ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
г. Самара
Резолютивная часть постановления оглашена 30 июля 2019 года
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2019 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Николаевой С.Ю., Балакиревой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лариной Ю.Н.,
при участии в судебном заседании:
от ответчика Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан – представитель ФИО1 по доверенности №3036/исх от 29.07.2019,
в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 июля 2019 года в зале № 6 апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 мая 2019 года, принятое по делу № А65-23034/2018 (судья Хамидуллина Л.В.)
по иску Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород, к Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, г. Лаишево, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан, г. Казань, об:
- истребовании из незаконного владения Лаишевского муниципального района РТ земельного участка площадью 59 616 кв.м. с кадастровым номером 16:24:090201:9737, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Матюшинское сельское поселение, д. Матюшино, входящего в состав земельного участка в выделах 19, 20, 21, 22, 24 квартала 93 Матюшинского лесничества Пригородного лесничества Республики Татарстан;
- признании недействительной постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 16:24:090201:9737, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Матюшинское сельское поселение, д. Матюшино, входящего в состав земельного участка в выделах 19, 20, 21, 22, 24 квартала 93 Матюшинского лесничества Пригородного лесничества Республики Татарстан и исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с КН 16:24:090201:9737;
- истребовании из незаконного владения Лаишевского муниципального района РТ земельного участка площадью 15 675 кв.м. с кадастровым номером 16:24:090201:9683, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Матюшинское сельское поселение, д. Матюшино, входящего в состав земельного участка в выделах 22, 23, 24, 26 квартала 93 Матюшинского лесничества Пригородного лесничества Республики Татарстан;
- признании недействительной постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 16:24:090201:9683, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Матюшинское сельское поселение, д. Матюшино, входящий в состав земельного участка в выделах 22, 23, 24, 26 квартала 93 Матюшинского лесничества Пригородного лесничества Республики Татарстан и исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с КН 16:24:090201:9683,
третьи лица: Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, Администрация Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, ФГБУ «Рослесинфорг» в лице Казанского филиала,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород (далее – истец), обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, г. Лаишево (далее – ответчик 1, Исполком) (с учетом уточнений иска в порядке ст. 49 АПК РФ) об
- истребовании из незаконного владения Лаишевского муниципального района РТ земельного участка площадью 59 616 кв.м. с кадастровым номером 16:24:090201:9737, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Матюшинское сельское поселение, д. Матюшино, входящего в состав земельного участка в выделах 19, 20, 21, 22, 24 квартала 93 Матюшинского лесничества Пригородного лесничества Республики Татарстан;
- признании недействительной постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 16:24:090201:9737, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Матюшинское сельское поселение, д. Матюшино, входящего в состав земельного участка в выделах 19, 20, 21, 22, 24 квартала 93 Матюшинского лесничества Пригородного лесничества Республики Татарстан и исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с КН 16:24:090201:9737;
- истребовании из незаконного владения Лаишевского муниципального района РТ земельного участка площадью 15 675 кв.м. с кадастровым номером 16:24:090201:9683, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Матюшинское сельское поселение, д. Матюшино, входящего в состав земельного участка в выделах 22, 23, 24, 26 квартала 93 Матюшинского лесничества Пригородного лесничества Республики Татарстан;
- признании недействительной постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 16:24:090201:9683, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Матюшинское сельское поселение, д. Матюшино, входящий в состав земельного участка в выделах 22, 23, 24, 26 квартала 93 Матюшинского лесничества Пригородного лесничества Республики Татарстан и исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с КН 16:24:090201:9683.
Определениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.07.2018 и от 26.03.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее – Управление Росреестра по РТ), филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, Администрация Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, ФГБУ «Рослесинфорг» в лице Казанского филиала.
Определением от 26.03.2019 судом на основании ст.46 Арбитражного процессуального кодекса РФ по ходатайству истца Управление Росреестра по РТ и Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РТ переведены из процессуального статуса третьих лиц в качестве соответчиков с требованием к ним о признании недействительной постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми №16:24:090201:9737 и №16:24:090201:9683.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.05.2019 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель Исполкома возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает, что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, с учетом обстоятельств и при оценке всех доказательств, представленных сторонами, и просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
От истца поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленного ходатайства.
