ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-170/20 от 17.02.2020 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

17 февраля 2020 года                                                                            Дело № А72-16715/2019

г.Самара

            Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филипповой Е.Г., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу областного государственного казенного учреждения «Управление делами Ульяновской области»

            на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 декабря 2019 года по делу №А65-16715/2019 (судья Семенова М.А.), принятое в порядке упрощенного производства по исковому заявлению государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Ульяновск,

            к областному государственному казенному учреждению «Управление делами Ульяновской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Ульяновск,

            о взыскании убытков,

У С Т А Н О В И Л:

            Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (далее - Управление ПФР, истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к областному государственному казенному учреждению «Управление делами Ульяновской области» (далее - ОГКУ «Управление делами Ульяновской области», ответчик) о взыскании излишне выплаченной суммы пенсии в отношении застрахованного лица - ФИО1 в размере 13 301 руб. 60 коп.

            Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18 декабря 2019 года, принятым в порядке упрощенного производства, заявленные требования удовлетворены, с ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» в пользу Управления ПФР взысканы убытки в размере 13 301 руб. 60 коп. С ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» взыскана в доход федерального бюджета госпошлина в размере 500 руб.

В апелляционной жалобе ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что ФИО1 уволился из ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» 04.02.2019, в связи с чем право на получение суммы пенсии и иных выплат с учетом индексации (увеличения) у него возникло с 01 марта 2019 года. ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» считает, что размер убытков, причиненных истцу, составляет 3 325 руб. 40 коп. - за 1 месяц (февраль 2019 года). Дополняющую форму СЗВ-М с типом «доп» о застрахованных лицах за февраль 2019 года ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» представило в территориальный орган Пенсионного фонда РФ 08.05.2019. Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за период с марта 2019 года по настоящее время в территориальный орган Пенсионного фонда РФ ответчиком сданы в установленные сроки. ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» считает, что сумма убытков, подлежащих взысканию в пользу истица, должна составлять 3 325 руб. 40 коп.

В отзыве на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.

  Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.  

Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение суда следует изменить в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Как следует из материалов дела,ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости. Поскольку работающие пенсионеры не имеют права на индексацию и корректировку страховой пенсии, в ФИО1, как работающему пенсионеру, индексация и корректировка пенсии в этот период времени не проводилась.

За февраль 2019 года ответчиком отчетность в Управление ПФР на своих работников, в том числе и на ФИО1, в установленные сроки (до 15.03.2019) не была представлена; форма СЗВ-М за февраль 2019 года была представлена лишь 08.05.2019.

Поскольку сведения о ФИО1 как о работающем пенсионере у истца отсутствовали, Управлением ПФР 22.04.2019 было вынесено решение об индексации и корректировке страховой пенсии ФИО1, как неработающего пенсионера, с 01.02.2019. По мнению истца, сумма переплаты ФИО1 размера пенсии составила 13 301 руб. 60 коп., в том числе за февраль 2019 года – 3 325,40 руб., за март 2019 года – 3 325,40 руб., за апрель 2019 года – 3 325,40 руб., за май 2019 года – 3 325,40 руб.

После выявления ошибки Управлением ПФР выплата пенсии в завышенном размере ФИО1 была прекращена.

Согласно ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

В силу ст.14 Закона №167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В соответствии с п.п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон №27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения, предусмотренные данным подпунктом.

На основании ст. 15 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

Сведения представляются страхователем о каждом работающем застрахованном лице по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 №83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах».

В соответствии с частью 12 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона.

Федеральным законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» в Закон № 400-ФЗ внесены изменения, согласно которым (п.1 ст.26.1) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются без учета индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ, имеющей место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы, суммы страховой пенсии выплачиваются в соответствии с п. 3 ст. 26.1 Закона №400-ФЗ с учетом индексации и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Согласно части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится без заявления пенсионера, прекратившего работать, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

На основании части 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ.

Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

Частью 8 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Исходя из части 2 данной статьи, в случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 10 ст. 26.1 Закона №400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Кроме того, в силу ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения пенсия и иные денежные суммы, предоставленные гражданину и качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Таким образом, как указывает истец, действующее законодательство устанавливает запрет на удержание в таких случаях излишне выплаченных сумм с самого получателя пенсии.

