ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
10 августа 2022 года | Дело № А56-111282/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме августа 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Мельниковой Н.А., Савиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Емельяновой Н.О.,
при участии:
от истца: ФИО1 по доверенности от 30.12.2021;
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 01.10.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-18605/2022 ) Войсковой части 3526 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2022 по делу № А56-111282/2021 , принятое
по иску Войсковой части 3526
к обществу с ограниченной ответственностью «Промэнерго»
о взыскании,
установил:
Войсковая часть 3526 (ОГРН <***>, ИНН <***>; Ленинградская область, Ломоносовский район; далее – Войсковая часть) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью «Промэнерго» (ОГРН <***>, 6ИНН 7839320364; Санкт-Петербург, Митрофаньевское <...>; далее – Общество) о взыскании 14 004 625 руб. 38 коп. безучетно потребленной электрической энергии, 94 274 463 руб. 48 коп. сумму извлеченной выгоды вследствие действий ответчика в рамках исполнения обязательств по договорам энергоснабжения.
Решением суда от 01.04.2022 с Общества в пользу Войсковой части взыскано 1 873 504 руб. 67 коп., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда от 01.04.2022, Войсковая часть обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, удовлетворить исковые требования в полном объеме, ссылаясь на то, что судом первой инстанции необоснованно отказано в проведении теплотехнической экспертизы. Податель жалобы указывает на то, что после ввода в эксплуатацию новой части котельной и в последующем фактической ее эксплуатацией ответчиком осуществлялось безучетное потребление электрической энергии; расходы по оплате электрической энергии потребленной Обществом при эксплуатации новой части котельной, несла Войсковая часть.
В отзыве истец просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Войсковой частью повторно заявлено ходатайство о назначении теплотехнической экспертизы по делу.
Представитель истца возражает против проведения повторной экспертизы.
По смыслу части 1 статьи 82 АПК РФ назначение экспертизы является правом суда, который определяет необходимость разъяснения вопросов, возникающих при рассмотрении дела и требующих специальных познаний. При этом вопросы, разрешаемые экспертом, должны касаться существенных для дела фактических обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 64, абзацем 2 части 3 статьи 86 АПК РФ заключение эксперта является одним из доказательств по делу, не имеет заранее установленной силы, не носит обязательного характера и подлежит исследованию и оценке судом наравне с другими представленными доказательствами (пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе»).
По мнению суда апелляционной инстанции и исходя из предмета заявленного требования и представленных в дело доказательств, основания для назначения судебной экспертизы отсутствуют. В данном случае отсутствует объективная невозможность рассмотрения дела по имеющимся в деле доказательствам, поставленные перед экспертом вопросы не относятся к предмету спора.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы, представитель ответчика отклонил их.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в целях обеспечения деятельности Войсковой частью с Обществом заключены договоры аренды недвижимого имущества № 2 от 20.04.2017, № 3-Л от 01.04.2021, находящегося в федеральной собственности, закрепленного на праве оперативного управления за Войсковой частью, в соответствии с условиями которых, Войсковая часть передала во временное возмездное владение и пользование на правах аренды помещение газовой котельной, расположенное по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, пгт. Лебяжье, ул.Степаняна 35, литер «Л», пом. 2-Н, общей площадью 327,4 кв.м. с находящимся в здании оборудованием, теплосетями и сетями горячего водоснабжения.
Арендатором используется объект для первоочередного обеспечения коммунальными услугами по горячему водоснабжению и отоплению потребителей Войсковой части.
В целях непосредственного обеспечения объектов Воинской части тепловой энергией и горячим водоснабжением между Войсковой частью и Обществом заключены договоры энергоснабжения тепловой энергией от 29.05.2017 № 3/4/4-961, от 09.12.2019 № 2/20, в рамках которых Общество (энергоснабжающая организация) обязалось обеспечивать подачу Войсковой части (абонент) тепловую энергию и горячее водоснабжение.
На основании распоряжения Директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 29.04.2021 № 1/694-р, старшим ревизором 5 отдела контроля и аудита финансово-хозяйственной деятельности Управления финансового контроля и аудита Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации проведена выборочная проверка финансово-хозяйственной деятельности Войсковой части.
По результату проверки установлено, что в апреле 2021 года должностными лицами квартирно-эксплуатационного отдела тыла Северо-Западного округа войск национальной гвардии Российской Федерации организована проверка состояния переданного Обществом в аренду имущества (газовой котельной).
В результате проверки выявлен факт переноса прибора учёта электрической энергии из Главного распределительного щита1 в помещение диспетчерской, а также установлено наличие врезок, не предусмотренных проектной документации в системе холодного водоснабжения и теплоснабжения.