Заявленное истцом ходатайство об отложении рассмотрения дела не подлежат удовлетворению.
Процессуальное законодательство предоставляет суду право отложения рассмотрения дела, если он признает уважительными причины отложения и невозможность рассмотрения дела в отсутствие участвующих по делу лиц (часть 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В качестве основания для отложения судебного заседания истец сослался на отсутствие своевременного финансирования расходов по направлению сотрудников в служебные командировки, отсутствие возможности обеспечить явку своего представителя.
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации установлено, что неявка представителя в судебное заседание не является основанием для безусловного отложения рассмотрения дела. Таким образом, отложение судебного заседания является правом, а не обязанностью арбитражного суда.
Указанные заявителем причины не являются уважительными причинами неявки в судебное заседание и оснований для отложения дела не имеется.
Истец, заявив ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы, не обосновал необходимость личного участия в судебном разбирательстве, какие дополнительные доказательства, имеющие значение для разрешения спора и принятия законного судебного акта, будут представлены, которые не могли быть представлены в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от них, в материалах дела имеется апелляционная жалоба с подробно изложенными доводами заявителя.
Учитывая пределы рассмотрения жалобы в суде апелляционной инстанции, раскрытие участвующими в деле лицами доказательств в суде первой инстанции, а также принимая во внимание обязательные условия необходимые для отложения дела, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не находит правовых оснований, по которым рассмотрение апелляционной жалобы невозможно в данном судебном заседании, с учетом положений статей 158, 267 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство заявителей об отложении рассмотрения апелляционной жалобы подлежит отклонению.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав участника процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в ходе обследования лесного участка в квартале 93 Матюшинского участкового лесничества Пригородного лесничества Республики Татарстан установлено, что в выделах 19, 20, 21, 22, 24, 26 данного квартала на кадастровый учет как земли населенных пунктов поставлены земельные участки с кадастровыми №16:24:090201:9737 и №16:24:090201:9683, категория «земли населенных пунктов».
Право собственности на указанные земельные участки зарегистрировано за Лаишевским муниципальным районом Республики Татарстан, о чем внесены соответствующие записи в Единый государственный реестр недвижимости №16-16-26/008/2012-317 от 23.01.2012 и №16-16-26/032/2011-136 от 29.08.2011 соответственно (л.д.11-16 т.1).
На основании актов обследования лесного участка от 20.03.2017 и от 28.11.2017, составленных участковым лесничим Матюшинского сельского поселения, установлено произрастание на спорных земельных участках лесных насаждений различных пород. В соответствии с заключениями Казанского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» 2016 года, в результате сопоставления местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами №16:24:090201:9737 и №16:24:090201:9683, установленных по координатам из ЕГРН с материалами лесоустройства, определяющими границы лесного фонда, установлено, что указанные земельные участки полностью расположены на землях лесного фонда, а именно в выделах 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26 квартала 93 Матюшинского участкового лесничества Пригородного лесничества Республики Татарстан.
Истец, полагая, что в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество должны быть внесены изменения по границам земельных участков, ссылаясь на свидетельство о государственной регистрации права от 21.02.2005, а также, полагая постановку на кадастровый учет земельных участков №16:24:090201:9737 и №16:24:090201:9683 произведенной с нарушением требований действующего законодательства, обратился в арбитражный суд с заявленным иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права, поэтому в судебном порядке может быть признано соответствующее нарушенное или оспоренное право.
В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Защита субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется путем применения надлежащих способов защиты, в том числе путем признания права (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства, заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом.
Формулирование предмета и основания иска обусловлено избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов. Для защиты гражданских прав возможно использование одного из перечисленных в указанной правовой норме способов либо нескольких из них. Однако, если нормы права предусматривают для конкретного спорного правоотношения только определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе применить лишь этот способ.
При этом надлежащим способом считается такой способ защиты прав и законных интересов, который сам по себе способен привести к восстановлению нарушенных прав, и отвечает конституционным и общеправовым принципам законности, соразмерности и справедливости.
Избрание истцом неправильного способа защиты права влияет как на предмет доказывания по делу, так и на круг лиц, которые должны быть привлечены к участию в деле, следовательно, на возможность удовлетворения соответствующего притязания.
