ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-13634/2022 от 14.06.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

23 июня 2022 года

Дело № А56-111058/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      июня 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июня 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Смирновой Я.Г.

судей  Жуковой Т.В., Поповой Н.М.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,

при участии: 

от истца: ФИО1 по доверенности от 08.02.2022,

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 10.01.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-13634/2022 )  администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.03.2022 по делу № А56-111058/2021 , принятое

по иску администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области

к  обществу с ограниченной ответственностью «Профспецтранс»

3-е лицо:  Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области

об обязании,

установил:

Администрация муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области (далее – Истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Профспецтранс» (далее – Ответчик, Общество) об обязании разработать проект рекультивации нарушенных земель (приведение нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования), расположенных под полигоном твердых бытовых отходов, на земельном участке с кадастровым номером 47:22:0645001:1 по адресу: Ленинградская область, Волосовский район, Калитинское сельское поселение, в районе д.Калитино, а также на земельных участках с кадастровыми номерами 47:22:0645001:98 и 47:22:0645001:99, расположенных в Ленинградской области, Волосовском муниципальном районе, прилегающих к земельному участку с кадастровым номером 47:22:0645001:1 и выполнить работы по рекультивации земельных участков в соответствии с проектом рекультивации.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области.

Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.03.2022 в иске отказано.

В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, требования удовлетворить.

По мнению подателя жалобы, судом сделан неправомерный вывод о том, что у ответчика не имелось оснований для отказа в приеме отходов из Санкт-Петербурга и других районов Ленинградской области; вывод о том, что деятельность арендатора не привела к ухудшению качества земель, несостоятелен; превышение предельной высоты призмы складирования отходов документально подтверждено.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы, представитель ответчика против удовлетворения жалобы возражал, указав на то, что нарушений с его стороны не допущено.

Третье лицо, уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих  представителей не направило.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Материалами дела подтверждено, что 11.12.2006 между сторонами заключен муниципальный контракт № 31 на выполнение работ по сбору, транспортировке и утилизации на полигоне ТБО «Захонье» твердых бытовых отходов, образованных на территории МО Волосовский муниципальный район, в соответствии с условиями которого Ответчик обязался выполнять для Истца работы по сбору твердых бытовых отходов 4 класса опасности от населения, предприятий и учреждений, расположенных на территории района, их транспортировку и утилизацию на полигоне твердых бытовых отходов по адресу: Ленинградская область, Волосовский район, д.Захонье.

В соответствии с пунктами 2.2.4, 2.2.5 муниципального контракта Ответчик обязался выполнять работы по утилизации твердых бытовых отходов на полигоне ТБО в соответствии с проектно-сметной документацией полигона, размещать на полигоне только отходы, образованные на территории МО Волосовский муниципальный район.

Согласно предоставленной Истцом проектно-сметной документации рекультивация полигона производится только после его закрытия и проведения ряда мероприятий подготовительного характера.

В ходе контроля за соблюдением муниципального контракта Истцом неоднократно проводились проверки полигона ТБО на предмет поступления на полигон отходов производства и потребления.

В результате указанных проверок выявлены неоднократные (систематические) нарушения ответчиком пункта 2.2.5 муниципального контракта, а именно поступление и размещение на полигоне отходов производства и потребления, образованных не на территории Волосовского района.

В целях исполнения ответчиком муниципального контракта, истцом предоставлено на правах аренды соответствующее имущество: полигон твердых бытовых отходов и земельные участки.

В соответствии с договором № 73 аренды объекта нежилого фонда от 15.12.2006 Истец передал, а Ответчик принял во временное возмездное пользование муниципальное имущество: полигон твердых бытовых отходов, находящийся в муниципальной собственности МО Волосовского муниципального района, расположенный по адресу: Ленинградская область, Волосовский район, вблизи дер. Захонье, состоящий из полигона твердых бытовых отходов (I очередь): пожарный водоем, площадка для мойки контейнеров, дезбарьер, вагон-бытовка, туалет и сооружений, образующих единое целое и предназначенное для строго функционального назначения: для размещения отходов III-V классов опасности. Данный договор был зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области за № 47-78-09/046/2008-066.

В целях эксплуатации вышеуказанного имущества, а также в целях выполнения работ по сбору, транспортировке и утилизации на полигоне твердых бытовых отходов, Ответчику был предоставлен в аренду земельный участок, находящийся по адресу: Ленинградская область, Волосовский район, Рабитицкое сельское поселение, в районе д. Захонье площадью 50 027 кв.м под размещение полигона твердых бытовых отходов. Категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, кадастровый номер – 47:22:0645001:1, в связи с чем с Истцом заключен договор № 9 аренды земельного участка от 22.01.2008 сроком до 15.06.2023. Данный договор был зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области за № 47-78-09/046/2008-065.