С целью выработки тепловой энергии и оказания услуг по теплоснабжению военного городка арендатором котельной осуществляется потребление электрической энергии, холодного водоснабжения и природного газа. Основанием для потребления указанных ресурсов являются соответствующие договоры и соглашения, заключенные им с гарантирующими поставщиками.
На основании акта приёмки законченного строительством объекта от 19.12.2017 № 19/12/17 после проведённой реконструкции газовой котельной комиссией принят новый котельный зал, пристроенный к существующей котельной, а также сети инженерно-технического обеспечения.
Согласно техническим условиям, выданным Войсковой частью для строительства, а также подраздела 5.1.1 раздела 5 проектной документации, «Система электроснабжения. Книга 1», шифр 6-13-11-2014-ИОС1.1, учёт электрической энергии должен осуществляться электронными счётчиками «Меркурий 230» трансформаторного включения 2. Счётчики должны быть установлены на вводе в ГРЩ новой части котельной.
В соответствии с договором электроснабжения от 29.05.20217 №3/4/4-961, заключенным между обществом с ограниченной ответственностью «Русэнергосбыт» и арендатором, учет электрической энергии осуществляется по двум счётчикам (Меркурий 230 № 21810699, № 21809123), которые согласно акту разграничения эксплуатационной ответственности от 24.04.2017, установлены в ГРЩ новой части котельной.
Комиссией округа установлено, что фактически на объекте имеется два узла учета: в диспетчерской старого котельного зала, с установленными приборами учёта Меркурий 230 №№ 29937622, 29937626 (установлены взамен счётчиков № 21810699, № 21809123, акт замены от 22.05.2017) и в ГРЩ новой части котельной, с установленными приборами учёта Меркурий 230 № 07035389, № 06294213. При этом счётчики, установленные в ГРЩ новой части котельной, для коммерческого учета электроэнергии в эксплуатацию не введены, акты энергосбытовой организации в период проведения проверки не представлены.
Таким образом, счетчики электрической энергии, фактически учитываемые во взаиморасчетах арендатора с поставщиком электроэнергии и впоследствии с Войсковой частью 3526, не соответствуют приборам учета электроэнергии, которые указаны в договоре электроснабжения от 29.05.2017 № 3/4/4-961, заключенном между ООО «Русэнергосбыт» и обществом с ограниченной ответственностью «Ромэнерго».
После ввода в эксплуатацию новой части котельной и при ее последующей фактической эксплуатации Обществом в соответствии с пунктом 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 4423, последним в период с 20.12.2017 по настоящее время осуществлялось безучётное потребление электрической энергии.
Таким образом, расходы по оплате электрической энергии, потреблённой Обществом при эксплуатации новой части котельной, несла Воинская часть в рамках заключенных договоров с ООО «Русэнергосбыт» от 25.03.2017 № 3/4/4-953, от 31.01.2018 № 3/4/4-953, от18.02.2019 № 3/4/4-953, от 17.12.2019 № 3/4/4-953.
В соответствии с договорами теплоснабжения от 16.02.2017 № 2, от 02.02.2018 № 2/18, от 18.02.2019 № 2/19, от 9.12.2019 № 2/20, заключенными Обществом и Войсковой частью, взаиморасчёты производились по тарифам, установленным для «Лебяженское городское поселение», утверждённым Комитетом по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области.
В соответствии с пунктом 3 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 10757, регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 5(1) Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства № 1075, в поселениях, городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, предельные уровни цены на тепловую энергию (мощность) устанавливаются для каждой системы теплоснабжения. Определение и установление (пересмотр) предельных уровней цен на тепловую энергию (мощность) производится органом регулирования в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2017 № 1562.
Котельная, сети теплоснабжения и горячего водоснабжения, переданные в аренду, являются системой теплоснабжения только военного городка Войсковой части 3526. Системы теплоснабжения сторонних организаций на территории воинской части отсутствуют, что подтверждается схемой теплоснабжения муниципального образования «Лебяженское городское поселение» на 2018-2032 годы, утверждённой постановлением Главы администрации от 19.06.2018 № 236.
В соответствии с пунктом 4.2.11 договора аренды № 2 Общество обязано рассчитать и утвердить установленным порядком в регулирующем органе тариф на тепловую энергию для потребителей войск национальной гвардии.
В Ленинградской области определяет и утверждает тарифы Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (Комитет). Комитет сообщил, что Общество в составе заявки на тарифы в сфере теплоснабжения указало два объекта теплоснабжения: котельная, расположенная по адресу: <...>; котельная, расположенная по адресу: <...>.
На основании представленных Обществом данных Комитет определил и утвердил тариф на тепловую энергию для Лебяженского городского поселения. Для Войсковой части, имеющей на балансе свою котельную и тепловые сети, индивидуальный тариф не разрабатывался и не утверждался. Исходные данные для определения и утверждения индивидуального тарифа в Комитет не представлялись.
