ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 10АП-7843/13 от 14.10.2013 Десятого арбитражного апелляционного суда

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

21 октября 2013 года

Дело № А41-9700/13

Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2013 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,

судей Коротковой Е.Н., Мордкиной Л.М.,

при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,

при участии в заседании:

от администрации Серпуховского муниципального района Московской области: Мурашов С.Е. по доверенности № 29-401/исх. от 10.09.13;

от негосударственного образовательного учреждения «Серпуховский авиационно-спортивный клуб Российской оборонной спортивно-технической организации»: Кочергин Ю.В. – начальник в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 29.01.13; Торбенко Д.В. по доверенности от 20.08.13,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Серпуховского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 17 июня 2013 года по делу №А41-9700/13, принятое судьей Гриневой А.В., по заявлению администрации Серпуховского муниципального района Московской области о признании незаконными действий федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области, с участием третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, негосударственного образовательного учреждения «Серпуховский авиационно-спортивный клуб Российской оборонной спортивно-технической организации», государственного казенного учреждения Московской области «Управление автомобильных дорог Московской области «Мосавтодор», общества с ограниченной ответственностью «Кругосвет», Общероссийской общественно-государственной организации Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Серпуховского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании действий федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра») по Московской области незаконными в части внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об уточнении местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 50:32:001 02 17:125; обязании ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о границе земельного участка с кадастровым номером 50:32:001 02 17:125 (т. 1, л.д. 3-8).

Определением Арбитражного суда Московской области от 11 марта 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Московской области, негосударственное образовательное учреждение «Серпуховский авиационно-спортивный клуб Российской оборонной спортивно-технической организации» (НОУ «Серпуховский АСК РОСТО»), государственное казенное учреждение Московской области «Управление автомобильных дорог Московской области «Мосавтодор» (ГКУ МО «Мосавтодор») (т. 1, л.д. 1).

Определением Арбитражного суда Московской области от 23 апреля 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Кругосвет» и Общероссийская общественно-государственная организация Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России (ДОСААФ России) (т. 2, л.д. 16-17).

Решением Арбитражного суда Московской области от 17 июня 2013 года в удовлетворении заявленных требований было отказано (т. 2, л.д. 21-24).

Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация Серпуховского муниципального района Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на неверное определение правообладателя спорного земельного участка, а также отсутствие согласования при постановке участка на кадастровый учет с собственниками смежных земельных участков (т. 2, л.д. 26-31).

В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации Серпуховского муниципального района Московской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.

Представители НОУ «Серпуховский АСК РОСТО» возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, Управления Росреестра по Московской области, ГКУ МО «Мосавтодор», ООО «Кругосвет» и ДОСААФ России, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, решением Исполкома Серпуховского районного совета депутатов и трудящихся № 629 от 02.11.76 были утверждены границы участка, отведенного Серпуховскому авиационному спортивному клубу общей площадью 363,36 га, установлено выдать акт на право пользования землей (т. 1, л.д. 42-43).

29.07.93 Авиационно-спортивному клубу ОСТО РФ на основании указанного Решения было выдано свидетельство № МО-32-15-520 на право постоянного (бессрочного) пользования землей площадью 332,38 га в районе д. Дракино Серпуховского района (т. 1, л.д. 41).

Из представленной в материалы дела кадастровой выписки о земельном участке № МО-13/ЗВ-156079 от 18.02.13 следует, что земельный участок, принадлежащий Авиационно-спортивному клубу ОСТО РФ на праве постоянного бессрочного пользования, был поставлен на кадастровый учет 29.07.93 с присвоением кадастрового номера 50:32:0010217:125 (предыдущий номер – МО-32-15-520) (т. 1, л.д. 65).

Согласно кадастровой выписке о земельном участке № 32.1/08-7096 от 05.06.08, границы земельного участка с кадастровым номером 50:32:0010217:125 не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (т. 1, л.д. 115).

03.12.12 НОУ «Серпуховский АСК РОСТО» обратилось в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области с заявлением об учете изменений уникальных характеристик участка, фактически – для установления его границ, поскольку граница земельного участка установлена не была (т. 1, л.д. 116).