На основании ст. 8 Лесного кодекса РФ (далее ЛК РФ), лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 23 ЛК РФ, основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях: обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
В соответствии со статьями 67 - 68 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса: землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков: закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков: таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов): проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В случаях закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Таким образом, определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (лесничеств).
Согласно статье 70.1 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Кроме того, согласно пункту 1 части 6 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
При этом отнесение земельного участка к землям лесного фонда само по себе не может исключать уточнение границ земельного участка и установление их на местности при выявлении нарушения прав смежных землепользователей.
Согласно пункту 6 статьи 8.1 ГК РФ зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее Постановление № 10/22) разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В соответствии с абзацем третьим пункта 34 Постановления № 10/22, если собственник требует возврата своего имущества из владения лица, которое незаконно им завладело исковое требование подлежит к рассмотрению по правилам статей 301, 302 ГК РФ.
В силу статьи 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно абзацу первому пункта 36 Постановления № 10/22, в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРН. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновения этого права у истца.
По смыслу указанных выше норм права и акта их разъяснения, значимыми по делу обстоятельствами являются установление собственника спорного земельного участка, местоположения земельного участка в определенных границах и факта наложения на него земельных участков, принадлежащих ответчику.
Земельный участок в понимании пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 22 Федерального закона №218-ФЗ - это часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 2 статьи 8 Федерального закона №218-ФЗ).
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими пункту 1 статьи 69 ЛК РФ. Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости пункт 1 статьи 4.2).
В случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (статья 4.4).
Положениями части 6 статьи 47 Федерального закона №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» также предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Согласно статье 9 Лесного кодекса РФ 1997 года границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).
При этом, сведения Государственного лесного реестра (далее – ГЛР), исходя из положений статей 7 и 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон №172-ФЗ), не указывали и не указывают в настоящее время на принадлежность земельного участка к категории земель лесного фонда.
Если в соответствии с ГЛР участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими (правоудостоверяющими) документами - к иной категории земель, принадлежность такого участка к категории земель устанавливается на основании сведений ЕГРН либо в соответствии со сведениями, указанными в документах, подтверждающих право гражданина или юридического лица на земельный участок.
Эти правила применяются в тех случаях, когда права правообладателя на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Однако, эти правила не распространяются на земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, при условии , что на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы.
В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в Едином государственном реестре недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, если такие документы получены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, по заявлениям правообладателей земельных участков. Указанное правило не применяется, если в отношении земельного участка был принят акт о его переводе из одной категории в другую (решение об отнесении земельного участка к определенной категории) (п.10 ст.14 Федерального закона №172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).
Необходимо отметить, что если в отношении земельного участка принимались акты о его отнесении к определенной категории земель или акты о переводе земельного участка в иную категорию, то эти решения будут иметь приоритет над иными сведениями о категории земель такого земельного участка, содержащимися в ЕГРН, ГЛР, правоустанавливающих документах (часть 10 статьи 14 Федерального закона №172-ФЗ).
Лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Сведения о таких лесных участках подлежат внесению в ЕГРН после уточнения их границ на основании межевого плана, что позволит избежать пересечения их границ с границами иных земельных участков (часть 2 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», далее - Федеральный закон №201-ФЗ).
При этом допускается сохранение пересечения границ лесных участков, предназначенных для размещения линейных объектов или обеспечивающих недропользование, причем как между собой, так и с иными лесными участками.
В качестве основного доказательства по делу истец указывает на заключения Казанского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 27.10.2016, из которых следует, что картометрическим способом (без выезда на место) произведено сопоставление местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами №16:24:090201:9737 и №16:24:090201:9683 по координатам из ЕГРН с материалами лесоустройства, определяющими границы лесного фонда.
В отсутствие иных доказательств обоснованности заявленных исковых требований суд обоснованно отнесся критически к указанным заключениям третьего лица, поскольку они не являются заключениями эксперта и не могут свидетельствовать о наложении границ лесного участка на земельные участки ответчика (Исполнительного комитета).
Как верно отметил арбитражный суд, ФГБУ «Рослесинфорг» не является органом, на который в силу закона возложена функция осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Разрешение вопроса о фактическом местоположении границ участка лесных земель, находящегося в собственности Российской Федерации, возможно при проведении землеустроительной экспертизы.
