ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74
====================================================================
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Саратов Дело № А12-3872/2011
Резолютивная часть постановления объявлена «12» октября 2011 года
Полный текст постановления изготовлен «19» октября 2011 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.И. Антоновой,
судей В.А. Камериловой, В.Б. Шалкина
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макарихиной О.А.
при участии в судебном заседании:
от заместителя прокурора Волгоградской области в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации - Волгоградская область – ФИО1, удостоверение ТО №101008,
от закрытого акционерного общества «Управляющая компания НИКОР кэпитал партнерз» - ФИО2 по доверенности №179/11 от 22.08.2011
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Управляющая компания «НИКОР кэпитал партнерз»
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 июня 2011 года
по делу № А12-3872/2011 (судья Загоруйко Т.А.)
по иску заместителя прокурора Волгоградской области в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации - Волгоградская область
к некоммерческой организации Фонд «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно – технической сфере Волгоградской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>),
закрытому акционерному обществу «Управляющая компания НИКОР кэпитал партнерз» (ИНН <***>, ОГРН <***>),
третьи лица:
администрация Волгоградской области,
Министерство экономического развития Российской Федерации,
закрытое акционерное общество управляющая компания «Центр Актив»,
комитет экономики администрации Волгоградской области,
закрытое акционерное общество инвестиционная компания «Гардиан»,
открытое акционерное общество «Московский акционерный Банк «Темпбанк»,
общество с ограниченной ответственностью Коммерческий банк «Кредит Экспресс»
о признании недействительным открытого конкурса.
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Волгоградской области обратилась в арбитражный суд с иском к ответчикам Некоммерческой организации Фонду «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области» (Фонд), ЗАО «Управляющая компания «НИКОР кэпитал партнерз». Согласно заявленным требованиям, с учетом уточнения в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации просит:
1. признать недействительным открытый конкурс по отбору управляющей компании для передачи ей в доверительное управление имущества (денежных средств) Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области с целью включения этого имущества в состав закрытого паевого инвестиционного фонда особо рисковых (венчурных) инвестиций «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области», проведенный 07.04.2008г Некоммерческой организацией Фондом «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области»;
2. признать недействительным протокол заседания попечительского совета Некоммерческой организации Фонда «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области» №9 от 07.04.2008г;
3. (уточнен в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции 16.06.2011г.) признать недействительным договор доверительного управления ЗПИФ ОР(В)И «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области» под управлением ЗАО Управляющая компания «Ай-Мэн Кэпитал», заключенный между ЗАО Управляющая компания «НИКОР кэпитал партнерз» и Некоммерческой организацией Фонд «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области», заключенный путем приобретения и выдачи инвестиционных паев в количестве 1400, согласно заявке №1 от 29.01.2009 и платежного поручения №27 от 24.02.2009г на сумму 140 000 000 руб.
4.взыскать с ЗАО Управляющая компания «НИКОР кэпитал партнерз» , как доверительного управляющего ЗПИФ ОР(В)И «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области» в пользу Некоммерческой организации Фонда «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области» денежные средства в сумме 140 000 000 руб. , полученные в счет оплаты 1400 паев по заявке №1 от 29.01.2009г.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, закрытое акционерное общество «Управляющая компания «НИКОР кэпитал партнерз» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке ст. 226, 268 АПК РФ.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы судебная коллегия оснований для отмены судебного акта не усматривает и полагает, что суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно ч.1 ст. 15, ст.22 Федерального Закона от 24.07.07 №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя, в том числе, закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для указанных субъектов. С учетом ст.17 Федерального Закона №209-ФЗ оказание финансовой поддержки может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов РФ в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании постановления Правительства РФ от 22.04.05 № 249 «Об условиях и порядке предоставления в 2006 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства», приказа Минэкономразвития и торговли РФ от 05.05.05 № 93 «О мерах по реализации в 2005 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства» администрацией Волгоградской области 08.08.06 принято постановление № 987 «О создании фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области», в соответствии с которым создан Фонд «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области», учредителем которого является Комитет экономики администрации Волгоградской области.
Учитывая создание Фонда, на основании постановления Правительства РФ от 22.04.05 № 249, Минэкономразвития РФ выделены средства федерального бюджета областному бюджету в виде субсидий в размере 70 млн. руб. для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами Российской Федерации.