Представленный для уточнения границ межевой план был составлен по заявлению НОУ «Серпуховский АСК РОСТО» кадастровым инженером Чуглиным Г.Г. и принят кадастровой палатой (т. 1, л.д. 21-36).

Замечаний по оформлению межевого плана не представлено.

В межевом плане указаны следующие смежные земельные участки: 50:32:0010217:192, 50:32:0010217:86, 50:32:0010217:358, 50:32:0010217:399, 50:32:0010217:6, а также земли, государственная собственность на которые не разграничена, и ни за кем не закреплена, и граница г.о. Протвино. К межевому плану приложен акт согласования границ земельных участков (т. 1, л.д. 37-38).

В кадастровой выписке о земельном участке № МО-12/ЗВ-985608 от 14.12.12 сведений о наличии пересечения границ участка с кадастровым номером 50:32:0010217:125 с границами других участков не имеется; указаны номера смежных земельных участков: 50:32:0000000:35121, 50:32:0010217:399, 50:32:0010217:358, 50:32:0010217:86, 50:32:0010217:368, 50:32:0010217:157, 50:32:0010217:126, 50:32:0010217:45, 50:32:0010217:353, 50:32:0010217:43, 50:32:0010217:42 (т. 1, л.д. 154-163).

В результате уточнения границ участка, его площадь уменьшилась с 3 323 800 кв.м. до 3 151 014 кв.м.

Согласно заключению кадастрового инженера, уменьшение площади явилось следствием вкрапления других земельных участков, а также установлению границы г.о. Протвино. Границы уточнены в соответствии с имевшимися межевыми знаками, но с уменьшением площади в пределах межевых знаков.

На основании межевого плана органом кадастрового учета осуществлен кадастровый учет изменений границ земельного участка с кадастровым номером 50:32:0010217:125.

Считая осуществление кадастрового учета незаконным, администрация Серпуховского муниципального района Московской области обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что учет изменений границ и площади земельного участка с кадастровым номером 50:32:0010217:125 был произведен законно и правомерно.

Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 01.07.96 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.

Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 01.07.96 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.

Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, администрация Серпуховского муниципального района Московской области указала, что при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:32:0010217:125 ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области были допущены нарушения, поскольку учет произведен без согласования со смежными землепользователями, с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо.

Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.07 «О государственном кадастре недвижимости», государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Статьей 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Состав документов для кадастрового учета и порядок их предъявления установлены статьями 21, 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Так, заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета. Необходимыми для кадастрового учета документами является, в том числе, межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

При этом, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Согласно части 1 статьи 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела решение Исполкома Серпуховского районного совета депутатов и трудящихся № 629 от 02.11.76, свидетельство № МО-32-15-520 на право постоянного (бессрочного) пользования землей от 29.07.93, кадастровую выписку выписке о земельном участке № МО-13/ЗВ-156079 от 18.02.13, апелляционный суд приходит к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:32:0010217:125 на момент совершения оспариваемых действий являлся ранее учтенным (т. 1, л.д. 41-43, 65).

В силу части 12 статьи 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», кадастровый паспорт ранее учтенного и не указанного в части 11 настоящей статьи земельного участка не выдается (не направляется) и орган кадастрового учета принимает решение об отказе в выдаче (направлении) такого паспорта в случае, если отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка; одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем.

Орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (п. 14 ст. 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Согласно части 9 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Из представленного в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области для уточнения границ спорного земельного участка межевого плана следует, что по отношению к земельному участку с кадастровым номером 50:32:0010217:125 смежными являются участки с кадастровыми номерами 50:32:0010217:192, 50:32:0010217:86, 50:32:0010217:358, 50:32:0010217:399, 50:32:0010217:6, а также земли, государственная собственность на которые не разграничена, и ни за кем не закреплена, и граница г.о. Протвино (т. 1, л.д. 21-36).

При межевании спорного земельного участка согласование границ со смежными землепользователями было произведено в соответствии с нормами действующего законодательства, что подтверждается актом согласования границ земельных участков, приложенным к межевому плану (т. 1, л.д. 37-38).

Факт пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 50:32:0010217:125 с границами других земельных участков не установлен, что следует из кадастровой выписки о земельном участке № МО-13/ЗВ-156079 от 18.02.13 (т. 1, л.д. 65-73).

