ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
05 октября 2016 года | Дело № А41-8522/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме октября 2016 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии в заседании:
от ООО «Альтима Капитал» - ФИО2, по доверенности от 20.09.2016,
от управления Федерального казначейства по Московской области Отдела № 5 – ФИО3, по доверенности от 30.11.2015 №48-20-23/26,
от третьего лица администрации Талдомского муниципального района – представитель не явился, извещена надлежащим образом,
от третьего лица комитета по культуре, физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью администрации Талдомского муниципального района - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица комитета по образованию администрации Талдомского муниципального района - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица комитета по имуществу и земельным отношениям администрации Талдомского муниципального района - представитель не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29 апреля 2016 года по делу № А41-8522/16, принятое судьей
ФИО4
по заявлению ООО «Альтима Капитал» к Управлению Федерального казначейства по Московской области Отдел № 5
о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенные нарушения,
третьи лица: Талдомский муниципальный район Московской области в лице администрации Талдомского муниципального района, Финансовое управление администрации Талдомского муниципального района, Комитет по культуре, физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью администрации Талдомского муниципального района, Комитет по образованию администрации Талдомского муниципального района, Комитет по имуществу и земельным отношениям администрации Талдомского муниципального района,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Альтима Капитал» (далее – заявитель, ООО «Альтима Капитал») обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федерального казначейства по Московской области (далее – УФК по Московской области) в лице Отдела № 5, выразившегося в неприостановлении расходных операций на всех имеющихся лицевых счетах Администрации Талдомского муниципального района и ее структурных подразделений: Финансового управления Администрации Талдомского муниципального района, Комитета по культуре, физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Администрации Талдомского муниципального района, Комитета по образованию Администрации Талдомского муниципального района, Комитета по имуществу и земельным отношениям Администрации Талдомского муниципального района; и обязании УФК по Московской области в лице Отдела № 13 устранить допущенные нарушения законодательства, приостановить в соответствии с п.7 ст. 242.5 БК РФ операций по всем лицевым счетам администрации Талдомского муниципального района и её структурных подразделений.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, в деле участвуют: Талдомский муниципальный район Московской области в лице Администрации Талдомского муниципального района, Финансовое управление Администрации Талдомского муниципального района, Комитет по культуре, физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Администрации Талдомского муниципального района, Комитет по образованию Администрации Талдомского муниципального района, Комитет по имуществу и земельным отношениям Администрации Талдомского муниципального района.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 апреля 2016 года по делу № А41-8522/16 заявление удовлетворено частично: признано незаконным бездействие Управления Федерального казначейства по Московской области в лице Отдела №5 УФК по Московской области, в части не приостановления расходных операций на лицевых счетах структурных подразделений Администрации Талдомского муниципального района, а именно: Финансового управления Администрации Талдомского муниципального района, Комитета по культуре, физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Администрации Талдомского муниципального района, Комитета по образованию Администрации Талдомского муниципального района, Комитета по имуществу и земельным отношениям Администрации Талдомского муниципального района, в связи с непогашением Администрацией Талдомского муниципального района долга по исполнительным листам, выданным Арбитражным судом Московской области: №ФС 004951034 по делу №А41-30101/2015, №ФС 004954176 по делу №А41- 30102/2015, №ФС 004948695 по делу №А41-30105/2015, №ФС 004950451 по делу №А41-30109/2015. Управление Федерального казначейства по Московской области в лице Отдела №5 УФК по Московской области обязано судом приостановить в соответствии с п.7 ст. 242.5 БК РФ расходные операций на лицевых счетах структурных подразделений Администрации Талдомского муниципального района, а именно: Финансового управления Администрации Талдомского муниципального района, Комитета по культуре, физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Администрации Талдомского муниципального района, Комитета по образованию Администрации Талдомского муниципального района, Комитета по имуществу и земельным отношениям Администрации Талдомского муниципального района, в связи с непогашением Администрацией Талдомского муниципального района долга по исполнительным листам, выданным Арбитражным судом Московской области: №ФС 004951034 по делу №А41-30101/2015, №ФС 004954176 по делу №А41- 30102/2015, №ФС 004948695 по делу №А41-30105/2015, №ФС 004950451 по делу №А41-30109/2015. В остальной части заявленных требований отказать
Не согласившись с данным судебным актом, УФК по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей администрации Талдомского муниципального района, комитета по культуре, физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью администрации Талдомского муниципального района, комитета по образованию администрации Талдомского муниципального района и комитета по имуществу и земельным отношениям администрации Талдомского муниципального района, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель
управления Федерального казначейства по Московской области Отдела № 5 поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ООО «Альтима Капитал» возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решениями Арбитражного суда Московской области по делу №А41-30101/2015, по делу №А41-30102/2015, по делу №А41-30105/2015, по делу №А41-30109/2015 с Талдомского Муниципального района Московской области в лице Администрации Талдомского муниципального района Московской области за счет казны Талдомского муниципального района Московской области в пользу ООО «Альтима Капитал» взысканы денежные средства в порядке субсидиарной ответственности.
