ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
14 мая 2016 года
Дело № А41-86383/15
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2016 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу – общества с ограниченной ответственностью «ЗАГОРСК СГЭМ» – ФИО1 (представителя по доверенности от 30.09.2015),
от администрации Сергиево-Посадского муниципального района – извещена, представитель не явился,
от комитета лесного хозяйства Московской области – ФИО2 (представителя по доверенности от 22.12.2015),
от Министерства имущественных отношений Московской области – ФИО3 (представителя по доверенности от 11.01.2016),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЗАГОРСК СГЭМ» на решение Арбитражного суда Московской области от 16.02.2016 по делу № А41-86383/15, принятое судьей Гриневой А.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «ЗАГОРСК СГЭМ» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (далее - администрация) со следующими требованиями:
– признать незаконным решение администрации от 10.09.2015 № 3-645;
– обязать администрацию в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в аренду обществу земельного участка с кадастровым номером 50:05:0100135:16 площадью 4 581 кв. м. (в заявлении общество ошибочно указало площадь 29 424 кв.м.), расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, п/о Богородский, п.Богородское, подготовить проект договора аренды и направить его обществу.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют комитет лесного хозяйства Московской области (далее – комитет), Министерство имущественных отношений Московской области (далее – министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.02.2016 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель комитета в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель министерства в судебном заседании также возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие представителя администрации.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество является собственником объекта недвижимости – здание базы СГЭМ (Спецгидроэнергомонтажа) общей площадью 206 кв. м., инв. N 0057-ООК, лит. 29А, находящегося по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, пос. Богородское, участок стройбазы Загорской ГАЭС.
Указанный объект приобретен обществом по договору купли-продажи от 29.12.2009 № 01/09 у ДЗАО «Загорск-Спецгидроэнергомонтаж», 01 апреля 2010 года зарегистрировано право собственности общества на него.
Объект находится на земельном участке с кадастровым номером 50:05:0100135:0016 площадью 4 581 кв. м. по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, Богородский п/о, п. Богородское, вид разрешенного использования «база СГЭМ», категории «земли поселений», образованном и поставленном на кадастровый учет в августе 2002 года.
Ранее, на основании договора аренды от 25.11.2003 между администрацией Сергиево-Посадского района (арендодатель) и ДЗАО «Загорск-Спецгидроэнергомонтаж» (арендатор) земельный участок с кадастровым номером 50:05:0100135:0016 находился в аренде у указанного ДЗАО «Загорск-Спецгидроэнергомонтаж».
В 2015 году общество как новый собственник недвижимости, решило оформить свои права аренды на спорный земельный участок.
Общество 04.02.2015 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:05:0100135:0016.
В письмах от 11.03.2013 № 3-645 и от 19.05.2015 № 3-645 администрация сослалась на необходимость согласования предоставления участка с Минмособлимуществом.
Письмом от 10.09.2015 № 3-645 администрация сообщила обществу об отказе обществу в предоставлении участка в аренду, пояснив, что заявление с проектом договора аренды рассмотрено Межведомственной комиссией по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области, которая отказала в согласовании в связи с предоставленной комитетом информацией о полном наложении границ испрашиваемого земельного участка на земли государственного лесного фонда.
Не согласившись с данным отказом от 10.09.2015, общество 21.10.2015 оспорило его в судебном порядке.
Отказывая обществу в удовлетворении требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене с принятием по делу нового судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
В силу пунктом 1 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Обращение общества о предоставлении участка в аренду состоялось в феврале 2015 года, то есть до 01.03.2015.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса (статья 29 Земельного кодекса).
Статья 36 Земельного кодекса предусматривала порядок предоставления земельных участков лицам, являющимся собственниками находящихся на участках объектов недвижимости.
Так, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Ссылка администрации в обоснование отказа в предоставлении земельного участка в собственность на решение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области является неправомерной.
Согласно пункту 1 Положения о Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 03.09.2012 № 1078/31, Межведомственная комиссия по земельно-имущественным отношениям в Московской области является коллегиальным совещательным органом, обеспечивающим взаимодействие исполнительных органов государственной власти Московской области по вопросам изменения категории земельных участков, приобретения земельных участков в собственность Московской области, передачи земельных участков из собственности Московской области в собственность муниципальных образований Московской области, передачи Московской области полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, об участии Московской области в проектах государственно-частного партнерства.
Таким образом, принимаемые комиссией решения являются предварительными и не влекут каких-либо правовых последствий для заявителя. Решение Межведомственной комиссии, на которое ссылается управление, само по себе не могло в соответствии с нормами федерального законодательства (Земельного кодекса) служить основанием для принятия решения об отказе в предоставлении заявителю земельного участка в аренду и не порождает для заявителя предусмотренных законом прав и обязанностей (постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 и Арбитражного суда Московского округа от 21.12.2015 по делу № А41-27802/2015, постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015 по делу № А41-38134/15, от 03.02.2016 по делу № А41-65898/15 и др.).
Ссылка администрации в оспариваемом отказе на то, что земельный участок с кадастровым номером 50:05:0100135:16 находится в землях лесного фонда, также является необоснованной.
В соответствии со статьей 14 Основ земельного законодательства Союза СССР и союзных республик от 13.12.1968, введенных в действие с 01.07.1969 (действующих до 1990 г.) право предприятий, организаций и учреждений на пользование предоставленной им землей подлежит прекращению соответственно полностью или частично, в том числе в случае возникновения необходимости изъятия земельного участка для других государственных или общественных нужд.
Право пользования частью земельного участка Загорского лесхоза было прекращено в результате формирования земельного участка под строительство Загорской ГАЭС, путем изъятия земельных участков у совхозов (пашня) и Загорского лесхоза (лес), как во временное пользование, так и на постоянной основе (Распоряжения Совета Министров РФСРС от 07.07.1975 № 1130-р и от 16.06.1981 № 952).
