ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
19 января 2015 года
Дело № А41-41736/14
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Игнахиной М.В., Немчиновой М.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу – закрытого акционерного общества «Ногинск-Восток» – ФИО1 (представителя по доверенности от 07.07.2014),
от администрации Ногинского муниципального района Московской области – извещена, представитель не явился,
от федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Московской области – извещено, представитель не явился,
от Правительства Московской области – извещено, представитель не явился,
от ИФНС по г. Ногинск Московской области – извещена, представитель не явился,
от Министерства экологии природопользования Московской области – извещено, представитель не явился,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области – извещено, представитель не явился,
от Министерства имущественных отношений Московской области – извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Ногинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 05.11.2014 по делу № А41-41736/14, принятое судьей Кузьминой О.А.,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество «Ногинск-Восток» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Московской области (далее – кадастровая палата) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области со следующими требованиями (с учетом принятых судом уточнений требований):
1. Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер 50:16:0402028:18, площадь 30 572 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка № 3, в размере его рыночной стоимости, равной 42 2101 589 рублей.
Обязать внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер 50:16:0402028:18, площадь 30 572 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка № 3, в размере его рыночной стоимости, равной 42 201 589 рублей;
Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер 50:16:0402028:18, площадь 30 572 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка № 3, в размере его рыночной стоимости, равной 42 201 589 рублей, и обязать внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения о кадастровой стоимости земельного участка, с 01.01.2014.
2. Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер 50:16:0402028:19, площадь 212 142 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка № 1, в размере его рыночной стоимости, равной 248 352 518 рублей;
Обязать внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер 50:16:0402028:19, площадь 212 142 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка № 1, в размере его рыночной стоимости, равной 248 352 518 рублей;
Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер 50:16:0402028:19, площадь 212 142 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промшгощадка №1, в размере его рыночной стоимости, равной 248 352 518 рублей, и обязать внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения о кадастровой стоимости земельного участка, с 01.01.2014.
3. Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер 50:16:0402028:20, площадь 183 396 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка № 4, в размере его рыночной стоимости, равной 218 100 025 рублей;
Обязать внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер 50:16:0402028:20, площадь 183 396 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский файон, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка № 4, в размере его рыночной стоимости, равной 218 100 025 рублей;
Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер 50:16:0402028:20, площадь 183 396 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка № 4, в размере его рыночной стоимости, равной 218 100 025 рублей, и обязать внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения о кадастровой стоимости земельного участка, с 01.01.2014.
4. Установить, кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер 50:16:0402028:21, площадь 33 425 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка № 5, в размере его рыночной стоимости, равной 45 758 825 рублей.
Обязать внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер 50:16:0402028:21, площадь 33 425 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка № 5, в размере его рыночной стоимости, равной 45 758 825 рублей;
Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер 50:16:0402028:21, площадь 33 425 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка № 5, в размере его рыночной стоимости, равной 45 758 825 рублей, и обязать внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения о кадастровой стоимости земельного участка, с 01.01.2014.
5. Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер 50:16:0402028:22, площадь 158 265 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка № 6, в размере его рыночной стоимости, равной 190 392 795 рублей;
Обязать внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер 50:16:0402028:22, площадь 158 265 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка № 6, в размере его рыночной стоимости, равной 190 392 795 рублей;
Установить кадастровую стоимость земельного участка, кадастровый номер 50:16:0402028:22, площадь 158 265 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка № 6, в размере его рыночной стоимости, равной 190 392 795 рублей, и обязать внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения о кадастровой стоимости земельного участка, с 01.01.2014.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.11.2014 требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции удовлетворил следующие требования:
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:18 в размере, равном его рыночной стоимости 42 201 589 рублей и удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:18 в размере, равном его рыночной стоимости 1 380 рублей 40 копеек, определенных по состоянию на 01.01.2013;
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:19 в размере, равном его рыночной стоимости 248 352 518 рублей и удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:19 в размере, равном его рыночной стоимости 1 170 рублей 69 копеек, определенных по состоянию на 01.01.2013;
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:20 в размере, равном его рыночной стоимости 218 100 025 рублей и удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:20 в размере, равном его рыночной стоимости 1 189 рублей 23 копеек, определенных по состоянию на 01.01.2013;
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:21 в размере, равном его рыночной стоимости 45 758 825 рублей и удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:21 в размере, равном его рыночной стоимости 1 369 рублей определенных по состоянию на 01.01.2013;
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:22 в размере, равном его рыночной стоимости 190 392 795 рублей и удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:22 в размере, равном его рыночной стоимости 1 203 рублей, определенных по состоянию на 01.01.2013.