В целях расширения площади полигона, в 2019 году третьим лицом по настоящему спору – Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области, с Ответчиком были заключены договоры аренды дополнительных земельных участков: договор аренды земельного участка № 164 от 26.06.2019, в соответствии с которым Ответчик принял в аренду земельный участок с кадастровым номером: 47:22:0645001:99, для подъездной дороги к полигону твердых бытовых отходов площадью 12 746 кв.м. (категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; срок аренды до 15.06.2023) и договор аренды земельного участка № 165 от 26.06.2019, в соответствии с которым Ответчик принял в аренду земельный участок с кадастровым номером: 47:22:0645001:98, для расширения полигона твердых бытовых отходов, для складирования твердых бытовых отходов, площадью 15 750 кв.м. (категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; срок аренды до 15.06.2023).

Муниципальный контракт расторгнут 16.04.2021 по соглашению сторон.

Одновременно с расторжением муниципального контракта расторгнуты вышеуказанные договоры аренды земельных участков, на которых осуществлялась деятельность по сбору твердых бытовых отходов 4 класса опасности от населения, предприятий и учреждений, их транспортировке и утилизации.

Земельные участки переданы Ответчиком Истцу по соответствующим актам приема-передачи.

По мнению истца, в соответствии с проектно-сметной документацией ответчик обязан по достижении предельной высоты призмы осуществить все необходимые мероприятия по закрытию полигона и его рекультивации, что сделано им не было, а, напротив, в нарушение требований проектно-сметной документации эксплуатация полигона была продолжена.

Администрация муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области, ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, обратилась в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Профспецтранс» (далее – Ответчик) об обязании разработать проект рекультивации нарушенных земель (приведение нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования), расположенных под полигоном твердых бытовых отходов, на земельном участке с кадастровым номером 47:22:0645001:1 по адресу: Ленинградская область, Волосовский район, Калитинское сельское поселение, в районе д.Калитино, а также на земельных участках с кадастровыми номерами 47:22:0645001:98 и 47:22:0645001:99, расположенных в Ленинградской области, Волосовском муниципальном районе, прилегающих к земельному участку с кадастровым номером 47:22:0645001:1 и выполнить работы по рекультивации земельных участков в соответствии с проектом рекультивации.

Суд первой инстанции в иске отказал, сославшись на недоказанность исковых требований по праву, принимая во внимание также отсутствие оснований полагать, что в результате осуществления Ответчиком деятельности по размещению и утилизации отходов на полигоне имеет место причинении вреда окружающей среде, поскольку, согласно соответствующим экспертным заключениям в 2019 году и марте 2020 года, на полигоне, находившимся в эксплуатации у Ответчика, установлено соответствие образцов проб нормативным требованиями СанПиН. Кроме того, было выявлено, что эксплуатация полигона продолжается, доказательства принятия компетентным органом государственной власти разрешения на закрытие полигона не представлены, что также в силу норм действующего законодательства является основанием для отказа в удовлетворения требований об обязании ответчика обеспечить разработку проекта рекультивации полигона (земельного участка) и провести рекультивацию полигона.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон N 89-ФЗ) в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с ТКО.

Согласно пункту 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Пунктом 34 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, предусмотрено, что в целях обеспечения обработки, обезвреживания, захоронения ТКО операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО в зоне деятельности регионального оператора, указанные в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора, заключают договоры с региональным оператором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.

В соответствии с нормами действующего законодательства между ответчиком и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Ленинградской области, АО »Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области», был заключен соответствующий договор на оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусматривающий обязательный прием Ответчиком твердых коммунальных отходов на захоронение из Волосовского и других районов Ленинградской области.

Согласно пункту 10 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта РФ, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

Территориальная схема обращения с отходами в Ленинградской области, утвержденная Приказом Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами № 5 от 22.07.2019, предусматривает направление на полигон Ответчика, кроме вышеуказанных объемов твердых коммунальных отходов из Ленинградской области, также определенное количество тонн отходов из Санкт-Петербурга.

Таким образом, вопреки позиции истца в апелляционной жалобе, прием отходов из Санкт-Петербурга и других районов Ленинградской области, осуществлялся ответчиком на законных основаниях. Ссылка на то, что данные действия не согласованы с положениями муниципального контракта, несостоятельная, сделана без учета приоритета в данном случае норм действующего права.

