ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-3520/20 от 26.05.2020 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-36877/2019

27 мая 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2020 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Клочковой Н.А.,

судей – Камериловой В.А., Лыткиной О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ропотовой Е.Д.,

без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда

на решение  Арбитражного суда Волгоградской области от 10 марта 2020 года по делу № А12-36877/2019, 

по иску унитарной некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (ИНН 3460000502, ОГРН 1143400000875) к департаменту жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (ОГРН 1023403446362, ИНН 3444074200) о взыскании задолженности,

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, департамента муниципального имущества администрации Волгограда, администрации Волгограда, департамента финансов администрации Волгограда,

УСТАНОВИЛ:

унитарная некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к департаменту жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт по договору от 18.12.2014 № 203 о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в размере 51 458 868 рублей 01 копейки, а также 49 350 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Решением Арбитражного суда Волгоградской  области от  10 марта 2020 года по делу № А12-36877/2019 с департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно- энергетического комплекса администрации Волгограда (ОГРН 1023403446362, ИНН 3444074200) в пользу унитарной некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (ИНН 3460000502, ОГРН 1143400000875) взыскана задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт по договору от 18.12.2014 № 203 о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в размере 51 458 868 рублей 01 копейки, а также 49 350 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Не согласившись с принятым судебным актом, администрация департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда  обратилась с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, в иске отказать, указав, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права и по неполно исследованным обстоятельствам:  департаменту не были  доведены бюджетные средства на оплату взносов на капитальный ремонт за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, в связи с этим департамент не имел возможности исполнить обязательства по договору в полном объеме.

В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» не представила суду отзыв на апелляционную жалобу.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что не подлежит апелляционная жалоба удовлетворению, а решение суда - отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, администрацией Волгограда (собственник),

департаментом муниципального имущества администрации Волгограда (плательщик 1), департаментом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (плательщик 2) и унитарной некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (региональный оператор) заключен договор от 18.12.2014 № 203 о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Согласно пункту 1.1 договора (в редакции дополнительного соглашения от 14.10.2015 к договору от 18.12.2014 № 203) предметом настоящего договора является формирование фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых, приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете (счете) Регионального оператора, а также при формировании фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, имеющих в наличии помещения, находящиеся в собственности городского округа город-герой Волгоград, согласно прилагаемому к договору перечню помещений муниципального жилищного и нежилого фондов Волгограда в многоквартирных домах, собственники помещений в которых приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете (счете) регионального оператора, а также при формировании фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - перечень муниципальных жилых и нежилых помещений) (Приложение 1), которое влечет за собой обязанность собственника осуществлять уплату взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в рамках бюджетных ассигнований.

В соответствии с пунктом 1.6 вышеупомянутого договора функции плательщика по исполнению прав и обязанностей по настоящему договору от имени собственника возложены: до 31 декабря 2014 года на департамент муниципального имущества администрации Волгограда, с 01 января 2015 года - на департамент жилищно- коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда.

20.05.2015 года сторонами подписано дополнительное соглашение к договору, согласно которому неисполненные функции плательщика 1 по исполнению прав и обязанностей от имени собственника, возникшие по договору в период с 01 октября 2014 года по 31 декабря 2014 года, возлагаются с 01 января 2015 года на департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда.

Согласно пункту 5.3 договора (в редакции дополнительного соглашения от 14.10.2015 к договору от 18.12.2014 № 203) ежеквартально в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, плательщик 1 и региональный оператор осуществляют сверку жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности городского округа город-герой Волгоград, по итогам которой плательщиком  формируются перечень муниципального жилищного и нежилого фондов Волгограда в многоквартирных домах, собственники помещений в которых приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете (счете) регионального предусмотренном частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, исключенных из реестра муниципальной собственности городского округа город-герой Волгоград, по форме, согласно Приложению 3 к настоящему договору. Перечень помещений муниципального жилищного и нежилого фондов Волгограда в многоквартирных домах, собственники помещений в которых приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете (счете) регионального оператора, а также при формировании фонда капитального ремонта в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, включенных в реестр муниципальной собственности городского округа город-герой Волгоград, по форме, согласно Приложению 4 к настоящему договору, с указанием даты возникновения или прекращения права муниципальной собственности на помещения, являющейся основанием для корректировки суммы взносов на капитальный ремонт, и перечень помещений муниципального жилищного и нежилого фондов Волгограда в многоквартирных домах, собственники помещений в которых приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете (счете) регионального оператора, а также при формировании фонда капитального ремонта в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, измененных в реестре муниципальной собственности городского округа город-герой Волгоград за прошедший квартал, по форме, согласно Приложению 5 к настоящему договору.

Перечень помещений, исключенных из реестра муниципальной собственности городского округа город-герой Волгоград, перечень муниципальных жилых и нежилых помещений, включенных в реестр муниципальной собственности городского округа город-герой Волгоград и перечень муниципальных жилых и нежилых помещений, измененных в реестре муниципальной собственности городского округа город-герой Волгоград за прошедший квартал подписываются плательщиком 1, плательщиком 2 и региональным оператором.

