ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
27 октября 2014 года | Дело № А41-23199/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме октября 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу – общества с ограниченной ответственностью «Альянс-Авто» - ФИО1 (генерального директора по выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 07.02.2014),
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуация и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области – извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Альянс-Авто» на решение Арбитражного суда Московской области от 16.07.2014 по делу № А41-23199/14, принятое судьей Синицей И.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Альянс-Авто» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области (далее – управление) от 27.03.2014 № 42 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частями 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административной правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде 160 000 рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.07.2014 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение им обстоятельств по делу, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие представителя управления.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
В ходе проверки здания общества на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности составлен протокол осмотра от 17.03.2014, в котором проверяющие сделали записи о том, что обществом допущены нарушения Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализацией», НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», СНиП 2-04-01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий», вынесено определение от 17.03.2014 о возбуждении дела о нарушении обязательных требований пожарной безопасности, в котором указаны следующие нарушения, допущенные обществом, по мнению управления:
1) в помещениях общества отсутствует система автоматической пожарной сигнализации;
2) отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
3) помещения общества не дооборудованы 2 углекислотными огнетушителями объемом 5 кг;
4) здание общества не оборудовано системой внутреннего противопожарного водопровода, в зависимости от категории помещений (протокол осмотра от 17.03.2014, акт проверки от 24.03.2014 № 44).
5) не определены категории по взрывопожарной и пожарной опасности производственных помещений, а также их класс зоны.
Также управление составило акт проверки от 24.03.2014 № 44, в котором перечислило те же пять нарушений.
В связи с этим управление 24.03.2014 составило в отношении общества протокол об административном правонарушении и 27.03.2014 вынесло постановление № 42 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частями 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде 160 000 рублей штрафа.
Как следует из данного постановления, управление вменило обществу первые четыре из указанных нарушений:
1) в помещениях общества отсутствует система автоматической пожарной сигнализации;
2) отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
3) помещения общества не дооборудованы 2 углекислотными огнетушителями объемом 5 кг.;
4) здание общества не оборудовано системой внутреннего противопожарного водопровода, в зависимости от категории помещений.
Отказывая обществу в удовлетворении требования о признании незаконным названного постановления управления, суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях (бездействии) общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене с принятием по делу нового судебного акта ввиду следующего.
Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Согласно материалам дела проверка проводилась в здании общества «автомойка», в котором находились согласно техпаспорту, составленному по состоянию на 13.12.2102, следующие помещения: мойка автомобилей (58.6 кв.м.), котельная (12.9 кв.м.), приемная (28.4 кв.м.), тамбур (1.7 кв.м.), туалет (1.8 кв.м.), вспомогательное помещение (70.1 кв.м.), автомастерские (133 кв.м. и 70 кв.м.)
Постановлением управления (его структурного подразделения – отдела) от 27.03.2014 № 42 обществу вменяется нарушение требований и норм противопожарной безопасности, а именно: Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализацией», НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», СНиП 2-04-01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий».
Вместе с тем требования и нормы противопожарной безопасности, нарушение которых вменяется обществу, содержат разные требования по отношению к зданиям и помещениям.
В зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС) все помещения независимо от площади, кроме помещений:
– с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.);
– венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;
– категории В4 и Д по пожарной опасности;
– лестничных клеток.
Пунктом 4.2 таблицы 1 НПБ 110-03 установлено, что здания и сооружения для технического обслуживания и ремонта автомобилей подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматическими пожарными сигнализациями по ВСН 01-89.
Согласно пункту 6.1 ВСН 01-89 установками автоматического пожаротушения должны быть оборудованы помещения хранения, постов ТО и ТР (кроме постов мойки), диагностирования и регулировочных работ подвижного состава, размещаемых:
а) в одноэтажных зданиях I и II степени огнестойкости при общей площади помещений 7000 м2 и более;
б) 3600 м2 для помещений хранения автобусов II и III категорий, а также при смешанном хранении более 50% автобусов;
в) в зданиях IIIa и IIIб степени огнестойкости при общей площади этих помещений 3600 м2 и более;
г) в зданиях III, IV и IVa степени огнестойкости при общей площади этих помещений 2000 м2 и более;
д) в зданиях для подвижного состава, перевозящего горюче-смазочные материалы, оговоренного в п. 2.22, независимо от площади;
е) в зданиях в два и более этажей независимо от площади.
