ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-5741/15 от 01.07.2015 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-22474/2014

02 июля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена «01» июля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен «02» июля 2015 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Шалкина В.Б.,

судей Борисовой Т.С., Дубровиной О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Барышниковой В.А.,

при участии в судебном заседании представителя Администрации Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области – ФИО1, по доверенности № 01-11/594 от 17.06.2015,

представителя открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» - ФИО2, по доверенности №Д/15-131 от 02.03.2015,

в отсутствие иных участников процесса, уведомлённых надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области, с. Натальино Балаковского района Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 мая 2015 года по делу № А57-22474/2014 (судья Никульникова О.В.) по исковому заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Саратовэнерго», г. Саратов (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Администрации Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области, с. Натальино Балаковского района Саратовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании задолженности, третьи лица: открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги», г. Саратов; Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области, г. Балаково Саратовской области,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Саратовэнерго» (далее – ОАО «Саратовэнерго», истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к Администрации Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области, третьи лица: открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» (далее – ОАО «МРСК Волги»), администрация Балаковского муниципального района Саратовской области о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию по договору энергоснабжения № 342 от 31.01.2013 за период с 01.09.2013 по 31.12.2013 в сумме 250 331 руб. 79 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 18.10.2013 по 31.08.2014 в размере 16 798 руб. 16 коп.

Истец, в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявил об увеличении исковых требований и просил взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами по договору энергоснабжения № 342 от 31.01.2013 за период с 18.10.2013 по 18.05.2015 в размере 32 756 руб. 96 коп. В остальной части исковые требования оставлены без изменения.

Решением Арбитражного суда Саратовской области суда от 25 мая 2015 года с Администрации Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области в пользу ОАО «Саратовэнерго» взыскана задолженность за потреблённую электрическую энергию по договору энергоснабжения № 342 от 31.01.2013 за период с 01.09.2013 по 31.12.2013 в сумме 250 331 руб. 79 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 18.10.2013 по 18.05.2015 в размере 32 756 руб. 96 коп., судебные расходы по оплате госпошлины в размере 8 662 руб.

ОАО «Саратовэнерго» выдана справка на возврат из бюджета излишне уплаченной госпошлины 14484 руб. 58 коп.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований истца отказать.

В обоснование жалобы заявитель указывает, что суд первой инстанции не учел, вновь образованное юридическое лицо - Администрация Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области является правопреемником Администрации Подсосенского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области только в части исполнения полномочий по решению вопросов местного значения и иными полномочиями по правопреемству в отношении администрации Подсосенского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области не наделено.

Истец в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил суду апелляционной инстанции письменный отзыв, в соответствии с которым находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и не подлежащим отмене.

Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьёй 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, между ОАО «Саратовэнерго» (Поставщик) и администрацией Подсосенского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области (Потребитель) (правопредшественник Администрации Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области) был заключен договор энергоснабжения № 342 от 31.01.2013, по условиям которого поставщик обязался осуществлять поставку потребителю электрической энергии (мощности), урегулировать с сетевой организацией, отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии до точек поставки потребителя, оказывать иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения потребителя электрической энергии (мощности), а так же оказанные услуги, в соответствии с условиями договора и действующего законодательства (пункт 1.1 договора).

Договорные объёмы потребления электрической энергии и мощности, перечень субабонентов, адреса установки и спецификация приборов расчётного и контрольного потребителя, перечень точек поставки электрической энергии согласованы сторонами в Приложениях № 2, № 4, № 5, № 7 к договору энергоснабжения.

Согласно пункту 3.1.1 названного договора поставщик обязался поставить потребителю электрическую энергию (мощность) в необходимом ему объёме согласно Приложению № 2 к договору.

В силу пункта 4.1.1 договора потребитель обязался производить оплату поставщику платёжных документов, выставленных согласно пунктам 3.1.5 и 3.2.4 договора, в сроки установленные договором.

В соответствии с пунктами 5.1, 5.7 договора определение объёма отпущенной потребителю и переданной потребителем субабонентам электрической энергии (мощности) осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов расчётного (контрольного) учёта и (или) расчётного способа в соответствии с условиями договора. Объём принятой и подлежащей оплате потребителем электрической энергии (мощности) определяется с учётом объёмов потребления электрической энергии (мощности) субабонентов.