В соответствии с пунктом 4.1 собственник обязан ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании платежных документов, представляемых региональным оператором, в полном объеме уплачивать взнос на капитальный ремонт.

Вместе с тем департаментом жилищно-коммунального хозяйства и топливно- энергетического комплекса администрации Волгограда условия договора не исполняются, за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 образовалась задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт в размере 51 458 868 рублей 01 копейки.

Истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием об оплате задолженности, которая оставлена последним без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности несения обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт, с чем апелляционный соглашается по следующим основаниям.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 249 ГК РФ установлено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Упомянутые нормы права не содержат указания на самостоятельные действия по обслуживанию, ремонту, содержанию общего имущества, а предусматривают участие в расходах на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество. Следовательно, в издержках по содержанию общего имущества многоквартирного дома обязаны участвовать как собственники расположенных в данном доме квартир, так и собственники нежилых помещений. При этом отсутствие фактического пользования общим имуществом не является основанием для освобождения собственника от участия в расходах по его содержанию.

В силу пункта 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников помещений в многоквартирном доме, в определенные принятым решением сроки собственники помещений в этом доме вправе принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение о дополнительном взносе для оплаты указанных услуг и (или) работ и порядке его уплаты. При этом уплата таких платежей не может начинаться ранее, чем за три календарных месяца до конечного срока выполнения указанных услуг и (или) работ, предусмотренных договором.

Использование средств, сформированных за счет дополнительных взносов, осуществляется в порядке, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1.1 статьи 158 ЖК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 158 ЖК РФ расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

В силу части 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Частью 4 статьи 158 ЖК РФ установлено, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Согласно части 8.1 статьи 156 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).

Согласно части 2 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в ч.3 ст.175 Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2012 № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» порядок организации проведения капитального ремонта был изменен.

Положениями раздела IX ЖК РФ установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.

В силу статьи 166 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества финансируется за счет средств фонда капитального ремонта.

Такие взносы формируют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 ЖК РФ); собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 ЖК РФ, а именно: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.

Действующее законодательство предусматривает аккумулирование денежных средств собственников жилых помещений многоквартирных домах для проведения капитального ремонта на счетах регионального оператора, либо на специальном счете собственников помещений.

В силу части 5 статьи 170 Жилищного кодекса РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

В соответствии с частью 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и  в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что задолженность по спорному договору от 18.12.2014 № 203 по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 составляет 51 458 868 рублей 01 копейку.

Бремя доказывания надлежащего исполнения обязательства по оплате и отсутствия задолженности лежит на ответчике (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Между тем доказательств исполнения обязательств по оплате в полном объеме в порядке, установленном законом, в материалы дела не представлено.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее

исполнение прекращает обязательство.

Иного ответчиком не доказано (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункты 1, 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 2.2.10. положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и топливно- энергетического комплекса администрации Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 28.05.2014 № 13/393 (ред. от 17.07.2019), департамент осуществляет от имени муниципального образования городской округ город-герой Волгоград полномочия собственника в части внесения взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, имеющих в своем составе жилые и нежилые помещения, относящиеся к муниципальному имуществу Волгограда, в порядке, установленном постановлением администрации Волгограда.

Постановлением администрации Волгограда от 31.03.2016 № 454 утвержден Порядок взаимодействия отраслевых структурных подразделений администрации

Волгограда по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгограда, в части жилых и нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (далее - Порядок № 454).

Согласно пункту 2 Порядка № 454 департамент определен уполномоченным

органом по оплате взносов на капитальный ремонт.

В соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка уполномоченный орган осуществляет уплату взносов исходя из размера взноса, установленного для каждого многоквартирного дома и общей площади муниципальных жилых и (или) нежилых помещений в таком доме, с учетом количества календарных дней владения в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные цели в бюджете Волгограда на текущий финансовый год.

В соответствии с условиями договора от 18.12.2014 № 203 о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на департамент возложены функции плательщика по исполнению прав и обязанностей по настоящему договору (пункт 1.6. договора).

Согласно пункту 6.3. договора собственник несет ответственность за несвоевременную или неполную оплату суммы взносов на капитальный ремонт, указанную в платежных документах.

В рассматриваемом случае обязанность ответчика по перечислению денежных средств возникла в связи с неисполнением гражданско-правового обязательства, отличного от поименованных в статье 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, исковые требования о взыскании с департамента жилищно- коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт по договору от 18.12.2014 № 203 за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в размере 51 458 868 рублей 01 копейки являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка. Судом первой инстанции применены нормы материального права, подлежащие применению. Процессуальных оснований для отмены судебного акта не имеется. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.

На основании изложенного судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. Апелляционную жалобу департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь статьями  268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 марта 2020 года по делу № А12-36877/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух  месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                         Н.А. Клочкова

Судьи                                                                                                                      В.А. Камерилова

                                                                                                                      О.В. Лыткина