В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» (далее - Постановление N 7) разъяснено, что при предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным. Разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, суд учитывает не только положения Гражданского кодекса Российской Федерации, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства.

По смыслу пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор не вправе требовать по суду от должника исполнения обязательства в натуре, если осуществление такого исполнения объективно невозможно (пункт 23 Постановления N 7).

Согласно пункту 4 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон N 89-ФЗ) собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании природного слоя почвы» установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Постановление N 800), согласно пункту 3 которых разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

При этом в силу подпункта «б» пункта 4 Постановления N 800, в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, обеспечиваются арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством).

Согласно пункту 8 данного постановления рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Пунктом 7.7 государственного стандарта «ГОСТ Р56598-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Общие требования к полигонам для захоронения отходов», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.09.2015 N 1419-ст, установлено, что рекультивацию территории полигона проводит организация, эксплуатирующая полигон, на основании предварительного разрешения на проведение работ компетентного органа государственной власти с участием предприятия, выполняющего дальнейшее использование земель.

В силу пунктов 7.4, 7.8 ГОСТа Р56598-2015 рекультивация полигонов содержит комплекс природоохранных и инженерно-технических мероприятий, направленных на восстановление территорий, занятых под полигон, с целью дальнейшего их использования. Рекультивация полигонов выполняется в два этапа, включая инженерно-технический и биологический.

По смыслу пункта 4 статьи 12 Закона N 89-ФЗ восстановление нарушенных объектами размещения отходов земель (рекультивация) проводится только после окончания эксплуатации этих объектов.

В соответствии с пунктом 7.3 ГОСТ Р56598-2015 после закрытия полигона владелец полигона осуществляет рекультивацию территории и проводит мониторинг выбросов свалочного газа и фильтрата в течение тридцати лет для полигонов 1 класса, двадцати лет для полигонов 2 класса, пяти лет для полигонов 3 класса.

В силу пункта 3.2 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996, рекультивация проводится по окончании стабилизации закрытых полигонов - процесса упрочнения свалочного грунта, достижения им постоянного устойчивого состояния.

Согласно предоставленной истцом проектно-сметной документации рекультивация полигона также производится только после его закрытия и проведения ряда мероприятий подготовительного характера.

16.04.2021 между сторонами прекращены как правовые взаимоотношения по использованию полигона и земельных участков, так и обязательства ответчика в части соблюдения природоохранного законодательства в отношении ранее арендуемых земельных участков.

Расторжение муниципального контракта, а также договоров аренды полигона и земельных участков оформлено соответствующими соглашениями о расторжении по соглашению сторон, арендованные объекты были фактически возвращены Истцу, что подтверждалось соответствующими актами приема-передачи (возврата).

Более того, как установлено по имеющимся в материалах дела документам, в соответствии с пунктом 5 соглашения о расторжении муниципального контракта, пунктом 2 соглашения о расторжении договора аренды земельного участка № 9 от 22.01.2008, пунктом 2 соглашения о расторжении договора аренды земельного участка №165 от 25.06.2019, пунктом 2 соглашения о расторжении договора аренды земельного участка №164 от 25.06.2019, стороны пришли к соглашению о том, что состояние полигона твердых бытовых отходов и земельных участков с кадастровыми номерами: 47:22:0645001:99, 47:22:0645001:98, 47:22:0645001:1 отражены в акте осмотра от 05.04.2021.

Исходя из содержания соглашения о расторжении муниципального контракта от 16.04.2021, а также из содержания пункта 3 соглашения о расторжении договора аренды объекта нежилого фонда №73 от 15.12.2006 претензий по исполнению договоров, в том числе финансового характера, стороны не имеют.

Акт осмотра от 05.04.2021 не содержит каких-либо выявленных нарушений (загрязнений, деградации) как на территории полигона, так и на земельных участках с кадастровыми номерами: 47:22:0645001:99, 47:22:0645001:98, 47:22:0645001:1. Зафиксированные актом осмотра работы по вырубке леса, наличие площадки с бетонными плитами, а также выемка грунта на площади примерно 2400 кв.м, и укладка на дно гидроизоляционного материала, соответствуют работам, предусмотренным предметом договора аренды земельного участка №165 от 25.06.2019 и были направлены на расширение полигона твердых бытовых отходов.