Между тем переплата по пенсии образовалась по вине ответчика, поскольку он несвоевременно представил сведения по форме СЗВ-М за февраль 2019 года на ФИО1, чем нарушило п. 2.2. ст. 11 Закона №27-ФЗ и п.24 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (обязывающей страхователей представлять отчетность по форме СЗВ-М в установленные сроки, в полном объеме и соответствующую первичным документам по учету труда).

Ответчик в отзыве пояснил, что размер излишне выплаченной суммы пенсии и иных выплат пенсионеру ФИО1 составляет 3 325 руб. 40 коп. за 1 месяц - февраль 2019 года и в целях возмещения убытков бюджету ПФР учреждение принимает меры к возврату пенсионером ФИО1 излишне выплаченной суммы пенсии в добровольном порядке.

В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы ею право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Позиция заявителя основана на том, что если работодатель отражает в отчетности по форме СЗВ-М сведения о застрахованном лице - пенсионере, следовательно, это подтверждает факт работы пенсионера, и отсутствие у него права на индексацию и корректировку пенсии. Если же в сведениях это лицо отсутствует, это подтверждает факт его увольнения и наличие в связи с этим права на индексацию и корректировку пенсии. Поскольку отчетность представляется только на работающих лиц, при отсутствии в отчетном месяце работающих работодатель ее не представляет (сдача «нулевой» отчетности законодательством не предусмотрена).

Суд первой инстанции согласился с доводами истца: поскольку форма отчета за февраль 2019 года не была представлена ответчиком в установленные законом сроки, истец правомерно, руководствуясь вышеперечисленными положениями закона, принял решение от 22.04.2019 об индексации и корректировке страховой пенсии ФИО1, как неработающему пенсионеру, с 01.02.2019.

Таким образом, заявленные требования суд первой инстанции удовлетворил в полном объеме.

Между тем судом первой инстанции необоснованно не были приняты во внимание доводы ответчика. В частности, судом первой инстанции не было учтено, что переплата за февраль 2019 года составила 3 325 руб. 40 коп., и 04 февраля 2019 года ФИО1 из ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» уволился, доказательств его трудоустройства в другом месте ответчик не представил, соответственно право на получение суммы пенсии и иных выплат с учетом индексации (увеличения) у него возникло с 01 марта 2019 года. При этом за март, апрель и май 2019 года отчетность ответчик представил в установленные сроки без нарушений.

При таких обстоятельствах иск подлежал частичному удовлетворению, только в части убытков, возникших в связи с выплатой ФИО1 надбавки к пенсии как неработающему пенсионеру за февраль 2019 года в размере 3 325 руб. 40 коп.

На основании п.3 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 18 декабря 2019 года следует изменить. Иск удовлетворить частично.  Взыскать с ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» в пользу Управления ПФР убытки в размере 3 325 руб. 40 коп. В остальной части в иске отказать.

            Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на истца. Взыскать с истца в пользу ответчика судебные расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей, поскольку апелляционная жалоба ответчика была удовлетворена в полном объеме.

В части взыскания госпошлины за подачу иска следует учесть частичное удовлетворения иска (на 25 %). В этой связи надлежит взыскать с ответчика в доход федерального бюджета госпошлину в размере 500 рублей (25 % от 2000 руб.).

Руководствуясь статьями 110, 112, 229, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд            

П О С Т А Н О В И Л:

            Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 декабря 2019 года по делу №А65-16715/2019 изменить.

            Иск удовлетворить частично. Взыскать с областного государственного казенного учреждения «Управление делами Ульяновской области» в пользу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) убытки в размере 3 325 руб. 40 коп.

В остальной части в иске отказать.

            Взыскать с областного государственного казенного учреждения «Управление делами Ульяновской области» в доход федерального бюджета госпошлину в размере 500 (Пятьсот) рублей.

            Взыскать с государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) в пользу областного государственного казенного учреждения «Управление делами Ульяновской области» судебные расходы по уплате госпошлины в размере 3 000 (Три тысячи) рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Судья                                                                                                     Е.Г. Филиппова