Доказательством того, что земельный массив, в котором находится испрашиваемый земельный участок был фактически изъят для строительства Загорской ГАЭС на постоянной и не был возвращен совхозам и лесничеству, является постановление администрации Богородского поселкового округа Московской области от 01.12.1994 № 62а, которым участок стройбазы Загорской ГАЭС был передан в постоянное бессрочное пользование Загорской ГАЭС для производственных нужд (строительная база Загорской ГАЭС), что подтверждается выданным свидетельством о праве бессрочного (постоянного) пользования (в настоящий момент земельный участок строительной базы Загорской ГАЭС фактически застроен, лесных насаждений там нет).
Из этого постановления администрации Богородского поселкового округа Московской области следует, что земельный участок стройбазы Загорской ГАЭС находился на территории поселка Богородское и был предоставлен для производственных нужд.
Администрация Богородского поселкового округа Московской области действовала в пределах полномочий в соответствии с Земельным кодексом; Указами Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 и от 24.12.1993 № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» и на основании решений Исполкома Мооблслвета от 12.10.1976 № 15, от 17.06.1977 № 15с, от 22.08.1978, от 26.06.1981.
Эти постановление и свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования не отменены, незаконным не признаны.
Доказательством того, что испрашиваемый земельный участок ранее входил в состав земель Загорской ГАЭС и располагался на участке стройбазы Загорской ГАЭС является договор аренды земельного участка от 25.11.2003 №Д-432 и постановление Главы муниципального образования городского поселения Богородское от 08.12.2009 № 967, в которых указан прежний адрес участка – Московская область, Сергиево-Посадский р-он, пос. Богородское, участок стройбазы Загорской ГАЭС.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 50:05:0100135:16 не находится на землях лесного фонда.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Довод комитета о том, что земли, на которых находится испрашиваемый обществом земельный участок, поставлены на кадастровый учет как земли лесного фонда – выделы 11-14 кв.95 Краснозаводского участкового лесничества, не соответствует представленной комитетом кадастровой выписке от 25.04.2016 на земельный участок с кадастровым номером 50:05:000000:77182, из которой следует, что в этот участок входят выделы 11-14 кв.95 Краснозаводского участкового лесничества лишь в части.
Доказательств того, что в эту часть входит земельный участок с кадастровым номером 50:05:0100135:16, испрашиваемый обществом, комитет не представил.
Как обоснованно отмечает общество, соседний с испрашиваемым земельным участком, относящийся к землям гослесфонда имеет кадастровый номер 50:05:0000000:77182, расположен по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, Сергиево-Посадское лесничество, Краснозаводское участковое лесничество, площадью 22 165 700.00 кв. м.
Согласно кадастровым выпискам на этот земельный участок пересечение с другими земельными участками отсутствует.
Согласно кадастровому паспорту испрашиваемого земельного участка от 12.11.2015 пересечений с другими земельными участка также нет.
Смежность земельных участков подтверждается сведениями, содержавшимися в публичной кадастровой карте.
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 № 16576/11, от 05.06. 2012 № 16720/11).
Что касается площади испрашиваемого земельного участка, то он был сформирован в существующих границах на основании протокола по результатам работы комиссии по обследованию отдельных площадей земельных участков Загорской ГАЭС от 11.12.2002.
Данный земельный участок был передан в аренду ДЗАО «ЗАГОРСК- СПЕЦГИДРОМОНТАЖ» в аренду по договору от 25.11.2003 № Д-432.
Между ДЗАО «ЗАГОРСК-СПЕЦГИДРОЭНЕРГОМОНТАЖ» и обществом (заявителем по делу) 29.12.2009 был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества № 01/09, по условиям которого общество приобрело в собственность здание базы СГЭМ, которая расположена на спорном земельном участке (свидетельство о государственной регистрации права от 01 апреля 2010 года).
Как правопреемник арендатора общество обратилось 04.02.2015 в администрацию с заявлением о предоставлении на основании статьи 36 Земельного кодекса земельного участка в установленных границах в аренду.
Площадь земельного участка (которая осталась без изменения с 2002 года и составляет 4581 кв.м.) была обоснована схемой планировочной организацией земельного участка, согласованной с администрацией п. Богородское.
Согласно ответу администрации от 11.03.2015 № 3-645 вопрос о предоставлении земельного участка был рассмотрен на заседании комиссии по градостроительству и земельным отношениям на территории Сергиево-Посадского муниципального района 03.03.2015 года.
Комиссией принято решение согласовать предоставление земельного участка в связи с предоставлением технико-экономического обоснования площади земельного участка.
Таким образом, орган местного самоуправления в компетенции, которого находится предоставление земельных участков, согласовал предоставление земельного участка в указанной площади.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 1, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.02.2016 по делу № А41-86383/15 отменить.
Заявленные требования удовлетворить: признать незаконным решение администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 10.09.2015, обязать администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области в месячный срок со дня принятия настоящего постановления Десятого арбитражного апелляционного суда (дня изготовления его в полном объеме) принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Загорск СГЭМ» в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:05:0100135:16 площадью 4 581 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, городское поселение Богородское, сроком на пять лет, подготовить проект договора аренды данного земельного участка и направить его обществу с ограниченной ответственностью «Загорск СГЭМ».
Взыскать с администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Загорск СГЭМ» 4 500 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления в суд первой инстанции и апелляционной жалобы в апелляционный суд.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Загорск СГЭМ» из федерального бюджета 500 рублей, излишне уплаченной в бюджет платежным поручением от 15.03.2016 № 149.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий cудья
Е.Е. Шевченко
Судьи
Н.В. Диаковская
Е.А. Мищенко