ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-7878/20 от 16.09.2020 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

23 сентября 2020 года                                                                       Дело № А72-17388/2019

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 23 сентября 2020 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,

судей Драгоценновой И.С.,  Корастелева В.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании 16 сентября 2020 года в помещении суда апелляционную жалобу Муниципального образования «город Ульяновск» в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска

апелляционную жалобу Публичного акционерного общества «Т Плюс»

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22 мая 2020 года по делу № А72-17388/2019 (судья Крамаренко Т.М.)

апелляционную жалобу Публичного акционерного общества «Т Плюс»

на дополнительное решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 июня 2020 года по делу № А72-17388/2019 (судья Крамаренко Т.М.),

по исковому заявлению Публичного акционерного общества «Т Плюс» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Ульяновск

к Муниципальному образованию «город Ульяновск» в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Ульяновск

о взыскании задолженности,

третье лицо - Управление ЖКХ и благоустройства администрации г.Ульяновска,

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество «Т Плюс» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к муниципальному образованию «город Ульяновск» в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска о взыскании 28 349 руб. 10 коп. -основного долга за тепловую энергию и горячую воду, потребленные за период с сентября 2017 г. по май 2018г., 4 783 руб. 97 коп. - пени за период с 11.10.2017 по 22.01.2019.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 31.10.2019 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст.228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением от 24.12.2019 суд удовлетворил ходатайство ответчика о привлечении третьего лица; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление ЖКХ и благоустройства администрации г.Ульяновска.

Суд данным определением перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Определением от 19.03.2020 судом удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований. Истец просил взыскать с ответчика 22 955 руб. 96 коп. - основной долг за тепловую энергию и горячую воду, потребленные за период с сентября 2017 г. по май 2018г., 5 843 руб. 10 коп. - пени за период с 11.11.2017 по 19.03.2020.

Впоследствии от истца поступило ходатайство об уменьшении исковых требований в части неустойки за период с 11.12.2017 по 01.04.2020 до суммы 5 454 руб. 90 коп.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 22 мая 2020 года по делу Ходатайство истца об уменьшении исковых требований в части неустойки удовлетворено. Исковые требования удовлетворены. Взыскано с Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска в пользу публичного акционерного общества «Т Плюс» 22 955 руб. 96 коп. - основной долг за тепловую энергию и горячую воду, потребленные за период с 01.09.2017 по 20.05.2018 (МКД по адресу: <...>), 5 454 руб. 90 коп. - пени за период с 11.12.2017 по 01.04.2020, 2 000 руб. 00 коп. - расходы по госпошлине.

Дополнительным решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04 июня 2020 года возвращена Публичному акционерному обществу «Т Плюс»   из федерального бюджета государственная пошлина  в сумме 669 руб. 00 коп., излишне уплаченная по платежному поручению № 10542 от 10.09.2019.

В апелляционной жалобе на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22 мая 2020 года Муниципальное образование «город Ульяновск» в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования ПАО «Т Плюс» к муниципальному образованию «город «Ульяновск» в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска оставить без удовлетворения. В апелляционной жалобе ссылается на то, что плата за коммунальные услуги должна оплачиваться исполнителю коммунальных услуг нанимателем. Договор теплоснабжения и поставки горячей воды между Управлением и ПАО «Т Плюс» не заключался, соответственно считает, что денежные средства на оплату энергоресурсов по указанному договору не выделялись.

В апелляционной жалобе на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22 мая 2020 года и дополнительное решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 июня 2020 публичное акционерное общество «Т Плюс» просит решение суда первой инстанции изменить. Взыскать с Муниципального образования «город «Ульяновск» в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска за счет казны муниципального образования «город Ульяновск» в пользу ПАО «Т Плюс» 22 955 руб. 96 коп. основного долга за тепловую энергию и горячую воду, потребленные за период с  01.09.2017 по 20.05.2018. Взыскать с Муниципального образования «город «Ульяновск» в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска за счет казны муниципального образования «город Ульяновск» в пользу ПАО «Т Плюс» пени в размере 5 454 руб. 90 коп. за период с 11.12.2017 по 01.04.2020. Взыскать с Муниципального образования «город «Ульяновск» в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска за счет казны муниципального образования «город Ульяновск» в пользу ПАО «Т Плюс» расходы по уплате госпошлины в размере 2000 руб.  В апелляционной жалобе считает, что расходы на оплату тепловой энергии и теплоносителя должны быть возложены на казну муниципального образования «город «Ульяновск».

