ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 10АП-12815/14 от 24.11.2014 Десятого арбитражного апелляционного суда

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

28 ноября 2014 года

Дело № А41-68933/13

Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2014 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,

судей Бархатова В.Ю., Коновалова С.А.,

при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,

при участии в заседании:

от закрытого акционерного общества «Родовой герб»: Махеньков А.Г. по доверенности б/н от 12.12.13;

от федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Московской области: Суренская М.Ю. по доверенности № 46 от 28.08.14; Николаева В.Н. по доверенности № 51 от 05.10.14;

от Министерства имущественных отношений Московской области: Левина М.Е. по доверенности № 12 исх-912 от 31.01.14,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Родовой герб» на решение Арбитражного суда Московской области от 24 сентября 2014 года по делу №А41-68933/13, принятое судьей Кузьминой О.А., по иску закрытого акционерного общества «Родовой герб» к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 22 по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, администрация сельского поселения Жавороновское Одинцовского муниципального района Московской области, об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество (ЗАО) «Родовой герб» обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала (ФГБУ «ФКП Росреестра») по Московской области:

- о признании с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости следующих земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0070226:342, 50:20:0070226:207, расположенных в Одинцовском районе Московской области;

- об обязании ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 10 330 рублей 21 копейка и рассчитанной по этому показателю кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0070226:342, 50:20:0070226:207, расположенных в Одинцовском районе Московской области, с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости;

- об обязании ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0070226:342, 50:20:0070226:207, расположенных в Одинцовском районе Московской области, а также в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков - рыночную стоимость 1 кв.м. с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости (т. 1, л.д. 9-13).

Определением Арбитражного суда Московской области от 26 декабря 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России (Межрайонная ИФНС) № 22 по Московской области (т. 1, л.д. 1-2).

Определением Арбитражного суда Московской области от 03 февраля 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство имущественных отношений Московской области и администрация сельского поселения Жавороновское Одинцовского муниципального района Московской области (т. 1, л.д. 106).

До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просил (т. 3, л.д. 19-23):

- признать результаты определения кадастровой стоимости, утвержденные Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области № 236-РМ от 25.11.11 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области» земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0070226:342, 50:20:0070226:207, расположенных в Одинцовском районе Московской области, внесенные 22.11.11, 06.03.12 в Государственный кадастр недвижимости, несоответствующими рыночной стоимости;

- установить в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0070226:342, 50:20:0070226:207, расположенных в Одинцовском районе Московской области в качестве кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 01.01.10, 06.03.12 и внесенной в Государственный кадастр недвижимости 22.11.11, 06.03.12, действовавшей до 12.12.13 их рыночную стоимость, а также в качестве удельного показателя кадастровой стоимости, действующего до 12.12.13, из которого была рассчитана кадастровая стоимость земельных участков рыночную стоимость 1 кв.м., и применить их для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01.01.13, а именно:

п/п

Кадастровый номер участка

Категория земель

Разрешенный вид использования

Рыночная стоимость 1 кв.м., руб.

Рыночная стоимость земельного участка, руб.

Дата внесения в ГКН

1.

50:20:0070226:207

земли населенных пунктов

строительство торгового комплекса «Продукты – Хозтовары»

3 031,81

10 702 289,30

06.03.2012

2.

50:20:0070226:342

земли населенных пунктов

для размещения торгового комплекса

3 084,26

62 999 094,76

22.11.2011

Решением Арбитражного суда Московской области от 24 сентября 2014 года в удовлетворении заявленных требований было отказано (л.д. 48-50).

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ЗАО «Родовой герб» обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела (т. 3, л.д. 55-61).

В судебном заседании апелляционного суда представитель ЗАО «Родовой герб» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.

Представители ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области и Министерства имущественных отношений Московской области возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставит без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Управления Росреестра по Московской области, Правительства Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Межрайонной ИФНС № 22 по Московской области и администрации сельского поселения Жавороновское Одинцовского муниципального района Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, ЗАО «Родовой герб» на праве собственности принадлежат земельные участки:

- с кадастровым номером 50:20:0070226:207 площадью 3 530 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство торгового комплекса «Продукты-Хозтовары», расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, д. Солманово (т. 1, л.д. 46);

- с кадастровым номером 50:20:0070226:342 площадью 20 426 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения торгового комплекса, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, д. Солманово, д. 50А (т. 1, л.д. 47).

Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области № 236-РМ от 25.11.11 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области» были утверждены:

- результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.10;

- средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.10;

- средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.10.

На основании данных значений ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области была определена кадастровая стоимость земельных участков истца в размере:

- 36 465 641 рубль 30 копеек для земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070226:207;

- 211 004 869 рублей 46 копеек для земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070226:342, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в размере 10 330,21 руб./кв.м.

Полагая, что кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков была определена неверно, ЗАО «Родовой герб» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что установление кадастровой стоимости на прошлый период при наличии новой незаконно.

Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 08.04.00 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель».

Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.

Как установлено пунктом 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.

Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом Минэкономразвития России № 222 от 12.08.06 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.

Согласно Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации № 215 от 28.06.07 исполнение названной функции включает такие административные процедуры, как: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» сведения об экономических характеристиках земельных участков подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.

Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Следовательно, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.

Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области № 236-РМ от 25.11.11 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области» были утверждены:

- результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.10;

- средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.10;

- средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.10.

На основании данных значений ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области была определена кадастровая стоимость земельных участков истца, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в размере 10 330,21 руб./кв.м., в размере 36 465 641 рубль 30 копеек для земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070226:207 и 211 004 869 рублей 46 копеек для земельного участка с кадастровым номером 50:20:0070226:342.

Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.

При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 913/11 по делу № А27-4849/2010 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.

Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.11 № 913/11 также разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.

В рассматриваемом случае заявленные требования истца имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорных земельных участков на их рыночную стоимость.

Между тем, на момент рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции в соответствии с Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от № 566-РМ 27.11.13, вступившим в силу с 01.01.14, была утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, на основании которой установлена новая кадастровая стоимость спорных земельных участков, внесенная в Государственный кадастр недвижимости, что лицами, участвующими в деле не оспаривается.

В силу статьи 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.98 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Как указывалось выше, по правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, то есть только на будущий период.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку при наличии новой кадастровой стоимости, изменения сведений о ней за прошедшие периоды незаконно.

Данный вывод соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 15 апреля 2014 года № ВАС-4160/14 по делу № А11-1051/2013, от 10 февраля 2014 года № ВАС-135/14 по делу № А57-1910/2012, от 09 октября 2013 года № ВАС-8076/13 по делу № А27-16264/2012.

Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права.

При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Московской области от 24 сентября 2014 года по делу № А41-68933/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Н.Н. Катькина

Судьи:

В.Ю. Бархатов

С.А. Коновалов