В случае если прибор учёта потребителя учитывает объём электрической энергии (мощности) переданный субабоненту, объём собственного потребления электрической энергии (мощности) потребителя определяется по разнице объёмов, зафиксированных прибором учёта потребителя (Приложение № 5) и прибора учёта субабонента (Приложение № 4), зафиксированных в «Акте снятий показаний приборов расчётного и контрольного учёта», с учётом п. 7.14 договора. При подключении субабонента к электрическим сетям потребителя минуя его прибор учёта, весь объём электрической энергии (мощности) зафиксированный прибором учёта (Приложение № 5) является собственным потреблением электрической энергии (мощности) потребителя.

Цена договора согласно пункту 6.1 договора, указывается в Приложении № 2 договора, определяется как произведение договорного количества поставки электрической энергии (мощности) на прогнозные значения цен на электрическую энергию (мощность) на 2012, 2013.

Разделом 7 договора стороны предусмотрели порядок расчётов за электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги. Расчётным периодом считается календарный месяц, период платежа определяется сроками промежуточных платежей, установленных внутри расчетного периода (пункт 7.1 договора).

Фактически потреблённая в истёкшем месяце электрическая энергия (мощность) с учётом средств, ранее внесённых потребителем по промежуточным платежам, в качестве оплаты за электрическую энергию (мощность) в расчётном периоде, согласно требований пункта 7.2 договора, оплачивается потребителем в срок до 18-го числа месяца следующего за расчётным (пункт 7.9 договора).

Оплата считается произведённой со дня зачисления денежных средств на расчётный счёт поставщика, указанный в договоре или сообщенный письмом поставщика. Доказательством оплаты является, представленная банком, выписка из лицевого счета (пункт 7.11 договора).

Между ОАО «Саратовэнерго» и Администрацией Подсосенского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области заключен договор энергоснабжения, отношения по которому регулируются разделом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

ОАО «Саратовэнерго» в качестве доказательств исполнения обязательства по отпуску электрической энергии для Администрации Подсосенского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области представило акты снятия показаний приборов учёта за период с 01.09.2013 по 31.12.2013 и ведомости объёмов по передаче электроэнергии за аналогичный период.

Акты снятий показаний приборов учёта за период с 01.09.2013 по 31.12.2013 подписаны представителем Администрации Подсосенского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области без замечаний и возражений.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона Российской Федерации «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14.04.1995 № 41-ФЗ энергоснабжающая организация - хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям произведённой или купленной электрической и (или) тепловой энергии.

Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчётов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

С учётом условий договора и для исполнения ответчиком обязательств по оплате полученной электрической энергии истец выставил счета-фактуры за спорный период.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции учел следующее.

В силу статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

В пункте 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2 статьи 13 Закона). Преобразование муниципальных образований влечёт создание вновь образованных муниципальных образований в случаях, предусмотренных частями 3, 4, 5, 6 статьи 13 (пункт 8 статьи 13 Закона).

В соответствии с пунктом 10 статьи 85 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществляющих на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации.

26.02.2013 был принят Закон Саратовской области «О преобразовании муниципальных образований Балаковского муниципального района Саратовской области и внесении изменений в отдельные законодательные акты Саратовской области» № 15-ЗСО (далее - Закон № 15-ЗСО).

Согласно статье 1 Закона № 15-ЗСО Головановское, Матвеевское, Натальинское, Новониколаевское, Новониколевское, Подсосенское муниципальные образования Балаковского муниципального района Саратовской области были преобразованы путём их объединения.

Вновь образованному муниципальному образованию присвоено наименование «Натальинское муниципальное образование Балаковского муниципального района Саратовской области» и оно было наделено статусом сельского поселения с административным центром в селе Натальино.

При этом, суд первой инстанции учел, что статьей 5 Закона № 15-ЗСО установлено, что вновь образованное Натальинское муниципальное образование Балаковского муниципального района Саратовской области является правопреемником преобразуемых Головановского, Матвеевского, Натальинского, Новониколаевского, Новониколевского, Подсосенского муниципальных образований Балаковского муниципального района Саратовской области. Органы местного самоуправления вновь образованного Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления преобразуемых Головановского, Матвеевского, Натальинского, Новониколаевского, Новониколевского, Подсосенского муниципальных образований Балаковского муниципального района Саратовской области в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Саратовской области и иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области. До урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления преобразуемых Головановского, Матвеевского, Натальинского, Новониколаевского, Новониколевского, Подсосенского муниципальных образований Балаковского муниципального района Саратовской области или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.

По мнению суда первой инстанции, в настоящем случае деятельность Администрации Подсосенского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области прекращена путём реорганизации в форме преобразования, а права и обязанности данного юридического лица в силу прямого указания закона перешли к её правопреемнику - Администрации Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области.