В судебное заседание 20 июля 2020 лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседание надлежащим образом, не явились.

Определением суда судебное заседание было отложено с 20 июля 2020 на 12 августа 2020.

Определением от 11 августа 2020 года председателем Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  в составе суда, рассматривающем апелляционную жалобу  Муниципального образования «город Ульяновск» в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, апелляционную жалобу Публичного акционерного общества «Т Плюс» по делу №А72-17388/2019 произведена замена судьи Поповой Е.Г. на судью Корастелева В.А.

В судебное заседание 12 августа 2020 лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседание надлежащим образом, не явились.

Определением суда судебное заседание было отложено с 12 августа 2020 на 16 сентября 2020.

В судебное заседание 16 сентября 2020 лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседание надлежащим образом, не явились.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания, отложении судебного заседания,  размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела в период с сентября 2017 по май 2018 истец, являясь ресурсоснабжающей организацией, осуществлял поставку тепловой энергии на нужды отопления и ГВС в многоквартирный жилой дом № 23 по адресу: <...> в том числе в квартиру № 112.

Указывая, что в спорный период времени платежи за поставленные в указанную квартиру энергоресурсы (тепло, ГВС) не вносились, истец просит взыскать задолженность в судебном порядке. Поскольку спорная квартира является муниципальной, исковые требования предъявлены к собственнику - муниципальному образованию «город Ульяновск».

Согласно последнему расчету истца, размер задолженности ответчика составляет 22 955 руб. 96 коп.

Согласно расчету истца, данная задолженность сформировалась за период с 01.09.2017 по 20.05.2018.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) и пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством (часть 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания на условиях, установленный Жилищным кодексом (статья 60 Жилищного кодекса Российской Федерации).

На основании статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с частью 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма (договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда) или арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора.

Правила N 354 также устанавливают обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи.

До заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (п.1 ст.155 ЖК РФ).

Таким образом, жилищное законодательство устанавливает обязанность органов местного самоуправления или управомоченных ими лиц нести соответствующие расходы до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Материалами дела установлено следующее.

Согласно материалам наследственного дела № 119/2017 на имущество, оставшееся после смерти ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в спорной квартире с 2004 проживал ФИО1

ФИО1 умер 27.02.2016.

На момент смерти ФИО1 являлся собственником спорной квартиры.

В отсутствие иных наследников данное имущество было признано выморочным и перешло в собственность муниципального образования (л.д. 68-115).

Право муниципальной собственности на указанную квартиру зарегистрировано в установленном законом порядке за МО «город Ульяновск» 07.02.2018 на основании Свидетельства о праве на наследство по закону от 13.12.2017 (л.д. 55).

С указанного времени <...> находилась в реестре муниципальной собственности г. Ульяновска (л.д. 54).

21.05.2018 между Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ульяновска и ФИО2 был заключен договор социального найма жилого помещения - <...> (л.д. 45-47).

Сведения о заселении спорного жилого помещения после смерти ФИО1, а также о заключении договора социального найма и прочих договоров с иными лицами, кроме ФИО2, ответчиком в материалы дела не представлено.

В спорный период времени квартира являлась «пустующей».

При этом истец фактически осуществлял поставку тепловой энергии на объект жилищного фонда, находящийся в собственности ответчика через принадлежащую ему присоединенную сеть.

Количество и стоимость поставленной тепловой энергии ответчиком не оспариваются (соответствующий расчет истца приведен на л.д. 134 оборот - 136).

Между тем, ответчик исковые требования не признал, указав, что задолженность подлежит взысканию за период с 07.02.2018, т.е. с момента регистрации за муниципальным образованием права собственности на спорную квартиру.

Возражения ответчика в указанной части судом первой инстанции обоснованно отклонены на основании нижеследующего.

В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" указано, что момент возникновения права собственности определяется правилами Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 8.1, статьи 218, 219, 223, пункт 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В силу пункта 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.

Согласно пункту 2 указанной статьи, выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

Таким образом, муниципальное образование в силу прямого указания закона (статья 1151) признается наследником выморочного имущества и как наследник несет ответственность по долгам наследодателя в пределах перешедшего к нему наследственного имущества (статья 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации). При наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается (пункт 1 статьи 1157 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Свидетельство о праве на наследство выдается по месту открытия наследства нотариусом или уполномоченным в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие должностным лицом. Свидетельство выдается по заявлению наследника. В таком же порядке, то есть на основании заявления, выдается свидетельство и при переходе выморочного имущества в соответствии со статьей 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (пункт 1 статьи 1162 названного Кодекса).