На принудительное исполнение указанных решений Арбитражным судом Московской области выданы исполнительные листы №ФС 004951034 по делу
№А41-30101/2015, №ФС 004954176 по делу №А41-30102/2015, №ФС 004948695 по делу №А41-30105/2015, №ФС 004950451 по делу №А41-30109/2015.
19.10.2015 и 26.10.2015 указанные исполнительные документы предъявлены
ООО «Альтима Капитал» к исполнению в Управление Федерального казначейства по Московской области с заявлениями, содержащими требования о приостановлении расходных операций по лицевым счетам Администрации Талдомского муниципального района и её структурных подразделений, в соответствии с абз. 2 ч.6 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ, в случае непогашения долга по исполнительному документу в установленный бюджетным законодательством трехмесячный срок (т. 1 л.д. 20-31).
УФК по Московской области письмами от 21.01.2016 и от 28.01.2016 уведомило взыскателя о неисполнении должником требований исполнительных документов
(т. 1 л.д. 32-35).
Полагая, что приведенные обстоятельства являются незаконным бездействием, выразившимся в неприостановлении расходных операций по счетам как самой Администрации Талдомского муниципального района, так и её структурных подразделений, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для частичного удовлетворения заявления в связи со следующим.
Исходя из нормативной совокупности статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с указанными нормами права, предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Бюджетным кодексом (далее - БК РФ, Кодекс) предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Кодекса путем предъявления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в котором должнику открыт лицевой счет получателя бюджетных средств.
Применение данной меры является прямо установленной законом обязанностью органов Федерального казначейства, вводится ими независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования и действует до момента устранения должником допущенных им нарушений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации, предусмотрено
статьей 242.2 БК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
В силу положений п. 5 ст. 242.1 БК РФ действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 242.5 БК РФ должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом пункта 3 статьи 242.5 Кодекса, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Согласно материалам дела, исполнительные листы Арбитражного суда Московской области №ФС 004951034 по делу №А41- 30101/2015, №ФС 004954176 по делу
№А41-30102/2015, №ФС 004948695 по делу №А41-30105/2015, №ФС 004950451 по делу №А41-30109/2015, предъявлен заявителем к исполнению в УФК по Московской области 19.10.2015 и 26.10.2015, что подтверждается отметкой входящей корреспонденции.
В качестве ограничительной меры, направленной на обеспечение исполнения решений судов, предполагающих возврат денежных средств из соответствующих бюджетов, Кодексом предусмотрена возможность приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) в порядке, определенном пунктом 7 статьи 242.5 Кодекса.
Не совершение перечисленных действий, направленных на своевременное и полное исполнение требований исполнительного документа, может быть признано арбитражным судом – незаконным бездействием.
Из представленных заинтересованным лицом доказательств следует, что во исполнение возложенной на него обязанности по принудительному исполнению судебных актов Управлением 19.11.2015 приостановлены операции по расходованию средств на лицевых счетах Администрации Талдомского муниципального района Московской области до момента устранения нарушений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов).
Исходя из изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, чтл, бездействия в части неприостановления расходных операций на лицевых счетах Администрации Талдомского муниципального района Московской области, в связи с неисполнением последней требований исполнительных документов Арбитражного суда Московской области Управлением допущено не было (т. 1 л.д. 100-102).
То обстоятельство, что заинтересованное лицо не направило уведомление о приостановлении операций по расходованию средств должника в адрес взыскателя, не свидетельствует о допущении Управлением незаконного бездействия, поскольку обязанность направления такого уведомления в адрес взыскателя не предусмотрена законом.
