ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 10АП-12655/13 от 23.12.2013 Десятого арбитражного апелляционного суда

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

30 декабря 2013 года

Дело № А41-35608/13

Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2013 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,

судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Масаевым З.Х.,

при участии в заседании:

от Комитета по лесному хозяйству Московской области – ФИО1 (представителя по доверенности от 19.03.2013 № 30-96/дов);

от открытого акционерного общества «Московская объединенная электросетевая компания» – ФИО2 (представителя по доверенности от 25.06.2013),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по лесному хозяйству Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 14.11.2013 по делу № А41-35608/13, принятое судьей Гейц И.В.,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Московская объединенная электросетевая компания» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об отмене постановления Комитета лесного хозяйства Московской области (далее – комитет) от 17.07.2013 № 8-044/2013 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административной правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде 100 000 рублей штрафа.

Решением Арбитражного суда Московской области от 14.11.2013 требование удовлетворено.

В апелляционной жалобе комитет просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Представитель комитета в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.

Установив 14.05.2013, что на лесном участке в 11 квартале, выделе 10, вблизи д. Малеевка на протяжении 0,9 км линии ЛЭП, расположенной на землях государственного лесного фонда (территория Краснохолмского участкового лесничества), находится спиленная древесина мягколиственных и хвойных пород у стены леса, не опаханная, порубочные остатки измельчены частично, основная масса порубочных остатков не убрана, лежит на месте обрубки у стены леса и частично в лесу (акт от 14.05.2013), комитет в тот же день – 14.05.2013 – вынес определение о возбуждении дела об административном правонарушении, 13.06.2013 составил в отношении общества протокол об административном правонарушении, выдал предписание ему об устранении выявленного нарушения в срок до 12.08.2013 и 17.07.2013 вынес постановление № 8-044/2013 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, в виде 100 000 рублей штрафа.

Как следует из постановления комитета, обществу в качестве объективной стороны состава административного нарушения вменено несоблюдение пунктов 19, 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" (далее – Правила пожарной безопасности в лесах, Правила), в период особого противопожарного режима, введенного в Московской области постановлением Губернатора Московской области от 26.04.2013 № 104-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности».

Удовлетворяя требование о признании незаконным и отмене данного постановления комитета, суд первой инстанции указал на то, что общество не имеет право распоряжаться древесиной, не является ее собственником и не может нести затраты по содержанию чужого имущества.

Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба комитета не подлежит удовлетворению ввиду следующего.

Частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.

Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Согласно пункту 19 Правил срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

В соответствии с пунктом 34 Правил просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.

Согласно пункту 35 Правил при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов. Для реализации указанных целей сетевая организация заключает договоры подряда, в которых подрядная организация принимает на себя обязательства по реконструкции воздушных линий электропередачи, связанные с расширением просеки воздушных линий, обязуясь при этом соблюдать требования действующего законодательства, в том числе и правил пожарной безопасности в лесах.

В данном случае обществом (заказчиком) заключен с другим юридическим лицом – закрытым акционерным обществом «Сандимакс» (подрядчиком) – договор подряда от 10.01.2012 № РП-01/4 на выполнение комплекса работ по расширению просеки ВЛ-35-220кВ в соответствии с проектно-сметной документацией (сплошная рубка лесных насаждений в просеках под ВЛ (включая валку деревьев, их трелевку, разделку, трелевку и складирование в штабеля по сортименту с их опашкой (обвалкой штабелей), уборку и утилизацию порубочных остатков, проведение иных работ) на площади 168,20 га (пункт 1.1 договора).

В соответствии с пунктом 4.27 договора подрядчик обязался сдавать заготовленную древесину собственникам, в том числе путем подготовки и направления уведомлений подразделениям Росимущества как представителю собственника - Российской Федерации или иным собственникам (при наличии информации о них) с учетом положений статей 210, 211 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее Гражданский кодекс), положений Гражданского кодекса о действиях в интересах третьего лица вместе с информацией в соответствии с Правилами реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 № 604, или иным путем в случае изменения лесного законодательства или поступления указаний собственников, основанных на требованиях законодательства Российской Федерации, обязательных к исполнению подрядчиком и (или) заказчиком.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс, Кодекс) строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.