Указанные денежные средства федерального бюджета в размере 70 млн. руб., а также денежные средства областного бюджета в размере 70 млн. руб., выделенные на основании постановления администрации Волгоградской области 08.08.06 № 987, переданы Фонду.
Согласно Уставу Фонда, целью его деятельности является развитие в Волгоградской области инфраструктуры венчурного (рискового) финансирования субъектов малого предпринимательства в научно-технической сфере путем приобретения инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов (ЗПИФ) в порядке, установленном Уставом, нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Волгоградской области. Денежные средства, составляющие имущество Фонда, могут передаваться в доверительное управление отобранной на конкурсе управляющей компании ЗПИФ (п.3.4.).
В целях отбора управляющей компании для передачи ей в доверительное управление денежных средств Фонда с целью включения этого имущества в состав закрытого паевого инвестиционного фонда особо рисковых (венчурных) инвестиций «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области» (ЗПИФ), попечительским советом Фонда «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области» принято решение о проведении открытого конкурса с утверждением порядка проведения конкурса (согласно протоколу № 7 от 28.12.2007 и приложению № 1 к указанному протоколу).
Согласно протоколу № 9 заседания попечительского совета от 07.04.2008 победителем конкурса признано ЗАО «Управляющая компания «Ай-Мэн Кэпитал». Наименование данного юридического лица изменено на ЗАО «Управляющая компания «НИКОР кэпитал партнерз» согласно протоколу №04/10 от 08.06.10. и изменений в учредительные документы.
На основании решения об определении победителя Конкурса (протокол №9 от 07.04.2008) ЗАО «УК «Ай-Мэн Кэпитал» утверждены ПДУ ЗПИФ ОР(В)И «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области» под управлением ЗАО «Управляющая компания «Ай-Мэн Кэпитал» и зарегистрированы ФСФР РФ 15.01.2009 за № 1348-94157943 (с изменениями и дополнениями от 22.12.2009 № 1348-94157943-3). В доверительное управление обществу переданы денежные средства Фонда в сумме 140 млн. руб. по заявке № 1 от 29.02.2009 (платежное поручение от 24.02.2009 № 27) путем приобретения 1 400 паев ЗПИФ.
Полагая, что указанный выше конкурс проведен с нарушением условий его проведения и его результаты являются недействительными заместитель прокурора Волгоградской области в интересах Российской Федерации и субъекта Российской Федерации обратился в суд с настоящими требованиями.
Оценив представленные в материалы дела доказательства суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований ввиду следующего.
В силу ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Учитывая требования п.6 ст.4; п.6 ч1 ст.18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», управляющая компания паевого инвестиционного фонда является финансовой организацией, отбор которой для оказания финансовых услуг на рынке ценных бумаг осуществляется путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Нарушение указанных положений является основанием для признания судом соответствующих сделок или торгов недействительными.
Согласно п. 4 ч.1 ст.12; ст.22; ч.1 ст.31.4 Федерального Закона от 21.07.2005 №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации, разрабатываемой и утверждаемой заказчиком, уполномоченным органом. Заявка на участие в конкурсе должна соответствовать требованиям, установленным конкурсной документацией.
Согласно ст.27 указанного Федерального закона конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией; принимает решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 12 Федерального закона.
На основании Приказа Минэкономразвития РФ от 05.05.05 № 93 «О мерах по реализации в 2005 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства» (раздел 7, пункт 7.6), принятого во исполнение приказа Минэкономразвития России от 30.04.2005 №90 и во исполнение Постановления Правительства РФ от 22.04.2005 №249, Уставом Фонда к полномочиям попечительского совета отнесено утверждение порядка конкурсного отбора управляющей компании ЗПИФ и решения о выборе управляющей компании ЗПИФ ( п.4.2.12 Устава Фонда).
В соответствии с п. 1.5 Порядка проведения открытого конкурса по отбору управляющей компании для передачи ей в доверительное управление имущества (денежных средств) Фонда с целью включения этого имущества в состав закрытого паевого инвестиционного фонда особо рисковых (венчурных) инвестиций «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области», утвержденного решением попечительского совета Фонда «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области», предметом конкурса является отбор управляющей компании для передачи ей в доверительное управление денежных средств Фонда в размере 140 млн. руб. с целью включения этого имущества в состав ЗПИФ ОР(В)И «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области» (протокол № 7 от 28.12.2007).
