ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-17140/15 от 02.09.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

09 сентября 2015 года

Дело №А26-5338/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Тимухиной И.А.

судей Горбик В.М., Кашиной Т.А.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от истца: не явился, извещен

от ответчика: ФИО2 (доверенность от 01.01.2015)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17140/2015) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.05.2015 по делу № А26-5338/2014 (судья Лайтинен В.Э.), принятое

по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия

к ОАО "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат"

об обязании внести изменения,

установил  :

Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к акционерному обществу «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» (далее - ответчик, Общество) об обязании внести изменения в проекты освоения лесов к договорам аренды лесных участков от 19.12.2008 №№ 59-з и 60-з в части проведения санитарно-оздоровительных мероприятий (сплошные санитарные рубки) в квартале 56 Летнинского участкового лесничества, S=13,7 га, общий запас выбираемой древесины 2537 куб.м, в том числе неликвидной 292 куб.м, в квартале 71 Летнинского участкового лесничества, S=43,3 га, общий запас выбираемой древесины 7476 куб.м, в том числе неликвидной 838 куб.м, в квартале 109 Лехтинского участкового лесничества, S=43.3 га, общий запас выбираемой древесины 5776 куб.м, в том числе неликвидной 610 куб.м., в квартале 107 Лехтинского участкового лесничества, S=8,0 га, общий запас выбираемой древесины 1104 куб.м, в том числе неликвидной 127 куб.м., в квартале 108 Лехтинского участкового лесничества, S=14,7 га, общий запас выбираемой древесины 2563 куб.м., в том числе неликвидной 279 куб.м, обязании внести изменения в таблицу 3.2.10 - Расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) при всех видах рубок и в пункт 5.2 - Мероприятия по защите лесов, в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства № 69 от 29.02.2012 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, обязании ответчика провести санитарно-оздоровительные мероприятия согласно плану-корректировке в течение трех месяцев с момента внесения изменений в проекты освоения лесов.

Решением от 26.05.2015 в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе Министерство, считая решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, полагая ошибочным вывод суда первой инстанции об отсутствии у Общества обязанности внести изменения в спорные договоры аренды и провести требуемые санитарно-оздоровительные мероприятия (сплошные санитарные рубки). По мнению подателя жалобы, положения ст. 53.7 Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ) в данном случае не применимы, поскольку к моменту введения на территории МО «Беломорский муниципальный район» режима чрезвычайной ситуации вся площадь пожара была уже выгоревшей, следовательно, обязанность по проведению на участках, пройденных пожаром, санитарно-оздоровительных мероприятий (сплошная рубка) возлагается на арендатора.

Общество возразило против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Как следует из материалов дела, Между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (арендодатель, правопредшественник истца) и ОАО «Сегежский ЦБК» (арендатор) заключены договоры аренды лесного участка от 19.12.2008 № 59-з и № 60-3.

В соответствии с пунктом 4.4.13 договоров аренды лесных участков №№ 59-з и 60-з от 19.12.2008 на арендатора возложена обязанность по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на лесном участке, переданном в аренду (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Кроме того, арендатор обязан не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (пункт 4.4.2 договоров).

На основании приказа Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия № 1131 от 29.07.2013 «Об обследовании лесных насаждений, поврежденных лесными пожарами» представителями Министерства проведено лесопатологическое обследование лесных участков на арендуемой Обществом территории Лехтинского и Летнинского участковых лесничеств, пройденной лесным пожаром в 2013 году, по результатам которого составлен план-корректировка проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на 2013-2014 годы, утвержденный Министром по природопользованию и экологии Республики Карелия 18.10.2013.

Письмом от 15.10.2013 № 1113 Министерство обратилось к Обществу с предложением включить выявленный (обследованный) объем санитарно-оздоровительных мероприятий в проекты освоения лесов, приложив акты проверки санитарного и лесопатологического состояния лесных участков.

Письмом от 12.11.2013 № 1233 ответчику направлены схемы расположения участков, намеченных под сплошные санитарные рубки, 13.05.2014 направлено требование о внесении изменений в Проекты освоения лесов к договорам аренды лесных участков № 59-з и № 60-з от 19.12.2008 и проведении санитарно-оздоровительных мероприятий.

Неисполнение арендатором указанного требования послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что судом первой инстанции отказано в удовлетворении иска правомерно.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

Частью 2 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктами 4, 28 Правил санитарной безопасности в лесах предусмотрено, что указанные меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов. Санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, основанием для внесения изменений в Проекты освоения лесов и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий явилось возникновение на арендуемых Обществом лесных участках пожаров, которые привели к введению на территории муниципального образования «Беломорский муниципальный район» в период с 04.06.2013 по 10.06.2013 постановлением Администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» от 04.06.2013 №525 режима чрезвычайной ситуации, который отменен Постановлением Администрации от 10.06.2013 №639.

В соответствии с частью 1 статьи 53.7 ЛК РФ мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в том числе на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса.

Согласно частям 4, 5, 6 статьи 53.7 ЛК РФ ( в редакции, действовавшей на момент проведения обследования) при размещении заказа на выполнение работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном частью 3 статьи 19 настоящего Кодекса.

Учитывая вышеизложенное, а также отсутствие в договоре обязанности арендатора производить своими силами и за свой счет работы по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на арендованных лесных участках, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Министерства, поскольку на арендатора не возложена обязанность по выполнению работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, пострадавших вследствие лесных пожаров.

Довод Министерства о неприменении к спорным правоотношениям положений ст. 53.7 ЛК РФ является ошибочным.

В нарушение ст. 65 АПК РФ Министерством не представлены доказательства того, что проведение требуемых санитарно-оздоровительных мероприятий на спорных земельных участках не является действиями по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

При таких обстоятельствах доводы подателя апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом как необоснованные, противоречащие сложившимся между сторонами правоотношениям и подлежащим применению нормам материального права, оснований для отмены решения не установлено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.05.2015 по делу № А26-5338/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

И.А. Тимухина

Судьи

В.М. Горбик

Т.А. Кашина