Допускается не предусматривать автоматического пожаротушения для 2-х этажных гаражей-стоянок боксового типа для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам.
ж) в подвальных и цокольных этажах зданий, а также под мостами независимо от площади.
Помещения в названном одноэтажном здании общества – мойка автомобилей (58.6 кв.м.), котельная (12.9 кв.м.), приемная (28.4 кв.м.), тамбур (1.7 кв.м.), туалет (1.8 кв.м.), вспомогательное помещение (70.1 кв.м.), автомастерские (133 кв.м. и 70 кв.м.) – общества с учетом его площади и площади помещения «мойка автомобилей» (58.6 кв.м.) не подпадают под эти критерии.
Согласно пункту 2.22 ВСН 01-89 в отдельных изолированных помещениях должно предусматриваться хранение каждой из следующих групп подвижного состава:
Для обеспечения взрывопожаробезопасности в помещениях хранения подвижного состава группы в) следует предусматривать:
– размещение этих помещений у наружных стен с обеспечением естественного проветривания не менее однократного воздухообмена в час,
– устройство вытяжной вентиляции в соответствии с п. 4.15,
– устройство световой и звуковой сигнализации от газоанализаторов перед въездом (выездом) в помещение при образовании взрывоопасной концентрации и работе вытяжной вентиляции.
Обществом выполнены данные требования: в частности, общество установило речевую и световую системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Пунктом 4.1 норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)» предусмотрено 5 типов СОУЭ (систем оповещения и управления эвакуацией), в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик, приведенных в таблице 1.
┌───────────────────────────────────────────┬────────────────────┐
│ Характеристика СОУЭ │ Наличие указанных │
│ │ характеристик у │
│ │различных типов СОУЭ│
│ ├───┬───┬───┬───┬────┤
│ │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │
├───────────────────────────────────────────┼───┼───┼───┼───┼────┤
│1. Способы оповещения: │ │ │ │ │ │
│ Звуковой (сирена, тонированный сигнал и │ │ │ │ │ │
│др.) │ + │ + │ * │ * │ * │
│ Речевой (передача специальных текстов) │ - │ - │ + │ + │ + │
│ Световой: │ │ │ │ │ │
│ а) световые мигающие указатели │ * │ * │ * │ * │ * │
│ б) световые оповещатели "Выход" │ * │ + │ + │ + │ + │
│ в) статические указатели направления │ │ │ │ │ │
│движения │ - │ * │ * │ + │ * │
│ г) динамические указатели направления │ │ │ │ │ │
│движения │ - │ - │ - │ * │ + │
│2. Разделение здания на зоны пожарного опо-│ │ │ │ │ │
│вещения │ - │ - │ * │ + │ + │
│3. Обратная связь зон оповещения с помеще- │ │ │ │ │ │
│нием пожарного поста-диспетчерской │ - │ - │ * │ + │ + │
│4. Возможность реализации нескольких вари- │ │ │ │ │ │
│антов организации эвакуации из каждой зоны │ │ │ │ │ │
│оповещения │ - │ - │ - │ * │ + │
│5. Координированное управление из одного │ │ │ │ │ │
│пожарного поста-диспетчерской всеми систе- │ │ │ │ │ │
│мами здания, связанными с обеспечением бе- │ │ │ │ │ │
│зопасности людей при пожаре │ - │ - │ - │ - │ + │
└───────────────────────────────────────────┴───┴───┴───┴───┴────┘
Примечания. 1. + требуется; * допускается; - не требуется.
Согласно пункту 5.1 НПБ 104-035.1 тип СОУЭ для зданий определяется по таблице 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей.