В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 50 Постановления от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснил, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации. Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.

По смыслу статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства представляет собой волеизъявление наследника, направленное на приобретение наследства, являясь элементом правового механизма наследственного правопреемства; пункт 1 указанной статьи исключает принятие наследства в отношении выморочного имущества, поскольку его переход к субъектам, определенным пунктом 2 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации обусловлен не их волеизъявлением, а прямым указанием закона, в силу чего отказ этих субъектов от принятия выморочного наследства не допускается.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо   от   момента   государственной   регистрации   права   наследника   на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники, независимо от основания наследования и способа принятия наследства, а также Российская Федерация, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург или муниципальные образования, в собственность которых переходит выморочное имущество в порядке наследования по закону (глава 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Следовательно, право собственности муниципального образования «город Ульяновск» на спорную квартиру возникло со дня открытия наследства, которым в соответствии с пунктом 1 статьи 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации является 27.02.2016 - день смерти ФИО1.

На основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Суд первой инстанции верно отметил, что учитывая, что спорную квартиру по договору социального найма в период с 01.09.2017 по 20.05.2018 никто не занимал (доказательств иного ответчиком не представлено), обязанность по оплате поставленной тепловой энергии возлагается на ответчика как на собственника указанного жилого помещения.

Довод ответчика о том, что у него отсутствует обязанность по внесению платы за жилое помещение, суд первой инстанции верно счел необоснованным.

Истцом также заявлено требование о взыскании пени в размере 5 454 руб. 90 коп. (расчет на л.д. 142).

На основании части 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.

В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

В силу пункта 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской   Федерации,   действующей   на   день   фактической   оплаты,   от   не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

За неисполнение ответчиком обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг истцом на основании пункта 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации за период просрочки с 11.12.2017 по 01.04.2020 начислены пени в размере 5 454 руб. 90 коп. Доказательств того, что ранее 11.12.2017 ответчик не обладал сведениями о наличии права на наследство, ответчик не представил, при этом наследственное дело заведено 09.10.2017.

Расчет пени, произведенный истцом, проверен судом и признан верным (представленный расчет прав ответчика не нарушает).

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что исковое требование истца о взыскании законной неустойки в сумме 5 454 руб. 90 коп. также подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В структуру администрации города Ульяновска входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы управления, подразделения, в том числе Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции.

Согласно п. 4.1.1 Положения об Управлении имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, утвержденного Решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 N 90 Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, порядком и условиями, установленными решениями Ульяновской Городской Думы, полномочия собственника в отношении движимого и недвижимого имущества, составляющего казну муниципального образования "город Ульяновск", имущества муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, за исключением полномочий, отнесенных в порядке, установленном Ульяновской Городской Думой, к компетенции Главы города Ульяновска, акций (долей акций), долей в уставных капиталах хозяйственных обществ, находящихся в собственности муниципального образования "город Ульяновск", земельных участков, отнесенных к муниципальной собственности.

Как указано в п.13, 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 БК РФ), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 БК РФ). Имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 Кодекса), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.

Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен бюджетным законодательством и не может быть произвольно определен судом при изложении резолютивной части судебного акта.

Судам следует иметь в виду, что исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 БК РФ, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 Кодекса, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.

В связи с этим в указанном порядке, в частности, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона. Заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ, пункты 8, 9 статьи 161 БК РФ).

Правила статьи 161 Кодекса, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.

Пунктом 7 ст. 161 БК РФ предусмотрено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что  задолженность по оплате коммунальных услуг в отношении муниципального жилого помещения должна быть возложена на Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска как на главного распорядителя бюджетных средств по соответствующей строке расходов.

Доводы апелляционной жалобы Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска и ПАО "Т Плюс" полностью повторяют доводы, приводимые в суде первой инстанции, которым судом дана надлежащая правовая оценка, нашедшая отражение в решении суда.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

В апелляционных жалобах не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.

Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.

Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:  

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22 мая 2020 года по делу № А72-17388/2019,  дополнительное решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 июня 2020 года по делу № А72-17388/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                       Н.В. Сергеева

Судьи                                                                                                      И.С. Драгоценнова

                                                                                                                 В.А. Корастелева