ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
24 июня 2010 г. Дело № А55-31988/2009
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 23 июня 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 24 июня 2010 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Юдкина А.А., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глущенко Е.И.,
с участием:
от истца – не явился, извещен;
от ответчика – ФИО1, доверенность от 25.01.2010 г., № 43;
от третьего лица – не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 7 дело по апелляционной жалобе Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 апреля 2010 года по делу № А55-31988/2009 (судья Горябина А.А.)
по заявлению муниципального унитарного предприятия «Жилищно-эксплуатационная служба» городского округа Сызрань, г. Сызрань,
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва,
третье лицо – администрация городского округа Сызрань, г. Сызрань,
о взыскании 120 579, 40 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-эксплуатационная служба» городского округа Сызрань (далее истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее ответчик) о взыскании 120 579 руб. 40 коп. убытков, причиненных в результате неисполнения ответчиком обязанности по компенсации затрат, связанных с предоставлением льгот инвалидам по оплате коммунальных услуг.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07 апреля 2010 года по делу № А55-31988/2009 иск удовлетворен. Взысканы с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу МУП «Жилищно-эксплуатационная служба» городского округа Сызрань убытки в сумме 120 579 руб. 40 коп.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении иска, считает, что по иску должен отвечать субъект Российской Федерации и что собственники жилья инвалиды должны оплачивать полностью плату за содержание жилья.
Дело рассмотрено в отсутствие истца и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, вступившими в законную силу решениями Сызранского городского суда Самарской области (представлено 35 вступивших в законную силу судебных решений в отношении 36 граждан) по иску прокурора г.Сызрани в интересах граждан - инвалидов, на истца по настоящему делу была возложена обязанность произвести перерасчет платы за содержание и текущий ремонт в занимаемых гражданами-инвалидами жилых помещениях в период с 01.06.2006 г. по 31.12.2007 г.
Кроме того, с истца по вышеуказанным судебным решениям была взыскана в федеральный бюджет госпошлина на общую сумму 60 000 руб.
Истец указал, что перерасчет основан на Федеральном законе № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которому инвалидам предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального фонда).
В подтверждение произведенного перерасчета истец представил расходные кассовые ордера о выдаче гражданам-инвалидам денежных средств (перерасчета по льготе) на общую сумму 60 579 руб.40 коп.
В подтверждение уплаты государственной пошлины истец представил платежные поручения на общую сумму 60 000 руб.
Истец указал, что общая сумма убытков составила 120 579 руб. 40 коп.
Инвалидность граждан, принадлежность им спорных квартир, наличие жилых домов в реестре муниципальной собственности городского округа Сызрань в спорном периоде установлены вышеуказанными решениями Сызранского городского суда Самарской области.
Согласно письму Министерства регионального развития РФ № 14316 - РМ/07 от 20.12.2006 г., в соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ, п. 2 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г. многоквартирный дом, в котором помещения принадлежат двум и более различным собственникам, независимо от сведений бухгалтерского учета муниципального (государственного) имущества и от состава муниципальной (государственной) казны не может считаться принадлежащим одному лицу. Общее имущество в таких многоквартирных домах находятся в общей долевой собственности всех собственников помещений.
Передача жилых помещений в собственность граждан в домах жилищного фонда не означает автоматического перевода данных домов в статус частного жилищного фонда.
В качестве правового основания к принятию вышеуказанных судебных решений указана ст.17 (абзацы 7 и 13) ФЗ РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с которой инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), плата за жилое помещение и коммунальные услуги включают в себя плату за социальный наем, а также за содержание и ремонт жилого помещения.
Кроме того, в качестве правового основания к принятию вышеуказанных решений указана также ч.1 ст.154 Жилищного кодекса РФ, определяющая понятие и состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно ч.2 указанной статьи собственник жилого помещения в многоквартирном доме осуществляет аналогичные платежи, за исключением платы за наем.
В силу ч. 3 ст. 69 АПК РФ, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле
В соответствии со ст.7 Конституции РФ Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливая государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Реализуя указанные конституционные положения Федеральными законами «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ, «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ, установлены правовые гарантии социальной защиты указанным категориям граждан.
Таким образом, установив законодательно льготы в виде частичной оплаты коммунальных услуг, Российская Федерация приняла на себя обязанность полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот за счет федерального бюджета.
На основании действовавших в спорный период ст.47 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» от 26.12.2005 г. № 189-ФЗ, ст. 50 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» от 19.12.2006 г. № 238-ФЗ, п.16 Правил предоставления льгот инвалидам, семьям, имеющим инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 г. № 652, средства на реализацию указанных льгот выделяются из федерального бюджета, перечисляются в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций.
Российская Федерация, установив льготы по оплате коммунальных услуг, приняла на себя обязанность полного возмещения предприятиям расходов по предоставлению указанных льгот.
По смыслу п. 2 ст. 15 ГК РФ некомпенсированные из бюджетов различных уровней расходы, которые несут предприятия, предоставляя за счет собственных средств установленные законодательными актами льготы, составляют его убытки.
Российская Федерация, установив льготы в виде 50% оплаты стоимости предоставляемых инвалидам коммунальных услуг, обязана возмещать организациям расходы по их предоставлению.
Принимая Федеральные законы «О федеральном бюджете» на спорные годы, государство не отменяло и не приостанавливало действие Закона «О социальной защите инвалидов», поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в Законе о бюджете.
Поскольку бездействие государства и его субъекта выразилось в неисполнении обязанностей по возмещению МУП «Жилищно-эксплуатационная служба» указанных затрат, истец в силу ст. 16 ГК РФ, вправе требовать от государства и его субъекта их компенсации.
Официальные разъяснения относительно применения вопросов разграничения полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам социальной защиты населения даны в п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 23 от 22.06.2006 г.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст.1071 ГК РФ, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно постановлению Пленума ВАС Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.
В силу п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного бездействием государственных органов, от имени казны РФ выступает соответствующий главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.
В соответствии с п. 3 ст. 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации разработка проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу, а также разработка проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год возложена на Министерство финансов Российской Федерации. В соответствии с п.5.3 положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 329 от 30.06.2004, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет составление проекта федерального бюджета, утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета, доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показателей сводной бюджетной росписи в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составление и представление в Правительство Российской Федерации отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации.
Субсидии и субвенции, согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 536 от 14.07.2001 г. , зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов.
Ответственность за несоблюдение установленного порядка и достоверность представляемых органам федерального казначейства сведений возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и других получателей бюджетных средств, осуществляющих расходование субсидий и субвенций.
Ответчик не представил суду доказательств перечисление суммы льготы на счет бюджета субъекта РФ - Самарской области.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения иска обоснованно отклонены судом первой инстанции, как не соответствующие установленным по делу обстоятельствам и не подтвержденные доказательствами.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 апреля 2010 года по делу №А55-31988/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий В.В. Кузнецов
Судьи А.А. Юдкин
Е.М. Рогалева