Судом первой инстанции правильно уставлено, что в УФК по Московской области Талдомского муниципального района имеются открытые лицевые счета структурных подразделений должника, а именно:Финансового управления Администрации Талдомского муниципального района, Комитета по культуре, физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Администрации Талдомского муниципального района, Комитета по образованию Администрации Талдомского муниципального района, Комитета по имуществу и земельным отношениям Администрации Талдомского муниципального района.
Однако доказательств исполнения Управлением обязанности по приостановлению операций по расходованию средств на лицевых счетах структурных (обособленных) подразделений должника, открытых в данном органе, установленной п.7 ст. 242.5 БК РФ, заинтересованным лицом не представлено.
Как следует из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.11.2011 N 7608/11, приостановление операций является временной ограничительной мерой, применяемой к неисправному должнику для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с государством. Применение данной меры является прямо установленной законом обязанностью органов федерального казначейства, вводится ими независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования и действует до момента устранения должником допущенных им нарушений.
Статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и главой 24.1 БК РФ установлена ответственность муниципального образования как собственника имущества по гражданско-правовым обязательствам его учреждений при недостаточности денежных средств.
В соответствии с пунктом 3 статьи 215 ГК РФ казной муниципального образования, соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования являются средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.
В силу статьи 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации.
В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления, наделенные правами юридического лица, являются учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Частью 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
В силу части 9 статьи 242.5 БК РФ, в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном Кодексом.
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (часть 7 статьи 242.5 БК РФ).
Решением Совета депутатов Талдомского муниципального района Московской области от 24.03.2010 №43, утверждена структура администрации Талдомского муниципального района, в которую вошли в том числе: Финансовое управление, Комитет по культуре, физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью, Комитет по образованию, Комитет по имуществу и земельным отношениям.
В силу приведенных положений, Финансовое управление, Комитет по культуре, физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью, Комитет по образованию, Комитет по имуществу и земельным отношениям, обладая правами юридического лица, являются структурными подразделениями администрации Талдомского муниципального района Московской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что операции на лицевых счетах Финансового управления Администрации Талдомского муниципального района, Комитета по культуре, физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Администрации Талдомского муниципального района, Комитета по образованию Администрации Талдомского муниципального района, Комитета по имуществу и земельным отношениям Администрации Талдомского муниципального района, в том числе на момент рассмотрения дела в суде, не приостанавливались, что противоречит требованиям части 7 статьи 242.5 БК РФ.
Таким образом, Управлением не были предприняты все меры по исполнению требований поступивших на исполнение исполнительных документов.
В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Вместе с тем, доказательств принятия Управлением необходимых мер и предусмотренных законом действий направленных на своевременное исполнение требований исполнительного документа, материалы дела не содержат.
Суд первой инстанции также обоснованно указал, что поскольку денежные средства подлежат взысканию за счет казны муниципального образования в порядке субсидиарной ответственности, а лицевые счета Администраций и его структурных подразделений открыты в Отделе №5 УФК по Московской области, то не указание в исполнительном документе в графе «должник» сведений о Финансовом управлении Администрации Талдомского муниципального района, Комитете по культуре, физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Администрации Талдомского муниципального района, Комитете по образованию Администрации Талдомского муниципального района, Комитете по имуществу и земельным отношениям Администрации Талдомского муниципального района, не создает препятствий для исполнения требований исполнительного документа.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в части не приостановления расходных операций на лицевых счетах структурных подразделений Администрации Талдомского муниципального района, а именно: Финансового управления Администрации Талдомского муниципального района, Комитета по культуре, физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Администрации Талдомского муниципального района, Комитета по образованию Администрации Талдомского муниципального района, Комитета по имуществу и земельным отношениям Администрации Талдомского муниципального района, в связи с непогашением Администрацией Талдомского муниципального района долга по исполнительным листам, выданным Арбитражным судом Московской области, оспариваемое бездействие Управления не соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, препятствует исполнению требований исполнительных документов и нарушает права и законные интересы заявителя.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Доводы, изложенные в ней, являются несостоятельными.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 апреля 2016 года по делу № А41-8522/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий | Н.В. Диаковская | |
Судьи | П.А. Иевлев Н.В. Марченкова |