Применить установленные судом показатели в соответствии с действующим законодательством с 01.01.2014.
В остальной части заявленных требований отказано.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют администрация Ногинского муниципального района Московской области (далее – администрация), Правительство Московской области, ИФНС по г. Ногинск Московской области, Министерство экологии природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие представителей кадастровой палаты и третьих лиц.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права собственности и кадастровым выпискам на земельные участки общество является собственником следующих пяти земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области:
– земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:18, площадь 30 572 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка № 3;
– земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:19, площадь 212 142 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка № 1;
– земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:20, площадь 183 396 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка № 4;
– земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:21, площадь 33 425 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка № 5;
– земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:22, площадь 158 265 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, 58 км автомагистрали Москва-Н.Новгород, промплощадка № 6;
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 № 566-РМ утверждены:
результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области;
средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области;
средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области.
Полагая, что установленная в соответствии с указанным распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 № 566-РМ кадастровая стоимость принадлежащих обществу земельных участков является завышенной и не отражает их действительной рыночной стоимости, общество получило отчет ООО «Коллиерз Интернейшнл» об оценке кадастровой стоимости земельных участков от 20.05.2014 № 15.05.2014, положительное экспертное заключение экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков ООО «Российское общество оценщиков» от 24.06.2014 № 2215-5/2014 и обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Частично удовлетворяя требования общества, адресованные к кадастровой палате, суд первой инстанции признал их обоснованными в указанной части.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 права лица, нарушенные несоответствием внесенной в ГКН кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной. Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в ГКН с момента вступления в силу судебного акта.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности, Закон) в редакции Закона, действовавшей на момент обращения предпринимателя в суд по настоящему делу и в период рассмотрения данного дела судом первой инстанции, было прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называл ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 № 382 «Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости»).
На основании статьи 66 Земельного кодекса Министерство экологии и природопользования Московской области вынесло распоряжение от 27.11.2013 № 566-РМ, которым утверждены: результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области – на 01.01.2013.
В подтверждение заявленной рыночной стоимости упомянутых земельных участков общество представило отчет от 20.05.2014 № 15.05.2014, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью «Коллиерз Интернейшнл» и подписанный его генеральным директором и ФИО2
Согласно данному отчету рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2013 составляет:
– земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:18 – 39 809 636 рублей;
– земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:19 – 233 443 178 рублей;
– земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:20 – 204 464 532 рублей;
– земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:21 – 43 190 782 рублей;
– земельного участка с кадастровым номером 50:16:0402028:22 – 178 614 714 рублей.
Также в материалы дела представлено экспертное заключение от 24.06.2014 № 2215-5/2014, подготовленное ООО «Российской общество оценщиков», на отчет № 15.05.2014 от 20.05.2014
По итогам проведения экспертизы (отчет от 20.05.2014 № 15.05.2014) об оценке подтверждено соответствие указанной в отчете от 15.10.2013 № 890-5/2013 рыночной стоимости спорных земельных участков наиболее вероятной цены, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке, по состоянию на 01.01.2013.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Как следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, согласно правилам части 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно и правомерно частично удовлетворил требования общества.
Довод администрации о несоблюдении обществом досудебного порядка урегулирования спора отклоняется апелляционным судом, поскольку на момент обращения общества в суд обязательный досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости, действовавшим в тот момент законодательством не предусматривался. В противном случае, применение в настоящий момент положения о том, что истцом не соблюден досудебный порядок, которого не было на момент обращения в суд, лишило бы его права на эффективное правосудие и повлекло бы за собой нарушение одного из принципов арбитражного судопроизводства – разумность сроков.
Ссылка администрации в обоснование довода о неправомерности обжалуемого судебного акта на то, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка не могут быть внесены за прошедшие периоды в случае установления его новой кадастровой стоимости, отклоняется как несостоятельная: в данном случае суд первой инстанции не обязывал кадастровую палату внести в ГКН сведения об указанной кадастровой стоимости с прошедшей даты: согласно решению суд установил кадастровую стоимость названных земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости,определенной по состоянию на 01.01.2013.
Что касается указания суда первой инстанции на применение упомянутых показателей с 01.01.2014, то оно основано на положениях статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, в силу которых в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года , в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона (22.07.2014), а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона (22.07.2014).
Заявление по настоящему делу подано в арбитражный суд 11.07.2014; резолютивная часть решения суда по данному делу объявлена 16.10.2014, полный текст решения изготовлен 05.11.2014, то есть после 22.07.2014.
Из доводов администрации, материалов дела, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.11.2014 по делу № А41-41736/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий cудья
Е.Е. Шевченко
Судьи
М.В. Игнахина
М.А. Немчинова