Кроме того, эксплуатация полигона продолжается, доказательства принятия компетентным органом государственной власти разрешения на закрытие полигона не представлены, в связи с чем, основания для удовлетворения требований об обязании Ответчика обеспечить разработку проекта рекультивации полигона (земельного участка) и провести рекультивацию полигона отсутствуют. В нарушение требований 65 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено надлежащих и достаточных доказательств в подтверждение факта ненадлежащего исполнения муниципального контракта со стороны ответчика.

Правила N 800 устанавливают срок (не позднее чем 7 месяцев), в который лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 этих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель, начало течения которого связано с окончанием лицом деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения; с днем совершения действия, в результате которого произошла деградация земель; с днем выявления деградации земель; с днем получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.

На наличие таких обстоятельств Администрация не ссылалась, соответствующих доказательств ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представила.

Более того, документы, свидетельствующие о превышении параметров проекта, предоставленные Истцом, а также факт возбуждения административного дела Северо-Западным межрегиональным управлением Росприроднадзора, указывают на превышения проектных параметров по объёму и высоте. За допущенные нарушения Ответчик привлечен к административной ответственности. По результатам установления факта превышения проектных отметок деятельность Ответчика по размещению отходов производства и потребления прекращена. Ответчиком проведены соответствующие работы по укрытию полигона грунтом.

Из материалов дела также следует, что до января 2021 года истцом не принималось действий по расторжению указанных договоров аренды в одностороннем порядке, предусмотренном пунктом 5.2.1 муниципального контракта, в том числе по основаниям невыполнения Ответчиком требований пункта 2.2.5 муниципального контракта.

Учитывая, что Ответчик не является собственником земельных участков и полигона твердых бытовых отходов, а также не владеет и не является их пользователем с 16.04.2021, требования пункта 4 статьи 12 Закона № 89-ФЗ к Ответчику не применимы.

Согласно абзацу 4 раздела 9 проектно-сметной документации полигона рекультивация полигона производится по окончанию стабилизации насыпи твердых бытовых отходов в процессе упрочнения свалочного грунта и достижения им устойчивого состояния. Затем следует засыпать трещины, провалы, спланировать поверхность отвала и выполнить посев многолетних трав. Проектом предусмотрено лесохозяйственное направление рекультивации – создание на нарушенных полигоном землях лесных насаждений. Срок стабилизации под посадку деревьев – 2-3 года.

Между тем, в августе 2021 года, то есть через 4 месяца после расторжения соответствующих договоров с Ответчиком, Прокуратурой Волосовского района проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и об отходах производства и потребления с привлечением специалистов территориального отделения Роспотребнадзора Волосовского района и Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области на полигоне твердых бытовых отходов в д.Захонье Волосовского района.

Из соответствующего представления об устранении нарушений федерального законодательства, вынесенного Прокуратурой Волосовского района в отношении главы администрации Волосовского муниципального района Ленинградской области следует, что полигон не осуществляет прием отходов производства и потребления, с апреля 2021 года; Ответчик, ранее осуществлявший эксплуатацию полигона, прекратил свою деятельность, иной организации в аренду земельный участок, занятый полигоном, не передавался. На момент проверки земельный участок, занятый полигоном, и полигон находятся в собственности Истца.

Проверкой выявлено, что Истец не выполнил обязанность по актуализации сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, предусмотренную п. 6, 7 ст.69,2 Федерального закона РФ от 10.01.2022 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В ходе указанной проверки также было установлено, что складирование отходов осуществляется вне рабочей карты полигона, отходы не уплотнены изолирующим слоем грунта, что влечет угрозу разноски мусора за территорию земельного участка полигона ветром. Ограждение полигона не целостное, имеются повреждения забора по периметру, в связи с чем нарушены пункты 250, 253, 256 СанПиН 2.1.3684-21 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Мониторинг полигона Истцом в период с апреля по август 2021 года не проводился, чем нарушены пункт 4 статьи 12 Закона N 89-ФЗ, пункты 4.2 и 4.3 ГОСТ Р 56060-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Производственный экологический мониторинг. Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов». Таким образом, Прокуратурой Волосовского района, специалистами территорильного отдела Роспотребнадзора Волосовского района, Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области было установлено, что полигон используется для размещения отходов, не выведен из эксплуатации.

Совокупность вышеизложенных обстоятельств и норм материального права свидетельствует о том, что исковые требования правомерно отклонены судом первой инстанции в силу их необоснованности, отсутствия доказательств причинения вреда в результате осуществления Ответчиком деятельности по размещению и утилизации отходов на полигоне.

С учетом изложенного, доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.

Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 30.03.2022 по делу №  А56-111058/2021   оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Я.Г. Смирнова

Судьи

Т.В. Жукова

 Н.М. Попова