Согласно п.1.7.1 Порядка проведения открытого конкурса, право на участие в конкурсе ограничено условиями об обязательном наличии лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (п. «а»); наличии в доверительном управлении инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов на дату подачи заявки на участие в конкурсе не менее 2 лет (при этом началом деятельности в качестве управляющей компании паевого инвестиционного фонда считается дата завершения формирования (первоначального размещения инвестиционных паев) первого паевого инвестиционного фонда (п. «б»); наличие в управлении на 01.01.08 активов паевых инвестиционных фондов в размере не менее 400 млн. руб. (п. «ж»).
В соответствии с п.3.2.2. Порядка, конкурсные заявки признаются соответствующими требованиям и условиям настоящего Порядка в случае их полного соответствия или наличия незначительных отклонений, которые не меняют характеристик, условий и требований настоящего Порядка.
Давая оценку ЗАО «УК «Ай-Мэн Кэпитал», как участника конкурса суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ЗАО «УК «Ай-Мэн Кэпитал» не отвечало указанным условиям конкурсной документации, в связи с чем не могло быть допущено к участию в конкурсе и признано его победителем, что, по мнению суда апелляционной инстанции, является правомерным.
Так, в таблице сведений о претенденте ЗАО УК «Ай-Мэн Кэпитал», представленной к заявке по установленной форме, указано на продолжительность деятельности по управлению паевыми инвестиционными фондами на дату подачи настоящей конкурсной заявки - 3 года (п.2). В п.7 таблицы указано на наличие в управлении по состоянию на 01.01.08 активов паевых инвестиционных фондов в размере не менее 400 млн. руб.
В составе конкурсной документации обществом представлены сведения о стоимости чистых активов находящихся в доверительном управлении паевых инвестиционных фондов - ЗПИФ ОР(В)И «Венчурный фонд НИКОР-Первый» - размер активов 178 839, 7 тыс. руб. и ЗПИФ ОР(В)И «Венчурный фонд НИКОР П» - размер активов 232 490,2 тыс. руб.
В то же время, как усматривается из материалов дела, в доверительном управлении общества на момент подачи конкурсной заявки находилось два ЗПИФа: ЗПИФ ОР(В)И «Венчурный фонд НИКОР-Первый» (полностью сформирован 11.05.07, т.е менее года на дату подачи заявки) и ЗПИФ ОР(В)И «Венчурный фонд НИКОР II» (полностью сформирован 13.01.08) .
Стоимость чистых активов на 01.01.2008 ЗПИФ ОР(В)И «Венчурный фонд НИКОР -Первый» составлял 107 501 629, 95 руб., а ЗПИФ ОР(В)И «Венчурный фонд НИКОР II» - 0 руб. , что подтверждается соответствующими справками о стоимости чистых активов.
Таким образом, указанные ЗПИФы находились в доверительном управлении общества менее 2 лет, а стоимость их активов составляла менее 400 млн. руб., что не соответствовало п.п. «б», «ж» п.1.7.1. Порядка проведения открытого конкурса.
Кроме того, в нарушение п. 1.10 и раздела 4 п. 12 Порядка, ответчиком не обеспечено представление в составе конкурсной заявки подтвержденных специализированными депозитариями расчетов размеров находящихся в доверительном управлении активов паевых инвестиционных фондов по состоянию на 01.01.2008г.
Таким образом, ЗАО «УК «Ай-Мэн Кэпитал» не вправе было принимать участие в конкурсе в виду несоответствия предъявляемым конкурсной документацией требованиям (п.п. «б, ж» п.1.7.1. Порядка, п.4 ч.1 ст. 12, ст.22, ч1 ст.31.4 ФЗ № 94-ФЗ).
Доводы ответчика ЗАО «Управляющая компания «НИКОР кэпитал партнерз» о неприменении при оценке доводов и возражений сторон норм Федеральных Законов от 26.07.06 № 135-ФЗ и от 21.07.05 №94-ФЗ, в виду отсутствия соответствующих правовых оснований в исковом заявлении, обоснованно не приняты судом, поскольку нормы права применяются к спорным правоотношениям сторон независимо от указания их сторонами.