Как указал суд первой инстанции, в материалах дела имеется Постановление Администрации Подсосенского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области № 2 от 10.02.2014 и № 5-р от 28.03.2014, которые постановляют о передаче дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе и перед ОАО «Саратовэнерго», от Администрации Подсосенского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области в администрацию Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области.

Постановлениями Администрации Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области № 21 от 10.02.2014 и № 57 от 28.03.2014 дебиторская и кредиторская задолженности были приняты на баланс Администрации Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области.

Согласно пункту 5 статьи 58 Гражданского кодекса РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

На основании изложенного, суд первой инстанции указал, что, поскольку переход прав и обязанности в результате реорганизации юридического лица является универсальным правопреемством (ст. 58 ГК РФ), а при универсальном правопреемстве (в том числе в форме преобразования) права и обязанности должника переходят к вновь созданному юридическому лицу на основании закона, согласия кредитора на такой переход не требуется.

Поскольку обязательство ответчика, с учётом частичной оплаты, произвести оплату задолженности в полном объёме в размере 250 331 руб. 79 коп. на момент рассмотрения спора не исполнено, суд первой инстанции удовлетворил требования истца о взыскании задолженности за потреблённую электрическую энергию по договору энергоснабжения № 342 от 31.01.2013 за период с 01.09.2013 по 31.12.2013 в сумме 250 331 руб. 79 коп и о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 18.10.2013 по 18.05.2015 в размере 32 756 руб. 96 коп.

Однако, судом первой инстанции не учтено следующее.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Согласно статье 4 вышеназванного Федерального закона правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением, присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района городского округа с внутригородским делением. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений. Такое объединение влечёт создание вновь образованных муниципальных образований.

26 февраля 2013 года был принят Закон Саратовской области «О преобразовании муниципальных образований Балаковского муниципального района Саратовской области и внесении изменений в отдельные законодательные акты Саратовской области» № 15-ЗСО.

В соответствии со статьей 5 Закона вновь образованное Натальинское муниципальное образование Балаковского муниципального района Саратовской области является правопреемником преобразуемых Головановского, Матвеевского, Натальинского, Новониколаевского, Новониколевского, Подсосенского муниципальных образований Балаковского муниципального района Саратовской области.

Органы местного самоуправления вновь образованного Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления преобразуемых Головановского, Матвеевского, Натальинского, Новониколаевского, Новониколевского, Подсосенского муниципальных образований Балаковского муниципального района Саратовской области в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Саратовской области и иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области. По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

До урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.

Кроме того, согласно статье 8 Закона 15-ЗСО от 26 февраля 2015 года со дня начала осуществления полномочий соответствующих органов местного самоуправления вновь образованного Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области данные органы осуществляют бюджетные полномочия, связанные с исполнением решений о местных бюджетах преобразованных муниципальных образований, до конца текущего финансового года раздельно по каждому преобразованному муниципальному образованию в соответствии с бюджетным законодательством.

Следовательно, как обоснованно указывает заявитель апелляционной жалобы исполнение полномочий вновь образованного муниципального образования начинается с 01 января 2014 года с момента принятия бюджета, а органы местного самоуправления, которые упраздняются - до 31 декабря 2013 года за счет средств местных бюджетов.

Согласно постановлению Администрации Натальинского муниципального образования от 10.02.2014 № 21, постановления Администрации Натальинского муниципального образования от 28 марта 2014 года № 57, постановлений администрации Подсосенского муниципального образования от 10.02.2014 № 2; от 28.03.2014 № 5-р, а также извещению № 1 от 10.02.2014 по данным бухгалтерского учета была передана кредиторская задолженность по договору № 342 от 31.01.2013 года в Администрацию Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района в размере 17 267,67 (Семнадцать тысяч двести шестьдесят семь рублей 67 копеек).

Согласно статье 18 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов. Возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается.

В данном случае, компетенция органов местного самоуправления определяется вопросами исполнения полномочий органами местного самоуправления на определенной территории. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Таким образом, Натальинское муниципальное образование является правопреемником преобразуемых Головановского, Матвеевского, Натальинского, Новониколаевского, Новониколевского, Подсосенского муниципальных образований Балаковского муниципального района Саратовской области как муниципальное образование в части исполнения полномочий по решению вопросов местного значения на определенной территории.

Соответственно, преобразование муниципальных образований и создание вновь созданного муниципального образования произошло в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Законом Саратовской области «О преобразовании муниципальных образований Балаковского муниципального района Саратовской области и внесении изменений в отдельные законодательные акты Саратовской области» № 15-ЗСО от 26 февраля 2013 года.