Таблица 2
┌──────────────┬────────────┬─────────┬──────────────┬───────────┐
│Группа зданий,│ Значение │Наиболь- │ Тип СОУЭ │Примечания │
│ комплексов и │нормативного│шее чис- ├──┬──┬──┬──┬──┤ │
│ сооружений │ показателя │ло этажей│ 1│ 2│ 3│ 4│ 5│ │
│(наименование │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ нормативного │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ показателя) │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────┼────────────┼─────────┼──┼──┼──┼──┼──┼───────────┤
│1. Предприятия│До 800 │ 1 │ *│ │ │ │ │Помещения │
│бытового об- │800 - 1000 │ 2 │ │ *│ │ │ │площадью │
│служивания, │1000 - 2500 │ 6 │ │ │ *│ │ │более 200 │
│банки (площадь│Более 2500 │ Более 6 │ │ │ │ *│ *│м2, разме- │
│пожарного от- │ │ │ │ │ │ │ │щаемые в │
│сека, м2) │ │ │ │ │ │ │ │составе │
│2. Парикмахер-│До 300 │ │ *│ │ │ │ │торговых и │
│ские, мастер- │300 и более │ │ │ *│ │ │ │обществен- │
│ские по ремон-│ │ │ │ │ │ │ │ных цент- │
│ту и т.п., │ │ │ │ │ │ │ │ров или в │
│размещаемые в │ │ │ │ │ │ │ │обществен- │
│общественных │ │ │ │ │ │ │ │ных зданиях│
│зданиях (пло- │ │ │ │ │ │ │ │другого │
│щадь, м2) │ │ │ │ │ │ │ │назначения,│
│3. Предприятия│До 50 │ 2 │ Не требуется │рассматри- │
│общественного │До 50 │ Более 2 │ *│ │ │ │ │ваются как │
│питания (вмес-│50 - 200 │ │ │ *│ │ │ │самостоя- │
│тимость, чел.)│200 - 1000 │ │ │ │ *│ │ │тельные зо-│
│ │Более 1000 │ │ │ │ │ *│ *│ны оповеще-│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ния │
│Размещаемые в │ │ │ │ │ │ │ │ │
│подвале (цо- │ │ │ │ │ │ │ │ │
│коле) │ - │ │ │ │ *│ │ │ │
├──────────────┼────────────┼─────────┼──┼──┼──┼──┼──┼───────────┤
│4. Бани и бан-│До 20 │ │ *│ │ │ │ │Встроенные │
│но-оздорови- │20 и более │ │ │ *│ │ │ │бани (сау- │
│тельные комп- │ │ │ │ │ │ │ │ны) рас- │
│лексы (кол-во │ │ │ │ │ │ │ │сматривают-│
│мест, чел.) │ │ │ │ │ │ │ │ся как са- │
│ │ │ │ │ │ │ │ │мостоятель-│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ные зоны │
├──────────────┼────────────┼─────────┼──┼──┼──┼──┼──┼───────────┤
│5. Предприятия│До 500 │ 1 │ *│ │ │ │ │Торговые │
│торговли (ма- │500 - 3500 │ 2 │ │ *│ │ │ │залы пло- │
│газины, рынки)│Более 3500 │ 5 │ │ │ │ *│ │щадью более│
│(площадь по- │ │ │ │ │ │ │ │100 м2 в │
│жарного отсе- │ │ │ │ │ │ │ │зданиях │
│ка, м2) │ │ │ │ │ │ │ │иного наз- │
│Торговые залы │Без ест. ос-│ │ │ │ │ │ │начения │
│ │вещения │ │ │ │ *│ │ │рассматри- │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ваются как │
│ │ │ │ │ │ │ │ │самостоя- │
│ │ │ │ │ │ │ │ │тельные зо-│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ны │
│(п. 5 в ред. Приказа МЧС РФ от 07.02.2008 N 57) │ │ │
├──────────────┼────────────┼─────────┼──┼──┼──┼──┼──┼───────────┤
│6. Дошкольные │До 100 │ 1 │ *│ │ │ │ │В дошколь- │
│учреждения │100 - 150 │ 2 │ │ *│ │ │ │ных учреж- │
│(число мест) │151 - 350 │ 3 │ │ │ *│ │ │дениях при │
│Специальные │ │ │ │ │ │ │ │применении │
│детские учреж-│ │ │ │ │ │ │ │СОУЭ 3-го │