Ссылка ответчика на п. 1.12.1 Порядка о праве организатора отклонить все конкурсные заявки, если они не отвечают требованиям, предусмотренным настоящим Порядком, не опровергает доводы прокуратуры о нарушении п.1.7.1., пп. «б» п. 1.8 Порядка и незаконном допуске управляющей компании к участию в конкурсе.
Довод о том, что на основании п.3.2.2 Порядка конкурсная заявка ЗАО «Управляющая компания «Ай-Мэн Кэпитал» признана соответствующей установленным конкурсной документацией требованиям, не может быть принят во внимание, так как в данном случае отклонения в конкурсной заявке являлись существенными, и ответчик допущен к участию в конкурсе на не предусмотренных Порядком условиях и требованиях, что не может быть признано допустимым в силу ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», п.4 ч.1 ст. 12, ст.27, ч.1 ст.31.4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В результате допуска общества к участию в конкурсе и признания его победителем нарушены права Российской Федерации и субъекта Российской Федерации «Волгоградская область» в экономической сфере, поскольку полученные Фондом для достижения общественно полезной цели финансирования малых предприятий в научно-технической сфере денежные средства федерального и областного бюджетов в размере 140 млн. руб., перечислены в доверительное управление организации, не соответствующей требованиям, установленным Порядком проведения открытого конкурса, разработанным в соответствии с требованиями действующих правовых актов. Указанный Фонд создан во исполнение Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и принятых в соответствии с ним подзаконных правовых актов для оказания финансовой поддержки малым предприятиям в научно-технической сфере.
В соответствии со ст.28 Бюджетного кодекса РФ принципами бюджетной системы являются, в том числе, результативность и эффективность использования бюджетных средств, адресность и целевой характер бюджетных средств.
Деятельность управляющей компании регламентируется Федеральным Законом от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», Правилами доверительного управления, зарегистрированными в Федеральной службе по финансовым рынкам России.
Согласно ст. 11 указанного Федерального Закона условия договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом (правила доверительного управления паевым инвестиционным фондом) определяются управляющей компанией в стандартных формах и могут быть приняты учредителем доверительного управления только путем присоединения к указанному договору в целом. Присоединение к договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом осуществляется путем приобретения инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда.
На основании решения об определении победителя конкурса (протокол №9 от 07.04.2008) ЗАО «УК «Ай-Мэн Кэпитал» утверждены ПДУ ЗПИФ ОР(В)И «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области» под управлением ЗАО «Управляющая компания «Ай-Мэн Кэпитал» и зарегистрированы ФСФР РФ 15.01.2009 за № 1348-94157943 (с последующими изменениями и дополнениями). В доверительное управление обществу переданы денежные средства Фонда в сумме 140 млн. руб. по заявке № 1 от 29.02.2009 (платежное поручение от 24.02.2009 № 27) путем приобретения 1 400 паев ЗПИФ.
Поскольку указанный конкурс проведен с нарушением правил его проведения, что является основанием для признания его недействительным, требование о признании недействительным протокола № 9 от 07.04.2008, а также договора доверительного управления подлежат удовлеворению.
Отказывая в применении срока исковой давности суд первой инстанции правомерно исходил из того, что прокурору, Российской Федерации и субъекту Российской Федерации не было известно о несоответствии претендента ЗАО «Управляющая компания «Ай-Мэн Кэпитал» требованиям, определенным Порядком проведения открытого конкурса до момента изъятия следственным органом справок о стоимости чистых активов ЗПИФ ОР(В)И «Венчурный фонд НИКОР-Первый» и ЗПИФ ОР(В)И «Венчурный фонд НИКОР II» по состоянию на 01.01.2008 при проведении обыска в ноябре 2010 года и получения материалов для предъявления иска.
Из представленной в материалы арбитражного дела конкурсной заявки ЗАО «Управляющая компания «Ай-Мэн Кэпитал» усматривается, и ответчиком не оспаривается отсутствие в конкурсной документации подтвержденных специализированным депозитарием расчетов (справок) размеров находящихся в доверительном управлении активов паевых инвестиционных фондов по состоянию на 1.01.08. В экспертных заключениях также отсутствует информация об имеющихся в управлении ЗАО «Управляющая компания «Ай -Мэн Кэпитал» активах паевых инвестиционных фондов на 01 января 2008 года.
