ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
17 мая 2022 года | Дело № А42-7895/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме мая 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Богдановской Г.Н.,
судей Мельниковой Н.А., Слоневской А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12232/2022) Комитета по жилищной политике на решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.03.2022 по делу № А42-7895/2021, принятое
по иску акционерного общества «Мурманская ТЭЦ»
к Комитету по жилищной политике
третьи лица: 1) Комитет имущественных отношений города Мурманска,
2) Администрация города Мурманска,
3) акционерное общество «Мурманский морской рыбный порт»,
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Мурманская ТЭЦ» (далее – истец, Энергоснабжающая организация) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к Комитету по жилищной политике администрации города Мурманска (далее - ответчик, Комитет по жилищной политике) о взыскании 613 135 руб. 53 коп. стоимости потерь в тепловых сетях, расположенных по адресам: улица Фрунзе, дома 18, 22, улица Генералова, дома 6/24, 19/1, 21, 23, улица Декабристов, дома 20, 22, улица Полярные Зори, дома 24, 28/13, 50, улица Русанова, дома 13, 15, улица Сомова, дома 5, 7, улица Самойловой, дом 3, улица Софьи Перовской, дом 31/11, улица Шабалина, дом 4 и улица Туристов, дом 11а, за период с 01.02.2021 по 30.06.2021 (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений города Мурманска, Администрация города Мурманска и акционерное общество «ММРП» (далее – третьи лица).
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 23.03.2022 иск удовлетворен в полном объеме.
С указанным решением суда не согласился ответчик (далее также – податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Полагает ошибочным суждение суда первой инстанции о том, что лицом, обязанным возмещать стоимость теплопотерь истцу, является Комитет по жилищной политике, поскольку такие выводы противоречат пунктам 1.1., 1.5., 3.2. Положения о комитете по жилищной политике Администрации города Мурманска, утв. Решением Совета депутатов города Мурманска от 31.05.2011 N 37-484. Распорядителем бюджетных средств в отношении заявленных расходов Комитет не является. Считает вывод суда первой инстанции о том, что тепловые сети относятся к муниципальной собственности противоречащим материалам дела. Полагает, что предусмотренная статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) совокупность правовых условий, необходимых и достаточных для взыскания с ответчика неосновательного обогащения, отсутствует.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, согласно выпискам из реестра муниципального имущества города Мурманска, тепловые сети, расположенные на улица Фрунзе, дома 18, 22, улица Генералова, дома 6/24, 19/1, 21, 23, улица Декабристов, дома 20, 22, улица Полярные Зори, дома 24, 28/13, 50, улица Русанова, дома 13, 15, улица Сомова, дома 5, 7, улица Самойловой, дом 3, улица Софьи Перовской, дом 31/11, улица Шабалина, дом 4 и улица Туристов, дом 11а, в городе Мурманске находятся в муниципальной собственности.
Истец по внутриквартальным магистральным сетям поставляет произведенную им тепловую энергию потребителям.
Ссылаясь на то, что обязанность по возмещению потерь в тепловых сетях возлагается на их собственника, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на ответчика как представителя муниципального собственника тепловых сетей, возлагается обязанность нести убытки ресурсоснабжающей организации, связанные с теплопотерями.
Повторно рассмотрев дело по правилам статьи 268 АПК РФ, исследовав письменные доказательства и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое, без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований, приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 ГК РФ).
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 1 статьи 548 ГК РФ указанные правила применяются к правоотношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.
Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (статья 1 Закона о теплоснабжении).
Обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей (статьи 539, 544 ГК РФ, пункт 5 статьи 15, пункт 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении, пункт 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 808 от 08.08.2012, пункты 10.1, 58, 61.2 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации № 20-э/2 от 06.08.2004).
В силу пункта 5 статьи 13 Закона о теплоснабжении теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам).
В соответствии с пунктом 11 статьи 15 Закона о теплоснабжении теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, в силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии часть ресурса неизбежно расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей. В связи с этим эта часть ресурса не оплачивается последними и относится к нормативным потерям теплосетевой организации, во владении которой находятся тепловые сети.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Факт нахождения спорных сетей в муниципальной собственности, преюдициально установлен при рассмотрении дел № А42-7346/2018 и А42-5933/2018, №А42-9436/2018, №А42-7539/2019, №А42-10209/2020, №А42-3848/2021, в связи с чем в силу положений статьи 69 АПК РФ повторному доказыванию не подлежит.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что муниципальное образование как собственник тепловых сетей оплачивает потери, возникающие в его сетях при транспортировке тепловой энергии, признав надлежащим лицом, уполномоченным действовать от имени собственника, Комитет по жилищной политике.
Доводы апеллянта о том, что Комитет по жилищной политике является ненадлежащим ответчиком по спору, подлежат отклонению.
Согласно статье 124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
Решением Совета депутатов города Мурманска от 31.05.2011 N 37-484 утверждено положение о Комитете по жилищной политике администрации города Мурманска.
Согласно пунктам 1.1, 3.2, 4.25 положения Комитет является структурным подразделением администрации города Мурманска, созданным для оказания муниципальных услуг и осуществления муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий администрации города Мурманска в жилищной сфере. Комитет осуществляет возмещение управляющим организациям расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах соразмерно доле пустующих жилых муниципальных помещений в праве общей собственности, а также оплату коммунальных услуг по данным помещениям в соответствии с порядком, установленным постановлениями администрации города. Одной из основных задач Комитета является решение вопросов организации в границах города Мурманска, в том числе, теплоснабжения населения.
В бюджете муниципального образования город Мурманск Комитету выделены средства для «возмещения убытков по жилищно-коммунальному хозяйству».
С учетом изложенных полномочий, следует признать, что обязанность по возмещению стоимости потерь в тепловых сетях возлагается на муниципальное образование в лице Комитета по жилищной политике.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.03.2022 по делу № А42-7895/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Г.Н. Богдановская | |
Судьи | Н.А. Мельникова А.Ю. Слоневская |