│дения │ - │ - │ │ *│ │ │ │типа и выше│
├──────────────┼────────────┼─────────┼──┼──┼──┼──┼──┤оповещаются│
│7. Школы и │До 270 │ 1 │ *│ │ │ │ │только ра- │
│учебные корпу-│270 - 350 │ 2 │ │ *│ │ │ │ботники уч-│
│са школ-интер-│351 - 1600 │ 3 │ │ │ *│ │ │реждений │
│натов (число │Более 1600 │ Более 3 │ │ │ │ *│ *│при помощи │
│мест в здании,│ │ │ │ │ │ │ │специально-│
│чел.) │ │ │ │ │ │ │ │го текста │
│Специальные │ │ │ │ │ │ │ │оповещения.│
│школы и школы-│ │ │ │ │ │ │ │При разме- │
│интернаты │ │ │ │ │ *│ │ │щении в од-│
│Спальные кор- │До 100 │ 1 │ *│ │ │ │ │ном здании │
│пуса школ-ин- │101 - 200 │ 3 │ │ *│ │ │ │дошкольных │
│тернатов и │Более 200 │ 4 │ │ │ *│ │ │учреждений │
│других детских│ │ │ │ │ │ │ │и начальной│
│домов (число │ │ │ │ │ │ │ │школы (или │
│мест в здании)│ │ │ │ │ │ │ │жилых поме-│
│ │ │ │ │ │ │ │ │щений для │
│ │ │ │ │ │ │ │ │персонала) │
│ │ │ │ │ │ │ │ │общей вмес-│
│ │ │ │ │ │ │ │ │тимостью │
│ │ │ │ │ │ │ │ │более 50 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │чел. они │
│ │ │ │ │ │ │ │ │выделяются │
│ │ │ │ │ │ │ │ │в самостоя-│
│ │ │ │ │ │ │ │ │тельные зо-│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ны оповеще-│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ния. В шко-│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ле оповеща-│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ются снача-│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ла работни-│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ки, затем │
│ │ │ │ │ │ │ │ │учащиеся │
│(п. 6 - 7 в ред. Приказа МЧС РФ от 07.02.2008 N 57) │ │
├──────────────┼────────────┼─────────┼──┼──┼──┼──┼──┼───────────┤
│8. Учебные │ │ До 4 │ │ *│ │ │ │Помещения │
│корпуса сред- │ │ 4 - 9 │ │ │ *│ │ │аудиторий, │
│них специаль- │ │ Более 9 │ │ │ │ *│ *│актовых за-│
│ных и высших │ │ │ │ │ │ │ │лов собра- │
│учебных заве- │ │ │ │ │ │ │ │ний и дру- │
│дений │ │ │ │ │ │ │ │гих зальных│
│ │ │ │ │ │ │ │ │помещений с│
│ │ │ │ │ │ │ │ │числом мест│
│ │ │ │ │ │ │ │ │более 300, │
│ │ │ │ │ │ │ │ │а также │
│ │ │ │ │ │ │ │ │расположен-│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ных выше │
│ │ │ │ │ │ │ │ │6-го этажа │
│ │ │ │ │ │ │ │ │с количест-│
│ │ │ │ │ │ │ │ │вом мест │
│ │ │ │ │ │ │ │ │менее 300 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │рассматри- │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ваются как │
│ │ │ │ │ │ │ │ │самостоя- │
│ │ │ │ │ │ │ │ │тельные зо-│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ны оповеще-│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ния │
├──────────────┼────────────┼─────────┼──┼──┼──┼──┼──┼───────────┤
│9. Зрелищные │ │ │ │ │ │ │ │ │
│учреждения │ │ │ │ │ │ │ │ │
│(театры, цирки│ │ │ │ │ │ │ │ │
│и др.): │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ круглогодич- │До 300 │ 1 │ *│ │ │ │ │ │
│ного действия │300 - 800 │ 2 │ │ *│ │ │ │ │
│(наибольшая │Более 800 │ 3 │ │ │ *│ │ │ │
│вместимость │ │ │ │ │ │ │ │ │
