ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-10281/19 от 15.07.2019 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

15 июля 2019 года                                                                            Дело № А72-3116/2019

г.Самара

            Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филипповой Е.Г., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области

            на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22 мая 2019 года по делу №А72-3116/2019 (судья Овсяникова Ю.А.), принятое в порядке упрощенного производства по исковому заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области (ОГРН 1027301569987, ИНН 7328043368), г. Ульяновск,

            к индивидуальному предпринимателю Кодиной Инне Владимировне (ОГРН 304732628100074, ИНН 732600270681), г. Ульяновск,

            третье лицо: Бычкова Надежда Алексеевна, г.Ульяновск,

            о взыскании убытков в связи с излишней выплатой пенсии застрахованному лицу,

У С Т А Н О В И Л:

            Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области (далее - Управление ПФР, истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Кодиной Инне Владимировне (далее - ИП Кодина И.В., предприниматель, ответчик) о взыскании убытков в виде переплаченной суммы пенсии Бычковой Н. А. в размере 1 885 руб. 16 коп.

            К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Бычкова Надежда Алексеевна.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 22 мая 2019 года, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Управление ПФР просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что согласно данным персонифицированного учета, имеющимся в Управлении, страхователь ИП Кодина И.В., как работодатель, представила отчет по форме СЗВ-М (исходная форма) за отчетные периоды «май 2018», - 13.07.2018, то есть с нарушением установленного законом срока (не позднее 15.06.2018).В связи с тем, что ИП Кодина И.В. не представила сведения индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованное лицо- Бычкову Н.А., Управлением ПФР  20 июля 2018 года было вынесено решение об индексации и корректировке страховой пенсии Бычковой Н.А. как неработающему пенсионеру с 01.05.2018, в соответствии с частями 3, 6 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ). Начиная с 01.05.2018, страховая часть страховой пенсии по старости по вине страхователя ИП Кодиной И.В. выплачивалась Бычковой Н.А. в повышенном размере.

Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.   

Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. 

Как следует из материалов дела, ИП Кодина И.В. как работодатель зарегистрирована в Пенсионном фонде РФ в качестве плательщика страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.

В силу ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

Исходя из ст.14 Закона №167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон №27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения, предусмотренные данным подпунктом.

В силу ст. 15 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

Сведения представляются страхователем о каждом работающем застрахованном лице по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 №83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах».

В соответствии с частью 12 статьи 21 Закона № 400-ФЗ выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона.

Федеральным законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» в Закон № 400-ФЗ внесены изменения, согласно которым (п.1 ст.26.1) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются без учета индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ, имеющей место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы, суммы страховой пенсии выплачиваются в соответствии с п. 3 ст. 26.1 Закона №400-ФЗ с учетом индексации и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Согласно части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится без заявления пенсионера, прекратившего работать, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

На основании части 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

В соответствии с частью 8 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.

 Частью 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно части 2 данной статьи, в случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как указывает заявитель и установлено судом, Бычкова Н.А. с 22.01.2012 является получателем трудовой пенсии по старости, а также с 01.01.2015 является получателем страховой пенсии по старости в связи с преобразованием трудовых пенсий в страховые в соответствии Законом №00-ФЗ от 28.12.2013.

В соответствии с вышеперечисленными положениями законодательства работающие пенсионеры не имеют права на индексацию и корректировку страховой пенсии, в связи с чем Бычковой Н.А., как работающему пенсионеру индексация и корректировка пенсии по июль 2018 года не проводилась.

За май 2018 года ИП Кодина И. В. отчетность в Управление ПФР на своих работников, в том числе и на Бычкову Н.А., в установленные сроки (до 15.06.2018) не была представлена; форма СЗВ-М за май 2018 года была представлена лишь 13.07.2018.

Руководствуясь п.4 ст.26.1 Закона №400-ФЗ, поскольку сведения на Бычкову Н.А. как о работающем пенсионере, отсутствовали, Управлением ПФР 20.07.2018 было вынесено решение об индексации и корректировке страховой пенсии Бычковой Н.А., как неработающему пенсионеру, с 01.05.2018. Сумма переплаты Бычковой Н.А. размера пенсии за период май - июнь 2018 года составила 1 885 руб. 16 коп. - по 942 руб. 58 коп. за каждый месяц (перерасчёт на коэффициент 1,037 с суммы 9 893 руб. 67 коп. на сумму 10 836 руб. 25 коп.).

После выявления ошибки территориальным органом ПФР выплата пенсии в завышенном размере Бычковой Н.А. была прекращена.