Кроме того, из кадастровых выписок земельных участков с кадастровыми номерами 50:32:0010217:43, 50:32:0010217:42 и 50:32:0010217:157 также не следует, что они пересекаются с земельным участком с кадастровым номером 50:32:0010217:125 (т. 1, л.д. 74-80, 101-107).

Доказательств обратного в материалы дела и апелляционному суду не представлено.

В силу пунктов 2 и 3 статьи 20 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.

Подпунктом 5 пункта 2 статьи 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо.

Из материалов дела следует, что спорный земельный участок был предоставлен Серпуховскому авиационно-спортивному клубу ОСТО РФ на основании решения Исполкома Серпуховского районного совета депутатов и трудящихся № 629 от 02.11.76 на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельством № МО-32-15-520 от 29.07.93 (т. 1, л.д. 41).

На указанном участке располагается аэродром «Дракино».

Данный факт лицами, участвующими в деле, также не оспаривается.

Согласно Уставу Негосударственного образовательного учреждения Серпуховский авиационно-спортивный клуб Российской оборонной спортивно-технической организации, утвержденному Правлением Центрального совета РОСТО протоколом № 2 от 17.04.1996 года, Серпуховский авиационно-спортивный клуб Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) является негосударственным авиационно-спортивным образовательным учреждением начальной профессиональной подготовки и дополнительных образовательных услуг общественной организации. Аэроклуб создан Постановлением Бюро Президиума ЦК ДОСААФ СССР протокол № 1 от 23.01.64, правопреемником которого является Центральный совет РОСТО, именуемый в дальнейшем "Учредитель". Учредителем аэроклуба (собственником имущества) является Центральный совет Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО). РОСТО создана 25.09.91, зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 10.11.95. РОСТО является правопреемником ДОСААФ СССР на территории Российской Федерации. Полное наименование учреждения: Негосударственное образовательное учреждение Серпуховский авиационно-спортивный клуб Российской оборонной спортивно-технической организации. Сокращенное наименование учреждения: Серпуховский АСК РОСТО. Аэроклуб является юридическим лицом, наделен необходимым имуществом и имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать, штамп, бланк со своим наименование, пользуется эмблемой, флагом и символикой РОСТО. Аэроклуб расположен по адресу: Московская область, город Серпухов, улица Фирсова, 1.

15 октября 1991 года Бюро Президиума Центрального комитета Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР) постановило, передать под юрисдикцию Совета ОСТО России комитеты ДОСААФ автономных республик, краев и областей Российской Федерации, подведомственные им предприятия, учебные, авиационные, спортивно-технические и иные организации, их средства и имуществ.

Преемственность прав организации РОСТО от организации ДОСААФ подтверждена государственными правовыми актами Российской Федерации: Межправительственным Соглашением о совместной деятельности по содействию работе оборонных спортивно-технических организаций (обществ) государств-участников Содружества Независимых Государств, подписанным 28.04.93 в г. Минске за Правительство РФ В.Черномырдиным, Указом Президента РФ от 23.07.93 № 1053 «О деятельности Российской оборонной спортивно-технической организации», Указом Президента РФ от 09.09.94 № 1845 «О Российской оборонной спортивно-технической организации», Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 11.10.93 № 1042 «О мерах государственной поддержки деятельности Российской оборонной спортивно-технической организации».

Согласно свидетельству на право бессрочного (постоянного) пользования землей МО-32-15-520 от 29.07.93 земельный участок площадью 332, 38 га. предоставлен Авиационно-спортивному клубу ОСТО РФ в районе деревни Дракино, Серпуховского района на основании решения Исполнительного комитета Московского районного совета депутатов трудящихся от 02.11.76 № 629 (т.1, л.д. 41, 42).

Согласно выписке из Постановления II Съезда Российской оборонной спортивно-технической организации от 22.09.95 Съезд постановил в практической деятельности Советов, учебных и спортивных организаций и учреждений РОСТО строго руководствоваться закрепленным в Уставе РОСТО положением о том, что Российская оборонная спортивно-техническая организация является собственником единого и неделимого имущества, принадлежащего РОСТО в целом. Структурные организации РОСТО всех уровней обладают правом хозяйственного ведения закрепленного за ним имущества РОСТО.