│зала, чел.) │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ сезонного │ │ │ │ │ │ │ │ │
│действия: │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ а) закрытые │До 600 │ 1 │ *│ │ │ │ │ │
│ │600 и более │ 1 │ │ *│ │ │ │ │
│ б) открытые │До 800 │ 1 │ *│ │ │ │ │ │
│ │800 и более │ 1 │ │ *│ │ │ │ │
│ клубы │До 400 │ 2 │ *│ │ │ │ │ │
│ │400 - 600 │ 3 │ │ *│ │ │ │ │
│ │Более 600 │ Более 3 │ │ │ *│ │ │ │
│10. Здания, │До 200 │ 3 │ │ *│ │ │ │ │
│крытые и от- │200 - 1000 │ Более 3 │ │ │ *│ │ │ │
│крытые соору- │Более 1000 │ │ │ │ │ *│ *│ │
│жения физкуль-│ │ │ │ │ │ │ │ │
│турно-оздоро- │ │ │ │ │ │ │ │ │
│вительного и │ │ │ │ │ │ │ │ │
│спортивного │ │ │ │ │ │ │ │ │
│назначения │ │ │ │ │ │ │ │ │
│(число мест) │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────┼────────────┼─────────┼──┼──┼──┼──┼──┼───────────┤
│11. Лечебные │До 60 │ │ │ *│ │ │ │Помещения │
│учреждения │60 и более │ │ │ │ *│ │ │лечебных, │
│(число койко- │ │ │ │ │ │ │ │амбулатор- │
│мест): │ │ │ │ │ │ │ │но-поликли-│
│ │ │ │ │ │ │ │ │нических │
│психиатричес- │ │ │ │ │ │ │ │учреждений │
│кие больницы │ - │ │ │ │ *│ │ │и аптек, │
│ │ │ │ │ │ │ │ │расположен-│
│амбулаторно- │До 90 │ │ │ *│ │ │ │ных в зда- │
│поликлиничес- │90 и более │ │ │ │ *│ │ │ниях иного │
│кие учрежде- │ │ │ │ │ │ │ │назначения,│
│ния (посещения│ │ │ │ │ │ │ │рассматри- │
│в смену, чел.)│ │ │ │ │ │ │ │ваются как │
│ │ │ │ │ │ │ │ │самостоя- │
│ │ │ │ │ │ │ │ │тельные │
│ │ │ │ │ │ │ │ │зоны опове-│
│ │ │ │ │ │ │ │ │щения │
├──────────────┼────────────┼─────────┼──┼──┼──┼──┼──┼───────────┤
│12. Санатории,│ │ До 10 │ │ *│ │ │ │ │
│учреждения от-│ │ 10 и │ │ │ │ │ │ │
│дыха и туризма│ │ более │ │ │ *│ │ │ │
│при наличии в │ │ │ │ │ │ │ │ │
│спальных кор- │ │ │ │ │ │ │ │ │
│пусах пищебло-│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ков и помеще- │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ний культурно-│ │ │ │ │ │ │ │ │
│массового наз-│ │ │ │ │ │ │ │ │
│начения │ │ │ │ │ │ *│ *│ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│13. Детские │ │ │ │ │ │ │ │ │
│оздоровитель- │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ные лагеря: │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ круглогодич- │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ного действия │ │ │ │ *│ │ │ │ │
│ летние IV - V│ │ │ │ │ │ │ │ │
│степени огне- │ │ │ │ │ │ │ │ │
│стойкости │ │ │ *│ │ │ │ │ │
├──────────────┼────────────┼─────────┼──┼──┼──┼──┼──┼───────────┤
│14. Библиотеки│ │ │ │ │ │ │ │ │
│и архивы: │ │ │ │ *│ │ │ │ │
│ при наличии │ │ │ │ │ │ │ │ │
│читальных за- │ │ │ │ │ │ │ │ │
│лов (кол-во │ │ │ │ │ │ │ │ │
│мест более 50 │ │ │ │ │ │ │ │ │
│чел.) │ │ │ │ │ *│ │ │ │
│ хранилища │ │ │ │ │ │ │ │ │
│(книгохранили-│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ща) │ │ │ *│ │ │ │ │ │
├──────────────┼────────────┼─────────┼──┼──┼──┼──┼──┼───────────┤
│15. Учреждения│ │ До 6 │ │ *│ │ │ │ │
│органов управ-│ │ 6 - 16 │ │ │ *│ │ │ │