Таким образом, Обществом нарушены требований пункта 5(1) постановления Правительства № 1075 и договора аренды № 2 в части непредставления данных в Комитет для расчета и утверждения индивидуального тарифа, учитывающего особенности системы теплоснабжения Войсковой части.
Согласно пункту 8.3 договора аренды № 2 в случае не выполнения указанных требований договор подлежит досрочному расторжению в судебном порядке, расторжение договора не освобождает арендатора от возмещения задолженности по арендной плате.
На день начала проверки договор № 2 расторгнут на основании распоряжения от 12.03.2021 № 22/2227 по соглашению сторон. В ходе проведения проверки в рамках ревизии представлена копия договора поставки газа от 01.08.2017 № 47-Т-7770, заключенного между Обществом и обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург».
В соответствии с пунктом 2.1 договора согласованный объём поставки газа на 2018 год указан 2 603 000 куб.м. по представленному договору. Для расчёта тарифа на тепловую энергию служит комплекс исходных данных, в том числе данные потребляемых ресурсов, необходимых для выработки котельной тепловой энергии, в том числе газ.
Из представленных Комитетом документов следует, что две котельные, указанные Обществом в составе заявки на тарифы в сфере теплоснабжения, потребили за один год более 5 000 000 куб.м. газа.
Актом проверки котельной установлен факт наличия перемычки между подающим и обратным трубопроводом горячего водоснабжения, установленной после расходомеров, учитывающих расход горячей воды, а также отсутствие пломб на расходомерах в узле учёта тепловой энергии, что позволило Обществу корректировать объем отпускаемой тепловой энергии Войсковой части. Факт отсутствия пломб также подтверждён в результате проверки. Перемычка на дату проведения настоящей проверки арендатором устранена (демонтирована).
В результате действий арендатора причинен ущерб Войсковой части при осуществлении взаимных расчетов по оплате тепловой энергии.
С целью определения причинённого Обществом ущерба проверено количество проданной им тепловой энергии Войсковой части за период с 20.12.2017 по 30.04.2021. В ходе проверки от ООО «Газпром» истребованы данные о фактическом потреблении Обществом газа за указанный период для выработки тепловой энергии на котельной Войсковой части. Согласно представленным ООО «Газпром» данным и произведённым расчётом установлено, что максимально котельная могла выработать 39 037,64 Гкал. Следовательно, объём выставленной Обществом к оплате Войсковой частью тепловой энергии, по мнению истца, завышен на 28 930,81 Гкал.
Таким образом, по мнению истца, действиями Общества Войсковой части причинен ущерб, что послужило снованием для обращения в суд с настоящим иском.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимы приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.
Недоказанность одного из перечисленных обстоятельств является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Ответчик указал, что соответствии с актом приема-передачи (приложение № 1 к договору аренды) приборы учета электрической энергии от Войсковой части в Общество не передавались, так же не передавалось и оборудование, установленное в новом котельном зале.
Во исполнение пункта 4.2.9 договора аренды для оплаты электрической энергии, потребляемой оборудованием, принятым в аренду и установленном в старом зале котельной, между Обществом и ООО «Русэнергосбыт» (гарантирующий поставщик) 29.05.2017 заключен договор энергоснабжения 3/4/4-961, в приложении № 1 которого указаны копии актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, оформленные Войсковой частью и подписанные Обществом.
Анализ указанных актов разграничения и однолинейной схемы границ эксплуатационной ответственности не позволяет однозначно определить - в каком ГРЩ (операторской или ГРЩ-Н смонтированном по плану реконструкции на вводе в котельную) должна проходить граница эксплуатационной ответственности сторон и организован учет электрической энергии.
В пункте 3.2 раздела 3 (учет электрической энергии) договора энергоснабжения указано, что сведения о приборах учета определяются приложением № 4 «Перечень приборов учета в точках поставки». В данном Приложении указано, что для определения объема потребленной электрической энергии применяются счетчики электрической энергии «Меркурий 230»: заводской номер № 29937622; заводской номер № 29937626. Данные электрические счетчики установлены в ГРЩ операторской котельной и опечатаны представителем ООО «Русэнергосбыт».
Представитель ответчика пояснил, что ежемесячно представитель Войсковой части осуществлял снятие показаний с данных электрических счетчиков, оформлял соответствующий акт и передавал показания в ООО «Русэнергосбыт».
В марте 2020 года трансформаторы тока, установленные в ГРЩ операторской котельной, Обществом заменены на новые (по истечении межповерочного интервала). Инспектором гарантирующего поставщика 17.03.2020 составлен трехсторонний акт допуска прибора учета, в котором отражены прежние счетчики электрической энергии (№ 29937622 и № 29937626), место установки которых не менялось.