Муниципальные образования не обладают статусом юридического лица и к ним не применимы положения Гражданского кодекса о реорганизации юридических лиц.

Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться статусом юридического лица. Администрация Подсосенского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области обладала статусом юридического лица, созданного по решению представительного органа Подсосенского муниципального образования. После принятия Закона Саратовской области о преобразовании муниципальных образований № 15-ЗСО от 26 февраля 2013 года было принято решение Совета Подсосенского муниципального образования от 05 августа 2013 года № 99 о ликвидации администрации Подсосенского муниципального образования. Ликвидация юридического лица - администрации Подсосенского муниципального образования происходило в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Истцом в судебное заседание было представлено требование о включение в реестр кредиторов администрации Подсосенского муниципального образования, но, как обоснованно указывает заявитель апелляционной жалобы, не представлены документы, подтверждающие включение в реестр требований кредиторов либо отказ во включении в реестр требований кредиторов.

Кроме того, Администрация Натальинского муниципального образования в свою очередь представило ликвидационный баланс Администрации Подсосенского МО, согласно которому на момент ликвидации у Администрации Подсосенского МО по расходным обязательствам на начало 2014 года - 4500,00 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Судом первой инстанции указано, что произошла реорганизация юридического лица путём преобразования.

Однако, Администрацией Натальинского муниципального образования в судебное заседание был представлен ликвидационный баланс администрации Подсосенского муниципального образования.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ № 8984 от 10.11.2014, представленной налоговым органом в материалы дела по запросу суда первой инстанции (т.1,л.д.137-139), Администрация Подсосенского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области была ликвидирована по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Запись об этом событии была внесена 06.05.2014, т.е. с 06.05.2014 Администрация Подсосенского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области прекратило существовать как юридическое лицо.

В силу ст.61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Реорганизация - это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством. В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо. Она осуществляется по решению собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица, уполномоченного ими органа (согласно учредительным документам) и решению суда.

Реорганизация представляет собой специфический способ прекращения действующих и образования новых юридических лиц (кроме случаев реорганизации в формах присоединения и выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших юридических лиц к вновь возникшим.

Поскольку реорганизация всегда связана с имущественным правопреемством между юридическими лицами, при ее проведении существенное значение имеет вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику.

В результате реорганизации права и обязанности реорганизованных юридических лиц могут переходить:

а) в полном объеме только к одному правопреемнику (при слиянии, присоединении и преобразовании);

б) в полном объеме, но к нескольким правопреемникам в соответствующих частях (при разделении);

в) частично как к одному, так и к нескольким правопреемникам (при выделении).

Реорганизация представляет собой одну из форм прекращения деятельности юридических лиц и создания новых. В отличие от ликвидации реорганизация не означает погашения обязательств юридического лица, прекращающего деятельность.

Все его права и обязанности переходят к вновь образованным юридическим лицам – его правопреемникам. Правопреемство при реорганизации носит универсальный (общий) характер.

При реорганизации составляется разделительный баланс (в случаях разделения и выделения) или передаточный акт (в случаях слияния, преобразования и присоединения).

Разделительный баланс должен содержать однозначный ответ на вопрос о том, к какому именно юридическому лицу перешло каждое конкретное обязательство.

И передаточный акт, и разделительный баланс должны включать в себя сведения обо всех обязательствах должника.

Решение о реорганизации может быть принято учредителями (участниками) либо соответствующим органом юридического лица.

По общему правилу, коммерческая организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших коммерческих организаций. И лишь при реорганизации коммерческих организаций в форме присоединения реорганизация считается завершённой с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённой коммерческой организации (п. 4 ст. 57 ГК). Государственная регистрация возникших при реорганизации коммерческих организаций, а также внесение записей в единый государственный реестр юридических лиц (при присоединении) происходит в общем порядке.

В соответствии со ст. 59 ГК основаниями для отказа в государственной регистрации вновь возникших коммерческих организаций являются непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса либо отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованной коммерческой организации. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суде.

Истцом не были представлены передаточный акт или разделительный баланс, которые подтверждали бы факт правопреемства ответчика.

Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявленные требования истца необоснованно и удовлетворению не подлежат, в связи, с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене, в иске следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 мая 2015 года по делу № А57-22474/2014 отменить. В иске отказать.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий В.Б. Шалкин

Судьи

Т.С. Борисова

О.А. Дубровина