│ления, проект-│ │ │ │ │ │ │ │ │
│но-конструк- │ │ │ │ │ │ │ │ │
│торские орга- │ │ │ │ │ │ │ │ │
│низации, НИИ, │ │ │ │ │ │ │ │ │
│информационные│ │ │ │ │ │ │ │ │
│центры и дру- │ │ │ │ │ │ │ │ │
│гие админист- │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ративные зда- │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ния │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│16. Музеи и │До 500 │ 3 │ │ *│ │ │ │ │
│выставки │500 - 1000 │ Более 3 │ │ │ *│ │ │ │
│(число посе- │Более 1000 │ │ │ │ │ *│ *│ │
│тителей) │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│17. Вокзалы │ │ 1 │ │ *│ │ │ │ │
│ │ │ более 1 │ │ │ *│ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│18. Гостиницы,│До 50 │ До 3 │ │ *│ │ │ │ │
│общежития и │Более 50 │ 3 - 9 │ │ │ *│ │ │ │
│кемпинги (вме-│ │ Более 9 │ │ │ │ *│ *│ │
│стимость, │ │ │ │ │ │ │ │ │
│чел.) │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────┼────────────┼─────────┼──┴──┴──┴──┴──┼───────────┤
│19. Жилые зда-│ │ │ │ │
│ния: │ │ │ │ │
│секционного │ │ До 11 │ Не требуется │ │
│типа │ │ ├──┬──┬──┬──┬──┤ │
│ │ │ 11 - 25 │ *│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│коридорного │ │ До 10 │ │ *│ │ │ │ │
│типа │ │ 10 - 25 │ │ │ *│ │ │ │
│(п. 19 в ред. Приказа МЧС РФ от 07.02.2008 N 57) │ │ │
├──────────────┼────────────┼─────────┼──┼──┼──┼──┼──┼───────────┤
│20. Производ- │А, Б, В, Г, │ 1 │ *│ │ │ │ │1-й тип │
│ственные и │Д │ │ │ │ │ │ │СОУЭ допус-│
│складские зда-│А, Б │ 2 - 6 │ │ │ *│ │ │кается сов-│
│ния и сооруже-│В │ 2 - 8 │ │ *│ │ │ │мещать с │
│ния (категория│Г, Д │ 2 - 10 │ │ *│ │ │ │селекторной│
│здания или │ │ │ │ │ │ │ │связью. │
│сооружения по │ │ │ │ │ │ │ │СОУЭ зданий│
│взрывопожарной│ │ │ │ │ │ │ │и сооруже- │
│и пожарной │ │ │ │ │ │ │ │ний катего-│
│опасности) │ │ │ │ │ │ │ │рии А и Б │
│ │ │ │ │ │ │ │ │по взрыво- │
│ │ │ │ │ │ │ │ │пожарной и │
│ │ │ │ │ │ │ │ │пожарной │
│ │ │ │ │ │ │ │ │опасности │
│ │ │ │ │ │ │ │ │должны быть│
│ │ │ │ │ │ │ │ │сблокирова-│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ны с техно-│
│ │ │ │ │ │ │ │ │логической │
│ │ │ │ │ │ │ │ │или пожар- │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ной автома-│
│ │ │ │ │ │ │ │ │тикой │
│(п. 20 в ред. Приказа МЧС РФ от 07.02.2008 N 57) │ │ │
└──────────────┴────────────┴─────────┴──┴──┴──┴──┴──┴───────────┘
Здание/помещения общества можно отнести к предприятием бытового обслуживания площадью менее 800 кв.м., следовательно, тип СОУЭ здания общества – 1, для которого достаточно установки речевой и световой систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (что общество и сделало).
Согласно пункту 6.5 ВСН 01-89 внутренний противопожарный водопровод не требуется предусматривать в зданиях и помещениях, объемом или высотой менее, указанных в табл. 1* и 2 (в табл. 1* указаны административно-бытовые здания промышленных предприятий объемом куб. м. от 5000 до 25000, св. 25 000: здание общества не подпадает под эти критерии).