После замены трансформаторов тока представитель Войсковой части продолжил снятие показания с данных электрических счетчиков и оформлял соответствующие акты и передачу показаний в ООО «Русэнергосбыт».
Сообщения от Войсковой части о завершении работ по реконструкции котельной, подключении 20.12.2017 (через 7 месяцев после заключения договора аренды и через 6 месяцев после заключения договора электроснабжения) оборудования к ГРЩ-Н и необходимости переноса точки поставки (учета) электрической энергии из ГРЩ операторской котельной в ГРЩ-Н, а также документов, необходимых для внесения изменений в договор энергоснабжения Обществу не поступали, исполнительная документация с изменённой схемой электроснабжения после реконструкции котельной арендодателем не передавалась.
Фактически арендатор (Общество) не знал об изменении схемы электроснабжения и границы разграничения эксплуатационной ответственности, а также о переносе точки поставки электроэнергии в реконструированную котельную.
В соответствии с договором аренды № 3-Л от 01.04.2021 в аренду передавалось оборудование, установленное как в старом, так и новом котельном зале. В приложении № 1 к договору аренды № 3-Л (пункты 124 и 125) указаны два счетчика электричества Меркурий 230 (2017 года). Изменение «Точки поставки», и как следствие, изменение местоположения узла учета электроэнергии в новом договоре не указано.
В момент проверки 14.04.2021, организованной представителями арендодателя, в ГРЩ-Н обнаружены смонтированными на узле учета два счетчика электрической энергии Меркурий 230 (2010 года).
Таким образом, для учета электрической энергии Войсковая часть использовала приборы учета электрической энергии, расположенные в ГРЩ в операторской котельной, и передавала в Общество для расчетов показания счетчиков электрической энергии.
Для переноса точки поставки (учета) электрической энергии из ГРЩ операторской в ГРЩ-Н, Войсковой части следовало направить копии паспортов на приборы учета электрической энергии, расположенные в ГРЩ-Н. Общество для корректного учета электроэнергии неоднократно запрашивало у Войсковой части документы, необходимые для внесения изменений в договор энергоснабжения № 3/4/4-961.
После монтажа новых счетчиков электрической энергии и трансформаторов тока, Общество оформило документы, необходимые для переноса точки поставки (учета) электрической энергии из ГРЩ операторской котельной в ГРЩ-Н, - Акт балансового разграничения и Акт приемки приборов учета). Общество 02.07.2021 направило в ООО «Русэнергосбыт» заявление на перенос точки поставки (учета) электрической энергии.
Дополнительным соглашением №1 к договору энергоснабжения № 3/4/4-961 от 29.05.2021 внесены изменения, где точкой поставки электрической энергии является ГРЩ-Н.
Как верно указал суд первой инстанции, ответственность и риски создавшейся ситуации с неоплатой части электроэнергии при эксплуатации котельной, лежит на арендодателе, не выполняющем обязанности сетевой организации и не обеспечившим достоверный учет электрической энергии в ГРЩ-Н, не выполнявшим периодическую проверку работы электрических счетчиков, установленных в ГРЩ-Н, передачей арендатору в полном объёме исполнительной документации объекта аренды, документов относительно учета электроэнергии для изменения точки поставки в договоре электроснабжения с гарантирующим поставщиком.
Ответчиком произведен справочный расчет стоимости потребленной электрической энергии энергопринимающими устройствами, расположенными в новой части здания котельной, без которых эксплуатация котельной не могла осуществляться и которые фактически эксплуатировались с момента завершения реконструкции котельной. Согласно расчету стоимость энергии составляет 1 873 504 руб. 67 коп. Исковые требования в указанном размере обоснованы и подлежат удовлетворению.
Требования к организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, в том числе к приборам учета, характеристикам тепловой энергии, теплоносителя, подлежащих измерению в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, требования к вводу в эксплуатацию узла учета установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 11.2013 № 1034 «Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя».
Вопреки доводам истца, использование таких показателей как КПД котельной, фактическое потребление газа для выработки тепловой энергии котельной, для расчета поставки тепловой энергии и теплоносителя действующим законодательством не предусмотрено, поэтому не может быть применено в расчетах за поставленную тепловую энергию.
В спорный период прибор учета тепловой энергии, установленный в котельной, неоднократно выходил из строя и в эти периоды объемы реализованного тепла и теплоносителя определялись по расчетным или договорным объемам, превышающим фактическое потребление.
Сторонами в 2022 году заключен новый договор, в котором нагрузка, установленная в договоре, соответствует нагрузке, определенной с 2017 года.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены исковые требования частично.
Судом первой инстанции вынесен законный и обоснованный судебный акт. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по приведенным в ней доводам.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2022 по делу № А56-111282/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | А.Ю. Слоневская | |
Судьи | Н.А. Мельникова Е.В. Савина |