является установленная регулирующим органом сбытовая надбавка, а не оказание услуг по передаче электроэнергии), и не имеет на балансе электросетевого оборудования.

Действующим законодательством в области электроэнергетики и сертификации возложение обязанности по сертификации электроэнергии как товара на гарантирующего поставщика не предусмотрено.

В целях исполнения принятых на себя обязательств ОАО «Мосэнергосбыт» закупает электрическую энергию на оптовом рынке электрической энергии у ОАО «Мосэнерго» для последующей ее продажи на розничном рынке конечным потребителям, в том числе населению, следовательно, является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территориях г.Москвы и Московской области, а не владельцем электрической сети.

Порядок сертификации электрической энергии, отпускаемой потребителям, утвержден постановлением Госстандарта РФ от 16.07.1999 № 36 «О правилах проведения сертификации электрооборудования» (раздел VII) (далее – Правила № 36).

В силу п.8.1 Правил № 36 обязательной сертификации подлежит электрическая энергия, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в соответствии с Законом РФ от 07.021992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Согласно п.8.9 Правил № 36 испытания электрической энергии для сертификации проводит аккредитованная испытательная лаборатория (центр) в контрольных пунктах распределительных электрических сетей (центрах питания).

В соответствии с п.п. 8.1 и 8.2 Правил сертификации объектом сертификации является электрическая энергия в распределительных сетях.

Согласно п.8.5 Правил заявка на сертификацию электрической энергии должна содержать приложение, в котором указывают перечень распределительных электрических сетей (центров питания), заявляемых для проведения сертификации электрической энергии.

В этой связи ОАО «Мосэнергосбыт», являясь гарантирующим поставщиком и не являясь владельцем электросетевого оборудования, не имеет возможности обеспечить сертификацию электрической энергии.

В соответствии с ГОСТ Р 53333-2008, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 25.12.2008 № 787-СТ, распределительная электрическая сеть – электрическая сеть, присоединенная к центру питания, обеспечивающая распределение электрической энергия между потребителями электрической энергии (п.3.11 ГОСТ).

Центр питания – распределительное устройство генераторного напряжения электростанции или распределительное устройство вторичного напряжения трансформаторной подстанции энергокомпании, к которому присоединены сети данного района (региона) по месторасположению обследуемых потребителей (п.3.16 ГОСТ).

Сетевая организация – энергокомпания, владеющая на праве собственности или ином основании, установленном федеральными законами, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям (п. 3.11 ГОСТ).

В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 обязательной сертификации подлежит электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.

Показатели и нормы качества электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц установлены ГОСТом 13109-97 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения», введенным в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.08.1998 № 38.

Стандарт устанавливает показатели и нормы качества электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц в точках, к которым присоединяются электрические сети, находящиеся в собственности различных потребителей электрической энергии, или приемники электрической энергии (точки общего присоединения).

В соответствии с п.3.1 ГОСТа 13109-97 под системой электроснабжения общего назначения понимается совокупность электроустановок и электрических устройств энергоснабжающей организации, предназначенных для обеспечения электрической энергией различных потребителей (приемников электрической энергии).

Под электрической сетью общего назначения является электрическая сеть энергосбнажающей организации, предназначенной для передачи электрической энергии различным потребителям (приемникам электрической энергии, потребителем электрической энергии является юридическое или физическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью).

Согласно п.15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, при исполнении договора сетевая организация обязана: обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

Исходя из этого, суд правильно отметил, что обязательным условием сертификации является право владения субъектом электроэнергетики на законном основании распределительными сетями и иным объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказываются услуги по передаче электрической энергии.

При этом, суд первой инстанции констатировал, что ОАО «Мосэнергосбыт», являясь гарантирующим поставщиком, не имеет распределительных сетей и иных объектов, участвующих в передаче электроэнергии.

Данное обстоятельство заинтересованным лицом признается и не опровергается.

Правильно указав на то, что обязательной сертификации подлежит не просто электрическая энергия как товар, а электрическая энергия как товар, поставляемый по электрическим сетям, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что возложение на ОАО «Мосэнергосбыт обязанности по сертификации электрической энергии является невозможным с точки зрения действующего гражданского законодательства, так у Общества на балансе отсутствует энергопринимающее оборудование и электрические сети, а в силу ст.210 ГК РФ право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит собственнику указанного имущества.

Не могут быть признаны относимыми к предмету рассмотрения по настоящему делу ссылки ЦМТУ Росстандарта на преюдициальный характер решения Арбитражного суда Московской области от 17.01.2014 по делу № А41-57256/13.

В силу ч.2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Исходя из этого, преюдициальное значение для судов имеют установленные конкретные фактические обстоятельства по делу, но никак не оценка указанных обстоятельств, с учетом представленных доказательств по тому или иному спору.

Таким образом, оценка судом по делу А41-57256/13 субъективной стороны вмененного Обществу правонарушения не может носить при рассмотрении настоящего дела преюдициального значения.

При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.

Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Принимая во внимание изложенное и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.01.2014 по делу № А40-154968/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья: Э.В. Якутов

Судьи: Д.В. Каменецкий

В.А. Свиридов

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.