Согласно пункту 4.1.5 Свода правил СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 180, внутренний противопожарный водопровод не требуется предусматривать:
а) в зданиях и помещениях объемом или высотой менее указанных в таблицах 1 и 2;
б) в зданиях общеобразовательных школ, кроме школ-интернатов, в том числе школ, имеющих актовые залы, оборудованные стационарной киноаппаратурой, а также в банях;
в) в зданиях кинотеатров сезонного действия на любое число мест;
г) в производственных зданиях, в которых применение воды может вызвать взрыв, пожар, распространение огня;
д) в производственных зданиях I и II степеней огнестойкости категорий Г и Д независимо от их объема и в производственных зданиях III - V степеней огнестойкости объемом не более 5000 куб. м категорий Г и Д;
е) в производственных и административно-бытовых зданиях промышленных предприятий, а также в помещениях для хранения овощей и фруктов и в холодильниках, не оборудованных хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом, для которых предусмотрено тушение пожаров из емкостей (резервуаров, водоемов);
ж) в зданиях складов грубых кормов, пестицидов и минеральных удобрений.
Примечание – Допускается не предусматривать внутренний противопожарный водопровод в производственных зданиях по переработке сельскохозяйственной продукции категории В, I и II степеней огнестойкости, объемом до 5000 куб. м.
Таблица 1, к которой отсылает подпункт «а» пункта 4.1.5 СП 10.13130.2009 (Число пожарных стволов и минимальный расход воды на внутреннее пожаротушение), имеет следующее содержание:
Жилые, общественные и административно-бытовые здания и помещения | Число пожарных стволов | Минимальный расход воды на внутреннее пожаротушение, л/с, на одну струю |
1 Жилые здания: | ||
при числе этажей от 12 до 16 включ. | 1 | 2,5 |
то же, при общей длине коридора св. 10 м | 2 | 2,5 |
при числе этажей св. 16 до 25 включ. | 2 | 2,5 |
то же, при общей длине коридора св. 10 м | 3 | 2,5 |
2 Здания управлений: | ||
высотой от 6 до 10 этажей включ. и объемом до 25000 м3 включ. | 1 | 2,5 |
то же, объемом св. 25000 м3 | 2 | 2,5 |
при числе этажей св. 10 и объемом до 25000 м3 включ. | 2 | 2,5 |
то же, объемом св. 25000 м3 | 3 | 2,5 |
3 Клубы с эстрадой, театры, кинотеатры, актовые и конференц-залы, оборудованные киноаппаратурой | Согласно [1] | |
4 Общежития и общественные здания, не указанные в позиции 2: | ||
при числе этажей до 10 включ. и объемом от 5000 до 25000 м3 включ. | 1 | 2,5 |
то же, объемом св. 25000 м3 | 2 | 2,5 |
при числе этажей св. 10 и объемом до 25000 м3 включ. | 2 | 2,5 |
то же, объемом св. 25000 м3 | 3 | 2,5 |
5 Административно-бытовые здания промышленных предприятий объемом, м3: | ||
от 5000 до 25000 м3 включ. | 1 | 2,5 |
св. 25000 м3 | 2 | 2,5 |
Примечания:
1. Минимальный расход воды для жилых зданий допускается принимать равным 1,5 л/с при наличии пожарных стволов, рукавов и другого оборудования диаметром 38 мм.
2. За объем здания принимается строительный объем, определяемый в соответствии с [1].
В данном случае здание общества как административно-бытовое здание промышленного предприятия согласно данной таблице занимает менее 5000 куб. м., в связи чего в силу подпункта «а» пункта 4.1.5 СП 10.13130.2009 установка внутреннего противопожарного водопровода для здания общества не требуется.
Согласно пункту 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями по нормам согласно приложениям № 1 и 2, а также соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.
Согласно пункту 474 этих Правил расстояние от возможного очага пожара до места размещения огнетушителя не должно превышать 20 метров для общественных зданий и сооружений, 30 метров – для помещений категорий А, Б и В по взрывопожарной и пожарной опасности, 40 метров – для помещений категории Г по взрывопожарной и пожарной опасности, 70 метров – для помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности.
Согласно заключению Спецпожсервис от 02.04.2014 категории помещений общества по СП 12.13130.2009 – А, В3, В4.