Истцом соответствующее ходатайство в ходе рассмотрения дела ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанций заявлено не было. Из представленных доказательств не представляется возможным провести сопоставление границ спорных земельных участков и участка лесного фонда.
Истец не представил доказательств в подтверждение того обстоятельства, что по состоянию на 2011 год спорные земельные участки были учтены как лесные участки в порядке ст.7 Лесного кодекса Российской Федерации. В государственном лесном реестре данные земли также отсутствовали, на кадастровый учет поставлены не были. Кроме того, свидетельство о государственной регистрации права от 21.02.2005 не содержит адреса местонахождения объекта права.
Имеющиеся в материалах дела таксационные описания Матюшинского участкового лесничества содержат лишь информацию о составе лесов и не позволяют разрешить вопрос о соотношении границ лесного фонда с границами указанных земельных участков ответчика.
Соответственно, при рассмотрении настоящего дела, в нарушение положений ст. 65 АПК РФ, не представлено надлежащих доказательств, которые могли бы свидетельствовать о том, что границы земельного участка с кадастровыми номерами 16:24:090201:9737 и 16:24:090201:9683 пересекаются с землями лесного фонда.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела судом было установлено, что спорные земельные участки принадлежат ответчику (Исполкому) на законных основаниях, а также с учетом того, что документальных доказательств нахождения спорных земельных участков на землях лесного фонда суду не представлено, суд первой инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
В отношении заявлений ответчиков о пропуске срока исковой давности на обращение с указанным иском суд считает необходимым отметить следующее.
В силу ст.195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности, который распространяется и на иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, составляет три года.
Согласно ст.199 Гражданского кодекса РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В ходе рассмотрения настоящего дела ответчики заявили о применении срока исковой давности, указывая, что спорный земельный участок с кадастровым номером 16:24:090201:9683 поставлен на кадастровый учет 15.07.2011, а земельный участок с кадастровым номером 16:24:090201:9737 – 13.01.2012.
Сведения государственного кадастра недвижимости (единого государственного реестра недвижимости) являются общедоступными, в том числе сведения предоставляются по запросу государственных органов и размещаются в открытом доступе в системе Интернет посредством информационного ресурса «Публичная кадастровая карта» по веб-адресу: https://pkk5.rosreestr.ru.
Таким образом, как верно отметил арбитражный суд, истец мог и должен был узнать о нарушении своих прав в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 16:24:090201:9683 с 15.07.2011 - с даты его государственного кадастрового учета с категорией земель населенных пунктов и видом разрешенного использования «для индивидуальной жилой застройки», в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 16:24:090201:9737 – с 13.01.2012 – даты его государственного кадастрового учета с категорией земель населенных пунктов и видом разрешенного использования «земли общего пользования».
Кроме того, следует отметить, что Арбитражным судом Республики Татарстан 08.02.2012 в рамках дела №А65-25109/2011 было рассмотрено заявление Управления Росреестра по РТ к Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным Постановления от 06.07.2011 №926 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте общей площадью 15 675 кв.м. в Лаишевском муниципальном районе, Матюшинском сельском поселении, д. Матюшино для индивидуального жилищного строительства». При этом, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан участвовало в рассмотрении указанного дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда РТ от 08.02.2012 в удовлетворении иска отказано.
Как указывалось выше, в силу прямого указания приведённых норм закона лесные участки в составе земель лесного фонда относятся к федеральному имуществу.
Согласно ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, обращаясь в суд с рассматриваемым иском, действует от имени Российской Федерации в защиту имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
Как уже было отмечено, при рассмотрении в Арбитражном суде РТ дела №А65-25109/2011 интересы Российской Федерации представляло Территориальное управление Росимущества в Республике Татарстан. При этом с момента принятия решения в 2012 году и до 2018 года с исковыми требованиями об изъятии земельного участка с кадастровым номером 16:24:090201:9683 к Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан в защиту интересов РФ органы не обращались, спор о праве на указанный земельный участок инициирован не был.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 №1223 «О внесении изменения в положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства», Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
Согласно действующему законодательству, а также поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 15.03.2018 №ЕГ-16/7736, надлежащим лицом, уполномоченным выступать в защиту имущественных интересов Российской Федерации по спорам в области лесных отношений, в том числе о правах на земельные участки лесного фонда, является Федеральное агентство лесного хозяйства и его территориальные органы.