Осведомленность о результатах проведенного конкурса не равнозначна
осведомленности о нарушении интересов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации вследствие допущенных при проведении конкурса нарушений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не применил предусмотренный ст.181 п.2 ГК РФ срок исковой давности по заявлению ответчика.
Кроме того, учитывая, что в данном случае передаваемые Фонду денежные средства являлись бюджетными, при этом передача бюджетных средств не являлась безвозмездной и предполагала приобретение инвестиционных паев получателем бюджетных средств в целях оказания финансовой поддержки малым предприятиям в научно-технической сфере в соответствии с требованиями действующих правовых актов, судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции, что к спорным правоотношениям могут быть применены положения ст. 208 ГК РФ, п.4 ст.93.4 Бюджетного Кодекса РФ, ст.8 Федерального Закона от 24.11.08 №205-ФЗ, что также исключает применение срока исковой давности к рассматриваемым исковым требованиям.
В соответствии с ч.4 ст. 11 Федерального закона от 29 ноября 2001 года №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» управляющая компания совершает сделки с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, от своего имени, указывая при этом, что она действует в качестве доверительного управляющего. Это условие считается соблюденным, если в письменных документах после наименования доверительного управляющего сделана пометка «Д. У. » и указано название паевого инвестиционного фонда.
Учитывая неосновательное перечисление Фондом в адрес ЗАО Управляющая компания «НИКОР кэпитал партнерз», как доверительного управляющего ЗПИФ ОР(В)И «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области», денежных средств в сумме 140 000 000 руб., требования прокуратуры в части взыскания указанных средств правомерно удовлетворены судом.
Довод ответчика о том, что суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, по сути произвел одностороннюю реституцию судебной коллегией отклоняется в силу следующего.
По общему понятию пай это денежный взнос в общем капитале, приходящаяся на физическое или юридическое лицо, вносящее деньги - пайщика.
Инвестиционный пай удостоверяет долю его владельца в праве собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, а также право требовать от управляющей компании надлежащего доверительного управления паевым инвестиционным фондом.
Инвестиционный пай не является эмиссионной ценной бумагой. Права, удостоверенные инвестиционным паем, фиксируются в бездокументарной форме.
Учет прав на инвестиционные паи осуществляется на лицевых счетах в реестре владельцев инвестиционных паев и, если это предусмотрено правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом, на счетах депо депозитариями, которым для этих целей в реестре владельцев инвестиционных паев открываются лицевые счета номинальных держателей (ст. 14, Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах"
Таким образом, признание договора доверительного управления ЗПИФ ОР(В)И «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области» под управлением ЗАО Управляющая компания «Ай-Мэн Кэпитал», заключенного между ЗАО Управляющая компания «НИКОР кэпитал партнерз» и Некоммерческой организацией Фонд «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области», заключенного путем приобретения и выдачи инвестиционных паев в количестве 1400 на сумму 140 000 000 руб. недействительным и взыскание денежных средств переданных в оплату паев в размере 140 000 000руб. послужит основанием для внесения изменений в реестре владельцев инвестиционных паев по составу пайщиков.
Судебной коллегией также отклоняется довод заявителя жалобы об отсутствии у прокурора права на предъявления настоящего иска в силу следующего.
Прокурором заявлен иск о признании недействительной сделки договора доверительного управления, заключенного путем приобретения инвестиционных паев на денежные средства предоставленные Фонду содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области» из бюджета Российской Федерации и бюджета Волгоградской области, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства.
В части 4 статьи 15 Федерального Закона от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определено понятие поддержки организаций образующих структуру поддержки субъектов МСП (которая включает в себя, в том числе закрытые паевые инвестиционные фонды): такой поддержкой является деятельность органов государственной власти России, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, осуществляемая при реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов МСП и направленная на создание и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП.
При этом согласно определении понятия поддержки субъектов МСП, данному в п.5 статьи 3 указанного Закона, функционирование инфраструктуры поддержки субъектов МСП входит в содержание поддержки субъектов МСП. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – деятельность органов государственной власти Российской Федарации , органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
С учетом изложенного и исходя из положений статьи 52 АПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о наличии у прокурора права на предъявление настоящего иска.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 июня 2011 года по делу № А12-3872/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.И. Антонова
Судьи
В.А. Камерилова
ФИО3