Согласно нормам обеспечения объектов ручными огнетушителями (приложение № 1 к данным Правилам):
Категория помещения по взрывопожарной и пожарной опасности | Предельная защищаемая площадь (кв. метров) | Класс пожара | Огнетушители (штук) <*> | |||||||
пенные и водные (вместимостью 10 литров) | порошковые (вместимость огнетушащего вещества) (килограммов) | хладоновые (вместимостью 2 (3) литра) | углекислотные (вместимостью огнетушащего вещества) (литров) | воздушно-эмульсионные | ||||||
2/2 | 5/4 | 10/9 | 2/2 | 5 (8) или 3 (5) | ||||||
А, Б, В | 200 | A | 2++ | - | 2+ | 1++ | - | - | - | 1++ |
B | 4+ | - | 2+ | 1++ | 4+ | - | - | 1++ | ||
C | - | - | 2+ | 1++ | 4+ | - | - | 1++ | ||
D | - | - | 2+ | 1++ | - | - | - | 1++ | ||
E | - | - | 2+ | 1++ | - | - | 2++ | - | ||
В | 400 | A | 2++ | 4+ | 2++ | 1+ | - | - | 2+ | 1++ |
D | - | - | 2+ | 1++ | - | - | - | 1++ | ||
E | - | - | 2++ | 1+ | 2+ | 4+ | 2++ | - | ||
Г | 800 | B | 2+ | - | 2++ | 1+ | - | - | - | 2++ |
C | - | 4+ | 2++ | 1+ | - | - | - | 2++ | ||
Г, Д | 1800 | A | 2++ | 4+ | 2++ | 1+ | - | - | - | 4++ |
D | - | - | 2+ | 1++ | - | - | - | 4++ | ||
E | - | 2+ | 2++ | 1+ | 2+ | 4+ | 2++ | - | ||
Общественные здания | 800 | A | 4++ | 8+ | 4++ | 2+ | - | - | 4+ | 2++ |
E | - | - | 4++ | 2+ | 4+ | 4+ | 2++ | - |
--------------------------------
<*> Помещения оснащаются одним из 5 представленных в настоящем документе видов огнетушителей с соответствующей вместимостью (массой).
Примечания: 1. Для порошковых огнетушителей и углекислотных огнетушителей приведена двойная маркировка - старая маркировка по вместимости корпуса (литров) и новая маркировка по массе огнетушащего состава (килограммов). При вводе в эксплуатацию переносных порошковых и углекислотных огнетушителей они должны быть промаркированы по массе огнетушащего состава.
2. Знаком "++" обозначены рекомендуемые для оснащения объектов огнетушители, знаком "+" - огнетушители, применение которых допускается при отсутствии рекомендуемых и при соответствующем обосновании, знаком "-" - огнетушители, которые не допускаются для оснащения этих объектов.
То есть для категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности А, Б, В с предельной защищаемой площадью 200 кв.м. (что соответствует помещениям общества с учетом того, что одно из них – автомойка) обязательно наличие двух штук пенных и водных огнетушителей (вместимостью 10 литров). Общество установило два таких огнетушителя.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 10 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является в том числе поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан.
Как указывает управление, проверка общества проведена на основании поступившего в управление обращения гражданки ФИО2 о нарушениях обществом требований пожарной безопасности. После поступления указанного обращения управление вынесло распоряжение от 05.03.2014 № 44, которое было направлено для согласования в Красногорскую городскую прокуратуру. В тот же день – 05.03.2014 согласование было получено.
Вместе с тем заявление ФИО2 в материалах дела отсутствует.
Кроме того, по объяснениям общества, проверка проводилась в здании общества «автомойка», которое к моменту проверки еще не было готово к эксплуатации и не эксплуатировалось обществом по целевому использованию. Управление не опровергло данные доводы общества. В материалах дела имеется техпаспорт на здание общества, в котором указано, что данное здание представляет собой объект незавершенного строительства.
Таким образом, указанные нарушения вменены обществу необоснованно, в связи с чем оспариваемое постановление управления подлежало признанию незаконным и отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 1, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.07.2014 по делу № А41-23199/14 отменить.
Заявленное требование удовлетворить: постановление отдела надзорной деятельности по Красногорскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области от 27.03.2014 № 42 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Альянс-авто» к ответственности по частям 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным и отменить.
Председательствующий cудья | Е.Е. Шевченко | |
Судьи | Е.Н. Виткалова М.В. Игнахина |