Таким образом, в настоящее время представителем собственника в отношении спорных земельных участков, относящимся к категории земель лесного фонда, является Федеральное агентство лесного хозяйства.
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии с п.п.2.1 п.7 Положения о департаменте лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, утвержденного приказом Рослесхоза от 19.06.2015 №203.
Однако, указанные обстоятельства, в соответствии с которыми Федеральному агентству лесного хозяйства переданы полномочия на осуществление имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений не являются основанием для возобновления пропущенного срока на обращение с виндикационным иском.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о пропуске срока исковой давности, что в силу пункта 2 ст.199 Гражданского кодекса РФ является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Отказывая в удовлетворении иска в части требований о признании недействительной постановки на кадастровый учет земельных участков №16:24:090201:9737 и №16:24:090201:9683 суд правомерно исходил из следующего.
Государственный кадастровый учет осуществляется Управлением Росреестра по РТ в программном комплексе ЕГРН с 01.01.2017 в порядке, установленном ФЗ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». До указанной даты органом кадастрового учета являлось ФГБУ «ФКП Росреестра», и кадастровый учет осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Нормы статей 39, 45 указанного Закона (на момент постановки на кадастровый учет земельных участков) регламентировали порядок согласования границ земельных участков, а также порядок внесения ранее учтенных объектов недвижимости в ЕГРН. Вышеуказанные земельные участки не являются ранее учтенными, как было отмечено ранее, они поставлены на кадастровый учет в 2011, 2012 годах.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 16:24:090201:9737, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Матюшинское сельское поселение, д. Матюшино, уточненной площадью 59 616 кв.м., вид разрешенного использования - земли общего пользования, категория земель - земли населенных пунктов, находится в собственности Лаишевского муниципального района РТ (дата регистрации 23.01.2012). Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 13.01.2012 на основании заявления о государственном кадастровом учете от 11.01.2012, межевого плана земельного участка, подготовленного кадастровым инженером ФИО2, на основании постановления Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района от 12.12.2011 №2149, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. В дальнейшем, 16.03.2012 на основании постановления Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района от 01.03.2012 №365 вид разрешенного использования был изменен на «земли общего пользования».
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 16:24:090201:9683, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, Матюшинское сельское поселение, д. Матюшино, уточненной площадью 15 675 кв.м., видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, категорией земель – земли населенных пунктов, находится в собственности Лаишевского муниципального района РТ (дата регистрации 29.08.2011). Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 15.07.2011 на основании заявления о государственном кадастровом учете от 06.07.2011, межевого плана земельного участка, подготовленного кадастровым инженером ФИО3, на основании постановления Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района от 06.07.2011 №926.
Постановления Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ от 12.12.2011 №2149 и от 06.07.2011 №926 в установленном законом порядке недействительными не признаны.
В соответствии с ч.1 ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 №221-ФЗ, п.83 требований Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 №412 (действовавших на момент постановки на государственный кадастровый учет земельных участков) местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, указанными в ч.3 ст.39 указанного закона, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. То есть, согласование границ является обязательным при государственном кадастровом учете изменений земельного участка, при постановке на государственный кадастровый учет акт согласования не требуется.
Земельные участки с кадастровыми номерами 16:24:090201:9737, 16:24:090201:9683 внесены в ЕГРН путем постановки на государственный кадастровый учет. Тем не менее, в межевых планах содержатся акты согласования местоположения границ земельных участков, границы земельных участков являются согласованными.
Орган кадастрового учета (в настоящее время орган регистрации прав) проверяет результаты согласования границ уточняемого земельного участка с правообладателями смежных земельных участков, сведения о местоположении границ (координаты) которых содержатся в ЕГРН (на кадастровой карте). Государственный кадастровый учет вышеуказанных земельных участков ФГБУ «ФКП Росреестра» проведен правомерно, в соответствии с нормами законодательства, в связи с чем утверждение истца о незаконности постановки на кадастровый учет спорных земельных участков правомерно признано необоснованным и не подтвержденным материалами дела.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы изучены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое заявителем решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 мая 2019 года, принятое по делу № А65-23034/2018, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Н.Ю. Пышкина
Судьи Е.М. Балакирева
С.Ю. Николаева