Согласно п. 10 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Кроме того, в силу ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения пенсия и иные денежные суммы, предоставленные гражданину и качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Таким образом, как указывает заявитель, действующее законодательство устанавливает запрет на удержание в таких случаях излишне выплаченных сумм с самого получателя пенсии; между тем переплата по пенсии образовалась по вине страхователя - предпринимателя, поскольку он несвоевременно (13.07.2018) представил сведения по форме СЗВ-М за май 2018 года на Бычкову Н.А., чем нарушил п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ и п. 24 Инструкции о порядке веления индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (обязывающей страхователей представлять отчетность по форме СЗВ-М в установленные сроки, в полном объеме и соответствующую первичным документам по учету труда).

Таким образом, по расчету Управления ПФР, общая сумма переплаты пенсии Бычковой Н.А. составила 1 885 руб. 16 коп., которые заявитель просит взыскать с ИП Кодиной И.В.

Ответчик и третье лицо отзыв на заявление не представили.

Исследовав и оценив представленные доказательства и доводы сторон по правилам ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы ею право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Позиция заявителя основана на том, что если работодатель отражает в отчетности по форме СЗВ-М сведения о застрахованном лице - пенсионере, следовательно, это подтверждает факт работы пенсионера, и отсутствие у него права на индексацию и корректировку пенсии. Если же в сведениях это лицо отсутствует, это подтверждает факт его увольнения и наличие в связи с этим права на индексацию и корректировку пенсии. Поскольку отчетность представляется только на работающих лиц, при отсутствии в отчетном месяце работающих работодатель ее не представляет (сдача «нулевой» отчетности законодательством не предусмотрена).

Поскольку в установленные законодательством сроки отчетность на Бычкову Н.А. за май 2018 года представлена не была, у Управления ПФР, как полагает заявитель, имелись основания для вывода о прекращении Бычковой Н.А. работы и соответственно для вынесения решений об индексации и корректировки ему страховой пенсии, как неработающему пенсионеру.

Однако суд первой инстанции не согласился с данными доводами заявителя, поскольку довод Управления ПФР об отсутствии работающих лиц у страхователя при нарушении срока сдачи отчетности (отсутствии формы СЗВ-М в установленный срок) на требованиях законодательства не основан; отчет за май был представлен предпринимателем с нарушением срока 13.07.2018; ответственность за нарушение срока сдачи отчета законом предусмотрена в виде штрафных санкций.

Кроме того, на момент принятия решения 20.07.2018 о проведении корректировки и индексации пенсии Бычковой Н.А. в Управлении ПФР уже имелись сведения о том, что она работала у ИП Кодиной И. В. и в мае, и в июне 2018 года, из представленной 13.07.2018 формы СЗВ-М.

Учитывая данные обстоятельства, а также то, что согласно п. 4 ст. 26.1 Закона №400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы, в целях определения права на индексацию и корректировку пенсии, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, ежемесячно, суд не усматривает прямой причинно-следственной связи между действиями работодателя и фактом выплаты пенсии работающему пенсионеру в повышенном размере.

За нарушение порядка и сроков представления отчетности законодательством установлены специальные меры ответственности: на основании абз.4 ст.17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

В соответствии с п.4 ст.28 Закона №400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

На основании п.36 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Учитывая указанные положения законодательства, Управление ПФР имело возможность предпринять меры, установленные Инструкцией, для уточнения факта наличия у ответчика застрахованных лиц, путем направления страхователю соответствующего уведомления.

Таким образом, оснований для взыскания заявленной суммы убытков суд первой инстанции не установил и в удовлетворении заявления Управления ПФР отказал.

Аналогичные выводы содержатся в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 №301-КГ18-20903, от 26.12.2018 №303-ЭС18-21706.

Доводы апелляционной жалобы о том, что страховая часть страховой пенсии по старости по вине страхователя ИП Кодиной И.В. выплачивалась Бычковой Н.А. в повышенном размере, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку Управление ПФР не доказало совокупность обстоятельств, влекущих применение ответственности в виде взыскания ущерба, а именно: наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика по непредставлению сведений за май 2018 года по форме СВЗ-М и возникновением у истца убытков. При этом на дату вынесения решений о выплате сумм страховой пенсии с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии Управление ПФР располагало информацией о застрахованных лицах за спорный период.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.

На основании изложенного решение суда от 22 мая 2019 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления ПФР - без удовлетворения.

Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Управлением ПФР в федеральный бюджет не уплачивается.

Руководствуясь статьями 229, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд            

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22 мая 2019 года по делу №А72-3116/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                     Е.Г. Филиппова