Из Устава Негосударственного образовательного учреждения Серпуховский авиационно-спортивный клуб Российской оборонной спортивно-технической организации следует, что Аэроклуб создан Постановлением Бюро Президиума ЦК ДОСААФ СССР протокол № 1 от 23.01.64, правопреемником которого является Центральный совет РОСТО, именуемый в дальнейшем "Учредитель".

Поскольку изначально спорный земельный участок был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Серпуховскому авиационно-спортивному клубу ОСТО РФ, т.е. Российской оборонной спортивно-технической организации (ОСТО РСФСР), которая в свою очередь является правопреемником ДОСААФ СССР, создавшего в 1964 году Серпуховский авиационно-спортивный клуб, апелляционный суд приходит к выводу о том, что Негосударственное образовательное учреждение Серпуховский авиационно-спортивный клуб Российской оборонной спортивно-технической организации является правопреемником Серпуховского авиационно-спортивного клуба ОСТО РФ.

Из представленного в материалы дела письма заместителя руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом № СМ-16/11144 от 30.04.10 следует, что в соответствии с приложением № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.91 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» имущество, находящееся во владении и пользовании организаций ДОСААФ СССР, отнесено к федеральной собственности.

В настоящее время ДОСААФ России проводит работу по оформлению прав на земельные участки, занятые аэродромами, которые перешли к РОСТО от ДОСААФ СССР.

С учетом изложенного, вышеназванным письмом заместителем руководителя Росимущества руководителям территориальных управлений Росимущества было поручено провести работу по внесению в реестр федеральной собственности земельных участков, на которых расположены аэродромы РОСТО (ДОСААФ), а также оказать необходимое содействие авиационным организациям РОСТО (ДОСААФ) в скорейшей регистрации права собственности Российской Федерации на указанные земельные участки с последующим оформлением арендных (безвозмездное пользование) правоотношений территориальных управления Росимущества и авиационно-спортивных клубов РОСТО (ДОСААФ).

02.08.10 ТУ Росимущества в Московской области направило в адрес Серпуховский АСК РОСТО письмо № МБ/04-8442 по результатам рассмотрения обращения последнего, в котором сообщило, что для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:32:0010217:125 учреждению необходимо провести кадастровые работы по уточнению местоположения его границ.

Учитывая изложенное, Серпуховский АСК РОСТО правомерно в соответствии с положениями статьи 20 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» обратилось в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области с заявлением об учете изменений границ названного земельного участка.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционный суд также учитывает, что поскольку спорный земельный участок, как указывалось выше, относится к федеральной собственности, права администрации Серпуховского муниципального района Московской области постановкой на кадастровый учет названного земельного участка затронуты быть не могут.

Данный вывод следует также из письма Московской городской военной прокуратуры от 31.05.12 № 2/3780, согласно которому имущество, находящееся во владении и пользовании организаций ДОСААФ СССР отнесено к федеральной собственности, в декабре 2004 года в соответствии с актами выбора земельных участков общей площадью около 18 га комиссией в составе Председателя Московского областного совета РОСТО, начальника Серпуховского АСК РОСТО, руководителя земельного комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Серпуховскому району по их письменному согласованию, земельные участки, расположенные в д. Дракино Серпуховского района Московской области, предоставлены ООО «Кругосвет» и Администрации Серпуховского муниципального района для строительства спортивно-гостиничного комплекса. Постановлением Главы Серпуховского муниципального района указанные земельные участки предоставлены ООО «Кругосвет» в собственность. Таким образом, руководством областного и местного РОСТО, а также главой Серпуховского муниципального района допущены нарушения требований земельного законодательства, т.к. вышеперечисленные должностные лица указанными земельными участками распоряжаться не могли в связи с их отнесением к федеральной собственности.

Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, как документально неподтвержденные и не опровергающие выводов суда первой инстанции по существу.

При изложенных обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Московской области от 17 июня 2013 года по делу № А41-9700/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Н.Н. Катькина

Судьи:

Е.Н. Короткова

Л.М. Мордкина