В соответствии со статьей 45 Лесного кодекса использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Кодекса (часть 1 статьи 45 Кодекса); в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков (часть 4 статьи 45 Кодекса); порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 45 Кодекса).

Пунктом 16 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 № 223 предусмотрено, что лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами.

При этом частью 2 статьи 20 Лесного кодекса закреплено право собственности Российской Федерации на древесину, полученную при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Кодекса.

Подпунктами "а" и "б" пункта 21 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160, установлено, что для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, в охранных зонах сетевых организаций, осуществляется вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.

Согласно части 3 статьи 20 Лесного кодекса порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Кодекса, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 6 Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 № 604 (далее – Правила реализации древесины), местом нахождения древесины является земельный участок, предоставленный лицу, использующему леса для целей, в том числе для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, то есть просеки трасс линий электропередачи, без права передвижения заготовленного леса.

Таким образом, у общества отсутствовали законные основания для перемещения древесины.

В соответствии с пунктом 5 Правил реализации древесины Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество) как продавец «б) осуществляет подготовку сообщения о подлежащей реализации древесине … и его публикацию в периодическом печатном издании, определяемом продавцом, а также размещение указанного сообщения на официальном сайте продавца в сети Интернет…; в) рассматривает заявки юридических и физических лиц…; г) осуществляет регистрацию заявки в журнале приема заявок с указанием даты и времени их поступления; д) заключает договоры купли-продажи древесины; е) осуществляет подготовку и публикацию сообщения об итогах реализации древесины»

Учитывая, что древесина является собственностью Российской Федерации, интересы которой в силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 № 604 представляет Росимущество, решение реализации древесины возложено на последнее.

При этом, по мнению апелляционного суда, в договоры купли-продажи древесины могут быть включены условия о вывозе, хранении и содержании древесины покупателями. Оснований, которые могли бы препятствовать включению таких условий в эти договоры, не усматривается.

Таким образом, при реализации древесины может быть решен вопрос о вывозе с лесного участка древесины, ее хранения и содержания.

При этом общество не имело права распоряжаться древесиной, так как не является ее собственником.

Кроме того, работы, предусмотренные упомянутым договором подряда (валка деревьев, их трелевка, разделка, трелевка и складирование в штабеля по сортименту с их опашкой (обвалкой штабелей), уборка и утилизация порубочных остатков) проводились в марте 2012 года (акт приемки выполненных работ от 26.03.2012). Уведомлением от 16.05.2012 подрядчик известил Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве и ТУ ФАУГИ по Московской области о завершении этих работ. По объяснениям представителя общества в судебном заседании апелляционного суда, не опровергнутым присутствовавшим в судебном заседании представителем комитета, наличие веток, стволов деревьев, нахождение их у стены леса и в лесу, могло быть связано с действиями иных лиц за время, прошедшее с момента выполнения работ (март 2012 года) до проведения осмотра лесного участка (май 2013 года), то есть более одного года.

Каких-либо действий, связанных с реализацией древесины, ее перемещением с лесного участка, ни ТУ ФАУГИ по Московской области, ни Росимущество не предприняло. Доказательства обратного не представлено.

В материалах дела имеется письмо Росимущества от 10.10.2013 № 12/47457, подписанное начальником Управления по работе с арестованным, конфискованным, обращенным в собственность государства и иным изъятым имуществом ФИО3., в ответ на запрос общества о древесине, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса.

В данном письме Росимущество сослалось на отсутствие у него соответствующих полномочий и на то, что «финансирование данных функций не предусмотрены ни Постановлением № 604, ни сметой расходов Росиимущества». Что препятствовало ТУ ФАУГИ по Московской области/Росимуществу реализовать древесину, находящуюся на лесном участке, и возложить обязанность на покупателей древесины вывезти ее с лесного участка в этом письме не указывается.

При таких обстоятельствах общество в данном случае неправомерно привлечено к административной ответственности.

Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда не усматривается.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 14.11.2013 по делу № А41-35608/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий cудья

Е.Е. Шевченко

Судьи

Е.Н. Виткалова

М.А. Немчинова